Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
материал по краеведению по теме
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н. М. Карамзин
В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания молодежи, не только не утратили своей актуальности, но приобрели новую остроту и специфику.
Решение этих задач требует от педагогов школ большой творческой работы по формированию у своих воспитанников гражданской позиции и чувства высокого патриотизма.
Школьный краеведческий музей призван сыграть важнейшую роль в воспитании и развитии личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, составляющими основу личности, формирующими её гражданскую позицию.
Понятия «Родина», чувство любви к ней человек познает с детства, со школьной скамьи. За годы обучения в школе мы должны научить ребенка не только грамотному письму, математике, истории и другим школьным предметам, но и открыть для него ещё одну науку – науку любви к Родине.
Одной из таких форм воспитания патриотизма и гражданской позиции является работа школьного краеведческого музея.
Основной аудиторией школьного музея являются учащиеся. Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Создание музея в школе вызвано желанием знать больше о своей местности, школе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины. Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.
Краеведческий музей в МОУ Вербилковской средней школе, первоначально музей боевой славы 348 стрелковой дивизии, был создан в нашей школе не случайно, он начал работать благодаря инициативе ветеранов дивизии. Дело в том, что в конце ноября - начале декабря 1941 года некоторые части 348 дивизии, в последствии Бобруйской Краснознаменной ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии, пришли в Вербилки, чтобы в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года с этого рубежа начать контрнаступление на противника, стоявшего на подступах к Москве.
Вот почему ветераны дивизии избрали наши Вербилки – начальный пункт своего боевого пути - местом ежегодных встреч однополчан.
9 мая, в День Победы, на протяжении почти 3-х десятков лет, из разных городов, краев, республик СССР в Вербилки приезжали более 200 ветеранов дивизии. Впервые такая встреча произошла 9 мая 1972 года под руководством первого комдива, генерала А. С. Люхтикова. На этой первой встрече ветеранов первый комдив предложил создать в средней школе п. Вербилки уголок боевой славы дивизии. Со временем небольшой уголок боевой славы, благодаря энтузиазму учащихся, педагогического коллектива, администрации школы, общественности поселка превратился в школьный краеведческий музей. Сейчас в нем два зала: зал боевой славы и зал посвященный истории поселка, фарфорового завода, школы.
В зале боевой славы собран большой материал: подлинные документы, фотографии, письма солдат времен Великой Отечественной войны, воспоминания ветеранов 348 стрелковой дивизии, наших земляков – участников войны, тружеников тыла, воинов-интернационалистов. Патриотическое воспитание на материале истории войны – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических дат, героической борьбы, подвигов, талантов, нравственных качеств, непримиримости к врагам России. Особенно сильно это восприятие через осознание причастности к данным событиям людей, живших или живущих рядом, а порой и в семье самого ученика, занимающегося поисковой работой в музее. Это вызывает в детях глубокие переживания, особый интерес и желание изучать историю своей семьи, чувство уважения к пожилым людям, желание им помочь, что очень важно для становления таких качеств, как гражданственность и патриотизм. Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, способствует развитию их самостоятельности, патриотических начал.
В этом зале молодежь встречается с ветеранами. Они как всегда являются постоянными и самыми желанными гостями нашей школы и музея. Встречи проходят не только в канун знаменательных и праздничных дат, но и в обычные дни. Любая встреча всегда трепетна, оставляет добрый след в душах школьников и учителей.
Приближающаяся знаменательная дата 70-летия разгрома фашистских войск под Москвой имеет для нашего поселка огромное значение. Именно из Вербилок в декабре 1941 года в бой уходили полки прославленной дивизию.
По многолетней традиции в этот день в школу придут участники войны и труженики тыла, поделятся своими воспоминаниями о тех суровых днях, а затем совместно с учениками школы пройдут к обелиску славы воинам- землякам, к братской могиле бойцов 348 стрелковой дивизии, возложат цветы и почтят память погибших минутой молчания.
Одна из форм работы музея – совместные поездки ветеранов войны и школьников по местам боев.
Так в декабре 2007 года группа учащихся нашей школы по приглашению совета ветеранов 348-ой стрелковой дивизии принимала участие в слете поисковых отрядов, занимающихся историей Бобруйской дивизии. Этот слет проходил в г. Ново-Синьково Дмитровского района Московской области. Поисковые группы из Москвы, Брянска, Белоруссии, Вербилок вместе с ветеранами побывали на месте их первого боя у сел Бунятино и Куликово.
Летом следующего года, по приглашению совета ветеранов дивизии ребята ездили в Белоруссию и прошли с фронтовиками часть их боевого пути.
