ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья
В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Большую роль в решении педагогических задач выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный историко-краеведческий музей «Светоч» – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, поселка, края.
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного поселка к судьбе своего Отечества.
В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Горький М.)» [1]. Великой России необходимо строить достойное настоящее и будущее. Страна, которая, несмотря на все внешнеполитические, экономические и социальные потрясения смогла не только выстоять под натиском врагов, но и доказать всему человеческому сообществу, что Россия – Великая держава, страна с большим прошлым, страна, великих героев и гениев. Ведущую роль в воспитании успешной личности играет школьный музей.
Он способствует формированию общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине.
Для выполнения этой цели определены следующие задачи:
- Развивать патриотизм;
- Формировать собственную активную гражданскую позицию;
- Формировать гуманистическое мировоззрение школьников;
- Способствовать социальной ответственности.
Цели и задачи музея поистине благородные и имеют большое значение в патриотическом воспитании молодежи.
Как оценить качество работы, достигнутое школьным музеем? Критериев в оценке качества работы школьного музея «Светоч» несколько. Прежде всего – это детский интерес. Действительно, сформировавшийся у детей интерес есть существенный показатель результативности деятельности музея. Это перечень проведенных за определенный период времени мероприятий, актуальных и интересных детям. Надо отметить одну существенную особенность развития детских интересов. Интерес, как известно, избирателен по своей сути. Следовательно, в процессе развития детских интересов они обретают все более выраженные сферы локализации. Поэтому можно назвать те интересы, в какой сфере они локализованы: история родного края, определенный период ВОВ, культура народов России, старина русских традиций, истории поселка, своей семьи, выпускники школы определенного класса и т.д.
Впервые о необходимости сбора документов, свидетельствующих об этапах строительства железной дороги Сургут – Пурпе, возникновения поселка Пурпе, открытия школы №1 – первой в поселке – заговорили в 1994 году, во время проведения недели краеведения в школе. Первым краеведческим материалом, который по крупицам собирали учащиеся нашей школы, был материал о первооткрывателях поселка Пурпе, об отряде «Молодогвардеец», первых постройках поселка. Ценность его в том, что никакой другой информации, опубликованной в прессе или монографиях, еще не было.
Следующий этап – сбор материалов из истории школы: запрос в г. Тюмень, в архив «Тюменьстройпуть» и приобретение копии приказа об открытии школы в п. Пурпе. Далее были воспоминания первых учителей, работавших в школе, об условиях работы, первых учениках школы.
Имеющийся материал был новым по уже определенным направлениям: о культуре, быте коренных народов Ямала и истории освоения Западной Сибири в разные временные рамки; расширялись сведения о выпускниках школы: в 2003г. в дар школьному музею передан Орден Мужества, которым посмертно награжден выпускник школы Я. Василенко. Активом музея, учащимися и педагогами школы была подготовлена экспозиция о погибшем герое, которая пополнилась личными вещами, фотографиями, копиями писем.
Почему же мы обратились к теме войны?
Великая отечественная война. Афганистан. Чечня. Мужество и отвага. Боль и слезы. Жизнь и смерть. Отчаяние и горе. Осуждение и непонимание. Прошлое и настоящее. Память и надежда.
Такие мысли рождаются у каждого, кто задумывается о тех потерях, которые принесла война в разные периоды для нашей страны. Эта война унесла миллионы жизней советских солдат и офицеров.
Прикоснувшись ближе к трагедии, встречаясь с живыми свидетелями – участниками тех событий, побывав в семьях погибших, учащиеся почувствовали себя в ответе за сохранение памяти воинам, погибшим в войне.
Работа в музее воспитывает уважение к старшему поколению, к истории своей страны, формирует гражданскую позицию подростков, способствует развитию исследовательских навыков. Для написания сочинений, рефератов, докладов, сообщений по учебным предметам ученики используют материалы музея.
Так кто же такие герои воины-интернационалисты? Кто их воспитал? Кто им дал силы, чтобы не дрогнуть в жестоком бою?
Они дети и внуки тех, кто не дрогнул в годы Великой Отечественной войны, проявил мужество и героизм, совершил подвиги в борьбе с вероломными фашистами, выстояли и победили. От железной гвардии солдат и офицеров воины - «афганцы», воины, принимавшие участие в военных действиях в Чечне, приняли эстафету борьбы и побед.
