Тайна русского слова: слово – и экология души.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке.                                    

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Богатство русского языка. Место русского языка в современном мире: Язык  межнационального общения. Международное значение русского языка. Экология русского языка.

Тема по развитию речи – сочинение –рассуждение на лингвистическую тему (по экзаменационным темам)

Технология урока – комплексная (личностно-ориентированное обучение  с элементами игровой технологии, интеграции, проблемного обучения; приёмы «лекционно-семинарско-зачётной системы», использованием ИКТ)

Средства обучения – учебник, дидактический материал: «На берегах Лингвинии» под ред. Л.Д.Чесноковой», М.Просвещ. «Уч.лит.»-1996, "Секреты орфографии» Г.Г. Граника, М. «Просвещ.»-1991, «Русский язык и литература. Предметные недели» Л.И.Косивцовой, изд. «Учитель» Волгоград-2002, "Русское речевое общение» В.М.Шаталова, Мин.образования МО, М-2012 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_russkogo_slova_slovo_-_i_ekologiya_dushi.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс – 9-й  Тайна русского слова: слово – и экология души.

Тип урока – повторение и обобщение знаний

Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке.                                    Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Богатство русского языка. Место русского языка в современном мире: Язык  межнационального общения. Международное значение русского языка. Экология русского языка.

Тема по развитию речи – сочинение –рассуждение на лингвистическую тему (по экзаменационным темам)

Технология урока – комплексная (личностно-ориентированное обучение  с элементами игровой технологии, интеграции, проблемного обучения; приёмы «лекционно-семинарско-зачётной системы», использованием ИКТ)

Средства обучения – учебник,                                                                                      дидактический материал: «На берегах Лингвинии» под ред. Л.Д.Чесноковой», М.Просвещ. «Уч.лит.»-1996,                                                                                               «Секреты орфографии» Г.Г. Граника, М. «Просвещ.»-1991,                                                                 «Русский язык и литература. Предметные недели» Л.И.Косивцовой, изд. «Учитель» Волгоград-2002,                                                                                                             «Русское речевое общение» В.М.Шаталова, Мин.образования МО, М-2012                                презентация Сайт: grem-scool.narod.ru

E-mail: gremscool@yandex.ru

 

                                                                                                                                Цели урока. 

1.Познавательные :

  1. а) повторить и обобщить ранее изученные сведения о языке (функции языка, язык как развивающееся явление, место русского языка в современном мире – это язык межнационального общения и международный язык ,  значение русского языка в культуре нашего народа и мировой культуре);

б) познакомить с проблемами современного языка (экология).

Методы познавательные – семинар с применением ИКТ, способ познания –- индуктивно – дедуктивный.

2.Практические:

а) закрепить знания о русском языке, закрепление знаний по орфографии, пунктуации, лексике и грамматике;

б) формирование умения видеть ошибки в устной и письменной речи и исправления их, чтобы не допускать их.

3.Общепредметные:

а) воспитывать

  ♦ интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления о значении языка в жизни человека и о роли русского языка в международном пространстве;

♦ языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетенции (языковой, речевой, информационной, культуроведческой, правописной);

♦ нравственные качества школьников (патриотическое отношение к родному языку, осознанное и серьёзное отношение к ненормативной лексике, бережное отношение к матери, воспитание чувств гражданина); способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие стихов и высказываний о русском языке;

б) развивать память (зрительную, слуховую, моторную0, логическое мышление ( мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, способности, волю, эмоции, сотрудничество;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к лингвистической литературе, справочникам, Интернету.

Оформление доски.

Семинар с элементами деловой игры по теме:

«Тайна русского слова: слово – и экология души»

Мой верный друг! Мой враг коварный!

                                                                            Мой царь! Мой раб! ..

В.Брюсов

  Афтомобиль, бассейн, барабаньщик, виноград,

 ветамин, теливизор, тробейбус, гастраном ( закрыто)

Никудышный, скверный, плохой,          

 так себе, посредственный, средний,      

сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный,                                  

  стоящий, подходящий, хороший,

славный, отличный,прекрасный, превосходный, безукоризненный, идеальный.(закрыто)

Ход урока

а, не, перо, писать, ум.

2.Проверка домашнего задания и опрос

Этапы. Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства и оборудование

1 Микро-модуль мотива-ции.

Учитель называет тему урока, план работы, эпиграф.

Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычен, что мы и не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем язык — это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии.

 Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в пустыне караван верблюдов спешит к оазису, то есть мы можем представить себе предметы и явления, которые мы не видим..

Сегодня не обычный урок. Я хочу, чтобы вы всерьёз задумались, как много может зависеть в жизни человека от того, насколько он не только знает язык и  владеет речью, но, главное,  обдуманно и правильно пользуется ей. О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Вот как бывает, когда речь человека бедна,человек  не может подобрать слова,чтобы выразить свои мысли:

Председатель Вова                                                            Хотел взять слово.                                                            Пока вставал,                                                               потерял слово.

Встал со стула                                                                             И сел снова.                                                                    Потом встал опять,                                                          Что-то хотел сказать,                                                                Но решил промолчать                                                            И не сказал ни слова.

Потом встал.                                                           Потом сел.                                                                           Сел – встал,                                                                       Сел – встал                                                                                   И сел снова.                                                                           Устал                                                                                              И упал,                                                                                    Так и не взяв слова.                                                                        

Деловой и эмоциональный настрой

Презентация

2. Семинар

1.Роль языка в жизни общества.

2. Функции языка.

