Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
проект на тему

Лукьянова Елена Владимировна

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последних десятилетий, направленных на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина. Для решения этих задач Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека разработан проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации». Если принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитание» даётся как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно, что именно школьный музей и должен сегодня стать системообразующим в организации воспитательной работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx268.62 КБ
Файл muzey_1.pptx756.83 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХ и ГС

Центр дополнительного профессионального образования

                

Допустить к защите

Директор Уральского института

_________________В. А. Лоскутов

«_____»______________2015

Защита проекта 18.04.2015

Тема проекта:

Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Модератор: доцент кафедры

теории и социологии управления,

Калугина Д.А., канд. соц. н., доцент

Допуск к защите:_______________

Разработчики проекта:

Аксентова С.М.

Деревенчук Л.В.

Захарова И.А.

Лукьянова Е.В.

Пацко Е.Н.

Стрыжак Л.М.

Фомин С.А.

г. Екатеринбург, 2015г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                                             3
  2. Основная часть                                                                                                   5
  1. Актуальность выбранной темы                                                                      5
  2. Цели и задачи проекта                                                                                     6
  1. Анализ ситуации и желаемые результаты                                                        7
  2. Проектное решение                                                                                             9
  3. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов                                21
  4. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их снижения                                                                                                                    21
  5. Заключение                                                                                                           23
  6. Cписок использованных документов и источников информации                  24
  7. Приложения                                                                                                          25


Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков

                                          Д.С. Лихачев

  1. Введение

Проект направлен  на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта Федерального государственного образовательного стандарта.

В основных  документах  образовательной  политики  России – в Национальной  доктрине  образования  до 2025 года  и в  Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"- в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан  правового, демократического  государства,  уважающих  права  и  свободы  личности, являющихся  носителями  гуманистических  ценностных ориентаций,  обладающих  высокой  духовно-нравственной  культурой.[1]

Задачи воспитания патриота и гражданина имеют четкое выражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы». [2]

Современная государственная образовательная политика в России, отраженная в стратегии-2020, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в ФЦПРО и в материалах по комплексной модернизации образования, направлена на обеспечение инновационно-технологического прорыва в образовании через подготовку конкурентоспособных выпускников, социализация которых должна быть устойчивой и позитивной. Очевидно, что задача инновационного поступательного развития России не может быть решена вне контекста гражданско-патриотического воспитания, которое выступает как ресурсный залог в развитии гражданского общества и в формировании граждан страны, для которых патриотизм является ценностным основанием мышления, образа жизни, гражданской позиции.

Комплексная модернизация образования, основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», установки стратегии - 2020 требуют ретрансляции на всех уровнях системы образования идеологии гражданско-патриотического воспитания через разработку и реализацию программ развития школ.[3]

Инструментом решения задач государственно-образовательной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания выступает Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, методологическую основу которого представляет концепция духовно-нравственного развития личности учащихся, отражающая нравственно-ценностные ориентиры и механизмы формирования патриота - гражданина России. В процессе введения ФГОС важно не потерять его замыслы в отношении формирования у учащихся нравственных качеств, личностных и метапредметных результатов, которые как раз и обеспечивают общую и гражданскую культуру личности, ее гражданскую позицию. Необходимо активнее включать в процесс обучения исследовательский подход, проектирование и ИКТ, позволяющие гарантировать формирование положительной мотивации учащихся к процессу обучения и обеспечивающие тем самым нравственно-ценностное отношение к знаниям.

Закон Российской Федерации «Об образовании» ввел понятие государственного стандарта, который формируется на принципах органичного соединения федерального и национально-регионального компонентов. Реализация этих принципов возможна лишь при использовании всего многообразия культурного и природного наследия, как в масштабах цивилизации, так и на уровне конкретного региона. «Музей - это не просто особый учебный кабинет образовательного учреждения. Его роль - стать одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства, координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между образовательным учреждением, общественными организациями, районами и другими регионами РФ»[4].

2. Основная часть

2.1. Актуальность выбранной темы

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последних десятилетий, направленных на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина. Для решения этих задач Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека разработан проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации». Если принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитание» даётся как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно, что именно школьный музей и должен сегодня стать системообразующим в организации воспитательной работы в школе.

В настоящее время музейная педагогика находится в стадии становления, уточнения структурных компонентов деятельности музейного педагога. Базой для этого могут служить философско-педагогические идеи Н.Ф. Федорова, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, технологические компоненты театральной педагогики К.С. Станиславского.

Образовательный потенциал музеев имеет устойчивую тенденцию роста, миссией музеев признается обучение, речь идет об образовательной ответственности. Своей растущей популярностью музеи обязаны, прежде всего неформальности обучения: именно для неформального обучения они располагают наибольшими возможностями (экспериментальными методами и новыми средствами. «В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, необходимы разработки и реализации значимых общественных проектов».[5]

        Реализация проекта позволит использовать интерактивные технологии, помогающие сформировать у обучающихся универсальные учебные действия  в рамках реализаций требований ФГОС, создать условия для гражданско-патриотического воспитания обучающихся, для формирования у них чувства патриотизма и любви к малой родине.

Объект исследования: организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве ОУ (школьный музей, комнаты, экспозиции).