Надо полагать, что в сегодняшних условиях одной из основных задач нравственного и патриотического воспитания немаловажное значение имеет приобщение детей к героическому прошлому нашего народа, нашей страны. Школьный музей дает широкую возможность для реализации этой цели. Поэтому в нашем музее есть большой раздел о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа.
На примере сопоставления подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов прослеживается, как рождаются мужество и героизм, как молодое поколение перенимает эстафету от старших.
Работа по увековечиванию памяти Ярослава Василенко началась с 2004 г. Тогда же в школьном музее была открыта экспозиция, посвященная Ярославу.
В 2009 году старшеклассниками реализован проект «Увековечение памяти Ярослава Василенко», в рамках которого проведена огромная работа по изучению архивных материалов, воспоминания людей, знавших Ярослава. Завершился проект очень важными событиями не только в школе, но и в поселке – открытием мемориальной доски выпускнику, присвоением общеобразовательной школе №1 п. Пурпе имени Ярослава Василенко (Приказ Главы района М.О. Пуровский район от 25 ноября 2013г. №340-РГ), итогом проекта стало торжественное открытие памятника «Солдату Ямала» на территории МБОУ «СОШ № 1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе (23 марта 2015г.).
Музей сотрудничает с Администрацией МО п. Пурпе, МБОУ ДО "ДДТ", МБУ ДК "Строитель", МБУ ДО «Пурпейская ДШИ», библиотекой п. Пурпе и централизованной библиотекой г. Губкинский, общественными организациями: Совет ветеранов п. Пурпе, Совет ветеранов локальных конфликтов в п. Пурпе, казачьим обществом п. Пурпе и Пуровского района, объединением «Ямал – потомкам» и др., отдельными гражданами (семьей первопроходцев Смольниковыми, ветеранами тыла М.В. Тананиной, А.П. Филимоновой; ветеранами Афганистана Ложкиным В.З., Салата В., Лукиным; народными умельцами Л.Б. Лукомской, В. Старченко, А. Валитовой, Давыдовой Н.Н., поэтом Н.Ф. Ковалем, исполнительницей народных песен Л.М. Аксентий, мамой выпускника Ярослава Василенко, посмертно награжденного Орденом Мужества и другими), а также с выпускниками школы, выбравших профессию военного. Они приходят в гости и принимают участие в классных часах, мероприятиях, проводят беседы о службе в армии, об ответственности перед Родиной.
Музей постоянно посещают ребята и педагоги из школ поселка, детских садов, а также участники всех совещаний, семинаров, различных мероприятий, которые проходят в школе. Различные направления и этапы работы Музея находят отражение в местной печати, телевидении.
Через Совет музея за 18 лет прошло более 250 учащихся. Они работали в поисковых группах, оформителями, экскурсоводами, редакторами, операторами, вели научно-исследовательскую работу. Для них эта деятельность не прошла бесследно; она развивала творчество, инициативу, способности ребят, коммуникативность, но самое главное они учились сочувствовать, сопереживать, они понимали, как важно хранить память, быть благодарными и благородными людьми.
В начальных классах, при проведении тематического классного часа активисты музея говорят с ребятами о том, что в их семьях, возможно, хранятся самые настоящие музейные экспонаты, связанные с историей не только семьи, но и всей страны. Как и во многих школах, ребята получают затем задание: записать воспоминания по истории семьи, связанные с Великой Отечественной войной. В 5-7 классах ребята выполняют уже работу более сложного характера. От простого рассказа о жизни родственника, который ребенок передает так, как услышал его от родителей, мы переходим к созданию исторических портретов. Здесь требуется не просто пересказать биографию, но переработать биографический материал и попытаться определить характер, взгляды, мотивы поведения прабабушки или прадедушки, свое отношение к их жизни, их подвигу в годы войны. Фотографии и исторические портреты родственников школьников – ветеранов войны оформляются во временную выставку в музее, как правило, перед Днем Защитника Отечества, Днем Победы. В старших классах пишут уже более серьезную работу по истории семьи, работа над исследованием по истории семьи в годы войны продолжается с использованием специальной научной литературы, экспонатов музеев и неопубликованных материалов архивов. Это может быть и рассказ об одном из родственников («Военное лето моего деда», «История одной фотографии») и тематическое изучение жизни родственников («Семейный архив как источник изучения событий Великой Отечественной войны»). Приобщение ребят к работе в музее способствует расширению кругозора детей, содействует развитию общественно-политической активности, владению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, помогает быстрее адаптироваться в современной жизни. Использование для исследований материалов по истории семьи, истории края в годы Великой Отечественной войны повышает социальную значимость работ учащихся и, тем самым, создает дополнительную мотивацию исследовательской деятельности.
