Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы: "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом общении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_8_klass.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ" 8 КЛАСС
на 2013-2014 учебный год (34 часа, автор программы ЛЬВОВА С.И.)
№ п/п | № урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятельной деятельности | План | ||
Язык как средство общения (2 часа) | |||||||||
1 | 1 | Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка. | Урок изучения нового материала | Знакомство с гипотезами происхождения языка. Сопоставление гипотез. Понятие об искусственных языках | Знать: гипотезы происхождения языка и авторов гипотез. Понимать: суть вопроса об искусственных языках. Уметь: аргументировать свою точку зрения, строить монологическое высказывание. | Составление плана ответа. | |||
2 | 2 | Преимущество языка сравнительно с неязыковыми средствами. | Урок изучения нового материала | Понятие о неязыковых средствах общения: жестах, сигналах ,кодах, символах. Знакомство со способами общения животных. | Знать: неязыковые средства общения. Понимать : преимущество языкового общения перед неязыковым. Уметь: строить и оформлять высказывание. | Композиционное оформление высказывания. | |||
Речевое общение (5 часов) | |||||||||
3 | 1 | Речевое общение, единство двух его сторон. Формы общения | Урок изучения нового материала | Знакомство с единством двух сторон общения: передачей и восприятием смысла. Знакомство с устной и письменной формой общения. | Знать: наличие двух сторон общения - передачу и восприятие смысла. Понимать :единство двух сторон общения. Уметь: слушать, осознанно воспринимать звучащую речь. | Построение высказывания | |||
4-5 | 2-3 | Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат) | Урок-практикум | Знакомство с обстоятельствами речевого общения, личным и неличным, официальным и неофициальным, подготовленном и спонтанном общении. | Знать: обстоятельства речевого общения. Понимать: возникновение ситуаций речевого общения. Уметь: использовать средства языка в речи. | Создавать ситуации речевого общения. | |||
6 | 4 | Условия речевого общения | Урок изучения нового материала. Урок-практикум | Знакомство с мотивами и целями общения, предметом речи, участниками общения. | Знать: условия речевого общения. Понимать: успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Уметь: логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли. | Построение высказывания в письменной форме. | |||
7 | 5 | Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. | Урок изучения нового материала | Знакомство с выбором речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. | Знать: языковые средства, адекватные определенной речевой ситуации. Понимать: как правильно выбрать речевую тактику в определенной ситуации. Уметь: выбирать речевые средства сообразно ситуации. | Построение модели речевой ситуации. | |||
Речевой этикет (3 часа) | |||||||||
8 | 1 | Речевой этикет как правила речевого общения. | Урок-практикум | Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Знакомство с понятием "этикет" | Знать: правила поведения, культуру речи. Понимать: правила речевого общения. Уметь: учитывать условия общения в определенной речевой ситуации. | Создание речевой ситуации. | |||
9 | 2 | Речевая ситуация и употребление этикетных формул. | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с этикетными формулами обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др. | Знать: этикетные формулы обращения. Понимать: важность знания этикетных формул Уметь: применять этикетные формулы в речевом общении | Построение приветствия с использованием этикетных формул. | |||
10 | 3 | Жесты и мимика; использование их в общении. | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с жестами, мимикой, наиболее часто используемыми в речевых ситуациях | Знать: об использовании жестов и мимики в речевом общении. Понимать: уместность использования жестов и мимики. Уметь: использовать жесты и мимику в общении. | Строить речевое высказывание. | |||
Роль орфоэпии и интонации в устном общении (24 часа) | |||||||||
11-12 | 1-2 | Особенности устной речи. | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с понятиями темпа, тембра, громкости голоса, интонации, жестов и мимики. | Знать: особенности устной речи. Понимать: роль использования особенностей устной речи в речевом высказывании. Уметь: использовать особенности устной речи в высказывании. | Построение обращения в устной форме. | |||
13 | 3 | Типичные свойства устного высказывания | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Типичные свойства устного высказывания: повторы, прерывистость речи | Знать: типичные свойства устного высказывания: повторы, прерывистость речи. Понимать: важность использования в речи повторов и прерывистости. Уметь: использовать эти особенности в речи. | Построение просьбы в устной форме | |||
14-15 | 4-5 | Диалог и монолог как разновидности устной речи | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с разновидностями устной речи - диалогом и монологом. | Знать: особенности построения диалога и монолога. Понимать: необходимость умения построения монологического высказывания и диалога. Уметь: строить диалог и монологическое высказывание. | Построение диалога | |||
16 | 6 | Устный рассказ | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Особенности композиции рассказа. | Знать: особенности композиции рассказа Понимать: важность умения использования элементов композиции рассказа Уметь: строить устный рассказ | Построение устного рассказа | |||
17 | 7 | Выступление перед аудиторией | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Особенности построения выступления перед аудиторией. | Знать: особенности построения выступления перед аудиторией. Понимать: использование особенностей построения выступления. Уметь: строить выступление перед аудиторией | Построение выступления перед аудиторией | |||
18 | 8 | Сообщение, доклад | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Особенности построения сообщения, доклада | Знать: особенности построения сообщения, доклада Понимать: необходимость умения построения сообщения, доклада Уметь: строить сообщение, доклад | Построение доклада | |||
19 | 9 | Ответ (краткий и развернутый) на уроке. | Урок-практикум | Построение краткого или развернутого высказывания | Знать: особенности построения развернутого и краткого ответа Понимать: важность построения развернутого и краткого ответа Уметь: строить краткий и развернутый ответ | Построение развернутого ответа на уроке. | |||
20 | 10 | Дружеская беседа | Урок-практикум | Особенности построения беседы | Знать: особенности построения дружеской беседы Понимать: важность знания построения дружеской беседы Уметь: строить дружескую беседу | Построение дружеской беседы | |||
21 | 11 | Диспут, дискуссия | Урок-практикум | Знакомство с особенностями построения диспута, дискуссии. | Знать: особенности диспута, дискуссии Понимать: особенности построения диспута, дискуссии. Уметь: строить дискуссию, диспут | Построение дискуссии | |||
22 | 12 | Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с основными требованиями к содержанию и языковому оформлению устного высказывания | Знать: основные требования к содержанию и языковому оформлению устного содержания Понимать: основные требования к содержанию устного высказывания Уметь: строить устное высказывание, используя основные требования к содержанию его и оформлению | Построить устное высказывание | |||
23 | 13 | Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с основными речевыми правилами общения посредством телефона, в том числе мобильного | Знать: основные правила речевого общения посредством телефона Понимать: важность умения речевого общения посредством телефона Уметь: строить речевое общение посредством телефона. | Построить речевое общение посредством телефона | |||
24 | 14 | Роль орфоэпии в устном общении | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с основными правилами орфоэпии | Знать: орфоэпические нормы Понимать: важность знания этих норм Уметь: использовать орфоэпические правила в устной речи | Строить монологическое высказывание | |||
25-27 | 15-17 | Основные нормы современного литературного произношения. | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Знакомство с основными нормами литературного произношения : произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний со гласных; с произношением некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. | Знать: основные нормы литературного произношения. Понимать: важность знания норм литературного произношения Уметь: использовать нормы литературного произношения в речи. | Построение развернутого монологического высказывания | |||
28 | 18 | Нормы словесного ударения в современном русском языке | Урок-практикум | Знакомство с нормами словесного ударения | Знать: нормы литературного ударения Понимать: важность знания этих норм Уметь: правильно произносить слова | Построение диалога | |||
29-30 | 19-20 | Отклонения от произносительных норм | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты отклонений от норм. Исторические изменения в произношении и ударении. | Знать: причины отклонений от норм Понимать: источники допустимых отклонений Уметь: правильно произносить слова | Построение монолога | |||
31 | 21 | Орфоэпические словари и справочники | Урок-практикум | Знакомство с орфоэпическими словарями | Знать: орфоэпические словари Понимать: необходимость умения работы со словарями Уметь :работать со словарями | Работа со словарями | |||
32-32 | 22-23 | Интонация и ее основные элементы | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Понятия логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента. Этикетная роль интонации в речевом общении | Знать: основные элементы интонации Понимать: их роль в речевом общении. Уметь: использовать эти элементы в речи | Построение развернутого ответа | |||
34 | 24 | Интонация и орфография | Урок-практикум | Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. | Уметь: использовать интонацию в построении устного речевого высказывания | Построение монологического высказывания. |
"Согласовано" "Согласовано"
на заседании ШМО Зам.директора по УВР
протокол ___от________ ____________________
__________________________ "___"________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.
Данная программа предназначена для учащихся 10 класса и предусматривает систематическую подготовку к ЕГЭ.Для реализации данного курса используются такая форма...
Рабочая программа факультативного курса по математике 9 класс
Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 классов....
Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс
Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Содержание программы факультати...
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс
Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...
Рабочая программа факультативного курса для 7-8 классов "Обычаи и традиции тувинцев"
Автор программы настаивают на изучении традиций и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную систему воздействия на умы и сердца, волю и чувс...