Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Этикет: азбука добра»
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2012.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_azbuka_dobra.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО Руководитель МО __________________/Ерошенко А.А./ ( подпись) (расшифровка подписи) «____»_______________2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ «Илирская школа - интернат» _______________ О.В.Янченко (подпись) «____»______________2016г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________/Иванощук О.Ф./ ( подпись) (расшифровка подписи) «____»___________________2016г. |
Рабочая программа
на 1 – 4 четверти
2017 – 2018 учебный год
внеурочной деятельности
по культурному направлению
Кружок «Этикет: азбука добра»
2 класс
учителя Степановой Нины Викторовны
высшее
образование
высшая
квалификационная категория
с. Илир
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Этикет: азбука добра» реализует культурное направление во внеурочной деятельности в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.(29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15;
- программой внеурочной деятельности «ГОКУ «Илирская школа-интернат»
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ ГОКУ «Илирская школа - интернат».
Рабочая программа составлена на основе программы «Этикет: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К школьному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст и младший подростковый возраст.
Участники программы: учащиеся 2 класса
Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: Программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, продолжительность занятия 35 мину.
Основная идея программы:
Учащиеся должны пройти первоначальную школу этикета - привитие хороших манер и умение вести себя в обществе, умение выглядеть достойно, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи кружка:
- познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
- сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основные направления содержания деятельности:
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология развивающего обучения.
В практике работы используются следующие формы:
-ролевые и дидактические игры;
-тренинговые упражнения;
-рисование;
-викторины;
-тесты;
-беседы;
-конкурсы.
Условия реализации программы:
-кабинет
-медиатека
-учебно-методические пособия:
- 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Г.Голубицкий. Что такое этикет? Увлекательное путешествие в страну Хороших Манер. 1-я и 2-я части. Анфас, 1988-40 с.: илл.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы
- Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- Бережное отношение к природе
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Универсальные учебные действия:
—работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
—использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
—вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
—применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
—выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
—составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
—планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
—составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
—находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
- Поведение в общественном месте
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение в общественном месте к людям; проявление элементарного уважения к взрослым, сверстникам (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Универсальные учебные действия:
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— использовать в речи слова вежливости;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- Правила личной гигиены
Говорят, что о культуре человека можно судить в том числе и по тому, как он соблюдает (или не соблюдает) правила личной гигиены. Эти правила каждая, уважающая себя и своих детей, мать прививает своим отпрыскам с раннего детства. Именно эти знания помогают уже взрослым людям сохранять своё здоровье и работоспособность, кроме того, правила личной гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний.
Главными составляющими гигиены являются в первую очередь уход за кожей, уход за волосами, уход за зубами, а также гигиена личной обуви и одежды.
Универсальные учебные действия:
— ценностно-смысловая ориентация ( осознание ценности собственного здоровья и необходимости нести за него ответственность;
— понимание необходимости соблюдать правила личной гигиены;
стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
— способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
— дать представление о микробах;
— рассказать о путях попадания микробов в организм человека;
— познакомить с основными правилами личной гигиены
- Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность обучающегося; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки обучающимся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
- Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
№ | Наименование учебного оборудования | Примечания |
Книгопечатная продукция | ||
Для учителя: Сборник программ внеурочной деятельности 1- 4 классы, ФГОС Москва, «Вентана-Граф», 2011, под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Растим здоровых, умных, добрых. Е.В. Посошенко. | ||
Рекомендуемая литература: | ||
| ||
Печатные работы | ||
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.). Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) | Например, репродукции картин | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету | ||
Технические средства обучения (ТСО) | ||
Персональный компьютер (ноутбук) Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Проектор Мультимедийный проектор Интерактивная доска | ||
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме) Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) | Могут, например, быть использованы видеофильмы, фрагменты музыкальных произведений и др. | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Лупа. Компас. Микроскоп (цифровой по возможности). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. | ||
Натуральные объекты | ||
Живые объекты (комнатные растения, животные). Коллекции полезных ископаемых. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Коллекции плодов и семян растений. | ||
Интернет-ресурсы | ||
www.school2100.ru - Федеральный сайт учредителей программы «Школа 2100». www.openworld.ru/school - Официальный сайт журнала «Начальная школа». www.1 september.ru - Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» — методическая газета для учителя начальной школы. www.4stupeni.ru - Конспекты уроков для начальной школы. www.100zatey.ru - Детские праздники, выпускные в начальной школе. http://future4you.ru/ - Всероссийские очные и заочные дистанционные конкурсы и олимпиады. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кружок "Рукодельница"
Программа разработана для учащихся 6-х классов в рамках реализации ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»
рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: Кружок "Юнармеец"
Пояснительная записка Программа разработана на основе рабочей программы основного общего образования для учащихся 5 – 9 классов под редакцией В.И.Ляха. Изд.: ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок " Занимательная математика ".
Программа кружка "Занимательная математика". Срок реализации программы два года. Возраст детей 11-15 лет....
Рабочая программа по внеурочной деятельности .Кружок " Увлекательный немецкий" направление- научно познавательное для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности .Кружок " Увлекательный немецкий" направление- научно познавательное для 1 класса...