Предмет исследования: возможности совершенствования внеклассной и внеурочной воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся на основе современных технологий и сетевого взаимодействия.

2.2. Цели и задачи проекта

Рис. 1. Система целей проекта

Задачи проекта:

  1. Проанализировать проблемы в области  гражданско-патриотического воспитания и выявить основные противоречия.
  2.  Выявить причины ослабления интереса к музеям в последнее десятилетие.
  3. Сделать системный  и факторный анализ состояния гражданско-патриотического воспитания и выявить противоречия.
  4. Разработать и  описать вариант проектного решения – музей как центра гражданско-патриотического воспитания, позволяющий  создать условия для модернизации воспитательной деятельности.
  5. Выявить ресурсное обеспечение реализации проекта.
  6. Обозначить риски реализации проектного решения и рассмотреть возможности их снижения.

В основе проектной деятельности лежит следующая гипотеза: развитие музея как центра гражданско-патриотического воспитания обучающихся будет эффективным, если:

- определит сферы взаимодействия с формирующейся системой дополнительного образования;

- базируется как на исторических, философских, социальных и культурных традициях общества, так и на современных технологиях ;

- приведет к корреляции действий с соответствующими формами образования и воспитания в школьных системах.

Исходные методологические позиции - фундаментальные исследования деятельности, философские идеи Н.Ф. Федорова о роли музеев в обществе, системно-структурный подход к процессам, происходящим в социокультурной среде, а также культурологический подход к пониманию роли музейной педагогики.[6]

Комплекс методов исследования, использованный нами для решения поставленных задач включает:

- методы теоретического анализа (обобщение, структурно-функциональный анализ);

- диагностические (анкетирование, тестирование, обобщение экспериментальной деятельности в школьных музеях).

Опытно-экспериментальной базой исследования являются:

- музей «Хранители воинской славы» - МБОУ СОШ №16г. Новый Уренгой, ЯНАО;

        - виртуальный музей «Память сердца» - МБОУ СОШ №17 г. Новый Уренгой, ЯНАО;

        - музейная комната «Согреем памятью сердца» -МБОУ КСОШ №13 г. Новый Уренгой, ЯНАО;

- музей «Патриот России» - МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск ЯНАО;

- музейная этнографическая комната «Истоки» - МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова» Тюменская область.

Концептуальные идеи проекта:

Реализация проекта предполагает признание реализацию следующих положений:

- школьный музей - неотъемлемая часть образовательного пространства образовательной организации;

- нормы и ценности патриотического сознания и поведения школьников формируются через активное деятельностное приобщение к истории, традициям, ценностям родной земли;  

- ученик - не потребитель музейного продукта,  а его активный созидатель (в школьном музее не столько слушаем и смотрим, сколько делаем, общаемся, творим);

- необходимо сохранять, обогащать и транслировать уникальность и традиции каждого школьного музея;

- развитие школьного музея не является делом только одного его руководителя и педагогического коллектива школы, но и общественности.

Практическая значимость работы:

- для школьных педагогов, педагогов системы дополнительного образования раскрыты новые функции музея, созданы возможности их сетевого взаимодействия;

- участники образовательного процесса включены в систему формирования современной социокультурной и образовательной среды через организацию мероприятий, инновационные программы;

- анализ проблемы и результаты эксперимента доведены до уровня методических рекомендаций.

Новизна проекта:

- виртуальный школьный музей основан на реальных экспонатах, имеет собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Все это позволяет создать единое информационное образовательное пространство для развития ученической исследовательской и проектной деятельности;

- визуальные способы восприятия значимой информации, содержащейся и в реальной, и в виртуальной экспозиции, соединенные с процессом осмысления в контексте культурно-исторических событий, становятся личностно-ориентированными для учащихся как результаты их самостоятельного труда;

- творческая интерпретация содержания экспозиции в разнообразных формах деятельности школьного музея и его виртуальной версии акцентирует значение человеческой индивидуальности, способствует активизации процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур, развитию толерантности и культурной самоидентификации в российском обществе;

-  виртуальная версия школьного музея ускоряет процесс интеграции школы, музея как социальных институтов, и социума для осуществления целей воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями и детьми.

2.3. Анализ ситуации и желаемые результаты

Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.[7]

С другой стороны, за постперестроечные годы в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др.

На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность. Механизм координации действий общества, органов местного самоуправления и общеобразовательных организаций по воспитанию подрастающего поколения на всех ее уровнях окончательно разладился, а используемые и затрачиваемые средства дают все меньший эффект.

Системный анализ состояния гражданско-патриотического воспитания на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия

МЕЖДУ

Рис. 2. Современные противоречия состояния гражданско-патриотического воспитания

Одна из причин складывания этих противоречий  - отсутствие общего пространства возможностей для взаимодействия в осуществлении патриотического воспитания.

Школьный музей может предоставить такую возможность. Он является, во-первых, образовательной подсистемой, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, во-вторых, предполагает адресную направленность, когда приоритетной является детская и подростковая аудитория, в третьих, обеспечивает связь времен, «включая» в образовательный процесс ушедшие поколения. Однако интерес к школьным музеям только начинает возрождаться.

