Программа факультативного курса "Резьба по дереву"
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7, 8 класс)
Программа ставит своей целью вовлечение учащихся в занятие, художественной обработкой дерева, развивая их творческие способности, расширяя их знания о традиционных художественных промыслах, обучать практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volkov_s.v.docx | 40.79 КБ |
rezba_po_derevu.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
(МАОУ СОШ № 7)
Принята на заседании Педагогического совета, протокол от 31.08.2020г. № 17 | Утверждено приказом директора МАОУ СОШ № 7 от 31.08.2020г. № 514 |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Художественная обработка древесины» направленность: художественная
Уровень: базовый Возраст детей: 11-15 лет Сроки реализации: 3 года
Составитель: педагог дополнительного
образования первой категории
Волков Сергей Васильевич
Когалым 2020
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«Художественная обработка древесины» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень освоения программы - базовый.
Направленность программы – художественная.
Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.
Адрес реализации программы: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Степана Повха, 13.
Введение
В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов домашнего обихода. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Каждый традиционный центр народной резьбы по дереву отличался своеобразными художественно-стилистическими чертами, основанными на особых исторических, культурных, географических, природных, экономических условиях развития края. Издавна сложившиеся способы художественной обработки дерева, традиции образной пластической выразительности форм, орнамента, замечательное мастерство резьбы по дереву в наши дни развивают современные художники и мастера народных художественных промыслов.
Актуальность программы - программа «Художественная обработка древесины»
ставит своей целью вовлечение учащихся в занятие, художественной обработкой дерева, развивая их творческие способности, расширяя их знания о традиционных художественных промыслах, обучать практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Новизна программы - программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. Большое внимание уделяется в программе эстетическому воспитанию учащихся, оно формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.
Наряду с учебной деятельностью рекомендуется и внеклассная работа в кружках, студиях и т. д. При работе кружка большое внимание необходимо уделять практическим занятиям. На них учащиеся будут совершенствоваться в приобретении практических навыков обработки дерева и других конструкционных материалов, заниматься разработкой и изготовлением различных творческих работ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – расширить знания учащихся о традиционных художественных промыслах, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Задачи программы:
- знакомство с местными народными промыслами и мастерами по художественной обработке древесины;
- развитие умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы;
- формирование умений и навыков по обработке древесины;
- развитие творческих способностей через практические занятия по художественной обработке древесины.
Формирование умений:
правильной организации рабочего места; владения инструментами для резьбы по дереву; заточки простейших режущих инструментов; составлению орнаментов и резных композиций; владения основными приемами художественной обработки дерева; владения техникой геометрической резьбы и ее подвидов; владения всеми стадиями резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий; осуществления контроля качества изготовляемых изделий; выполнения творческих проектов с учетом требований художественного проектирования и конструирования.
Особенностью курса является то, что занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20 % учебного времени, и они связанны с изучением видов художественной обработки материалов, инструментами и приспособлениями для выполнения резьбы по дереву, технологической последовательности изготовления резных изделий.
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.
Адресат программы - возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11 – 15 лет.
Сроки реализации программы - программа рассчитана на 3 учебных года. Режим занятий: в неделю 2 часа. Всего в год 35 занятий по 2 часа (70 часа). Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Форма обучения – очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией
Способы проверки: организация проектов, выставок работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном, районном и областном уровнях.
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения
№ заня тия | Разделы и темы программы | Кол-во учебных часов на тему | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование. |
2 | Организация рабочего места резчика по дереву. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
3 | Технология выпиливания лобзиком. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
4 | Подготовка инструмента к работе. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос. |
5-6 | Подготовка основы для выпиливания лобзиком. | 4 | 1 | 3 | Тест. |
7-10 | Приемы выпиливания лобзиком. | 8 | 1 | 7 | Текущий. |
11-16 | Изготовление изделия с применением выпиливания. | 12 | 1 | 11 | Устный опрос. |
17-19 | Разработка формы и конструкции изделия с растительным орнаментом. | 6 | 1 | 5 | Текущий. |
20-21 | Фурнитура, ее изготовление и установка. | 4 | 1 | 3 | Текущий. |
22-23 | Выполнение сборочной операции. | 4 | 1 | 3 | Устный опрос. |
24 | Технология отделки изделий из древесины. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
25 | Приемы отделки готового изделия | 2 | 1 | 1 | Контроль выполнения. |
26-35 | Проект (изготовление изделия с нанесением симметричного орнамента). | 20 | 1 | 19 | Практическая работа. |
Итого | 70 | 13 | 57 | Тест. |
Содержание программы.
Вводное занятие. Правила ТБ.
Понятие о технологии как о науке. Знакомство с правилами внутреннего распорядка мастерской. Правильная организация рабочего места резчика по дереву. Подбор верстака по росту. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы безопасной работы режущими инструментами.
Организация рабочего места резчика по дереву.
Знакомство с оборудованием рабочего места для резьбы по дереву. Последовательность правильной организации рабочего места. Типичные ошибки, возникающие у учащихся при организация рабочего места. Подбор рабочего места по высоте. Соблюдение правил безопасной работы резчицким инструментом.
Технология выпиливания лобзиком.
Знакомство с технологией выпиливания лобзиком. Показ изделий, изготовленных при помощи выпиливания. Пропильная резьба как способ оформления предметов быта, домашнего интерьера и фасада дома. Виды ручного и механизированного выпиливания лобзиком. Показ разнообразия способов оформления изделий выпиливанием.
Подготовка инструмента к работе.
Виды инструментов для выпиливания. Назначение каждого из инструментов. Настройка и наладка инструмента для выпиливания. Замена лобзиковой пилки.
Подготовка основы для выпиливания лобзиком.
