Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»
методическая разработка

Максакова Надежда Владимировна

Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:

Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.  Проблема развития познавательной активности детей с нарушением слуха является актуальной, так как играет большую роль в развитии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»

Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:

Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.  Проблема развития познавательной активности детей с нарушением слуха является актуальной, так как играет большую роль в развитии личности ребенка.

Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Создание специальной коррекционно-развивающей среды в работе с детьми с ОВЗ, обеспечивающей равные условия  и возможности с обычными детьми для получения образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и развитие познавательной активности.

Формирование познавательной активности происходит на всех этапах образовательного процесса, на которых мы стремимся развивать мыслительную деятельность обучающихся, закладывая основы для формирования ключевых компетенций.

Развитие познавательной активности на уроках биологии и природоведения является средством достижения цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.

В основу проекта положены ФГОС, определяющие концепцию и основные направления личностного развития.

 Адаптированные программы по биологии и естествознанию,  работы Л.С.Выготского, Д.Б.Богоявленской, Р.М.Боскис, Г.К.Селевко и др., посвященные изучению познавательной активности,  мотивации к обучению, создание условий  для творческой активности личности.

  Личный  опыт

Актуальность данного проекта определяется рядом существующих противоречий в образовательном процессе:

  • Между психофизическими особенностями детей с нарушением слуха и необходимостью развития познавательных способностей;
  • между необходимостью развития познавательного интереса, предусмотренного стандартом образования и традиционной технологией обучения
  • между высокими требованиями, предъявляемыми к биологическому образованию обучающихся, формированию прочных знаний, умений, навыков и низким уровнем развития речи, ограниченным словарным запасом;
  • между большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках биологии и дефицитом учебного времени;

Исходя из этого, я обозначила следующую проблему: У большей части учеников познавательная активность и  положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении биологии они испытывают значительные трудности  и не усваивают материал в силу  особенностей памяти, ограниченного словарного запаса, восприятия и мышления.

Объектом исследования  является  процесс формирования познавательной   деятельности обучающихся  на   уроках биологии и   во внеурочное время.

Предмет исследования:

развитие познавательной активности  учащихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения,  мотивирующих познавательную активность учащихся.

Цель проекта: Повысить  познавательную активность путем применения  современных педагогических технологий для повышения качества обучения биологии детей с ОВЗ.

Задачи педагогического проекта: 

  • Формирование полноценной речевой деятельности, развитие мышления, памяти, накопление и развитие представлений об окружающем мире на уроках биологии и природоведения;
  • Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ  в  современном образовании;
  • Диагностировать способности и потребности обучающихся с ОВЗ;
  • Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам;
  • Проанализировать и сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования современных  технологий, форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.

Выделенные мною задачи  учитывают  специфику  образовательного  процесса  учреждения, которая  состоит в  преодолении  речевого  развития  обучающихся, затруднении  в усвоении  основ биологии, с  использованием   специальных  средств  обучения.

Новизна проекта заключается в том, что  мною разработан комплекс организационно-педагогических условий, способствующих познавательной активности и социальной адаптации детей с нарушением слуха, который заключается в создании новой модели взаимодействия, использовании современных технологий

Участники  проекта

Данный проект был реализован посредством взаимодействия с обучающимися, педагогическим коллективом, администрацией центра, психологической службой, родителями.

Исследование проводилось в  три этапа с 1 cентября 2017 года по 30 декабря 2020 года.

Ожидаемыми результатами реализации проекта являются:

- Повышение уровня познавательной активности, коммуникационной и социальной компетенции обучающихся;

 - формирование у воспитанников положительного отношения к природе;

- развитие речи, слухового восприятия, коррекция произношения;

- повышение качества знаний, как результат повышения интереса к предмету и уровня мотивации обучающихся; 

- создание организационно-педагогических условий для развития экологической культуры детей с ОВЗ;

- формирование банка методических рекомендаций для  повышениея качества результатов обучения и воспитания детей, познавательной активности, социализации,  творческой активность учащихся;

 - создание условий, которые позволят обучаться всем детям, независимо от их возможностей ;

 - обобщение опыта,  представление его в сети Интернет,  педагогических сообществах «Педсовет», «Продлёнка», «Открытый класс», «Сеть творческих учителей»...

На первом этапе (с 1 cентября 2017 г. по 31 ноября 2017 г.)  происходило 

-изучение  методической литературы,

  - формирование ключевых компетенций у детей  с ОВЗ по биологии.

- Создание схемы взаимодействия.

- Разработка плана воплощения проекта.

- Подготовка материальной и методической базы: электронные образовательные ресурсы, книги, журналы, видеоматериалы.

- Разработка критериев эффективности проекта.

Критериями эффективности проекта

- Наличие диагностических методик по изучению познавательной активности школьников;

- Создание ситуации успешности при формировании познавательной деятельности личности;

- Наличие организационно-педагогических условий: схема взаимодействия, наличие необходимой материальной базы (литература, фильмы, электронные образовательные ресурсы и т.д.), план реализации мероприятий, сценарии мероприятий;

 - Повышение уровня познавательной активности,  социальных компетенций слабослышащих обучающихся, развитие слухового восприятия, их творческой активности: активная жизненная позиция (инициативность, самостоятельность),  участие в мероприятиях разного уровня.

Второй этап реализации проекта (с 1 декабря 2017 г.  по 30 сентября 2020 г.) основной - практическая организация работы по повышению познавательной активности   учащихся на уроках биологии и внеурочное время. Работа по плану реализации проекта.

       Основной проблемой слабослышащих детей являются: разный уровень речевой подготовки, различная степень  потери  слуха, низкий уровень познавательной активности. Учитывая специфику учреждения в целях достижения максимального   коррекционно - педагогического    эффекта, использую  сочетание современных образовательных технологий: игровые технологии (урок – викторина, урок – КВН, урок – путешествие, ролевые игры); технология уровневой дифференциации,  здоровьесберегающие, ИКТ – технологии. Так же применяю проблемное обучение, личностно-ориентированный подход,  проектную деятельность.

Наиболее приемлемыми для себя я отобрала следующие виды   работы, направленные на активизацию познавательной деятельности и речевого общения:

  • Использование ИКТ на уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся
  • Использование нетрадиционных уроков для развития познавательного интереса учащихся.
  • Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии с применением проектных технологий.
  • Формирование и активизация речи в процессе изучения биологии для познания живой и неживой природы.
  • Развитие мышления, памяти в разнообразных видах деятельности.
  • Обучение детей правильному поведению и деятельности в природе, формирование экологического сознания.
  • Развитие поисковой активности в самостоятельном  поиске источников необходимой информации, принятию решений в ситуации выбора.

Нетрадиционный  урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, доставляет удовольствие, проявляет интерес к предмету.

 Так, в своей работе я часто использую уроки – игры, уроки-соревнования (викторины, конкурсы). В рамках проекта были проведены следующие уроки: Урок- конкурс  по теме: «Внешнее строение рыб», Урок-игра по теме: «Класс Насекомые», Интерактивная игра по окружающему миру: «чтобы путь был счастливым». 

Важное место в моей работе при изучении биологии детей с нарушением слуха является проведение лабораторных работ. Сущность лабораторных работ состоит в использовании практических методов обучения для формирования новых знаний и практических умений.

Изучение натуральных объектов обеспечивает конкретные представления об изучаемом материале. Знания хорошо запоминаются и долго держатся в памяти.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Так же, нами были совершены поездки в Тамбовский краеведческий музей, в зоопарк ТГУ имени Державина, Музей истории медицины Тамбовской области, на  животноводческую ферму   с. Котовское  Рассказовского района

Ежегодно мы совершаем сезонные экскурсии в природу.

Для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями значительное место в реализации  проекта занимает использование в преподавании биологии и природоведения ИКТ.

Использование ИКТ  дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся. В своей работе я использую следующие формы ИКТ:

          - готовые электронные продукты

          - мультимедийные  презентации

          - ресурсы сети Интернет.

С помощью программ Microsoft Power Point учащиеся создают презентации и буклеты, которые используют на уроках и во внеурочной деятельности по предмету (например, для оформления результатов работы проектной и исследовательской деятельности).

В урочной и внеурочной деятельности широко применяю технологию проектной деятельности. Так,  в рамках кружка «Исследователи природы» были выполнены следующие исследовательские проекты: «Перелетные птицы»,                              «В мире комнатных растений», «Все про пчел», «Зеленая аптека»   (Лечебные свойства лекарственных растений) и др.

Формирование экологического сознания - одна из важнейших задач моей работы.

Каждое мероприятие носит экологическую направленность.

   Ежегодно организуются праздники "День Птиц", «День Цветов», участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Всемирных дней наблюдения птиц», традиционный экологический турнир "Наш дом – ПРИРОДА!», конкурс рисунков: «Защитим природу!», выставка с участием родителей «Дары осени», походы по экологической тропе.

Большая работа ведется по формированию ЗОЖ.  Мною  разработана  и реализуется   программа  элективного курса:  «Культура здоровья». Где особое внимание уделяю актуальным проблемам современности:  профилактике табакокурения, СПИДу, наркомании, алкоголизму, социально-значимым заболеваниям, правильному питанию.

Анализ результатов по заявленным критериям показал:

  • Изучен практический опыт развития познавательной активности;
  • Выявлены и созданы организационно - педагогические условия формирования  компетенций познавательной активности на базе ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического  сопровождения и коррекции «Гармония»
  • Создан банк исследовательских работ обучающихся, разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность
  • Созданы системы занятий по развитию познавательной активности на уроках биологии и внеклассных занятиях, устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии, что позволило развить коммуникативные качества личности каждого ребёнка ;
  • Большее количество обучающихся принимает, разрабатывает и участвует в мероприятиях, конкурсах, выставках;
  • Повысился уровень познавательной активности, внятности речи, коммуникационной, социальной компетенции.

Дети приняли участие во Всероссийской (с международным участием) предметной интернет – олимпиаде среди школ I и II вида «Родник знаний», Международном конкурсе «Лисенок», Всероссийской викторине «В мире животных», Всероссийской олимпиаде   «Интересная анатомия»,  в областном научно – познавательном конкурсе «Микромир».

За достижения дети награждены грамотами, дипломами  и благодарственными письмами.

Обработав результаты мониторинга  качества обученности по биологии и природоведению, выявила  положительную динамику.

Анализ динамики успеваемости и  качества знаний  за три  года показывает, что качество знаний по биологии повысилось на 7%, по                                                                                                       природоведению   на 5%.

Вместе с педагогом слуховой работы был проведен мониторинг развития внятности речи, который показывает положительную динамику.

Опыт по проекту был представлен на педагогическом совете центра, методическом объединении учителей предметов естественно – математического цикла, конференциях и семинарах,  на сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru.,  pedsovet.ru/nus «Педагогам коррекционных школ», в профессиональном сообществе «Равные возможности», «Продлёнка»...

Важное место в повышении педагогического мастерства занимает самообразование: изучаю педагогический опыт в ходе посещения занятий коллег; принимаю активное участие в областных семинарах, вебинаре, изучаю ресурсы сети Интернет. Участвовала в III Всероссийском конкурсе  творческих работ: «Развивающая среда образовательного учреждения», где заняла I место, во Всероссийском фестивале педагогического творчества в номинации коррекционная и специальная педагогика. 

Проанализировав свою педагогическую деятельность, сделала вывод, что  работа ведется достаточно продуктивно. В то же время, есть необходимость сотрудничать с коллегами из других регионов, принимать участие в семинарах, конференциях. Планирую продолжить работу в этом направлении

Подводя итоги работы над проектом я получила следующее выводы:

Анализ полученных результатов показал, что поставленные цель и задачи полностью достигнуты: были созданы специальные условия для формирования и развития познавательной деятельности и речевого общения детей с ОВЗ, разработаны и адаптированы диагностические методики для определения  мотивации к обучению, что привело к стойким результатам. Проект эффективен и не требует особых затрат. Все это позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной системы проекта в специальных учреждениях  I и II вида, а также в общеобразовательных школах..

Несмотря на  трудности  в  работе, своими  достижениями я  считаю  поступление  моих  выпускников  в  учебное  заведение по  профилю   биология.  

Таблица  поступления  выпускников  12  классов  в Пензенский

базовый  медицинский  колледж:

       Учебный  год

      Количество

      обучающихся

      специальность

2017 -  2018

4

ортопедическая  стоматология (зубной техник)

2018 -  2019

1

лаборант

2019 -2020

2

ортопедическая  стоматология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

Педагогический проект «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Актуальность темы обусловлена введением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основными задачами которого в области интеллектуального развития школьник...

Программа по общению детей с нарушенным слухом

Рабочая программа по диалогической речи...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....