Мы выявили проблемы, которые на сегодняшний день существуют в  школьных музеях.

Рис. 3. Современные проблемы школьного музея.

На основе анкетирования 24 респондентов разных регионов, проведенного в апреле 2014 г. в г. Екатеринбург, удалось систематизировать причины ослабления интереса к музеям в последнее десятилетие:

        недостатки в образовании и понижение общего культурного уровня молодежи - 18 %;

        появление новых, более "престижных" возможностей проведения досуга (видео, компьютерные игры, ночные клубы и т.д.) - 26%;

        изменение жизненного темпа, погоня за достижением "приличного существования", не оставляющая времени для посещения музеев, театров и т.д.-12%;

        выбор молодежного отдыха, не требующего умственной активности -10%;

        отрыв основной массы молодежи от этнокультурных корней, утрата этнического самосознания -14%;

        малая подвижность музейных форм - 9%.

Рис. 4. Система целей проекта

Анализ результатов ответа на вопрос: «Как используется музей в гражданско-патриотическом воспитании в школе?» позволил сформулировать основные направления музейной работы.

Во-первых, это работа по  поисково-исследовательской, краеведческой деятельности. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в проектной работе. Еще одно направление в поисковой работе связано с  формированием фондов музея.

Во-вторых, это экспозиционная (оформительская) деятельность. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

В-третьих, это экскурсионная деятельность. Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии со своим назначением должен вести постоянную экскурсионную  работу по пропаганде художественных и исторических ценностей, находящихся в музейных экспозициях.

В-четвертых, это проведение культурно-массовых мероприятий и дел. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий по экспозиции и уроков мужества, встреч с участниками  и ветеранами Великой Отечественной войны, работа с местным населением, митинги и акции - вот не полный перечень мероприятий,  в котором участвуют школьники.

Оценить современное состояние и возможности дальнейшего развития музея в контексте внешней по отношению к нему ситуации позволяет факторный анализ

Внешними факторами, способными повлиять на решение наиболее важных для музея проблем, могут быть:

а) политико-правовые факторы: проанализированные выше документы позволяют сделать вывод о расширении возможностей и повышения роли школьных музеев в гражданско-патриотическом воспитании;

                б) экономические факторы – сложившиеся рыночные отношения в стране, во-первых, выводят из представлений о ценном все, что не способствует материальному успеху, во-вторых, сокращение федерального и регионального финансирования культурной, в том числе, музейной, сферы.

в) социальные факторы – демографические изменения (рост рождаемости, изменения менталитета) влияют на изменение состава и качества музейной аудитории;

г) технологические факторы – рост требований и ожиданий со стороны посетителей по мере усовершенствования стандартов подачи музейных коллекций и средств коммуникации; широкое распространение компьютеризированных систем, предоставляющих постоянный круглосуточный доступ к информации;

д) культурные факторы школа, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности  еще и в центр духовно-нравственной культуры

Технологические факторы

Рис. 4.   Элементы внутренней среды и факторы внешней среды

На деятельность школьного музея влияет ряд внутренних факторов:

Компетенции педагогов - нужен особый тип специалиста, который способен освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.

Сейчас обязанности руководителей  школьных музеев выполняют педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учителя-предметники. Несмотря на то, что серьезная работа по сохранению фондов, организации поисковой и исследовательской деятельности обучающихся, проведению мероприятий, оформлению экспозиций требует значительного количества времени, в большинстве учреждений  обязанности руководителя школьного музея выполняют учителя-предметники с нагрузкой от одного до 9 часов.

Ценности учащихся - позиция ученика в музейно – образовательном комплексе это:

- позиция созидания;

- не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

- личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;

- бережное и уважительное отношение к культурному наследию;

- от ученика не требуется запоминания всего, а понимание и эмоционально – нравственная оценка.

Система управления - учет особенностей процессов целеполагания и планирования в музее, осуществляемых с учётом миссии музея, рассматриваются структурный и поведенческий подходы к управлению музеем, процесс регулирования музейной деятельности, исследуется структура управления музеем.

Формы организации музейной работы - использование традиционных форм работы (лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, клубы, исторические и литературные вечера, встречи с интересными людьми, праздники, концерты, конкурсы, викторины, исторические игры) и инновационных (виртуальные экскурсии, проектно-исследовательская работа)

Материально-техническая база школьных музеев стремительно устаревает: отсутствует современное выставочное  оборудование, недостаточно средств для оформления экспозиций. Поисковая и исследовательская деятельность требует дополнительных организационных и транспортных расходов, средств на публикацию и оформление материалов, на проведение экспертизы.

Информационное обеспечение - необходимость внедрения новых технологий, которые открывают новые возможности, поднимают на более высокий уровень профессиональное и межличностное общение. Современные музейные экспозиции не могут быть интересны  без современных компьютерных и аппаратных технологий, мультимедийных программ. Доступ к Интернет-технологиям, создание виртуального музея,  наличие собственного сайта позволяет  сформировать коммуникационный потенциал, расширить аудиторию посетителей. 