Виды материалов, применяемых для выпиливания. Выбор заготовки. Последовательность подготовки материалов для выпиливания лобзиком. Приспособления для шлифования. Измерительные и разметочные инструменты. Перевод рисунка на зачищенную поверхность заготовки.
Приемы выпиливания лобзиком.
Организация рабочего места для выпиливания. Основные инструменты и приспособления, необходимые для работы. Устройство ручного лобзика. Подготовка инструментов к работе. Правильные приемы при выпиливании лобзиком. Технология выпиливания наружного и внутреннего контура изделия. Правила безопасности труда.
Изготовление изделия с применением выпиливания.
Разработка технологического процесса изготовления изделия с применением выпиливания. Выбор формы изделия. Составление орнамента с применением ранее изученных элементов. Изготовление изделия заданной формы и перенос на него орнамента. Правильное распределение орнамента по изделию.
Разработка формы и конструкции изделия с растительным орнаментом.
Знакомство с последовательностью разработки формы и конструкции изделия. Составление технологической карты на изделие. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательности сборки. Выбор заготовки и пооперационное выполнение разработанного технологического процесса в соответствии с технологической картой.
Фурнитура, ее изготовление и установка.
Понятие «Фурнитура» ее применение в быту. Виды и устройство фурнитуры. Разработка технологического процесса изготовления фурнитуры. Изготовление фурнитуры в соответствии с техпроцессом. Установка фурнитуры на изделия.
Выполнение сборочной операции.
Демонстрация изделий разнообразной конструкции и формы. Инструменты и приспособления для выполнения сборочной операции. Технология выполнения сборки. Приемы работы столярным инструментом.
Технология отделки изделий из древесины.
Виды отделки древесины. Инструменты и приспособления, применяемые для отделки. Технология отделки готового изделия. Разновидности отделочных покрытий и нанесение их на готовое изделие. Прозрачная и непрозрачная отделка древесины. Технология безопасной работы с лакокрасочными материалами в учебной мастерской.
Приемы отделки готового изделия.
Технология нанесения лакокрасочных материалов на изделие. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места при нанесении лакокрасочных материалов на изделие. Последовательность отделки готового изделия. Техника безопасности при выполнении отделочных работ.
Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента).
Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление конструкторской и технологической документации. Разработка технологического процесса и последующее его выполнение. Текущий контроль качества выполнения изделия. Оценка качества реализации изготовленного объекта труда. Испытание проекта на практике. Участие в выставках проектов.
Учебно-тематическое планирование 2 год обучения
N заня тия | Разделы и темы программы | Кол-во учебных часов на раздел | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Декоративная обработка дерева, его разновидности. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование. |
2 | Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделий. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
3 | Подготовка материалов для выпиливания. Перевод рисунка. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
4-6 | Особенности работы лобзиком. Приемы работы. | 6 | 1 | 5 | Устный опрос. |
7-9 | Выжигание как разновидность отделки изделия. | 6 | 0 | 6 | Тест. |
10 | Способы соединения деталей. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
11 | Виды отделки изделий. Прозрачная отделка. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос. |
12-13 | Разработка формы и конструкции изделия. | 4 | 1 | 3 | Текущий. |
14-15 | Изготовление изделия с использованием выжигания и выпиливания. | 4 | 1 | 3 | Текущий. |
16 | Исторические сведения о развитии резьбы по дереву. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос. |
17 | Строение дерева. Породы деревьев. Их признаки и характерные особенности. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
18 | Пороки и дефекты древесины. Пороки ствола и строения древесины. | 2 | 1 | 1 | Опрос. Контроль выполнения. |
19 | Заточка инструмента для резьбы. Приемы заточки. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. |
20 | Организация рабочего места резчика. Правила техники безопасности. | 2 | 1 | 1 | Тест. |
21-25 | Изготовление изделия с использованием различных пороков древесины. | 10 | 2 | 8 | Беседа. Практическая работа. |
26-35 | Проект (изготовление изделия из природного материала) материала.) | 20 | 2 | 18 | Защита проекта. |
Итого | 70 | 17 | 53 |
Содержание программы Декоративная обработка дерева и ее разновидности.
История художественной обработки дерева. Виды народного декоративно- прикладного искусства. Показ цветных диапозитивов, иллюстрации и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством местных художников и мастеров резьбы по дереву и бересте. Показ готовых изделий прикладного искусства.
Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделий.
Пропильная резьба как способ оформления предметов быта, домашнего интерьера и фасада дома. Виды ручного и механизированного выпиливания лобзиком. Показ разнообразия способов оформления изделий выпиливанием.
Подготовка материалов для выпиливания. Перевод рисунка.
Материалы, применяемые для выпиливания. Последовательность подготовки материалов для выпиливания лобзиком. Перевод рисунка на зачищенную поверхность заготовки.
Особенности работы лобзиком. Приемы работы.
Организация рабочего места для выпиливания. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Подготовка инструментов к работе.
Правильные приемы при выпиливании лобзиком. Правила безопасности труда.
Выжигание как разновидность отделки изделия.
Особенности выполнения выжигания по дереву. Приспособления, применяемые при выжигании. Приемы выжигания. Использование шаблонов и трафаретов на первоначальном этапе обучения с последующей самостоятельной разработкой моделей рисунков. Правила безопасности при работе с выжигателем.
Способы соединения деталей.
Виды соединения деталей. Особенности соединения на шипах, на клей и др. Последовательность выполнения углового шипового соединения. Контроль качества выполняемой работы.
Виды отделки изделий. Прозрачная отделка.
Разнообразие видов отделки готовых изделий. Показ образцов работ учащихся с разнообразными видами отделки. Прозрачная отделка, наиболее применяемая при оформлении изделий прикладного творчества. Материалы, применяемые для данного вида отделки. Последовательность работ при покрытии изделий лакокрасочными материалами. безопасность труда.