Хранятся в каждом школьном музее России, как самая дорогая реликвия, солдатские письма, фронтовые треугольнички. С каким волнением смотрят на них дети, с каким вниманием вслушиваются они в каждое слово письма из того далекого, героического прошлого, обращенного к маме, отцу, брату, другу. Какие чувства испытывают при чтении этих писем наши дети!
В 2010 году на районной краеведческой конференции работа учеников 11 класса Вербилковской средней школы «Фронтовое письмо» была удостоена I-го места. В октябре 2010 г. по материалам этой работы специальный корреспондент «ЕНП» Юрий Махрин опубликовал в газетах «Правда» и «Подмосковье» статью «А для тебя родная, есть почта полевая…».
В нашей стране с древнейших времен существует традиция почитать защитников Родины. В память о них возводят обелиски, памятники и мемориалы.
Зимой 1941 года на местном кладбище появилась братская могила воинов 348 дивизии, в 1966 году в Вербилках на средства, собранные жителями поселка, был воздвигнут обелиск славы в память о земляках, ушедших и не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Шефство над обелиском и братской могилой взяли школьники и на протяжении многих лет поддерживают чистоту и порядок, а в дни праздников, стоят в почетном карауле у братской могилы и обелиска, отдавая дань памяти погибшим.
Одним из важнейших направлений деятельности школьного музея является поисковая и исследовательская деятельность, направленная на изучение истории родного поселка. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями, уходят люди – участники событий. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. В этом направлении учащимися школы ведется многолетняя кропотливая работа.
Надо отметить ещё одну тему, над которой мы работаем – история своего поселка. Наш поселок небольшой, но имеет очень богатую историю. Именно здесь в 1756 году английский купец Ф. Я. Гарднер, построил известную на весь мир первую в России частную фарфоровую фабрику. В музее школы собрана коллекция старинного фарфора, документы, фотографии.
За годы работы музея собран материал по истории улиц поселка, отдельных зданий. Работа ученика 9 класса Крутякова Михаила «Барский дом» в 2011 году заняла I место на районной краеведческой конференции в номинации культурное наследие.
Много внимания в работе музея уделяется судьбам простых людей, жителей нашего поселка, выпускникам школы, которые прославили себя ратными и трудовыми подвигами.
Двое наших земляков, летчик Н. В. Забырин и лейтенант пехоты Рубцов Н. Ф., в годы Великой Отечественной войны были удостоены высокого звания Героев Советского Союза, а И. Г. Войлоков в 1943 году повторил подвиг А. Матросова и посмертно был награжден орденом Отечественной войны. Три улицы поселка носят имена героев, и каждый житель, сколько бы ему не было лет, знает, в честь кого названа его улица, кто были эти люди и какой подвиг они совершили.
Хочется сказать и о работе, которую ведет музей по повышению авторитета вооруженных сил, о необходимости выполнения долга по прохождению воинской службы. Для юношей-старшеклассников, совместно с администрацией поселка Вербилки, организуются поездки в Ордена Красной звезды 470 методико-кинологический центр служебного собаководства ВС РФ, музей авиации в Монино и др.
Школьный музей не должен ограничиваться одной поисковой деятельностью. Из опыта работы видно, что к работе музея относятся конференции, митинги, конкурсы патриотической песни, фольклорные праздники, митинги, вечера встреч выпускников школы. Такой широкий спектр позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников и помогает превратить школьный музей в центр гражданско-патриотического воспитания.
Школьный музей – это хранитель традиций, которые пополняются и обновляются. Каждое мероприятие, проводимое музеем, оставляет неизгладимый след. Об этом говорят многочисленные записи, оставленные разными людьми в книге отзывов, которая хранится в музее. «Большое спасибо! Дай Бог Вам силы продолжать это дело – важное для младших поколений; память и чувство Родины, ощущение корней, дают силы и верный ориентир в жизни». (М.И. Щербакова доц. МПГУ).
«Музей Вербилковской школы – основание, на котором воспитываются многие поколения детей и взрослых. Храните это сокровище вечно». (Ситнов Сергей, выпускник ВСШ 1955 г).
Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Иваном, не помнящим родства», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Музей училища - как центр патриотического воспитания"
Данный проект реализовывался 3 года, получились хорошие результаты....
Сельский краеведческий музей как центр воспитания
Цель деятельности сельского краведческого музея села Набережные Моркваши - развитие коммуникативных компетенций, формирование интереса к истории родного края и уважительного отношения к нравственным ц...
Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...
Школьный музей-центр патриотического воспитания школьников
Выступление на районном семинаре...
Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"
содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...