Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
рабочая программа по обж по теме

 Затравкина Елена Валерьевна

Пояснительная записка

Из  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.   

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их,  не осознавая опасных последствий своих действий.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому  программа кружка «Весёлый светофор»  предусматривает   успешное усвоение учащимися  правил дорожного движения,  истории  возникновения правил дорожного движения,  способствует  выработке   умений и навыков  ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять  свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому  программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим  детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

  Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное  время.   
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
 

Аннотация.
Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся.
Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно:  одно  занятие  в неделю,  всего 32 часа  в год.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в кабинете ОБЖ школы №16, имеющим оборудование  для изучения ПДД.  
Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся.


Цель Программы

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.
 

Задачи Программы

Обучающие  (предметные)

  • изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
  • изучение различных транспортных средств и их особенностей;
  • обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
  • изучение устройства велосипеда;
  • обучение практическим навыкам   вождения велосипеда;
  • обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях;
  • изучение форм пропаганды безопасности движения.


Развивающие

  • развитие творческих и мыслительных способностей детей;
  • развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;
  • развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитательные

  • повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
  • воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.

Личностными  результатами  обучения  по данной программе являются:

 - развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов учащихся в различных дорожных ситуациях;

- формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения;

- воспитание ответственного отношения к сохранению  личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными    результатами  обучения  по данной программе являются:

- овладение  умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах; анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах   с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на  транспорте.


Дидактические принципы:
- систематическое изучение правил дорожного движения,
- осознанность в их усвоении,
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии    с возрастными возможностями обучающихся.

Направления программы:
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
• знакомство с историей ПДД
• развитие практических навыков
• применение их в реальной жизни.


Сроки реализации программы  - 4 года.
 

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 

 

Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
 - викторина, КВН по ПДД;
 - игра;
- выступления агитбригады отряда ЮИД;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.

 

Учащиеся   должны   знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Учащиеся должны  уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.


Учащиеся 1-го класса должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Учащиеся  2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях,
при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Вопросы итогового контроля знаний учащихся:
1. Назови участников дорожного движения.
2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
3. Назови части городской (загородной) дороги.
4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
5. Как называется место, где пересекаются улицы?
6. Назовите типы перекрёстков.
7. Какие бывают пешеходные переходы?
8. Расскажи свой путь «Дом – школа»
9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
10. Где следует ожидать общественный транспорт?
11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
14. Что такое «зебра»?
15. Что такое «островок безопасности»?
16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
17. Какие бывают пешеходные переходы?
18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
19. Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
21. Где должны ходить пешеходы?
22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
23. Какие дорожные знаки тебе известны?
24. Чем отличается регулируемый перекрёсток  от  нерегулируемого?
25. Какие бывают светофоры?
26. Что означает каждый сигнал светофора?
27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
29. Какое движение называют правосторонним и почему?
30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Контрольные вопросы:
1 класс.

- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего предназначен тротуар?
- Что такое перекресток?
- Для чего служат ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где можно играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каких местах устанавливается знак «Дети»?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
- Как нужно себя вести в общественном транспорте?

2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

3 класс.
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

4 класс.
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

Ресурсное обеспечение программы:

 1.  Уголок “Дорожного движения”. 
 2 .  Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
 - атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Учебно-тематические папки с документами  и методическими материалами:

  1. Занятия по ПДД.
  2. Не хотите быть в беде – соблюдайте ПДД! (Материалы газеты «Добрая дорога детства») 
  3. Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».
  4. Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».
  5. Положения об отряде Юных инспекторов  движения.
  6. Занимательный материал по ОБЖ.
  7. Военно-спортивные игры на местности.
  8. Игротека по Правилам дорожного движения.
  9. Дорожные знаки.
  10. Сценарии агитбригад по Правилам дорожного движения.
  11. Сценарии агитбригад по правилам дорожного движения.
  12. Билеты и вопросы для проверки знаний по ПДД.
  13. Положения  о конкурсах и соревнованиях по ПДД.
  14. Вопросы по оказанию первой помощи пострадавшему.

 

Список литературы:
 

1.

Изучаем ПДД. 1-4 классы. Тематические занятия, кл. часы и викторины

А.В. Бармин, Е.А. Гальцов,

И.Ю. Клюев

Волгоград, «Учитель»

2010

1

2.

Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников

Н.В. Ковалёва

Ростов на Дону: «Феникс»

 

2005

1

3.

Изучаем ПДД: разработки уроков и тематических занятий 1-4 кл.

Е.Ю. Лавлинскова

Волгоград, «Учитель»

2008

1

4.

Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу 1-4 кл.

В.И. Ковалько

М., Вако

2008

1

5.

Справочник классного руководителя: внеклассная работа по изучению ПДД в школе

В.Е. Амелина

М., Глобус

2006

1

6.

Классные часы, беседы по ПДД 5-9 кл.

Дубровская Е.Н.

М.: Центр педагогического образования

2007

1

7.

Профилактика детского дорожного транспортного травматизма.  Система работы в ОУ

Кузьмина Т.А.,

Шумилова В.В.

Волгоград: Издательство «Учитель»

 

2007

1

8.

Предметная неделя по правилам дорожного движения

Поддубная Л.Б.

Волгоград: Издательство «Корифей»

2008

1

9.

Правила дорожного движения для школьников.  Серия «Здравствуй, школа!»

Дмитрук В.П.

Ростов-на-Дону:

Издательство «Феникс»

2008

1

10.

Методические рекомендации по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма

 

Управление ГИБДД Московской области

2000

1

11.

Правила дорожного движения для начальной школы Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс» 2008

 

 

Гончарова Л.М.

Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс»

2008

1

12.

Часовые дорог Подмосковья

Арнаутов Н., Ивакин Н.

Москва: «Новатор»

1992

1

13.

Дорожные знаки в картинках

 

Издательство «Гном и Д»

2009

1

14.

Журнал для детей «ПДД  с инспектором Мигалкиным» №1

 

 

 

1

15.

«Путешествие на зелёный свет. Я пешеход». №5 Познавательное пособие для младшего школьного возраста

 

Издательство «Кедр»

 

1

16.

«Путешествие на зелёный свет. «В лето на велосипеде». №6 Познавательное пособие для младшего школьного возраста

 

Издательство «Кедр»

 

1

17.

Безопасное поведение  на улицах и дорогах. 1-4 класс. Пособие для учителя

Ижевский П. В., Хренников Б.О., Александров И.В., Маслов М.В.

М: «Просвещение»

2007

1

18.

Методическое пособие для учителя по использованию УМК «Безопасность на дорогах». 5-9 класс:

- Для конструирования и анализа дорожных ситуаций

- По использованию электронных компонентов УМК

 

Москва: «Уч.прибор»

2009

3

19.

Экзаменационные билеты категории АВ

 

Москва: Рецепт-Холдинг

2007

 

20.

Брошюра «Водитель! Это важно знать!»

 

Ежедневные новости Подмосковья

2008

3

21.

«Дорожная грамота» для младшего школьного возраста

 

Издательство «Кедр»

 

1

22.

ДЭ познавательный  журнал «За безопасность на дорогах» №8

 

 

2006

1

23.

ДЭ познавательный журнал «Азбука дороги» №11

 

 

2007

1

24.

«Безопасная дорога в школу». Познавательный журнал №4

 

 

 

5

25.

Пособие для учителя

«Обучение ПДД» 1-4 класс

Сюньков В.Я., Ижевский П.В., Хренников Б.О., Маслов М.В.

М: «Просвещение»

2007

1

26.

Методическое пособие для учителя по обучению ПДД. 5-9 класс

Рыбин А.А.

М: «Просвещение»

2008

1

27.

Безопасность на дорогах. Комплект рабочих тетрадей для 5-9 классов

 

Москва

2009

30

28.

Брошюра «Дорожная азбука» для младшего школьного возраста. Основы правил безопасности на дорогах

 

Ежедневные новости Подмосковья

2010

5

 

29.

Помощник  юного велосипедиста. Пособие для начинающего велосипедиста

 

Издательство «Кедр»

2008

1

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании  ШМО

эстетического цикла

______Милюкова О.С.

Протокол № ___

«____»______2012 г.

