Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"
рабочая программа (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_rech_i_rechevoe_obshchenie.docx | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Протвино
«РАССМОТРЕНО» Руководитель методического объединения ____________/ ./ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20___г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1» _____________/./ ФИО «__»___________20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1» _____________/ Чеснокова Т.Н./ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ
класс 5__________________________________
ступень образования СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общее количество учебных часов _34___________
количество учебных часов в неделю __1___________
УЧИТЕЛЯ (ПЕДАГОГА)
ВЫСШЕЙ______________категории
Неволиной Елены Александровны
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004, № 1312 (ред. от 01.02.2012)).
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004, №1089).
- Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
- Учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год
Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г.
Цель и задачи программы
Цель: планирование, организация, управление учебным процессом по русскому речевому общению.
Задачи:
-конкретизировать содержание тем образовательного стандарта;
-определить объем и порядок изучения учебной дисциплины.
Цели и задачи учебного курса
Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.
Задачи:
1. Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
2. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
3. Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.
4. Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
5. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
6. Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
7. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
8. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе построения курса лежат следующие принципы:
• личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
• культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
• деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Одним из результатов курса является осмысление и принятие учащимися системы ценностей:
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения является компонентом личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности является основой успешного изучения всех других учебных предметов. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе общего образования.
Результаты изучения курса
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются следующие умения и качества:
· осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
· умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются:
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
· владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
· умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
· умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
· умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
· уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ №1»
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.Именно в 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.В учебном плане МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год на изучение русского речевого общения в 5 классе выделено 34 часа: в федеральном компоненте – 34 недели по 1 часу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | |||||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ТЕОРИЯ_-ПРАКТИКА | ПРАКТИКА | КОНТРОЛЬ | ||
1. Вводное занятие | 1 | 1 | ||||
2. Речь и речевое общение | 9 | 3 | 4 | 2 | ||
3. Функциональные разновидности языка. Стилистика | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
4. Виды речевой деятельности | 9 | 2 | 4 | 3 | ||
5. Текст как продукт речевой деятельности | 10 | 2 | 7 | 1 | ||
6. Итоговый контроль | 2 | 2 | ||||
Итого: | 34 | 8 | 16 | 7 | 3 |
.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.
Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.
Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной работы.
Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Лист достижений ученика (цы) 5 класса
Ф. И. Ученика---
Коммуникативно – речевые умения | Входной контроль | Текущий контроль | Итоговый контроль |
1.Определять тему текста. Озаглавливать текст | |||
2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам. | |||
3.Ориентироваться в структуре текста | |||
4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства | |||
5. Составлять план (простой и сложный) | |||
6.Определять:а) тип речи; б) стиль речи | |||
7. Самостоятельно строить высказывание ( на основе творческого пересказа) | |||
8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи | |||
9. Извлекать нужную информацию из текста | |||
10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте | |||
11.Выразительно читать | |||
12. Пользоваться разными видами чтения | |||
13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | |||
14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
15.а) Понимать вопросы учителя; б) давать на них ответы; в) самим задавать вопросы | |||
16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом |
Условные обозначения: «-»- навык не сформирован; «*»- сформирован частично; «+»- сформирован; «++»- хорошо сформирован.
Содержание образования курса
Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.
РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.
Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения.
Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.
Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.
Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты
РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.
Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.
Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).
Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.
РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.
Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.
Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.
Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.
Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).
Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.
РАЗДЕЛ IV. Текст как продукт речевой деятельности.
Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.
План как вид информационной переработки текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений пятиклассников.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технические средства:
1)компьютер;
2)проектор;
3)магнитная доска;
4)доска с пластиковым покрытием;
5) учебная мебель
Демонстрационные пособия:
печатные пособия
1)таблицы к основным разделам грамматического материала;
2)словари всех типов;
экранно-звуковые пособия
1)презентации к основным разделам грамматического материала
Литература для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
3. Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
4. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
5. Гойхман ОЛ., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
9. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
10. Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского
языка. - М.- 1977.
11. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.
12. Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные
технологии.- 2005.-№ 1.
13. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних
учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.
14. Елистратов В. С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
15. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
Литература для учащихся:
1. Никитина Е. И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В. В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2010
2. Разумовская М. М. Русский язык 5 класс.- М.-2012.
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.
4. Дьяченко Л. В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2012.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
Цифровые образовательные ресурсы:
1) http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2) http://gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
3)Электронное пособие по русскому языку для школьников:
4)http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Обучающие тесты.
Календарно-тематическое планирование уроков внеурочной деятельности в 5 б,в классах
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Форма организации занятий | Характеристика деятельности учащихся | |
По плану | По факту | |||||
Вводное занятие | 1 | Самостоятельная работа | Уметь определять тему, главную мысль текста; ориентироваться в структуре текста; составлять план текста; пересказывать подробно текст; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь работать в парах, договариваться со своими товарищами. | |||
Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека | 1 | Лекция | Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения; осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека | |||
Речевая ситуация. | 1 | Беседа, работа в парах | Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи | |||
Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи | 1 | Лекция | Знать основные особенности устной и письменной речи; различать устную и письменную речь | |||
Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы, отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы) | |||
Учимся строить диалог и монолог | 1 | Практикум. | Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы, отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы) | |||
Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность | 1 | Лекция | Знать основные свойства хорошей речи; уметь чувствовать красоту и выразительность речи; оценивать свою собственную речь | |||
Речевые ошибки и недочёты | 1 | Лекция Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы) | Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты | |||
Речевые ошибки и недочёты | 1 | Практикум. | Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты | |||
Учимся редактировать свои и чужие тексты | 1 | Практикум. | Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты | |||
Стилистика. Разговорная и книжная речь | 1 | Лекция | Знать, что изучает «Стилистика»; называть основные признаки разговорной и книжной речи; различать разговорную и книжную речь | |||
Виды книжной речи: художественная и научно-деловая | 1 | Лекция | Различать и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль данного текста, аргументировать своё суждение | |||
Создание письменных высказываний разных стилей | 1 | Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы) | Создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой) | |||
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо | 1 | Лекция | Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). | |||
Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Знать факторы эффективного слушания; осознанно воспринимать и понимать звучащую речь; удерживать в памяти основное содержание услышанной информации | |||
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Читать тексты разных стилей и жанров; пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); обобщать изложенные в тесте факты; делать выводы на основе содержащейся в тексте информации; различать главную и второстепенную информацию | |||
Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы | 1 | Лекция | Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой | |||
Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ. | 1 | Практическое занятие (групповая форма работы) | ||||
Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый | 1 | Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы | Начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику; передавать в устной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания; вести диалог на учебные и бытовые темы | |||
Учимся пересказывать текст подробно | 1 | Практикум. | ||||
Письмо как вид речевой деятельности | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана; составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление) | |||
Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение) | 1 | Практикум. | ||||
Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста | 1 | Лекция | Знать признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка); соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); выделять главную и второстепенную информацию | |||
Что значит говорить и писать на тему? | 1 | Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы | Определять тему текста; различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных; создавать текст на заданную тему. | |||
Главное в тексте - идея, основная мысль | 1 | Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы | Определять основную мысль текста; находить ключевые слова и выражения | |||
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. | 1 | Сочетание коллективной и парной форм работы | Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста | |||
План как вид информационной переработки текста | 1 | Коллективная форма работы | Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного); соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана | |||
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение | 1 | Лекция | Знать признаки функционально-смысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения); определять функционально-смысловой тип речи | |||
Описание как тип речи. Виды описаний | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Знать композиционную схему описания; называть виды описаний; находить в текстах описания, аргументировать свой выбор. | |||
Повествование. Повествовать – значит рассказывать | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Знать композиционную схему повествования; находить в целом тексте фрагменты повествования; различать повествование и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и отдельным языковым характеристикам | |||
Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Знать композиционную схему рассуждения; находить в целом тексте фрагменты рассуждения; Различать рассуждение и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и языковым характеристикам; составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры, формулировать вывод. | |||
Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи | 1 | Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы) | Уметь производить элементарный комплексный анализ текста; работать самостоятельно по заданному плану; обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе | |||
Итоговый контроль | 1 | Самостоятельная работа | Уметь определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами | |||
Итоговый контроль | 1 | Самостоятельная работа | Уметь определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов
Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный ци...
Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс
Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы: "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...
Рабочая программа по русскому речевому общению (общеобразовательный уровень) 11 класс
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.–...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Содержание программы факультати...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личнос...
Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»
Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Проблем...