Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"
статья

Андреева Татьяна Александровна

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgora.muzey_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Андреева Татьяна Александровна

Учитель русского истории и краеведенья

МБОУ «Учхозская СОШ»

Краснослободскаого муниципального района

Республики Мордовия

Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
        Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы школьников. У подавляющего большинства подростков идеал патриотической личности сформирован недостаточно. В обществе всегда существовала система «эталонов» патриотического поведения, которая создавала условия для формирования у молодежи не только патриотических идеалов, но и гражданского самосознания. По мнению учащихся, в качестве идеала патриотической личности для них могли бы выступать, прежде всего «исторические личности, внесшие вклад в развитие страны» (50%), «герои военных действий» (43,5%) и «близкие люди или родители» (6,5%). Можно сделать из этого вывод, что в настоящий момент школьники воспринимают патриота как человека, приносящего пользу своей стране или готового ее защитить.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Соответственно патриотизм как качественное образование личности должен пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании школьника, и реализоваться в деятельности.
         Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Традиционными мероприятиями патриотической направленности являются практикумы, уроки-лекции, исторические журналы, конференции, семинарские занятия, уроки по защите социальных проектов. На базе музея проводим уроки, посвященные изучению истории Великой Отечественной войны, судьбы тружеников тыла, передовиков производства. Учащиеся школы подготавливают социальные проекты на тему Афганская война и Чеченские военные кампании. Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции: «Руки сердечное тепло», «Открытка ветерану», «Цветы на граните». Используя материалы музея, ученики участвуют в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Это «Святыни земли мордовской», «Многоликая Мордовия», «Рассказ ветерана», «Человек в истории Россия XX век» организатор конкурса «Мемориал» под эгидой М.Прохорова.  
     Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога. В нашем музее собран богатый исторический материал, посвященный истории школы, ветеранам педагогического труда, участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам Афганской войны, Чеченской кампании. Этот материал посвящен не только жителям нашего поселка, это история целого района.    В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
        Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. В музее представлены различные экспозиции, посвященные труженикам тыла, истории школы, Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, народным промыслам нашего края. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Многие учителя и работники нашей школы внесли вклад в создание музея. Это Данилина Г.О., Андреева Т.А., Инюшкина В.И., Ефремов А.В., Асташкин Н.П. и многие другие. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
          Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
        Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры,
Факты…объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего района, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.  В музее ребята занимаются исследовательской работой по изучению культурного наследия нашего поселка. Большая работа проделана по изучению истории Спасо-Преображенского монастыря, Краснослободского совхоза-колледжа.
      Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Мордовии.
    Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
     Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
   Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу патриотического воспитания молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...

проект "Музей училища - как центр патриотического воспитания"

Данный проект реализовывался 3 года, получились  хорошие результаты....

Статья "Патриотическое воспитание в образовательном пространстве школы"

Данный текст является выступлением на педагогическом совете "Патриотическое воспитание"....

Проект "Наш музей-центр патриотического воспитания"

Основой деятельности школьного историко-краеведческого музея является воспитательная работа. В рамках проекта музей представлен как центр патриотического воспитания. В музейной деятельности реализуютс...

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...