Реализация проекта обеспечит:

  • - Привлечение к научно-исследовательской и проектной работе учителей
  • и учащихся.
  • - Рост интереса учащихся к изучению истории страны, развитие и
  • укрепление у детей чувства любви к родному краю.
  • - Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды
  • музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам
  • школьной программы.
  • - Рост количества учителей, использующих возможности технологий
  • музейной педагогики, информационной и коммуникационной среды музея для
  • проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других  внеурочных мероприятий воспитательного характера.
  • - Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
  • - Позитивная динамика в общественном признании образовательного и
  • воспитательного потенциала школьных музеев.
  •         - Популяризация    школьных    музеев     как    средства     педагогической
  • деятельности, через создание банка данных экскурсий виртуального музея, через сетевое взаимодействие.

\

Рис. 5. Ожидаемые результаты от реализации проекта

4. Проектное решение.

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

Таким образом, музей становится центром гражданско-патриотического воспитания личности.

Однако, требования, предъявляемые к современной школе, нацеливают на изменение организации  и содержания деятельности школьного музея как одной из форм   патриотического воспитания в условиях модернизации российского образования. Решением данной проблемы может стать создание новых вариативных путей:

  1. Заинтересованность педагогической общественности школы в создании виртуального музея как эффективного средства воспитания патриотизма  обучающихся;
  2. Преобладание коммуникационных, информационных технологий, интерактивных методик, позволяющих принимать решения с установкой на свободу выбора и предоставление различных возможностей знакомства с музейными (фондами) собраниями других школ, муниципальных образований, регионов;
  3. Партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, музей обращается к местным властям, общественным организациям, спонсорам, фондам. Благодаря возникающим связям, повышается общественный статус самого музея;
  4. Ориентация на конкретный адресат, сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления. Учащиеся школы с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться  Интернет–технологиям, разрабатывать Web-сайты. 
  5. Развитие проектно-исследовательской, поисковой деятельности; участие в грантах, конференциях;
  6. Создание электронного банка данных фондов виртуального музея;

Условия реализации проекта

  • Заинтересованность педагогической общественности школы в создании виртуального музея как эффективного средства воспитания патриотизма  обучающихся;
  • Преобладание коммуникационных , информационных технологий, интерактивных методик, позволяющих принимать решения с установкой на свободу выбора и предоставление различных возможностей знакомства с музейными (фондами)собраниями других школ, муниципальных образований, регионов;
  • Партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, музей обращается к местным властям, общественным организациям, спонсорам, фондам. Благодаря возникающим связям, повышается общественный статус самого музея;
  • Ориентация на конкретный адресат: сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления. Учащиеся школы с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться  Интернет–технологиям, разрабатывать Web-сайты. 
  • Развитие проектно-исследовательской, поисковой деятельности; участие в грантах, конференциях;
  • Создание электронного банка данных фондов виртуального музея

Механизмы реализации проекта:

1. Модернизировать  традиционное музейное пространство в современную образовательную среду посредством использования Интернет-технологий (зарегистрировать домен, выбрать хостинг, инструменты создания сайта и его дизайна, определить структуры сайта):

-определить тематику первых экспозиций (веб-страниц);

-оцифровать документальные и вещественные источники;

-создать электронную базу данных по истории школы и города;

-разработать единую систему хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов.

-создать  виртуальные коллекции, экскурсии, выставки.

2.Создать веб-сайт школьного музея, способствующего формированию полисубъекгного взаимодействия:

-смоделировать системы построения виртуального макета музея и его залов

-разработать механизмы интеграции виртуального макета и базы данных описаний экспонатов;

 определить тематику первых экспозиций (веб-страниц)

-создать электронную базу данных по истории школы и города

-разработать единую систему хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов;

-подготовить материалы для медиа-экспозиций.

3.Создать условия через проведение  конкурсов, акций и мероприятий для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции:

-создать творческую группу по организации и проведению конкурсов, акций и мероприятий;

-развернуть поисково-исследовательскую. деятельность обучающихся школы;

-освоение обучающимися специфических приемов музейной деятельности и ИКТ-компетенции.

-совершенствование  формы внеклассной учебной деятельности и внеурочной работы на базе виртуального музея.

4.Повысить ИКТ компетентности участников проекта посредством использования информационных  технологий:

- провести семинар для учителей по овладению способами активизации  познавательной деятельности  учащихся информацией  во внеурочной деятельности

-использовать материально-техническую базу школы во внеурочной деятельности для информационного взаимодействия

5.Привлечь образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные организации к совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию к сетевому взаимодействию необходимо:

-актуализировать  тему создания виртуального музея для всех участников.

-определить круг лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея.

-назначить модератора для сетевого взаимодействия, создать актив музея из обучающихся и педагогов, родителей.

Сроки реализации проекта

 Реализация проекта рассчитана на три года – 2014-2016.

1 этап – подготовительный,

         апрель-декабрь 2014 год:

Основное направление этапа – разработка стратегических и тактических шагов, обеспечивающих развитие музеев как центров патриотического воспитания. Основой для этого должна стать соответствующая нормативная база каждого музея,  программа развития музея.

На данном этапе важно определить место музея, как в системе патриотического воспитания школьников, так и в образовательном процессе в целом.