Разработка формы и конструкции изделия.
Выбор будущего изделия. Разработка формы и конструкции изделия. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей и последовательности сборки. Пооперационное выполнение технологического процесса.
Изготовление изделия с использованием выжигания и выпиливания.
Разработка формы и конструкции будущего изделия. Выбор орнамента или рисунка для нанесения на основу. Изготовление изделия заданной формы и нанесение на него орнамента и последующее выжигание.
Исторические сведения о развитии резьбы по дереву в России.
Цели и содержание данного предмета. Образцы изделий с резьбой по дереву, изготавливаемые учащимися. Центры русского народного искусства. История развития и становления народных промыслов. Знакомство с образцами различных видов народной резьбы по дереву. Беседа с местными мастерами-резчиками.
Строение дерева. Породы деревьев. Их признаки и характерные особенности.
Основные сведения о древесине. Строение ствола дерева, поперечный, радиальный и тангенциальный разрезы. Физические и механические свойства дерева. Породы древесины, хвойные и лиственные, твердые и мягкие. Применение древесины в зависимости от вида породы.
Пороки и дефекты древесины. Пороки ствола и строения древесины.
Наиболее часто встречающиеся пороки древесины (сучки, трещины, смоляные кармашки, свилеватость, косослой, двойная сердцевина). Разделение дефектов древесины на пороки ствола и пороки строения. Способы сушки древесины, виды штабелей, способы устранения нежелательных пороков. Использование некоторых видов пороков при создании композиций из природного материала, предметов быта и мебели.
Заточка инструмента для резьбы. Приемы заточки.
Знакомство с инструментами применяемыми для резьбы по дереву. Приемы заточки инструментов для резьбы, правила техники безопасности при работе с резчицким инструментом.
Организация рабочего места резчика. Правила техники безопасности.
Организация рабочего места резчика. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы работы режущими инструментами.
Изготовление изделия с использованием различных пороков древесины.
Разработка формы и конструкции изделия с применением различных пороков древесины. Составление технологической карты для изготовления данного изделия. Изготовление изделия в соответствии с технологической картой.
Проект (изготовление изделия из природного материала.
Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление технологического процесса и последующее его выполнение.
Учебно-тематическое планирование 3 год обучения
N заня тия | Разделы и темы программы | Кол-во учебных часов на раздел | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
Технология декоративной обработки древесины (технология геометрической резьбы) | |||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование. |
2 | Виды декоративной обработки | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
3 | Геометрическая резьба и её элементы. | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
4-5 | Резьба двугранных выемок. Составление простейшего | 4 | 1 | 3 | Устный опрос. |
6-7 | Резьба трёхгранных выемок. Составление простейшего орнамента. («змейка», «сияние», и т.д.) | 4 | 1 | 3 | Тест. |
8-9 | Разработка формы и конструкции изделия. | 4 | 1 | 3 | Текущий. |
10 | Составление геометрического орнамента и нанесение его на | 2 | 1 | 1 | Устный опрос. |
11-13 | Изготовление разделочной доски с геометрическим | 6 | 1 | 5 | Текущий. |
14-16 | Формирование формы и конструкции изделия | 6 | 1 | 5 | Текущий. |
17-18 | Построение и распределение геометрического орнамента на | 4 | 1 | 3 | Устный опрос. |
19-21 | Выполнение геометрического орнамента на шкатулке. | 6 | 1 | 5 | Текущий. |
22-23 | Фурнитура, её изготовление и установка. | 4 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа. |
24 | Виды отделки древесины. Прозрачная и непрозрачная | 2 | 1 | 1 | Текущий. |
25 | Отделка готового изделия лакокрасочными материалами. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. Контроль качества. |
26-35 | Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента). | 20 | 2 | 18 | Защита проекта. |
Итого | 70 | 16 | 54 |
Содержание программы Вводное занятие. Правила ТБ.
Организация рабочего места и правила безопасности труда. Понятие о технологии как науке. Знакомство с правилами внутреннего распорядка мастерской. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы работы режущими инструментами.
Виды декоративной обработки дерева.
История художественной обработки дерева. Виды народного декоративно- прикладного искусства. Показ цветных диапозитивов, иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства.
Знакомство с творчеством местных художников и мастеров резьбы по дереву и бересте. Показ готовых изделий прикладного искусства.
Геометрическая резьба и ее элементы.
Возможности применения геометрической резьбы для отделки готовых изделий. Инструменты и приспособления, применяемые для геометрической резьбы. Последовательность разметки плоскости изделия для геометрического орнамента. Особенности техники выполнения геометрической резьбы.
Резьба двугранных выемок. Составление простейшего орнамента.
Технология выполнения прямых двугранных выемок. Составление из них орнамента. Перенос орнамента на учебную доску и практическое выполнение резьбы двугранных выемок.
Резьба трехгранных выемок. Составление простейшего орнамента («змейка», «сияние», и т.д.).
Виды геометрических орнаментов, составленных из трехгранных выемок. Показ готовых изделий с применением данных орнаментов. Технология выполнения выемок. Составление орнаментов. Перенос орнамента на учебную доску практическое выполнение резьбы трехгранных выемок.
Разработка формы и конструкций изделия.
С последующим выполнением геометрической резьбы выбор будущего изделия. Разработка его формы и конструкции. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательность сборки. Выбор заготовки и пооперационное выполнение разработанного технологического процесса.
Составление геометрического орнамента и нанесение его на основу.
Разработка геометрического орнамента с применением ранее изученных элементов. Составление орнамента и перенос его на готовое изделие. Выполнение данного орнамента.
Изготовление разделочной доски с геометрическим орнаментом.