3.Место русского языка в современном мире:

Язык  межнационального общения. Международное значение русского языка.

Сообщение уч-ся – все слушают с последующим анализом, насколько  правильно, последовательно, полно раскрыта тема.

3.Деловая игра «Коррек-тор» в форме деловой игры развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствовать правописные навыки, формировать нормы правильной литературной речи. Микромодуль-образ

Субъект образования восходит к созданию образа отношения «человек-культура» Микромодуль-анализ

ассоциативные переживания, которые должны переходить к личностно-смысловому анализу своей судьбы.

Микромодуль-образ Вы пока не совсем определились окончательно в выборе будущей профессии, но не так важно, кто кем будет работать, инженером или машинистом, программистом или механиком, всё-таки без  письма никому не обойтись.

И горько подумать, что случайная описка или опечатка могут затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, значительно повредить работе.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», -так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисе - корректор по профессии.

Школьникам предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.

Затем учитель объявляет учащимся, что в течение урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор.

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень неграмотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Задание 2-А. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

  • Шесть порций орфографических ошибок.
  • Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
  • Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,
    - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарем.)

  1. Бу.. .он кури...ый с фрикадельками.
  2. Ра.. .ольник с к...лбасой.
  3. Котлеты сви...ные.
  4. П...льмени.
  5. Шамп...ньоны в яично...масл...ом соусе.
  6. К.. .мпот груш.. .во.. .алыч.. .вый.
  7. Кисель клюкве...ый.
  8. Коври...ка ржа...ая.
  9. П...рожное б...сквитное.

10.        Пиро...ки с печ...нкой.

  • Известного французского писателя Задание 3.Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту: Предоставляю вам право выбора оружия.
  • Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).

Ответ: Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью,быть внимательным, аккуратным.

Определение по толковому словарю значения слова «корректор».

Задание 1.

Исправить ошибки на доске

  Задание 2.

стихотворение И.Босева «Жалоба»

Задание 2-А.

Задание 3. Диктант  с взаимопроверкой (работа в парах)

Продолжение семинара

4.Язык как исторически развивающееся явление. Богатство русского языка.

Диктант : Никудышный, скверный, плохой,            так себе, посредственный, средний,      сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный,                                    стоящий, подходящий, хороший,                                славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, идеальный. перед нами синонимы, на первый взгляд, но почему же тогда крайние из них антонимы?     Найдите границы 5-ти самостоятельных синонимичных рядов, отделив их ;  подчеркните в каждом ряду главное слово.                                                                                                            

Работа в тетрадях

Игра: активизация памяти

Аукцион: Кто больше знает пословиц о языке, слове, речи

Приз: Словарь синонимов – найти синонимы к слову. «удивительный.изумительный, прекрасный, великолепный, необычный, поразительный, феноменальный-получился целый ряд, что и позволяет наиболее точно выразить мысль говорящего или его эмоции.)

Ребята называют пословицы

Продолжение семинара Проблем-ный вопрос:

  1. Экология русского языка 

Каким должен быть человек, чтобы реализовать возможности, предоставленные ему русским языком?

Чтение стих-я Э.Асадова  «О скверном и святом»

Презентация «Экология русского языка»

  1. Грамматика – подготовка к экзаменам

(заданиеС)

Проблем-ный вопрос

Какова роль грамматики? Что входит в понятие «грамматика»?

Составить предложение из слов на доске

Ответы: Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис. Так слова связываются в цепочку, а раздел языкознания, изучающий соединение слов словосочетания и предложения — называется синтаксис. Ребята составляют предложение: Не пером пишут, а умом.

Активизация внимания

1.О чем  идет речь? Кто действующие лица, какие события описываются?

И вот он начал

Она им раз!

Свой рассказ:

Они ей – раз!

- Они ползут,

Но тут как раз

А он ей раз!

Её он спас;

А тут как раз она ползла.

Он был с ней заодно.

А он как даст ему

Ух, сильное кино!

Со зла!

                                       А.Барто

Игра

 Феликс Кривин в своей грамматической пьесе –сказке «Королевство от А до Я»  рассказывает, как Король отменил окончания, чтобы принцесса Флексия перестала беспрерывно изменяться и изменять очередному жениху, отвергать его. А то все женихи убегали от неё. Вот появился жених Корень, ради которого Король издал такой указ.

Сценка

Практическая часть

работа на карточках

Рефлексия

Сочинение: «В языке есть…слова. В языке есть …грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский

Сочинение

работа по учебнику с текстом

Беседа по тексту: сколько микротем?

О чём каждая микротема?

Какая главная мысль текста?

Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы точнее выразить свою мысль?

К какому типу и  стилю можно отнести этот текст?

Работа по учебнику. Беседа

Заключение- эмоциональный настрой

Писатели и поэты о русском языке.

Чтение наизусть стих-я И.С.Тургенева «Русский язык»

Практика

Задание: расставить знаки препинания

Внимательно смотрят тексты. Работа на карточках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Тайна русского слова"

Методический материал...

Тайны русского слова.

Материалы для проведения классного часа....

Тайны русского слова.

Презентация для классного часа....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».

Информационная карта Дополнительная образовательная программа Отдел: Центр дополнительного образования детей. Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова» Информац...

Внеклассное мероприятие " Игра по русскому языку "Слова, слова, слова..."

Лингвистическая  игра для обучающихся 8 - 11 классов...

Методическая разработка урока русского языка «Тайны русских слов»

Изучению новой темы  предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены ...