ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья
В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey_kak_tsentr_patrioticheskogo_vospitaniya_-_kopiya.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Большую роль в решении педагогических задач выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный историко-краеведческий музей «Светоч» – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, поселка, края.
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного поселка к судьбе своего Отечества.
В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Горький М.)» [1]. Великой России необходимо строить достойное настоящее и будущее. Страна, которая, несмотря на все внешнеполитические, экономические и социальные потрясения смогла не только выстоять под натиском врагов, но и доказать всему человеческому сообществу, что Россия – Великая держава, страна с большим прошлым, страна, великих героев и гениев. Ведущую роль в воспитании успешной личности играет школьный музей.
Он способствует формированию общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине.
Для выполнения этой цели определены следующие задачи:
- Развивать патриотизм;
- Формировать собственную активную гражданскую позицию;
- Формировать гуманистическое мировоззрение школьников;
- Способствовать социальной ответственности.
Цели и задачи музея поистине благородные и имеют большое значение в патриотическом воспитании молодежи.
Как оценить качество работы, достигнутое школьным музеем? Критериев в оценке качества работы школьного музея «Светоч» несколько. Прежде всего – это детский интерес. Действительно, сформировавшийся у детей интерес есть существенный показатель результативности деятельности музея. Это перечень проведенных за определенный период времени мероприятий, актуальных и интересных детям. Надо отметить одну существенную особенность развития детских интересов. Интерес, как известно, избирателен по своей сути. Следовательно, в процессе развития детских интересов они обретают все более выраженные сферы локализации. Поэтому можно назвать те интересы, в какой сфере они локализованы: история родного края, определенный период ВОВ, культура народов России, старина русских традиций, истории поселка, своей семьи, выпускники школы определенного класса и т.д.
Впервые о необходимости сбора документов, свидетельствующих об этапах строительства железной дороги Сургут – Пурпе, возникновения поселка Пурпе, открытия школы №1 – первой в поселке – заговорили в 1994 году, во время проведения недели краеведения в школе. Первым краеведческим материалом, который по крупицам собирали учащиеся нашей школы, был материал о первооткрывателях поселка Пурпе, об отряде «Молодогвардеец», первых постройках поселка. Ценность его в том, что никакой другой информации, опубликованной в прессе или монографиях, еще не было.
Следующий этап – сбор материалов из истории школы: запрос в г. Тюмень, в архив «Тюменьстройпуть» и приобретение копии приказа об открытии школы в п. Пурпе. Далее были воспоминания первых учителей, работавших в школе, об условиях работы, первых учениках школы.
Имеющийся материал был новым по уже определенным направлениям: о культуре, быте коренных народов Ямала и истории освоения Западной Сибири в разные временные рамки; расширялись сведения о выпускниках школы: в 2003г. в дар школьному музею передан Орден Мужества, которым посмертно награжден выпускник школы Я. Василенко. Активом музея, учащимися и педагогами школы была подготовлена экспозиция о погибшем герое, которая пополнилась личными вещами, фотографиями, копиями писем.
Почему же мы обратились к теме войны?
Великая отечественная война. Афганистан. Чечня. Мужество и отвага. Боль и слезы. Жизнь и смерть. Отчаяние и горе. Осуждение и непонимание. Прошлое и настоящее. Память и надежда.
Такие мысли рождаются у каждого, кто задумывается о тех потерях, которые принесла война в разные периоды для нашей страны. Эта война унесла миллионы жизней советских солдат и офицеров.
Прикоснувшись ближе к трагедии, встречаясь с живыми свидетелями – участниками тех событий, побывав в семьях погибших, учащиеся почувствовали себя в ответе за сохранение памяти воинам, погибшим в войне.
Работа в музее воспитывает уважение к старшему поколению, к истории своей страны, формирует гражданскую позицию подростков, способствует развитию исследовательских навыков. Для написания сочинений, рефератов, докладов, сообщений по учебным предметам ученики используют материалы музея.
Так кто же такие герои воины-интернационалисты? Кто их воспитал? Кто им дал силы, чтобы не дрогнуть в жестоком бою?
Они дети и внуки тех, кто не дрогнул в годы Великой Отечественной войны, проявил мужество и героизм, совершил подвиги в борьбе с вероломными фашистами, выстояли и победили. От железной гвардии солдат и офицеров воины - «афганцы», воины, принимавшие участие в военных действиях в Чечне, приняли эстафету борьбы и побед.
Надо полагать, что в сегодняшних условиях одной из основных задач нравственного и патриотического воспитания немаловажное значение имеет приобщение детей к героическому прошлому нашего народа, нашей страны. Школьный музей дает широкую возможность для реализации этой цели. Поэтому в нашем музее есть большой раздел о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа.
На примере сопоставления подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов прослеживается, как рождаются мужество и героизм, как молодое поколение перенимает эстафету от старших.
Работа по увековечиванию памяти Ярослава Василенко началась с 2004 г. Тогда же в школьном музее была открыта экспозиция, посвященная Ярославу.
В 2009 году старшеклассниками реализован проект «Увековечение памяти Ярослава Василенко», в рамках которого проведена огромная работа по изучению архивных материалов, воспоминания людей, знавших Ярослава. Завершился проект очень важными событиями не только в школе, но и в поселке – открытием мемориальной доски выпускнику, присвоением общеобразовательной школе №1 п. Пурпе имени Ярослава Василенко (Приказ Главы района М.О. Пуровский район от 25 ноября 2013г. №340-РГ), итогом проекта стало торжественное открытие памятника «Солдату Ямала» на территории МБОУ «СОШ № 1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе (23 марта 2015г.).
Музей сотрудничает с Администрацией МО п. Пурпе, МБОУ ДО "ДДТ", МБУ ДК "Строитель", МБУ ДО «Пурпейская ДШИ», библиотекой п. Пурпе и централизованной библиотекой г. Губкинский, общественными организациями: Совет ветеранов п. Пурпе, Совет ветеранов локальных конфликтов в п. Пурпе, казачьим обществом п. Пурпе и Пуровского района, объединением «Ямал – потомкам» и др., отдельными гражданами (семьей первопроходцев Смольниковыми, ветеранами тыла М.В. Тананиной, А.П. Филимоновой; ветеранами Афганистана Ложкиным В.З., Салата В., Лукиным; народными умельцами Л.Б. Лукомской, В. Старченко, А. Валитовой, Давыдовой Н.Н., поэтом Н.Ф. Ковалем, исполнительницей народных песен Л.М. Аксентий, мамой выпускника Ярослава Василенко, посмертно награжденного Орденом Мужества и другими), а также с выпускниками школы, выбравших профессию военного. Они приходят в гости и принимают участие в классных часах, мероприятиях, проводят беседы о службе в армии, об ответственности перед Родиной.
Музей постоянно посещают ребята и педагоги из школ поселка, детских садов, а также участники всех совещаний, семинаров, различных мероприятий, которые проходят в школе. Различные направления и этапы работы Музея находят отражение в местной печати, телевидении.
Через Совет музея за 18 лет прошло более 250 учащихся. Они работали в поисковых группах, оформителями, экскурсоводами, редакторами, операторами, вели научно-исследовательскую работу. Для них эта деятельность не прошла бесследно; она развивала творчество, инициативу, способности ребят, коммуникативность, но самое главное они учились сочувствовать, сопереживать, они понимали, как важно хранить память, быть благодарными и благородными людьми.
В начальных классах, при проведении тематического классного часа активисты музея говорят с ребятами о том, что в их семьях, возможно, хранятся самые настоящие музейные экспонаты, связанные с историей не только семьи, но и всей страны. Как и во многих школах, ребята получают затем задание: записать воспоминания по истории семьи, связанные с Великой Отечественной войной. В 5-7 классах ребята выполняют уже работу более сложного характера. От простого рассказа о жизни родственника, который ребенок передает так, как услышал его от родителей, мы переходим к созданию исторических портретов. Здесь требуется не просто пересказать биографию, но переработать биографический материал и попытаться определить характер, взгляды, мотивы поведения прабабушки или прадедушки, свое отношение к их жизни, их подвигу в годы войны. Фотографии и исторические портреты родственников школьников – ветеранов войны оформляются во временную выставку в музее, как правило, перед Днем Защитника Отечества, Днем Победы. В старших классах пишут уже более серьезную работу по истории семьи, работа над исследованием по истории семьи в годы войны продолжается с использованием специальной научной литературы, экспонатов музеев и неопубликованных материалов архивов. Это может быть и рассказ об одном из родственников («Военное лето моего деда», «История одной фотографии») и тематическое изучение жизни родственников («Семейный архив как источник изучения событий Великой Отечественной войны»). Приобщение ребят к работе в музее способствует расширению кругозора детей, содействует развитию общественно-политической активности, владению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, помогает быстрее адаптироваться в современной жизни. Использование для исследований материалов по истории семьи, истории края в годы Великой Отечественной войны повышает социальную значимость работ учащихся и, тем самым, создает дополнительную мотивацию исследовательской деятельности.