Разработка формы разделочной доски. Составление геометрического
орнамента с применением ранее изученных элементов. Изготовление разделочной доски заданной формы и перенос на нее орнамента.
Формирование формы и конструкции изделия (шкатулки).
Формирование формы и конструкции изделия. Выбор заготовки. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательности сборки. Пооперационное выполнение разработанного технологического процесса. Сборка изделия. (Шкатулки).
Построение и распределение геометрического орнамента на изделии.
Разработка геометрического орнамента. Распределение его на готовом изделии.
Разметка изделия под заданный орнамент. Построение его на изделии.
Выполнение геометрического орнамента на шкатулке.
Разработка геометрического орнамента. Перенос его на шкатулку.
Распределение орнамента. Его построение на шкатулке.
Фурнитура, ее изготовление и установка.
Понятие «Фурнитура» ее применение в быту. Легкость применения.
Технология ее изготовления. Установка фурнитуры на изделия.
Виды отделки древесины. Прозрачная и непрозрачная отделка.
Виды отделки древесины. Технология отделки готового изделия. Разновидности отделочных покрытий и нанесение их на готовое изделие. Виды прозрачной и непрозрачной отделки древесины.
Отделка готового изделия лакокрасочными материалами.
Технология нанесения лакокрасочных материалов на изделие. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места при нанесении лакокрасочных материалов на изделие.
Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента.
Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление технологического процесса и последующее его выполнение.
Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования:
Педагогический контроль: Результативность освоения детьми данной программы определяется с помощью использования разнообразных способов проверки: текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового); текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.
Основными критериями оценки работ детей являются: внешний вид изделия; соблюдение технологии изготовления и декорирования; целесообразность работы; самостоятельность в выполнении работы; продуктивность (выполнение работы в установленный срок); качество выполненной работы; культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ.
Принципы обучения: – эмоционально положительное отношение обучающихся к деятельности – основное условие развития детского творчества; учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения; последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям; удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Начало учебного года | 2 сентября |
Продолжительность учебного года (недель) | 34 недели |
Сроки контрольных процедур | 20.04.2021-20.05.2021 |
Окончание учебного года | 2 июня |
Продолжительность каникул: | |
осенние каникулы | 26.10.2020 – 08.11.2020 (13 дней) |
зимние каникулы | 30.12.2020 – 10.01.2021 (12 дней) |
весенние каникулы | 22.03.2021 – 28.03.2021 (7 дней) |
летние каникулы | 03.06.2021 – 31.08.2021 (89 дней) |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и первую квалификационную категорию.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных
квалификационными справочниками.
Техническое обеспечение
Для реализации программы необходима определенная материально-техническая база.
- Помещение – комбинированная мастерская;
- Верстаки (12);
- Токарно-винторезный станок (2); 4.Токарный станок по дереву СТД-120; 5.Вертикально-сверлильный станок (2);
- Фуговально-пильный станок (1);
- Нож-резец (20); 8.Нож-косячок (15);
- Пила с мелкими зубьями (5);
- Тиски (16); 11.Напильники (20);
- Набор стамесок (10);
- Набор отверток (15); 14.Рубанок (15); 15.Ручная дрель (1); 16.Электрический лобзик; 17.Клей ПВА, «Момент»;
18.Наждачная бумага мелкозернистая; лак для покрытия изделия; пиломатериал (береза, липа, осина), эскизы изделий; таблицы по технике безопасности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М.: Культура и традиции, 2001.
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. – М.: Культура и традиции, 2002.
- Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Народное творчество, 2002.
- Программа образовательной области Технология./Под ред. Симоненко В.Д. – М., 2006.
- Боровков, Ю. А.Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.
- Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 8 кл. Обработка древесины,
металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/ Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.
- Коваленко, В. И.Объекты труда. 8 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.
- Копелевич, В. Г.Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов.
– М. : Просвещение, 2009.
- Маркуша, А. М.Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар.асвета, 2008.
- Рихвк, Э.Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей
технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.
- Сасова, И. А.Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. :Вентана-Граф, 2010.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов домашнего обихода. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Каждый традиционный центр народной резьбы по дереву отличался своеобразными художественно-стилистическими чертами, основанными на особых исторических, культурных, географических, природных, экономических условиях развития края. Издавна сложившиеся способы художественной обработки дерева, традиции образной пластической выразительности форм, орнамента, замечательное мастерство резьбы по дереву в наши дни развивают современные художники и мастера народных художественных промыслов.
Программа ставит своей целью вовлечение учащихся в занятие, художественной обработкой дерева, развивая их творческие способности, расширяя их знания о традиционных художественных промыслах, обучать практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. Большое внимание уделяется в программе эстетическому воспитанию учащихся, оно формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.
Наряду с учебной деятельностью рекомендуется и внеклассная работа в кружках, студиях и т. д. При работе кружка большое внимание необходимо уделять практическим занятиям. На них учащиеся будут совершенствоваться в приобретении практических навыков обработки дерева и других конструкционных материалов, заниматься разработкой и изготовлением различных творческих работ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – расширить знания учащихся о традиционных художественных промыслах, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Задачи дисциплины:
- знакомство с местными народными промыслами и мастерами по художественной обработке древесины;
- развитие умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы;
- формирование умений и навыков по обработке древесины;
- развитие творческих способностей через практические занятия по художественной обработке древесины.
Формирование умений:
правильной организации рабочего места; владения инструментами для резьбы по дереву; заточки простейших режущих инструментов; составлению орнаментов и резных композиций; владения основными приемами художественной обработки дерева; владения техникой геометрической резьбы и ее подвидов; владения всеми стадиями резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий; осуществления контроля качества изготовляемых изделий; выполнения творческих проектов с учетом требований художественного проектирования и конструирования.