На этом этапе школьным музеям важно определиться с направлениями поисковой и исследовательской работы, возможными новыми партнерами, обеспечить взаимодействие с организациями музейного направления, корректировать составы  советов музеев, инициировать создание клубов (или других объединений, работающих на базе музея).[8]

Важная задача первого этапа реализации проекта – привлечение внимания общественности к школьным музеям, развитие  связей со средствами массовой информации.

Планируемые результаты первого этапа:

- проведена очередная аттестация не менее чем 80% школьных музеев;

- паспортизированы новые школьные музеи;

- утверждены программы развития школьных музеев;

- прошла корректировка состава органов управления музеем;

- разработаны программы исследовательской и поисковой работы;

- подготовлены публикации в средствах массовой информации;

- в поле внимания руководителей музея – новые технологии работы.

2 этап

 2015 год.

Основное направление этапа - апробация новых форм деятельности музеев по патриотическому воспитанию школьников, развитие интеграции музеев в образовательный процесс.

На этом этапе

- изучаются, разрабатываются и апробируются интерактивные формы музейной педагогики  (исторические игры, театрализация и т.д.);

- на базе музеев развивается поисковая и исследовательская деятельность с дальнейшим оформлением новых экспонатов в экспозиции, проводится публичная презентация экспонатов, защита исследовательских работ и т.д., создаются исследовательские (поисковые) группы под определенные темы, разрабатываются семейные проекты;

- развивается экспозиционно-выставочное пространство, апробируются новые формы экскурсионной деятельности (экскурсии-диалоги поколений, проблемные экскурсии и т.д.);

- используются различные формы развития фондов школьных музеев;

- организуются выставки;

- апробируются новые формы взаимодействия школьных музеев;

- рассматриваются возможности использования потенциала музея для организации творческого досуга школьников, реализации культурных программ;

- на базе школьных музеев реализуются новые практико-ориентированные проекты;

- разрабатываются и апробируются программы для внеурочной деятельности;

- разрабатываются мобильные выставочные экспозиции («музей в чемодане», виртуальный музей) для работы в учреждениях и организациях;

2015 год – особый для России, год 70-летия Великой Победы. Каждый школьный музей планирует и реализует цикл мероприятий, связанных с Великой Отечественной войной, используя новые формы работы.

Планируемые результаты второго этапа:

- в школьных музеях апробированы новые интерактивные формы деятельности, что позволило дополнительно привлечь к деятельности не менее 30% школьников;

- не менее 50% школьных музеев участвуют в муниципальном этапе смотра конкурса школьных музеев;

- проведено не менее 20 новых по форме и содержанию экскурсий (с подготовкой сценариев);

- проведено не менее 20 выставок, основой которых стали  реликвии и коллекции;

- музеи активно включены во внеурочную деятельность;

- на сессиях городского научного общества учащихся, конкурсе «Твои первые открытия» защищено не менее 15 работ, подготовленных в школьных музеях;

- каждый музей подготовил не менее двух мобильных выставок;

- реализовано не менее 5 проектов;

-  разработана и реализована совместная программа мероприятий, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

3 этап

2016 год

Основное направление этапа - обобщение, презентация и трансляция эффективных практик музейной педагогики через различные формы взаимодействия школьных музеев, подготовку методических материалов.

 На завершающем этапе продолжается работа над поиском и апробацией адекватных целям проекта форм работы школьных музеев по патриотическому воспитанию.

На третьем этапе реализации проекта

- организуется и проводится Фестиваль школьных музеев (с привлечением историко-краеведческих музеев, школьных музеев из других муниципальных образований), в проведении Фестиваля используются апробированные интерактивные формы работы, создана возможность коммуникаций школьников и руководителей музеев;

- формируется сборник методических материалов, обобщающий опыт апробации новых форм музейной педагогики;

-  подготовленные школьными музеями мобильные выставки проводятся в  организациях и учреждениях;

- проводится муниципальный конкурс - премия «Чтобы помнили…» на лучший школьный музей - центр патриотического воспитания;

- на пленарном заседании Педагогического форума 2015 представлены материалы по реализации данного проекта.

Управление реализацией проекта

классные                                                                           Советы школьных

руководители                                                                     музеев, клубы,

поисковые отряды и т.д.

Педагоги                                                                     Городские

                                                                             методические

                                                                             объединения        

Реализация данного проекта не исключает, а предполагает  сохранение индивидуальности через разработку различных моделей включения музеев образовательных организаций  в патриотическое воспитание школьников.

РЕСУРСНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для реализации проекта в образовательных учреждениях имеются необходимые условия: школы работают в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке инновационного проекта,   есть  необходимая материально-техническая база.

А также главное: положительная мотивация педагогического коллектива, 80% которого прошли подготовку по программе курсовой подготовки «Информационные технологии в образовательном процессе», богатый опыт работы и наличие музея.[9]

Наименование

Ресурсная база

 Нормативно-правовая

  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271
  • План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.
  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.  № 1760-р.
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ).
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16  «О деятельности музеев образовательных учреждений».
  • Локальные акты ОУ:

- Положение о  порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;

-  Положение об Управляющем Совете;

- Положение о школьном исследовательском  обществе;

- Положение о школьном музее .

 Мотивационная

  • Осуществление исследовательско – поисковой  деятельности, знания и умения, полученные в результате создания Internet-версии школьного музея.

Организационная

  • Формирование социального заказа на воспитание компетентностного школьника в условиях краеведческой деятельности.
  • Программирование образовательно–воспитательного процесса

Научно-методическая

  • Инновационный проект .
  • Дополнительная образовательная программа «Школьный музей».
  • Программа дополнительного образования «Быть достойным».
  • Методические разработки занятий, тематических виртуальных выставок
  • Сценарии уроков мужества, экскурсий.

Информационная

  • Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
  • Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
  • Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
  • Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
  • Школьные музеи. Сб. документов. -М., 1987.
  • Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.
  • Доступ к ресурсам Интернет.
  • Электронный банк экспонатов школьных музеев.
  • Опыт учителей, использующих музейную педагогику и проектную деятельность
  • Интернет- поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»:   www.npstoik.ru

Материально-техническая

  • Музейный  кабинет.
  • Музыкальный центр.
  • Проектор и экран.
  • Электронный фотоархив школьного музея.
  • Результаты поисково-исследовательской деятельности школьников (мультимедийные презентации, доклады).
  • Музейные  экспонаты.
  • Технические средства оснащения (компьютер, принтер цветной, видеокамера, фотоаппарат)

Кадровая

  • Руководитель школьного музея.
  • Коллектив педагогов, владеющих навыком     музейной педагогики, исследовательской и проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией.

Финансовая

  • бюджетныесредства
  • внебюджетныесредства

Примерная смета расходов на реализацию проекта

п/п

Мероприятия

по реализации инновационного проекта

Всего требуется

средств, руб.

1.

Оснащение и оборудование музея

38 000

2.

Приобретение расходных материалов к компьютерной технике

9 000

3.

Приобретение расходных материалов

6 000

4.

Приобретение выставочных стендов и витрин

80 000

5.

Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению

2000

Всего расходов:

135 000

Приобретение расходных материалов

Наименование

Стоимость, руб.

Кол-во

Сумма

1.

Краска

1000

2

2000

2.

Картон для лазерного принтера

250

4

1000

3.

Бумага А4

200

10

2 000

4.

Картон белый

200

5

1000

5.

Заправка картриджа – копир

500

2

1000

6.

Картридж

2500

2

5000

7.

Папки

100

30

3 000

Итого:

15000

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

Наименование

Стоимость, руб.

Кол-во

Сумма

1.

Флэш-карта

800

2

1600

2.

Ноутбук  

25000

1

25000

3.

Сумка для ноутбука

1000

1

1000

4.

Сетевой фильтр

200

2

400

5.

Цифровой фотоаппарат

10000

1

10000

Итого:

38000

6. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их снижения

Результаты внедрения инновационного проекта

Виртуальная версия школьного музея, сетевое взаимодействие  предоставляют более широкие возможности для раскрытия содержания и демонстрации материалов музея:

   - создание электронного банка данных;

   - теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц;

   - определение модели виртуального музея;

   - пополнение школьного музея и  модели виртуального музея фактическим материалом;

   - использование возможностей школьного музея и  виртуального музея (интегрированные уроки, виртуальные экскурсии, конференции, исследовательские проекты, Уроки Мужества, социальные проекты).

        Предполагаемый результат проекта

        - Возрождение и развитие школьных музеев тесно связаны с созданием их виртуальных версий в пространстве Интернета. Виртуальный музей помогает сберечь для потомков «живую» историю школы, города, региона.[10]

         - Совместная творческая поисковая деятельность, проектная, исследовательская деятельность  сблизит не только всех, кто когда-либо имел отношение к школе, но и нынешних участников образовательного процесса. Долгосрочность проекта заложена в самой идее: Музейная экспозиция предполагает создание новых страниц с каждым новым выпуском.

- На официальном сайте общеобразовательного учреждения должны существовать страницы, посвященные музею данной школы.

Анализ рисков реализации инновационного проекта, механизмы их снижения:

        Наименование риска

Анализ причин его возникновения

Механизмы минимизации

Отсутствие финансирования музея.

- Отсутствие спонсоров.

- Недофинансирование по статьям на пополнение материальной базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс

 - Задержка оснащения новым оборудованием для реализации кадетского компонента;

- Привлечение средств из внебюджетных источников.

- Получение дополнительных средств финансирования.

Недостаточная подготовка педагогов в области гражданско-патриотического воспитания обучающихся; недостаточное владение технологиями музейной деятельности

Создание условий для повышения квалификации педагогов, обобщение передового педагогического опыта, проведение научно-практических семинаров, открытых занятий с использованием кадетского компонента и метапредметного подхода в обучении.

Заявка на курсы повышения квалификации по линии УО (согласно плану), дистанционные КПК

Взаимодействие с социальными партнёрами

Нарушение связей по субъективным и объективным причинам

Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества

Фальсификация исторических фактов

Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности.

Изучение истории, участие в деятельности поисковых отрядов

Заключение

             К сожалению, в общественном сознании на сегодняшний день еще широко распространены  равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. В отношениях между людьми превалируют ценности потребительского поведения. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острой проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства.

           Традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания  возлагается  на  средние общеобразовательные учреждения. Несомненную помощь в реализации программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания оказывают школьные музеи.  Школьный  музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими культурно - воспитательными учреждениями.

Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта

Главным социальным эффектом реализации данного проекта должно стать развитие интереса школьников к отечественной истории, формирование уважительного отношения к ценностям культуры, чувства ответственности за судьбу малой и большой Родины.

Ожидаемые результаты:

- все школьные музеи  имеют паспорта, успешно пройдена процедура очередной аттестации;

-  в полной мере реализуется интеграционный потенциал школьных музеев, что выражено в активном их участии в  образовательном процессе (не только внеурочная  деятельность, но реализация программ учебных предметов):

- апробированы различные интерактивные формы работы, по результатам апробации издан сборник методических материалов, наиболее эффективные формы включены в практику школьных музеев;

- фонды школьных музеев пополнены за счет поисковой деятельности, активно используются в образовательном процессе;

- на базе школьных музеев работают исследовательские группы, ежегодно не менее 5-ти исследовательских работ (от каждого школьного музея)  представляются на различных мероприятиях;

- в деятельности школьных музеев активно участвуют:

- проведено не менее 10 мобильных выставок в учреждениях дошкольного образования и т.д.;

- школьные музеи активно взаимодействуют между собой, с муниципальным музеем, с другими музеями;

- школьные музеи представили в средствах массовой информации не менее 20 материалов по вопросам реализации данного проекта;

- разработаны и реализуются различные модели организации патриотического воспитания на базе (с участием) музея.

Cписок используемых документов и источников информации

1. Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды / Под ред. Н.В. Соловьевой. — Воронеж, 1996. — С.82-85.

2. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В.М.Ахунов // Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр.: с. 44. (чз)

3. Ванслова, Е. Градусник самоуважения / Е. Ванслова // Мир музея. – 2005. - №8. – С. 46. (зп)

4. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). –http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

6. Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология: сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21-29. (79.1 М89 к871426 кх)

7. Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. - № 2. – С.82-85. (чз)

8. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н.П.Макарова, Т.А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140. (чз)

9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225

11. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм: в 10-ти т. Т. V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М.: Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289. (60.5 С56 к873553 чз)

12. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.

13. Проведение урока-экскурсии в музее (методические рекомендации учителям и студентам университета педагогических факультетов всех форм обучения). — Воронеж, 1994. — 10 с. (в соавторстве).

Профессиональное становление музейного педагога. // Профориентология: теория и практика. /Под. ред. Л.А. Колосовой. — Воронеж, 1997. —С.115-116.

14. Родина, Т. А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19. (чз)

15. Российский центр музейной педагогики и детского творчества: содержание деятельности, планы, проекты / Б. А. Столяров; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный русский музей», РАО. – СПб.: ГРМ, 2010. – 36 с.: цв. ил. (85.101 Р76 к883330 кх)

16. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.

17. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учебное пособие / Б.А. Столяров - М.: Высшая школа, 2004, - 216 с.

18. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34. (79.1 М89 к871426 кх)


Приложения

Таблица 1

План основных мероприятий проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1этап

1.Формирование координационного совета проекта

Май

2014

Руководители ОУ

2.Корректировка составов советов школьных музеев

Сентябрь

2014

Руководители школьных музеев

3.Паспортизация новых школьных музеев

В течение 2014 года

Руководители школьных музеев

4.Подготовка программ развития школьных музеев, общественная экспертиза программ

В течение 2014 года

Руководители школьных музеев

5. Организация консультаций для руководителей школьных музеев по проблемам развития музеев с привлечением специалистов

В течение 2014 года

Координационный совет проекта

6. Презентация программ развития школьных музеев

Ноябрь-декабрь 2014 года

Руководители школьных музеев

7.Определение основных направлений исследовательской и поисковой деятельности обучающихся на базе школьных музеев

май

2014 года

Руководители школьных музеев

8. Организация и проведение процедур аттестации школьных музеев

В течение 2014 года

Руководители школьных музеев

9.Участие руководителей школьных музеев в семинарах, конференциях, круглых столах

В течение года

Руководители школьных музеев

10.Подготовка и проведение совместных мероприятий, посвященных памятным датам

В течение года

Руководители школьных музеев

11.Подготовка публикаций о проекте в средствах массовой информации

В течение 2014 года

Координационный совет проекта, Руководители школьных музеев

2 этап

1.Круглый стол по использованию в деятельности школьных музеев интерактивных технологий

Февраль 2015

Координационный совет

2.Реализация на базе школьных музеев программ исследовательской и поисковой работы

В течение года

Руководители школьных музеев

3.Защита исследовательских работ на Городского научного общества и конкурсе «Мои первые открытия»

В течение года

Руководители школьных музеев

4. Подготовка исследовательских работ для участия в областных, региональных и всероссийских конкурсах.

В течение года

Руководители школьных музеев

5.Апробация новых форм экскурсионной деятельности, разработка сценариев новых экскурсий

В течение года

Руководители школьных музеев

6.Проведение в школьных музеях выставок, посвященных семейным традициям, реликвиям

В течение года

Руководители школьных музеев

7. Реализация проектов

В течение года

Руководители школьных музеев

8.Апробация мероприятий, обеспечивающих творческий досуг школьников (музейные вечера, интерактивные игры, театральные представления  и т.д.)

В течение года

Руководители школьных музеев

9.Организация встреч активов школьных музеев, других городов

В течение года

Координационный совет проекта

10.Участие руководителей школьных музеев в семинарах, конференциях, круглых столах

В течение года

Руководители школьных музеев

11.Разработка мобильных выставочных экспозиций, виртуальных экскурсий (музеев)

В течение года

Руководители школьных музеев

12.Подготовка и проведение совместных мероприятий, посвященных памятным датам

В течение года

Руководители школьных музеев

13.Подготовка и публикация сборника исследовательских работ школьников

Сентябрь-ноябрь  2015 года

Координационный совет проекта

3этап

1.Анализ деятельности школьных музеев в плане реализации данного проекта

Февраль,

ноябрь 2016

Координационный совет проекта

2.Организация Фестиваля школьных музеев (презентация новых по содержанию форм музейной деятельности)

Октябрь 2016

Координационный совет проекта

3.Участие руководителей школьных музеев в семинарах, конференциях, круглых столах

В течение года

Руководители школьных музеев

4.Формирование сборника методических материалов, обобщающих опыт работы школьных музеев

Ноябрь 2016 года

Координационный совет проекта

5.Проведение мобильных выставок в организациях и учреждениях города

В течение года

Руководители школьных музеев

6.Проведение муниципального конкурса «Чтобы помнили…» на лучшую организацию патриотической работы

Январь-май 2016 года

Координационный совет проекта

7.Выступление на августовском педагогическом Форуме-2016 о результатах реализации данного проекта

Август 2016 года

Координационный совет проекта

8.Подготовка и проведение совместных мероприятий, посвященных памятным датам

В течение года

Руководители школьных музеев

9.Подготовка аналитического отчета о реализации проекта

Ноябрь 2016 года

Координационный совет


[1]Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271-http://www.standart.edu.ru

[2] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). –http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

[3]Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271-http://www.standart.edu.ru  

[4] Письмо Министерства образования России № 28 - 51 - 181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» -http://www.standart.edu.ru

[5] Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" -http://www.standart.edu.ru

[6] Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды / Под ред. Н.В. Соловьевой. — Воронеж, 1996. — С.82-85

[7] Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм: в 10-ти т. Т. V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М.: Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289. (60.5 С56 к873553 чз)

[8] Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.

[9] Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34. (79.1 М89 к871426 кх)

[10] Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н.П.Макарова, Т.А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140. (чз)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХ и ГС Центр дополнительного профессионального образования Проект: Музей как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся Руководитель проекта : Калугина Д.А., доцент кафедры теории и социологии управления,канд . соц. н., доцент г. Екатеринбург, 2015г. Разработчики проекта : Аксёнтова С.М. Деревенчук Л.В. Захарова И.А. Лукьянова Е.В. Пацко Е.Н. Стрыжак Л.М. Фомин С.А.

Слайд 2

«Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков» Д.С. Лихачев Цель проекта : Создание школьного музея – центра нравственно-патриотического воспитания обучающихся, своеобразного духовного центра единения всех поколений, образовательных, общественных организаций

Слайд 3

Актуальность выбранной темы Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последних десятилетий Устойчивая тенденция снижения образовательного потенциала музеев Анализ первых этапов развития музейной педагогики, ее методологических и теоретических основ Анкетирования респондентов разных регионов

Слайд 4

Причины ослабления интереса к музеям в последнее десятилетие: недостатки в образовании и понижение общего культурного уровня молодежи – 18 %; появление новых, более "престижных" возможностей проведения досуга (видео, компьютерные игры, ночные клубы и т.д.) -26%; изменение жизненного темпа, погоня за достижением "приличного существования", не оставляющая времени для посещения музеев, театров и т.д.-12%; выбор молодежного отдыха, не требующего умственной активности-10%; отрыв основной массы молодежи от этнокультурных корней, утрата этнического самосознания-14%; малая подвижность музейных форм-9%.

Слайд 5

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели Сделать анализ отечественного педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания; Создать модель гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея; Выявить ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта; Сделать системный и факторный анализ состояния гражданско-патриотического воспитания и выявить противоречия; Систематизировать причины ослабления интереса к музеям в последнее десятилетие. Определить проблемы образовательной среды школьных музеев. Разработать и описать вариант проектного решения – музей как центр гражданско-патриотического воспитания, позволяющий создать условия для модернизации воспитательной деятельности. Описать ресурсы и условия для внедрения проекта. Обозначить риски реализации проектного решения и рассмотреть возможности по их смягчению.

Слайд 6

Механизмы реализации проекта :

Слайд 7

Условия реализации проекта

Слайд 8

Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями

Слайд 9

Воздействие на субъект

Слайд 10

Результат: Воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой посредством музея.

Слайд 11

Благодарим За внимание ЯНАО Демьянское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭП "Центр гражданско-патриотического воспитания"Родина"

Статья для руководителей экспериментальных площадок....

Школьный музей - хранитель народной памяти, центр гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся

Статья о  деятельности  школьных музеях  Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во...

педагогический проект «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»

Представленный материал является участником муниципального конкурса программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, победителем Всероссийского конкурса проектов пед...

Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...