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

__________Н.И. Хавторина

«____»___________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №16»

_________ Е.А. Кудряшова

Приказ №__________

«____»___________2012 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(кружок «Весёлый светофор»)

для 1 «А», 1 «Б» классов,

2  «А», 2 «Б» классов

                в  МОУ  СОШ №16

         

 

Всего учебных часов:  32 часа – 1 класс;  34 часа – 2 класс

Период изучения: 2012-2013 учебный год

Педагог:  Затравкина Елена Валерьевна

 

 

город  Серпухов

Пояснительная записка

Из  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.    

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их,  не осознавая опасных последствий своих действий.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому  программа кружка «Весёлый светофор»  предусматривает   успешное усвоение учащимися  правил дорожного движения,  истории  возникновения правил дорожного движения,  способствует  выработке   умений и навыков  ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять  свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому  программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим  детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

  Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное  время.  
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Аннотация.
Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся.
Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно:  одно  занятие  в неделю,  всего 32 часа  в год.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в кабинете ОБЖ школы №16, имеющим оборудование  для изучения ПДД.  
Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся.


Цель Программы

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи Программы 

Обучающие  (предметные)

изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;

изучение различных транспортных средств и их особенностей;

обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;

изучение устройства велосипеда;

обучение практическим навыкам   вождения велосипеда;

обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение форм пропаганды безопасности движения.


Развивающие

развитие творческих и мыслительных способностей детей;

развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;

развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитательные

повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;

воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.

Личностными  результатами  обучения  по данной программе являются:

 - развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов учащихся в различных дорожных ситуациях;

- формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения;

- воспитание ответственного отношения к сохранению  личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными    результатами  обучения  по данной программе являются:

- овладение  умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах; анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах   с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на  транспорте.


Дидактические принципы:
- систематическое изучение правил дорожного движения,
- осознанность в их усвоении,
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии    с возрастными возможностями обучающихся.

Направления программы:
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
• знакомство с историей ПДД
• развитие практических навыков
• применение их в реальной жизни.


Сроки реализации программы  - 4 года.
 

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- викторина, КВН по ПДД;
- игра;
- выступления агитбригады отряда ЮИД;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.

Учащиеся   должны   знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Учащиеся должны  уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.


Учащиеся 1-го класса должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Учащиеся  2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях,
при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Вопросы итогового контроля знаний учащихся:
1. Назови участников дорожного движения.
2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
3. Назови части городской (загородной) дороги.
4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
5. Как называется место, где пересекаются улицы?
6. Назовите типы перекрёстков.
7. Какие бывают пешеходные переходы?
8. Расскажи свой путь «Дом – школа»
9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
10. Где следует ожидать общественный транспорт?
11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
14. Что такое «зебра»?
15. Что такое «островок безопасности»?
16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
17. Какие бывают пешеходные переходы?
18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
19. Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
21. Где должны ходить пешеходы?
22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
23. Какие дорожные знаки тебе известны?
24. Чем отличается регулируемый перекрёсток  от  нерегулируемого?
25. Какие бывают светофоры?
26. Что означает каждый сигнал светофора?
27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
29. Какое движение называют правосторонним и почему?
30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Контрольные вопросы:
1 класс.
- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего предназначен тротуар?
- Что такое перекресток?
- Для чего служат ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где можно играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каких местах устанавливается знак «Дети»?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
- Как нужно себя вести в общественном транспорте?

2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

3 класс.
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

4 класс.
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
 

Ресурсное обеспечение программы:

1.  Уголок “Дорожного движения”.  
2 .  Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Учебно-тематические папки с документами  и методическими материалами:

Занятия по ПДД.

Не хотите быть в беде – соблюдайте ПДД! (Материалы газеты «Добрая дорога детства»)  

Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».

Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».

Положения об отряде Юных инспекторов  движения.

Занимательный материал по ОБЖ.

Военно-спортивные игры на местности.

Игротека по Правилам дорожного движения.

Дорожные знаки.

Сценарии агитбригад по Правилам дорожного движения.

Сценарии агитбригад по правилам дорожного движения.

Билеты и вопросы для проверки знаний по ПДД.

Положения  о конкурсах и соревнованиях по ПДД.

Вопросы по оказанию первой помощи пострадавшему.

Список литературы:

1.

Изучаем ПДД. 1-4 классы. Тематические занятия, кл. часы и викторины

А.В. Бармин, Е.А. Гальцов,

И.Ю. Клюев

Волгоград, «Учитель»

2010

1

2.

Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников

Н.В. Ковалёва

Ростов на Дону: «Феникс»

2005

1

3.

Изучаем ПДД: разработки уроков и тематических занятий 1-4 кл.

Е.Ю. Лавлинскова

Волгоград, «Учитель»

2008

1

4.

Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу 1-4 кл.

В.И. Ковалько

М., Вако

2008

1

5.

Справочник классного руководителя: внеклассная работа по изучению ПДД в школе

В.Е. Амелина

М., Глобус

2006

1

6.

Классные часы, беседы по ПДД 5-9 кл.

Дубровская Е.Н.

М.: Центр педагогического образования

2007

1

7.

Профилактика детского дорожного транспортного травматизма.  Система работы в ОУ

Кузьмина Т.А.,

Шумилова В.В.

Волгоград: Издательство «Учитель»

2007

1

8.

Предметная неделя по правилам дорожного движения

Поддубная Л.Б.

Волгоград: Издательство «Корифей»

2008

1

9.

Правила дорожного движения для школьников.  Серия «Здравствуй, школа!»

Дмитрук В.П.

Ростов-на-Дону:

Издательство «Феникс»

2008

1

10.

Методические рекомендации по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД Московской области

2000

1

11.

Правила дорожного движения для начальной школы Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс» 2008


Гончарова Л.М.

Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс»

2008

1

12.

Часовые дорог Подмосковья

Арнаутов Н., Ивакин Н.

Москва: «Новатор»

1992

1

13.

Дорожные знаки в картинках

Издательство «Гном и Д»

2009

1

14.

Журнал для детей «ПДД  с инспектором Мигалкиным» №1

1

15.

«Путешествие на зелёный свет. Я пешеход». №5 Познавательное пособие для младшего школьного возраста

Издательство «Кедр»

1

16.

«Путешествие на зелёный свет. «В лето на велосипеде». №6 Познавательное пособие для младшего школьного возраста

Издательство «Кедр»

1

17.

Безопасное поведение  на улицах и дорогах. 1-4 класс. Пособие для учителя

Ижевский П. В., Хренников Б.О., Александров И.В., Маслов М.В.

М: «Просвещение»

2007

1

18.

Методическое пособие для учителя по использованию УМК «Безопасность на дорогах». 5-9 класс:

- Для конструирования и анализа дорожных ситуаций

- По использованию электронных компонентов УМК

Москва: «Уч.прибор»

2009

3

19.

Экзаменационные билеты категории АВ

Москва: Рецепт-Холдинг

2007

20.

Брошюра «Водитель! Это важно знать!»

Ежедневные новости Подмосковья

2008

3

21.

«Дорожная грамота» для младшего школьного возраста

Издательство «Кедр»

1

22.

ДЭ познавательный  журнал «За безопасность на дорогах» №8

2006

1

23.

ДЭ познавательный журнал «Азбука дороги» №11

2007

1

24.

«Безопасная дорога в школу». Познавательный журнал №4

5

25.

Пособие для учителя

«Обучение ПДД» 1-4 класс

Сюньков В.Я., Ижевский П.В., Хренников Б.О., Маслов М.В.

М: «Просвещение»

2007

1

26.

Методическое пособие для учителя по обучению ПДД. 5-9 класс

Рыбин А.А.

М: «Просвещение»

2008

1

27.

Безопасность на дорогах. Комплект рабочих тетрадей для 5-9 классов

Москва

2009

30

28.

Брошюра «Дорожная азбука» для младшего школьного возраста. Основы правил безопасности на дорогах

Ежедневные новости Подмосковья

2010

5

29.

Помощник  юного велосипедиста. Пособие для начинающего велосипедиста

Издательство «Кедр»

2008

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       внеурочной деятельности        кружок «Подвижные игры»              ...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Занимательный английский - 2» для 2 класса

Название программы: Авторская рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Занимательный английский - 2».На сколько часов рассчитана рабочая программа: 72 часа, 8 занятий – в ме...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Занимательный английский - 3» для 3 класса

Название программы: Авторская рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Занимательный английский - 3».На сколько часов рассчитана рабочая программа: 72 часа, 8 занятий – в ме...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Занимательный английский - 4» для 4 класса

Название программы: Авторская рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Занимательный английский - 4».На сколько часов рассчитана рабочая программа: 72 часа, 8 занятий ...