Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Комкова Лариса Валерьевна

 

 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                     « Средняя  общеобразовательная школа № 8»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Тема  урока :

       « Язык словами силен, или тайны русского слова»

 (Урок- путешествие  с применением  игровых  форм  для     систематизации и  обобщения  знаний  по  теме  «Причастие »)

 

 

 

                               6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Подготовила

                                                                       учитель русского языка МБОУ СОШ №8

                                                                                          Комкова  Л.В.

 

 

 

 

 

                                                   г. Муром

                                                     

 

 

 

Эпиграфы к уроку:

   Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них

                                                                                Л. Успенский

   Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

                                                                                А. С. Пушкин

 

Тип урока:  урок – путешествие  с применением игровых форм .

 

Цели:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи и образовании причастий.

ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;

 показать роль причастий в речи;

- формировать умения различать причастия и прилагательные;

-формировать умения находить причастия в  текстах, определять роль   

 причастий,  конструировать предложения, включая в них причастия;  

-понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте, наблюдать за использованием причастий в художественных текстах.

Общеучебные:

формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.

Развивающие:

- обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования  причастий;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

развивать умение осмысливать значение  причастий, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими причастиями; развивать умение связно излагать свои мысли;

развивать у  обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Воспитательные:

воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка;

формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.

Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой,  правописной).

 

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор

 

Оборудование:  учебник русского языка для 6 класса  под редакцией М.М. Разумовской;  при наличии интерактивной доски в классе возможна работа на  базе презентации с  заданиями  либо работа с раздаточными  материалами на печатной основе.

 

 

 

 

 

 Ход  урока.

1. Организационный момент.

Учитель.

Ребята, сегодня наш урок будет проведен в форме путешествия с применением игры. Для этого я заранее просила вас разбиться на команды и выбрать себе капитана. Давайте познакомимся с гостями. Вам слово, капитаны.

1 –«друзья»  2-  «лингвисты» 3- «грамотеи»   4- «знатоки»

2) Сообщение темы и целей урока  (слайд № 3).

Учитель.

Ребята, посмотрите на высказывания  известных  людей.

«Они служат к сокращению человеческого слова, заключают в себе имени и глагола  силу»                                                                                                     М.В.Ломоносов.                       

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

 В.Даль

Раскройте суть данных  высказываний  и ответьте на вопрос: «Какова тема  нашего урока?»

                                   (ответы    учащихся)

Учитель.

--Почему Ломоносов, говоря о причастии, использовал выражение « заключая в себе имени и глагола силу?»

-- Какие признаки глагола содержит в себе причастие?

-- Какая «сила имени» заключена в причастии?

Учитель.

Термин «ПРИЧАСТИЕ» старославянского происхождения. В старославянский язык слово вошло через латинский как буквальный перевод – «участвующий». Значение связано с тем, что причастие по своим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу. (Из истории возникновения термина «ПРИЧАСТИЕ») (слайд № 4)      

3) Учитель.

 В русском языке существует много причастий. Чтобы  пополнить свои знания о  форме глагола, мы с вами совершим путешествие в  страну  Причастие. А для этого представим себе, что мы индейцы.  Давайте познакомимся поближе .

        (учащиеся называют себя именами, например, плывущее облако, парящая птица)

Чтобы  попасть в страну Причастие, двигаясь от станции к станции, вы должны будете  преодолевать препятствия.

 Все сели в автобус. Чтобы автобус двинулся в путь,  сначала проведем  орфографическую разминку.

«Орфографическая дуэль” ( выборочный  диктант).

 Задание классу и  индивидуальное задание.

Записать  только причастия, выделив в них орфограмму.

     (Работа выполняется 2 учащимися на внешней стороне крыльев   доски  так, чтобы она была не видна остальным учащимся.)

(В расстилающемся тумане, певчий соловей, у дремлющего леса, горючий бензин, обожженные солнцем, худший ответ, в колосящейся ржи, милейший человек, серебряная чаша,  резвящимся медвежатам, выращенного сада, увидевший радость, растаявший  туман, решаемая задача)

 По окончании работы проводится проверка у учащихся, работавших  на  доске, находятся ошибки, одновременно дети находят ошибки в своих работах.

4) Учитель:

Итак, наше путешествие начинается! В добрый путь! (слайд № 5 )

 

 

Учитель устно задает вопросы учащимся.

Станция « Теоретическая» ( слайд № 6) ( подскажи словечко)

Время выполнения устного задания 1 минута.

 

- особая форма глагола – это

- причастия бывают действительные и-

- суффиксы  причастий- это

-  причастие с зависимым словом- это

- причастный оборот выделяется запятыми, если

- причастный оборот является в предложении

- действительные причастия  прошедшего времени образуются от-    (основа инфинитива)

- страдательные причастия прошедшего времени образуются от-                                   (основа инфинитива   переходного глагола)

- форму будущего времени причастия –

Учитель.

