Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Соболева Ирина Юрьевна

Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный цикл).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_rro._11.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»

                                                                                                     

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ

для параллели 11-х классов

среднего (полного) общего образования

на 2011-2012 учебный год

Составлена на основе программы под ред. В.М. Шаталовой.

Составлена учителем

русского языка

 и литературы

Соболевой И.Ю.

2011г.

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено согласно адаптированной программе под редакцией В.М. Шаталовой, рекомендованной Департаментом общего и дошкольного образования РФ.

Преподавание ведется по учебнику «Русское речевое общение» под редакцией В.М. Шаталовой.

Программа учебного предмета «Русское речевое общение» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. Однако содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры старшеклассников, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и ее воспитательно-патриотическое значение.

В данный учебный предмет включается работа над текстом как феноменом речевого общения.

В результате проведенной работы учащиеся должны быть осведомлены о социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в рамках этого общества человека. Человека, владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности; способного, опираясь на основы стилистической нормы, оценить свою и чужую речь; умеющего использовать правила русского красноречия для достижения наибольшего эффекта произносимой речи.

Основным средством обучения является комплексная работа с текстами различных стилей и жанров. По уровню работы с текстом в устной и письменной речи можно судить об уровне знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе. Работа с текстом может быть устной, письменной, по характеру доминирующей речевой деятельности обучаемого (аудирование, чтение, говорение, письмо).

                Необходимо применять комплексную работу с текстом, в которой будут учтены результаты анализа индивидуальных процессов коррекции, корреляции, трансформации и совершенствования речевых умений и навыков после комплексного диагностирующего тестирования в начале года, работы с текстом. Необходимо определить время работы над функциональными типами речи: описанием, повествованием, рассуждением, обобщения этих знаний и использования в речевом общении. При этом должен использоваться уже созданный авторский или методический текст, помимо этого, должен делаться  акцент на порождение учащимися собственного текста, отвечающего конкретному заданию. При этом методические тексты должны системно развивать личность с гражданских позиций, формировать эстетическую восприимчивость к окружающей действительности, воспитывать духовность, нравственность, побуждать к творчеству.

                В 11 классе предпочтительна работа над монологическим текстом, с комбинацией различных функционально-смысловых типов речи, с последовательным включением новых типов, востребованных в учебной и речевой практике: рассуждения-объяснения, рассуждения-доказательства. В работе с текстом углубляются представления об информации текста, его общей темы, интенсифицируются индивидуальные интеллектуальные навыки учащихся.

                  В 11 классе при работе с текстом представляется целесообразной работа с различными уровнями лексически (многозначность слова, антонимы, омонимы, синонимы; уместность и целесообразность использования крылатых слов и выражений, фразеологических единиц; загадок, пословиц, поговорок). Необходимо так же совершенствование навыков учебного труда, например, работа со словарем.

                Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Календарно-тематическое планирование

(34 часа)

Раздел

№ урока

Дата по плану

Корректировка

Тема

Речевое общение и речевое воздействие (1 часа)

1

Речевое общение и речевое воздействие

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (1 час)

2

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности

Текст как результат речевой деятельности. Тестирование (4 часа)

3

Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).

4

Функциональные стили и типы речи.

5

Анализ текстов научного и официально-делового стилей

6

Анализ  текстов публицистического и художественного стилей

Культура речевого общения. Контрольная работа (3 часа)

7

Орфоэпические, лексические и словообразовательные нормы

8

Морфологические и синтаксические нормы

9

Контрольная работа

Устный русский текст (1 час)

10

Устный русский текст

Письменный русский текст (2 часа)

11

Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем

12

Жанры текстов.

Литература как вид словесного (речевого) искусства (1 час)

13

Литература как вид словесного (речевого) искусства

Монологические и диалогические формы речи и текста (1 час)

14

Монологические и диалогические формы речи и текста

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. Творческая проектная работа (3 часа)

15

План, тезисы

16

Конспект, реферат, обзор

17

Защита проектных работ

Речевое воздействие в общении (2 часа)

18

Логическое воздействие

19

Эмоциональное воздействие

Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи. Тестирование (2 часа)

20

Роды и виды ораторской речи

21

Тестирование

Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления (6 часов)

22

Правила русского красноречия

23

Композиция публичного выступления

24

Логические элементы публичного выступления

25

Эмоциональные элементы публичного выступления

26

Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления

27

Конференция

Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения. Контрольная работа (2 часа)

28

Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения.

29

Контрольная работа

Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности (2 часа)

30

Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности

31

Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности

Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения. Творческая проектная работа (3 часа)

32

Групповая работа по отбору средств  для будущего текста

33

Защита творческих проектных работ

34

Резерв

Список литературы

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М.,1990

Ви

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. - М.,1989.

Граудина Л.К.Теория и практика русского красноречия. - М.,1989

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982

Колясов В.В. Культура речи -  культура поведения. - М., 1988.

Красин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980

Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969.

Соловьева Н.Н. Речевое общение или Искусство понимания. 10-11 классы. -М., 2008.

        Литература для учащихся

Абрамов В.П. Созвездие слов. - М.,1989.

Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М., 1986.

Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа. - М.. 1993.

Львова С.И. Там, где кончается слово. – М., 1996

Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1962.

Шанский Н.М. В мире слова. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).

1. Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Л...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (4 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ : М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 кл...

Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс

Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс...

Рабочая программа курса «Русское речевое общение» 10 класс

            Курс "Русское речевое общение" В.М. Шаталовой и О.Н. Зубакиной (10-11 класс) составляет региональный компонент содержания общего образования ...