Стало доброй традицией проведение уроков истории, литературы в музее. В частности, ежегодно проводятся занятия по истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Для этого в музее имеется комплект технических средств обучения, используются компьютерные технологии. Это художественные и хроникально-документальные видеофильмы (свыше 40 видеосюжетов по всей истории Великой Отечественной войны), это и аудиоматериалы, включая документальные записи периода войны.
Социальные акции «Подарок солдату», «Посылка солдату», «От сердца к сердцу», Акция добрых дел и другие стали важной точкой сплочения коллектива и содружества взрослых (в том числе и родителей обучающихся, выпускников школы) и детей.
Учащимися школы собрана коллекция значков на тему: «Города – Герои», наборы открыток на тему: «Город – герой Одесса», «Город – Герой Волгоград», «Город – Герой Севастополь», «Город – герой Киев». Большую роль в работе музея по воспитанию человека – гражданина, патриота играют материалы музея, отличающиеся информативностью, достоверностью. Это «Книга памяти» (том I), «Вестник музея», «Из кинолетописи Великой Отечественной войны», личные вещи воинов ВОВ, фотографии, копии писем. К 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне активисты музея разработали школьную «Книгу Памяти» (том I), которую мы продолжаем заполнять новыми сведениями об участниках и тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Этот материал вызывает живой интерес у обучающихся: поиск информации в сети Интернет о своих дедушках, родственниках, погибших во время Великой Отечественной войны пробуждает живой интерес к истории своей семьи.
Школьный музей создан и развивается благодаря активной деятельности педагогов и учащихся, так 9б класс реализует социальный проект «Встреча поколений», являясь активистами школьного музея. Школьный музей стал центром гражданского, патриотического и духовного воспитания, культурно – просветительской и информационной пропаганды, важным фактором идеологической работы с молодежью.
В Музее традиционными стали встречи с ветеранами тыла, блокадниками, самодеятельным поэтом и ровесником Победы Н.Ф. Ковалем, с народными умельцами и исполнителями песен Л.М. Аксентий, А.М. Бутко, детьми войны Л.П. Жебчук, Тананиной М.В. Большую роль в патриотическом воспитании играют торжественные мероприятия «Дети войны», «Салют, Победа!», «Мы наследники Великой Победы!». Это праздники-встречи людей разных поколений: ветераны тыла, дети войны, чье детство прошло в суровые годы Великой Отечественной войны и сегодняшних школьников. Выступая, ветераны говорили о своем суровом детстве, когда «…мы полуголодные, драники знали, мороженую картошку, сахарную свеклу – не знали банана… Для Победы вязали носки, собирали с полей колоски, хотя мы были аршин лишь от пола…». Это самые трогательные часы в жизни музея. Знакомство с такими людьми помогает сделать изучение истории конкретным, интересным и убедительным, воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Чувство гордости за людей, за страну испытывают дети от общения с такими людьми, сердце которых не ожесточила война.
Важной формой воспитания современных школьников на боевых традициях старших поколений является организация почетного караула у Мемориальной доски Ярослава Василенко, памятника «Солдату Ямала», участие в митингах 9 Мая, уход за могилами умерших ветеранов и могилы Ярослава Василенко. Эту почетную миссию несут обучающиеся кадетского казачьего класса нашей школы.
Школьный музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений, является важным направлением для реализации поставленных задач воспитания гражданина и патриота своей страны, Ямала.
Библиографический список:
- Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. № 6, 1998;
- Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009;
- Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи – концепция и реальность// Будущие хозяева России. – М.: «Реалисты». – 1996 – № 24;
- Сорока Л. Н. Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения./Отрывок из доклада/ Тверская обл., Бологовский район с. Берёзовский Рядок, МБОУ Березорядская ООШ";
- Фадеева С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация.-Н.Новгород. НГУ , 2006.
Перечень сведений об авторе
- Мартынцова Ирина Викторовна
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Пуровского района
- 89222843284
- 13.00.00 Педагогические науки
- 1 сборник (629841, ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе-1, ул. Молодежная, д. 4, кв. 9 Мартынцова Ирина Викторовна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-67661-1351861746.jpg)
Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220138-1363198338.jpg)
Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378600-1389290441.jpg)
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-145378-1587491224.png)
Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-1538435-1729159044.png)
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
(Серёгина И.Г. . – руководитель школьного музея БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ)...