Особенностью курса является то, что занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20 % учебного времени, и они связанны с изучением видов художественной обработки материалов, инструментами и приспособлениями для выполнения резьбы по дереву, технологической последовательности изготовления резных изделий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Технология обработки конструкционных материалов» учащиеся:
Должны знать:
- основные технологические понятия;
- назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги;
- построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Первый год обучения.
N занятия | Разделы и темы программы | Кол-во учебных часов на раздел | Кол-во учебных часов на тему |
Художественное конструирование. | |||
1 | Декоративная обработка дерева, ее разновидности. | 6 | |
2 | Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделий. | 6 | |
3 | Подготовка материалов для выпиливания. Перевод рисунка. | 6 | |
4-6 | Особенности работы лобзиком. Приемы работы. | 18 | |
7-9 | Выжигание как разновидность отделки изделия. | 18 | |
10 | Способы соединения деталей. | 6 | |
11 | Виды отделки изделий. Прозрачная отделка. | 6 | |
12-13 | Разработка формы и конструкции изделия. | 12 | |
14-15 | Изготовление изделия с использованием выжигания и выпиливания. | 12 | |
16 | Исторические сведения о развитии резьбы по дереву. | 6 | |
17 | Строение дерева. Породы деревьев. Их признаки и характерные особенности. | 6 | |
18 | Пороки и дефекты древесины. Пороки ствола и строения древесины. | 6 | |
19 | Заточка инструмента для резьбы. Приемы заточки. | 6 | |
20 | Организация рабочего места резчика. Правила техники безопасности. | 6 | |
21-25 | Изготовление изделия с использованием различных пороков древесины. | 20 | |
26-35 | Проект (изготовление изделия из природного материала) материала.) | 60 | |
Итого | 210 |
Содержание программы.
Декоративная обработка дерева и ее разновидности (6 ч).
История художественной обработки дерева. Виды народного декоративно-прикладного искусства. Показ цветных диапозитивов, иллюстрации и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством местных художников и мастеров резьбы по дереву и бересте. Показ готовых изделий прикладного искусства.
Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделий(6 ч).
Пропильная резьба как способ оформления предметов быта, домашнего интерьера и фасада дома. Виды ручного и механизированного выпиливания лобзиком. Показ разнообразия способов оформления изделий выпиливанием.
Подготовка материалов для выпиливания. Перевод рисунка (6 ч).
Материалы, применяемые для выпиливания. Последовательность подготовки материалов для выпиливания лобзиком. Перевод рисунка на зачищенную поверхность заготовки.
Особенности работы лобзиком. Приемы работы (18 ч).
Организация рабочего места для выпиливания. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Подготовка инструментов к работе.
Правильные приемы при выпиливании лобзиком. Правила безопасности труда.
Выжигание как разновидность отделки изделия (18 ч).
Особенности выполнения выжигания по дереву. Приспособления, применяемые при выжигании. Приемы выжигания. Использование шаблонов и трафаретов на первоначальном этапе обучения с последующей самостоятельной разработкой моделей рисунков. Правила безопасности при работе с выжигателем.
Способы соединения деталей (6 ч).
Виды соединения деталей. Особенности соединения на шипах, на клею и др. Последовательность выполнения углового шипового соединения. Контроль качества выполняемой работы.
Виды отделки изделий. Прозрачная отделка (6 ч).
Разнообразие видов отделки готовых изделий. Показ образцов работ учащихся с разнообразными видами отделки. Прозрачная отделка, наиболее применяемая при оформлении изделий прикладного творчества. Материалы, применяемые для данного вида отделки. Последовательность работ при покрытии изделий лакокрасочными материалами. безопасность труда.
Разработка формы и конструкции изделия (12 ч).
Выбор будущего изделия. Разработка формы и конструкции изделия. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей и последовательности сборки. Пооперационное выполнение технологического процесса.
Изготовление изделия с использованием выжигания и выпиливания (12 ч).
Разработка формы и конструкции будущего изделия. Выбор орнамента или рисунка для нанесения на основу. Изготовление изделия заданной формы и нанесение на него орнамента и последующее выжигание.
Исторические сведения о развитии резьбы по дереву в России (6 ч).
Цели и содержание данного предмета. Образцы изделий с резьбой по дереву, изготавливаемые учащимися. Центры русского народного искусства. История развития и становления народных промыслов. Знакомство с образцами различных видов народной резьбы по дереву. Беседа с местными мастерами-резчиками.
Строение дерева. Породы деревьев. Их признаки и характерные особенности (6 ч).
Основные сведения о древесине. Строение ствола дерева, поперечный, радиальный и тангенциальный разрезы. Физические и механические свойства дерева. Породы древесины, хвойные и лиственные, твердые и мягкие. Применение древесины в зависимости от вида породы.
Пороки и дефекты древесины. Пороки ствола и строения древесины (6 ч).
Наиболее часто встречающиеся пороки древесины (сучки, трещины, смоляные кармашки, свилеватость, косослой, двойная сердцевина). Разделение дефектов древесины на пороки ствола и пороки строения. Способы сушки древесины, виды штабелей, способы устранения нежелательных пороков. Использование некоторых видов пороков при создании композиций из природного материала, предметов быта и мебели.
Заточка инструмента для резьбы. Приемы заточки. (6 ч).
Знакомство с инструментами применяемыми для резьбы по дереву. Приемы заточки инструментов для резьбы, правила техники безопасности при работе с резчицким инструментом.
Организация рабочего места резчика. Правила техники безопасности (6 ч).
Организация рабочего места резчика. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы работы режущими инструментами.
Изготовление изделия с использованием различных пороков древесины (20 ч).
Разработка формы и конструкции изделия с применением различных пороков древесины. Составление технологической карты для изготовления данного изделия. Изготовление изделия в соответствии с технологической картой.
