Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc115.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

Язык в речевом общении

Роль орфографии и пунктуации в

письменном общении

9 класс основного общего образования

                                                 

Арцыбашева С.И.,

учитель МОУ «Леженская основная

 общеобразовательная школа»

Тимского района Курской области

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе элективного курса СИ. Львовой. – М.: Мнемозина, 2009

Русский язык переживает трудные времена. Это связано и с наплывом иноязычных слов, и с

заметной вульгаризацией речи. На наших глазах вырастают поколения, которые не знают своей

истории, своей традиционной национальной культуры, своего языка. Это не поколение читающих

– это поколение «смотрящих», «слушающих» или «играющих». Российские СМИ не являются

носителями русской культуры и русского литературного языка – образцового, нормированного,

служащего эталоном культуры речи.

В триаде «учитель – ученик – учебник» главным звеном является, конечно, учитель. Изучать

русский язык в школе надо как родной, а не как иностранный, т.е. с опорой на чутье, генетическую

память, речевой инстинкт и т.п. (а не как в овладении иностранным языком, где дело сводится к

умению писать, читать и говорить. Не зря же говорят о том, что родным языком человек

овладевает всю свою жизнь. Родной язык нельзя «проходить», как проходят другие школьные

дисциплины. «Проходя» язык, человек пройдет мимо его сокровищ, не станет подлинным

гражданином Отечества. Отечественная психология и педагогика накопили значительный опыт

исследований по усвоению русского языка (орфографии). Основополагающими также являются

работы известных методистов и авторов учебников по обучению орфографии: М.М. Разумовской,

М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, А.И. Власенкова, М.Т. Баранова и др.

Программа нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и

правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях

общения .формирование орфографической компетенции. В связи с этим основное внимание на

занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков,

которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся

осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного

совершенства речевого высказывания.

Для формирования орфографической грамотности предлагается использовать следующие

принципы и методы обучения

Принцип восхождения от общего к частному. В соответствии с этим принципом дается целостное

представление о лингвистической основе изучаемого блока, а затем идет переход к изучению

конкретной орфограммы.

Принцип дифференцирования языковых значений, основой которого является умение различать

части речи, части слова, грамматические категории.

Принцип внимания к языковым знакам. Этот принцип означает воспитание у учащихся внимания

к звукам, буквам, морфемам, орфограммам, словам.

Принцип последовательного наращивания темпов в обучении языку. Учитывая данный принцип,

происходит постоянное обновление дидактического материала по изучаемой теме, наращивание

степени трудности материала, более глубокое изучение правил, усложнение заданий.

Методы обучения:

Блочный метод обучения (информация, проверка, коррекция, решение проблемного вопроса,

проверка – входной, выходной контроль).

Метод мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся

(создание проблемной ситуации, новизны, опора на жизненный опыт).

Методы словесной и наглядной передачи учебной информации (объяснение, разбор, комментирование, таблицы, условные обозначения).

Репродуктивный метод (различные виды разбора, списывания с заданиями).

Продуктивный метод (составление таблиц, подбор собственных примеров, группировка материала, творческие работы).

Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не существует, так как на результат влияют характер учебного предмета, программы, личности учителя и ученика, условия применения. Задача учителя заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее эффективных в конкретных обстоятельствах. Видами методов (упражнений), развивающих орфографическую и зоркость, являются нахождение (обнаружение) орфограмм; выяснение и обозначение условий выбора правильных написаний; подбор слов (с указанными орфограммами); орфографический разбор; группировка слов с определенными орфограммами. От смысла – к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи – такой путь анализа усваивают обучающиеся на занятиях. При этом повторяются, сис тематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно вос принимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей, разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.

Программа рассчитана на 17ч.

Содержание курса

Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения –l ч.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел), ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. –1ч.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания– 1ч Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SMS-сообщения, элект ронная почта, телефакс и др.) –1ч.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета –1ч.

Роль орфографии в письменном общении –1ч.

Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи –1ч. Разделы русской орфографии и принципы написания –1ч.

Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и

грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания –1ч.

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы –1ч.

Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике

современного письма –1ч.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации –

расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации:

грамматический, смысловой, интонационный –1ч.

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и

пунктуация –1ч.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания,

знаки завершения. –1 ч.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения, 2) знаки препинания

внутри простого предложения, 3) знаки препинания между частями сложного предложения, 4)

знаки препинания при передаче чужой речи, 5) знаки препинания в связном тексте –1ч.

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование –1ч.

Справочники по русскому правописанию, работа с ними –1ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

применять орфографические правила,

объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами,

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов,

проводить орфографический анализ текста,

применять пунктуационные правила,

объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения,

строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений,

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила,

проводить пунктуационный анализ текста,

аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Литература

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Ветвицкий В. Г. и др. Современное русское письмо. Факультативный курс. – М, 1974.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М., 2006.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты орфографии. – М., 2006.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5–9 классы. – М, 1989.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические

рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М., 2004.

Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации

выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. – М., 2002.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1991.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфографии и пунктуация: Раздаточные

материалы. – М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.

Львова С. И. Язык и речь. Учебное пособие для 8–9 классов. – М., 2000.

Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.

Панов М. В. А все-таки она хорошая: Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и

недостатках. – М., 1964.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. – М., 2004.

Словари

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:

Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. – 4-е изд. – М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"

В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся  9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...

Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс

Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы:   "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...