Сельский краеведческий музей как центр воспитания
статья на тему
Цель деятельности сельского краведческого музея села Набережные Моркваши - развитие коммуникативных компетенций, формирование интереса к истории родного края и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selskiy_kraevedcheskiy_muzey_kak_tsentr_vospitaniya.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Сельский краеведческий музей как центр воспитания
Целью деятельности краеведческого музея села Набережные Моркваши является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к истории родного края, отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через его функции - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. [1] В работе музея можно проследить разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике. Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, которую проводят экскурсоводы-члены Совета музея. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в этнографическом отделе музея учащиеся могут попробовать спрясть нить на веретене, перенести чугуны на ухватах, попробовать себя в роли рыбака, пожарного, в "старой школе" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники, напечатать текс на печатной машинке. Воссоздав «русскую избу», "старую школу" или «барскую усадьбу помещика Тиле XIX века», музей помогает учителю "погрузить" детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни российского общества. Пользуются успехом у школьников мастер-классы по отглаживанию белья рубелем и каталкой, зажиганию керосиновой лампы, шитью на старой швейной машинке, игре в лото, ведение домашнего хозяйства в старинной избе и др. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта. Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. [2]
Старшеклассники, проявившие интерес к музейной деятельности , могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях. Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу. Краеведческий музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Краеведческий музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению. Например, проект «Служу Отечеству» носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности школьников по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Работа по реализации проекта «Служу Отечеству» позволила нам по-новому организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала. Во-первых, с помощью Интернета удалось найти новые интересные документы, сведения по истории села Набережные Моркваши в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, пополнился фотоархив. Многие старожилы села поделились фотографиями. В-третьих, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково - исследовательской работы. Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их тоже можно найти в Интернете. Например, в этнографическом отделе у нас хранятся отдельные детали ткацкого стана, а картинки и фотографии из Интернета позволяют показать различные типы станов, основы их работы. Формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ - технологий.
Через проведение конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности. Многие ученики нашей школы занимают призовые места в конференциях, слетах, олимпиадах, таких как Межрегиональные чтения имени Каюма Насыри, Рождественские чтения, конференция имени Л.Н.Толстого и др. В последние годы эта работа всегда связана с применением ИКТ, что способствует привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».
Информация, представленная в краеведческом музее, бывает полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей. Краеведческий музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, жителей села, родителей, учащихся. Краеведческий музей нашего села функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра и в основе организации его работы лежит технология личностно-развивающей деятельности, когда предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, когда исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, тогда краеведческий музей является эффективным средством реализации требований ФГОС, центром воспитания и развития личности.
Литература
1. Сарафанникова, Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. //Народное образование, 1982. – № 5.
2. Тамбовцева, А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода. //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29
3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся. // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...
Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...
Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)
Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...
ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...
Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой...
Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...