Проект (изготовление изделия из природного материала (60 ч).
Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление технологического процесса и последующее его выполнение.
Второй год обучения.
N занятия | Разделы и темы программы | Кол-во учебных часов на раздел | Кол-во учебных часов на тему |
Технология декоративной обработки древесины (технология геометрической резьбы) | |||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. | 6 | |
2 | Виды декоративной обработки дерева. | 6 | |
3 | Геометрическая резьба и её элементы. | 6 | |
4-5 | Резьба двугранных выемок. Составление простейшего орнамента. | 12 | |
6-7 | Резьба трёхгранных выемок. Составление простейшего орнамента. («змейка», «сияние», и т.д.) | 12 | |
8-9 | Разработка формы и конструкции изделия. | 10 | |
10 | Составление геометрического орнамента и нанесение его на основу. | 10 | |
11-13 | Изготовление разделочной доски с геометрическим орнаментом. | 18 | |
14-16 | Формирование формы и конструкции изделия (шкатулки) | 16 | |
17-18 | Построение и распределение геометрического орнамента на изделии. | 12 | |
19-21 | Выполнение геометрического орнамента на шкатулке. | 18 | |
22-23 | Фурнитура, её изготовление и установка. | 12 | |
24 | Виды отделки древесины. Прозрачная и непрозрачная отделка. | 6 | |
25 | Отделка готового изделия лакокрасочными материалами. | 6 | |
26-35 | Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента). | 60 | |
Итого | 210 | 204 |
Содержание программы.
Вводное занятие. Правила ТБ. (6ч.)
Организация рабочего места и правила безопасности труда. Понятие о технологии как науке. Знакомство с правилами внутреннего распорядка мастерской. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы работы режущими инструментами.
Виды декоративной обработки дерева (6ч.)
История художественной обработки дерева. Виды народного декоративно-прикладного искусства. Показ цветных диапозитивов, иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства.
Знакомство с творчеством местных художников и мастеров резьбы по дереву и бересте. Показ готовых изделий прикладного искусства.
Геометрическая резьба и ее элементы (6ч.)
Возможности применения геометрической резьбы для отделки готовых изделий. Инструменты и приспособления, применяемые для геометрической резьбы. Последовательность разметки плоскости изделия для геометрического орнамента. Особенности техники выполнения геометрической резьбы.
Резьба двугранных выемок. Составление простейшего орнамента (12 ч.)
Технология выполнения прямых двугранных выемок. Составление из них орнамента. Перенос орнамента на учебную доску и практическое выполнение резьбы двугранных выемок.
Резьба трехгранных выемок. Составление простейшего орнамента
(«змейка», «сияние», и т.д.) (12 ч.)
Виды геометрических орнаментов, составленных из трехгранных выемок. Показ готовых изделий с применением данных орнаментов. Технология выполнения выемок. Составление орнаментов. Перенос орнамента на учебную доску практическое выполнение резьбы трехгранных выемок.
Разработка формы и конструкций изделия (10 ч.)
С последующим выполнением геометрической резьбы выбор будущего изделия. Разработка его формы и конструкции. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательность сборки. Выбор заготовки и пооперационное выполнение разработанного технологического процесса.
Составление геометрического орнамента и нанесение его на основу (10 ч.)
Разработка геометрического орнамента с применением ранее изученных элементов. Составление орнамента и перенос его на готовое изделие. Выполнение данного орнамента.
Изготовление разделочной доски с геометрическим орнаментом. (18 ч.)
Разработка формы разделочной доски. Составление геометрического
орнамента с применением ранее изученных элементов. Изготовление разделочной доски заданной формы и перенос на нее орнамента.
Формирование формы и конструкции изделия (шкатулки) (16 ч.)
Формирование формы и конструкции изделия. Выбор заготовки. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательности сборки. Пооперационное выполнение разработанного технологического процесса. Сборка изделия. (Шкатулки).
Построение и распределение геометрического орнамента на изделии (12ч.)
Разработка геометрического орнамента. Распределение его на готовом изделии. Разметка изделия под заданный орнамент. Построение его на изделии.
Выполнение геометрического орнамента на шкатулке (18 ч.)
Разработка геометрического орнамента. Перенос его на шкатулку. Распределение орнамента. Его построение на шкатулке.
Фурнитура, ее изготовление и установка. (12 ч.)
Понятие «Фурнитура» ее применение в быту. Легкость применения. Технология ее изготовления. Установка фурнитуры на изделия.
Виды отделки древесины. Прозрачная и непрозрачная отделка. (6 ч.)
Виды отделки древесины. Технология отделки готового изделия. Разновидности отделочных покрытий и нанесение их на готовое изделие. Виды прозрачной и непрозрачной отделки древесины.
Отделка готового изделия лакокрасочными материалами (6 ч.)
Технология нанесения лакокрасочных материалов на изделие. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места при нанесении лакокрасочных материалов на изделие.
Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента (60 ч).
Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление технологического процесса и последующее его выполнение.
Третий год обучения.
