Сельский краеведческий музей как центр воспитания
статья на тему

Гиниятова Наталья Аркадьевна

Цель деятельности сельского краведческого музея села Набережные Моркваши - развитие коммуникативных компетенций, формирование интереса к истории родного края и уважительного отношения к нравственным ценностям  прошлых поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selskiy_kraevedcheskiy_muzey_kak_tsentr_vospitaniya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Сельский  краеведческий музей как центр воспитания

Целью деятельности  краеведческого музея села Набережные Моркваши является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к  истории родного края, отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Потенциал школьного музея  для  воспитания и развития личности учащихся реализуется  через его функции - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. [1] В работе музея  можно проследить разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике. Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, которую проводят экскурсоводы-члены Совета музея. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в этнографическом отделе музея учащиеся могут попробовать спрясть нить на веретене, перенести чугуны на ухватах, попробовать себя в роли рыбака, пожарного, в  "старой школе" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники, напечатать текс  на печатной машинке. Воссоздав «русскую избу», "старую школу" или «барскую усадьбу помещика Тиле XIX века», музей помогает учителю  "погрузить" детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни российского общества. Пользуются успехом у школьников мастер-классы по отглаживанию белья рубелем и каталкой, зажиганию керосиновой лампы, шитью на старой швейной машинке, игре в лото,  ведение домашнего хозяйства в старинной избе и др.  Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта. Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. [2]

Старшеклассники, проявившие интерес к музейной деятельности , могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и  научных конференциях. Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу. Краеведческий музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они  в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.  Краеведческий музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета  музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению.  Например, проект «Служу Отечеству» носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский  характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности школьников по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Работа по реализации проекта «Служу Отечеству» позволила нам по-новому организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала. Во-первых,  с  помощью Интернета  удалось найти  новые интересные документы, сведения по истории села Набережные Моркваши в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, пополнился  фотоархив. Многие старожилы села поделились фотографиями. В-третьих, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково - исследовательской работы. Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их тоже можно найти в Интернете. Например, в этнографическом отделе у нас хранятся отдельные детали ткацкого стана, а картинки и фотографии из Интернета позволяют показать различные типы станов, основы их работы. Формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ - технологий.

Через проведение конкурсов, акций и мероприятий  создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности. Многие ученики нашей школы занимают призовые места в  конференциях, слетах, олимпиадах, таких как  Межрегиональные чтения имени Каюма Насыри,  Рождественские чтения, конференция имени Л.Н.Толстого  и др.  В последние годы эта работа всегда  связана с применением ИКТ, что способствует привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».

Информация, представленная в  краеведческом музее,  бывает полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.  Краеведческий музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, жителей села, родителей, учащихся.  Краеведческий музей нашего села  функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра и в основе организации его работы  лежит технология личностно-развивающей деятельности, когда предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, когда исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, тогда краеведческий музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС, центром воспитания и развития личности.  

Литература

1. Сарафанникова, Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев.  //Народное образование, 1982. – № 5.

2. Тамбовцева, А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода.  //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29

3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся.  // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный

p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой...

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...