Молодцы, наш автобус быстро набрал скорость и подъехал к другой станции, но остановиться никак не может, сломались тормоза. Чтобы исправить положение, выполните следующее задание.

 Станция «Практическая» (слайд № 7,8)

Здесь  вы  можете  проверить  свои  умения    применять  правило  на  письме.  Вам  предлагается  выбрать  задание  первого   или  второго  уровня  и  выполнить  его  в  тетради.  Время  выполнения  заданий  - 3  минуты.

Задания 1 уровня

Образуйте причастия от  глаголов, объясните графически выбор  букв.

а) бороться, зависеть, решать ( действительные наст.времени)

б) зависеть, увидеть, лаять (действительные прошед. времени)

в) обидеть, просеять, наградить ( страдательные прошед.времени

Задания 2 уровня

Придумайте предложения с причастным оборотом, используя слова

а)   копьё,  индейцы

б)  летящий,  стрела

Учитель.

Молодцы, вы справились. Наш автобус опять поехал. Но вашем пути река,  через неё переброшен  мост. Подъехав к мосту, автобус останавливается, потому что мост индейцы другого племени  сломали.  Что делать?  Конечно,  решить  задание. Чем скорее его выполните, тем быстрее отремонтируете  мост и отправитесь к следующей станции.

Остановка « Игровая »  (слайд № 9,10)

Задание учителя: 

Вставьте  пропущенные  буквы  и  найдите « третье  лишнее », запишите  эти  слова  в  тетрадь, объяснить

А). решаемый, ведомый, мучимый

Б). игривый, играющий, игравший

В). замерзший, даривший, вертевший

Учитель .

Итак, мост отремонтирован, автобус продолжает свой путь. Подъехали к новой станции. Но и тут препятствие. На вас напало  вражеское племя индейцев. Что делать? Чтобы победить врага, нужно быстро справиться  с тестом.

Станция « Тестовая »  (слайд № 11,12)

              Задание учителя:

Выполните  тест  и  запишите  в  тетради  букву, обозначающую  строку  верного  ответа.

Отметьте строку, в которой все причастные обороты

А). расчищенная дорожка, излучающий свет, увидевший волка

Б). ярко белеющие, скошенные летом, раскалённые огнём

В). бегущий вниз, уснувший дождь, сделал играючи

Учитель .

Тест успешно  выполнен. И вот вы почти у цели, но в страну вас еще не пускают. Почему? Нет  разрешения. Чтобы получить визу, надо выполнить контрольное задание.

 Остановка « Контрольная» (слайд № 13,14)

Данный этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

Проанализируйте предложения. Найдите  и исправьте имеющиеся ошибки. Разберитесь  в употреблении причастий в речи.

Родина  это всё. И дети бегущее к не известным горам и ветер легко качнувшей сухую траву и далекие льды Алатау.

Родина  это всё. Это ощущение счастья от огромной нашей  земли.  От ее лесов морских закатов деревень, смотрящих в заречную даль .Это ощущение счастья от ее легкого неба, ее ветров, ее людей  от гудков паровозов мчащимся к великим ее городам. Это ощущение гордости  прошлым и придчуствие великолепного будущего  которого мы никому неотдадим. ( К. Паустовский)

                        (взаимопроверка)

Учитель.

Ура,  вы в стране Причастие . Как тут красиво и интересно. Теперь вы можем передохнуть и насладиться творчеством.

Улица «Творческая» ( слайд № 15)

Задание классу.

Ребята работают с раздаточным материалом. Сравнение текстов с причастиями и без причастий.

- Перед вами раздаточные листы с отрывком из рассказа К.Паустовского.

 

Любишь каждую травинку..., каждое деревцо над озером..., каждый крик петуха и каждое облако... .

 

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

Учитель

- Какой текст вам понравился больше и почему?

                     (ответ уч-ся)

- Какую роль играют причастия в речи?

                       ( ответ уч-ся)

- Сравнивая предложения, можно еще раз отметить, что употребление причастий делает речь более выразительной и образной.

Учитель.

Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка в текстах художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния  человека.

 

Задание.

Стилистический эксперимент «Сразимся с мастерами слова».

Заполнить пропуски слов в лирическом произведении, используя  метафоры, эпитеты, олицетворения , причастия или причастные обороты.( слайд № 16,17)

 

 

                           «Зимнее утро»          Майков А. Н.

 Морозит. (…..) . Туманы над   полями.

 Из хижин (…….)  дым разносится  клубами

 В янтарном зареве (…….) небес.

 В раздумии глядит на  (……) лес,

 На домы, крытые (…..)  младого снега,

 На  зеркало  реки,  (…….)  у брега,

 Светила дневного кровавое ядро.