Стало доброй традицией проведение уроков истории, литературы в музее. В частности, ежегодно проводятся занятия по истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Для этого в музее имеется комплект технических средств обучения, используются компьютерные технологии. Это художественные и хроникально-документальные видеофильмы (свыше 40 видеосюжетов по всей истории Великой Отечественной войны), это и аудиоматериалы, включая документальные записи периода войны.
Социальные акции «Подарок солдату», «Посылка солдату», «От сердца к сердцу», Акция добрых дел и другие стали важной точкой сплочения коллектива и содружества взрослых (в том числе и родителей обучающихся, выпускников школы) и детей.
Учащимися школы собрана коллекция значков на тему: «Города – Герои», наборы открыток на тему: «Город – герой Одесса», «Город – Герой Волгоград», «Город – Герой Севастополь», «Город – герой Киев». Большую роль в работе музея по воспитанию человека – гражданина, патриота играют материалы музея, отличающиеся информативностью, достоверностью. Это «Книга памяти» (том I), «Вестник музея», «Из кинолетописи Великой Отечественной войны», личные вещи воинов ВОВ, фотографии, копии писем. К 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне активисты музея разработали школьную «Книгу Памяти» (том I), которую мы продолжаем заполнять новыми сведениями об участниках и тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Этот материал вызывает живой интерес у обучающихся: поиск информации в сети Интернет о своих дедушках, родственниках, погибших во время Великой Отечественной войны пробуждает живой интерес к истории своей семьи.
Школьный музей создан и развивается благодаря активной деятельности педагогов и учащихся, так 9б класс реализует социальный проект «Встреча поколений», являясь активистами школьного музея. Школьный музей стал центром гражданского, патриотического и духовного воспитания, культурно – просветительской и информационной пропаганды, важным фактором идеологической работы с молодежью.
В Музее традиционными стали встречи с ветеранами тыла, блокадниками, самодеятельным поэтом и ровесником Победы Н.Ф. Ковалем, с народными умельцами и исполнителями песен Л.М. Аксентий, А.М. Бутко, детьми войны Л.П. Жебчук, Тананиной М.В. Большую роль в патриотическом воспитании играют торжественные мероприятия «Дети войны», «Салют, Победа!», «Мы наследники Великой Победы!». Это праздники-встречи людей разных поколений: ветераны тыла, дети войны, чье детство прошло в суровые годы Великой Отечественной войны и сегодняшних школьников. Выступая, ветераны говорили о своем суровом детстве, когда «…мы полуголодные, драники знали, мороженую картошку, сахарную свеклу – не знали банана… Для Победы вязали носки, собирали с полей колоски, хотя мы были аршин лишь от пола…». Это самые трогательные часы в жизни музея. Знакомство с такими людьми помогает сделать изучение истории конкретным, интересным и убедительным, воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Чувство гордости за людей, за страну испытывают дети от общения с такими людьми, сердце которых не ожесточила война.
Важной формой воспитания современных школьников на боевых традициях старших поколений является организация почетного караула у Мемориальной доски Ярослава Василенко, памятника «Солдату Ямала», участие в митингах 9 Мая, уход за могилами умерших ветеранов и могилы Ярослава Василенко. Эту почетную миссию несут обучающиеся кадетского казачьего класса нашей школы.
Школьный музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений, является важным направлением для реализации поставленных задач воспитания гражданина и патриота своей страны, Ямала.
Библиографический список:
- Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. № 6, 1998;
- Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009;
- Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи – концепция и реальность// Будущие хозяева России. – М.: «Реалисты». – 1996 – № 24;
- Сорока Л. Н. Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения./Отрывок из доклада/ Тверская обл., Бологовский район с. Берёзовский Рядок, МБОУ Березорядская ООШ";
- Фадеева С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация.-Н.Новгород. НГУ , 2006.
Перечень сведений об авторе
- Мартынцова Ирина Викторовна
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Пуровского района
- 89222843284
- 13.00.00 Педагогические науки
- 1 сборник (629841, ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе-1, ул. Молодежная, д. 4, кв. 9 Мартынцова Ирина Викторовна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...
Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...
Школьный музей как основа патриотического воспитания детей
Методическая работа...
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
Выступление на педагогическом совете...
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....
Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
(Серёгина И.Г. . – руководитель школьного музея БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ)...