 Отливом  (…….)    блестит снегов      сребро;

 Иглистым инеем, как будто  (….)  белым,

 Унизана кора по ветвям помертвелым.

 Люблю я сквозь стекла блистательный    узор

 Картиной новою увеселять свой взор;

 Люблю в тиши смотреть, как   (….)   порою

 Деревня весело  (…..)    с зимою.

 

                                    «Зимнее утро»          Майков А. Н.

 Морозит. Снег хрустит. Туманы над    полями.

 Из хижин ранний дым разносится   клубами

 В янтарном зареве пылающих небес.

 В раздумии глядит на обнаженный лес,

 На домы, крытые ковром младого снега,

 На зеркало реки, застынувшей у брега,

 Светила дневного кровавое ядро.

 Отливом пурпурным блестит снегов сребро;

 Иглистым инеем, как будто пухом белым,

 Унизана кора по ветвям помертвелым.

 Люблю я сквозь стекла блистательный узор

 Картиной новою увеселять свой взор;

 Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

 Деревня весело встречается с зимою.

 

 

Учитель.

Молодцы! Теперь ваш автобус  продолжает  путешествие по стране Причастие .

 

5).    Подведём  итоги. (слайд № 18)  Ответьте на вопросы:

С какой целью используются причастия в речи?

Сведения из  каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

 

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в страну  Причастие. Все

достигли поставленной цели 

                   Выставление оценок.

6) Домашнее задание.(слайд  № 19)

Сочинить  мини- сочинение (8 – 10 предложений ) на тему : «Зима», используя причастие,  причастные обороты , или  стихотворение. Скоро Новый год! Успехов!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent.-.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Цели: знать правило написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных; уметь: применять данное правило при написании прилагательных, образованных от существительных.

Слайд 2

В Город Грамотеев

Слайд 3

Станция «Исследовательская» - Н - -НН- Кожа – кож ан ый 1) Телефон – телефо нн ый Серебро – серебр ян ый Старина – стари нн ый 2) Лебедь – лебед ин ый 2) Государство – государств енн ый Зверь – звер ин ый Станция - станци онн ый

Слайд 4

Станция «Теоретическая» -НН- в суффиксах прилагательных пишется: 1. На стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н- . 2. В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и –ЕНН . Исключения: свиной, ветреный, юный. - Н- пишется в прилагательных: 1. С суффиксами –АН-, -ЯН-. 2. С суффиксом –ИН- Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный

Слайд 5

Опорный конспект - НН- -Н- Основа на –Н- + 1. Суффикс – ИН- . суффикс –Н-. Исключения: свиной, юный. 2. Суффиксы – ОНН- и –ЕНН-. 2. Суффиксы – АН-,ЯН- . Исключение: ветреный, Исключения: но безветренный. оловянный, деревянный, стеклянный.

Слайд 6

Станция «Практическая» Задания 1 уровня Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы. а) утре.. ий , мыши.. ый , кури.. ый ; б) кожа.. ый , пламе .. ый , оловя .. ый ; в) жестя ..ой, це .. ый , дли.. ый . Задания 2 уровня Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-. а) береста, чугун, глина, клюква; Б) лимон, кость, кухня, телефон; В) журавль, петух, дерево, серебро.

Слайд 7

Станция «Практическая» Проверка. Задания 1 уровня а) утр енн ий, мыш ин ый, кур ин ый; б) кож ан ый, плам енн ый, олов янн ый; в) жест ян ой, цен н ый, длин н ый . Задания 2 уровня а) берест ян ой, чугун н ый, глин ян ый, клюкв енн ый; б) лимон н ый, кост ян ой, кух онн ый, телефон н ый; в) журавл ин ый, петуш ин ый, дерев янн ый, серебр ян ый.

Слайд 8

Станция «Игровая» «Четвёртый лишний» Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее». а) ржа..ой, волося ..ой, зелё.. ый , тыкве.. ый ; б) обеде.. ый , обществе.. ый , ветре.. ый , безветре .. ый ; в) пчели .. ый , муравьи.. ый , со.. ый , лебеди.. ый .

Слайд 9

Станция «Игровая» Проверка. «Четвёртый лишний» а) тыкв енн ый; б) ветре н ый; в) со нн ый.

Слайд 10

Станция «Тестовая» Тест. Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН. а) песенный, безветренный, бритвенный; б) болезненный, клюквенный, фирменный; в) именной, производственный, тыквенный.

Слайд 11

Станция «Тестовая» Проверка. Тест. б) болезн енн ый, клюкв енн ый, фирм енн ый.

Слайд 12

Станция « Контрольная» «Проверь себя! Всё ли правильно?» Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты , серебренные часы, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня, оловяное лицо. Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

Слайд 13

Приехали!

Слайд 14

Итоги урока С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились? Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Над какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока? Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

Технологическая карта урока по русскому языку «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»

Класс:     6         УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...