№ занятия | Разделы и темы программы | Количество учебных часов на раздел | Количество учебных часов на тему |
Художественное конструирование | 96 | ||
1. | Виды мозаики по дереву. Инкрустация. Интарсия. Блочная мозаика. Маркетри. | 6 | |
2. | Материалы применяемые для мозаики. Текстура древесины. | 6 | |
3. | Изменение цвета древесины. Характеристика пород древесины. | 6 | |
4. | Оборудование, инструмент и приспособления для мозаичных работ. | 6 | |
5. | Приемы выполнения мозаики. | 6 | |
6. | Подготовка основы. Изготовление отдельных деталей. | 6 | |
7. | Выбор и нанесение рисунка для мозаичного набора (геометрический орнамент). | 6 | |
8-12. | Выполнение мозаичного набора по выбранному рисунку. | 30 | |
13-14. | Наклеивание мозаичного набора на основу. | 12 | |
15-16. | Отделка мозаичного набора. | 12 | |
Художественное конструирование | 48 | ||
17. | Виды резьбы: контурная и плоско рельефная. | 6 | |
18. | Контурная резьба. Техника контурной резьбы. | 6 | |
19. | Составление рисунков для контурной резьбы и нанесение его на основу. | 6 | |
20-21. | Работа над изделием. Выполнение контурной резьбы. | 12 | |
22. | Плоско рельефная резьба. Ее виды и особенности выполнения. | 6 | |
23. | Резьба с заовалениым фоном. Резьба с поддушечным фоном и техника их выполнения. | 6 | |
24. | Моделирование с применением плоскорельефной резьбы. | 6 | |
25-35. | Проект (изготовление изделия с применением контурной и плоскорельефной резьбы). | 66 | |
Итого | 210 |
Содержание программы.
Художественное конструирование (часть1 ) (96ч).
Виды мозаики по дереву. Инкрустация. Интарсия.
Блочная мозаика. Маркетри.(6ч).
Беседа об искусстве мозаики по дереву. Показ цветных диапозитивов, иллюстраций и фотографий с изображением образцов различных видов мозаики по дереву, а также изделий выполненных учащимися. Рассказ об искусстве инкрустации, интарсии, блочной мозаики и маркетри. Художественные и технические особенности мозаики по дереву.
Материалы, применяемые для мозаики. Текстура древесины(6ч).
Рассказ о различных видах шпона и других материалах, применяемых для мозаики. Практическая работа по определению породы различных образцов шпона по их текстуре цвету. Особенности проявления текстуры в поперечном и тангенциальном разрезах. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины для создания мозаики.
Изменение цвета древесины. Характеристика пород древесины (6ч).
Изменение цвета древесины при помощи различных химикатов. Свойства хвойных и лиственных пород. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Оборудование, инструмент и приспособления для мозаичных работ(6ч).
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Демонстрация различных инструментов для мозаики по дереву, ознакомление с правилами их пользования.
Приемы выполнения мозаики(6ч).
Приемы работы со шпоном, технология изготовления мозаичного набора. Копирование образцов изделий, разработанных преподавателем и более старшим учащимся. Самостоятельная работа с различными образцами шпона.
Подготовка основы. Изготовление отдельных деталей(6ч).
Выбор основания для мозаики, его подготовка. Изготовление шкатулки, панно или другого изделия на которое будет наносится мозаика.
Выбор и нанесение рисунка для мозаичного набора (геометрический орнамент (6ч).
Создание несложных композиций геометрических узоров на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.). показ учащимся изделий выполненных в технике мозаики по дереву (лучшие образцы, цветные диапозитивы и фотографии). Анализ композиционных решений, отобранных для показа образцов.
Выполнение мозаичного набора по выбранному рисунку(30ч)
Освоение учащимися навыков заточки инструментов на каждом точиле первоначальная заточка инструментов, правка на брусках, оселках. Правила техники безопасности при заточке и правке режущих инструментов. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Практическое выполнение уже переведенного мозаичного набора.
Наклеивание мозаичного набора на основу(12ч).
Виды клеев применяемых при работе с древесиной. Инструменты и приспособления, применяемые для наклеивания мозаичного набора на основу. Технология выполнения данной операции. Правила техники безопасности при работе с клеем.
Отделка мозаичного набора(12ч).
Виды отделки готового изделия, применяемые при мозаичных работах. Технологический процесс отделки изделия из древесины. Правила техники безопасности при отделочных работах.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЧАСТЬ 2) (48ч)
Виды резьбы: контурная и плоскорельефная (6ч).
Беседа об искусстве контурной и плоскорельефной резьбы. Показ цветных диапозитив, иллюстраций из книг и альбомов по народному искусству, фотографий с изделиями с элементами контурной и плоскорельефной резьбы.
Контурная резьба. Техника контурной резьбы (6ч).
Копирование образцов контурной резьбы выполненной учащимися и народных образцов (пряничные доски, лопатки ярославских прялок и современные изделия художественных промыслов). Знакомство с инструментами, используемыми при создании скобчатой и контурной резьбы. Подготовка инструментов к работе.
Составление рисунка для контурной резьбы и нанесение его на основу (6ч).
Разработка эскизов композиций в технике скобчатой и контурной резьбы для оформления настенных панно, декоративных тарелок, шкатулок, солонок и т.д. Эскизы создаются карандашами, тушью и фломастерами на бумаге. Перенос выбранного для последующей работы эскиза на подготовленное для этого изделие.
Работа над изделием. Выполнение контурной резьбы (12ч).
Знакомство с инструментами, используемыми при создании контурной и скобчатой резьбы. Подготовка инструментов к работе. Практическая работа над самостоятельно разработанным изделием. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Плоскорельефная резьба.
Ее виды и особенности выполнения(6ч).
Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром, с подушечным и подобранным фоном. История возникновения художественного промысла абрамцево-кудринской резьбы, анализ ее технических особенностей. Мотивы орнамента характерны для абрамцево-кудринской резьбы.
Резьба с заоваленным фоном. Резьба с подушечным фоном и техника их выполнения(6ч).
Инструменты и приспособления применяемые для плоскорельефной резьбы. Выбор заготовки и инструментов для работы. Последовательность выполнения резьбы с заоваленным и подушечным фоном: нанесение рисунка на дощечку, подрезка его по контуру, снятие фасок, заоваливание фона. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Моделирование с применением плоскорельефной резьбы(6ч).
Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы. Показ учащимся изделий предприятий народных промыслов, выполненных в технике плоскорельефной резьбы по дереву (лучшие образцы, цветные диапозитивы и фотографии). Анализ композиционных решений, отобранных для показа образцов разработка эскизов композиций плоскорельефной резьбы для изделий различного сортимента: декоративные панно, блюда, шкатулки, коробочки и т.д.
Проект (66ч).
На основе ранее выполненных зарисовок учащиеся разрабатывают и изготавливают изделия на которых будет выполнена контурная, скобчатая или плоскорельефная резьба. Далее учащимися создаются собственные композиции орнаментов или картин, выполненные в технике контурной, скобчатой или плоскорельефной резьбы. Вся работа выполняется учащимися на занятиях или во время учебно-производственной практики. Как подведение итогов проводится выставка работ учащихся.
Четвертый год обучения.
N занятия | Разделы и темы программы | Кол-во учебных часов на раздел |
Художественное конструирование (часть 1). | 96 | |
1 | Развитие материальной культуры и прикладного искусства. | 6 |
2 | Основные принципы композиции. | 6 |
3-4 | Формирование формы и конструкции изделия. | 12 |
5 | Фурнитура ее изготовление и установка. | 6 |
6 | Приемы композиции и распределение орнамента по изделию. | 6 |
7-11 | Изготовление применением симметричного орнамента. | 30 |
12-14 | Использование природных форм при распределении орнамента по изделию. | 20 |
Художественное конструирование (часть 2). | 42 | |
15 | Виды резьбы: рельефная, накладная и домовая. | 6 |
16-17 | Накладная резьба, ее особенности. Примеры применения в отделке мебели и домов. | 12 |
18-20 | Рельефная резьба с выбранным фоном. | 12 |
21-22 | Разработка изделия с применением накладной или рельефной резьбы. | 12 |
23-35 | Проект (изготовление изделия с применением накладной иди рельефной резьбы). | 72 |
Итого | 210 |
Содержание программы.
Художественное конструирование (часть 1) (96 ч).
Развитие материальной культуры и прикладного искусства (6 ч).
Возникновение и развитие народных художественных промыслов. Сохранение традиций в современных художественных промыслах. Понятие о художественно-стилевой направленности.
Художественные традиции и своеобразие местного промысла деревообработки. Ведущие мастера. Ассортимент изделий.
Основные принципы композиции (6ч).
Основные понятия о композиции и ее закономерностях в народном декоративно-прикладном искусстве. Композиция как средство выражения идеи произведения. Средства художественной выразительности композиции. Понятие о главном и второстепенном факторах в композиции (форма и цвет), определяющих ее декоративную выразительность. Характеристика контрастов цвета, текстуры и фактуры древесных пород. Упражнения по составлению композиции.
Формирование формы и конструкции изделия (12ч)
Основные принципы построения предметных форм на основе традиционных. Взаимоотношения формы предмета и его декоративного оформления. Единство содержания и формы. Самостоятельная разработка и конструкции изделия. Определение размеров деталей изделия по проекту. Подготовка заготовок деталей. Изготовление необходимых соединений и узлов изделия. Сборка и склеивание изделия.
Фурнитура, ее изготовление и установка (6 ч).
Изготовление фурнитуры для ранее разработанного и изготовленного изделия и ее следующая установка.
Построение орнамента. Назначение, история и виды орнамента (6 ч).
Знакомство с различными видами орнаментов применяемых в народном декоративном искусстве. Показ орнаментов на различных видах резьбы.
Основные принципы построения орнамента (6 ч).
Понятие о пропорции и равновесии, симметрии и асимметрии. Раппорт-повторяющийся узор. Замкнутая композиция орнамента и ее виды: круг, квадрат, овал, прямоугольник и др.
Приемы композиции и распределения орнамента по изделию (6 ч) .
Понятие о простом и сложном ритмах, статике и динамике в произведениях народного декоративного искусства. Виды чередования элементов орнамента. Упражнения по составлению простейших композиций декоративного оформления заданного пространства. Цель упражнений; овладение учащимися основными принципами декоративного оформления плоскости.
Изготовление с применением симметричного орнамента (30 ч) .
Самостоятельная разработка и изготовление изделия с применением симметричного орнамента геометрической, контурной, скобчатой и рельефной резьбы.
Использование природных форм при распределении орнамента по изделию (20 ч).
Изготовление изделия с использованием фактуры древесины, различных пороков древесины и других природных материалов.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (часть II) (42 ч).
Виды резьбы: рельефная, накладная и домовая (6 ч).
Беседа об искусстве рельефной, накладной и домовой резьбы. Показ цветных диапозитивов, иллюстраций и фотографий с изображением, образцов резьбы. Показ образцов рельефной и накладной резьбы. Художественные и технические особенности рельефной, накладной и домовой резьбы.
Накладная резьба, ее особенности. Примеры применения в отделке мебели и домов (12 ч).
Художественные и технические особенности приемов накладной (ажурной) резьбы по дереву. Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты, необходимые для выполнения ажурной резьбы. Последовательность выполнения технических приемов накладной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении накладной резьбы.
Рельефная резьба с выбранным фоном (12ч).
Знакомство с художественными и техническими приемами рельефной резьбы с выбранным фоном. Инструменты для рельефной резьбы по дереву и объяснение правил пользования ими. Правила техники безопасности при с инструментами, используемыми при выполнении рельефной резьбы дереву.
Разработка изделия с применением накладной или рельефной резьбы (12 ч).
Создание собственных композиций деревянных изделий с применением накладной и рельефной резьбы. Эскизы композиции резьбы разрабатываются с учетом выполнения их на самостоятельно изготовленных изделиях.
ПРОЕКТ (72 ч).
Самостоятельная разработка и изготовление изделия с применением накладной или рельефной резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. По окончании изготовления и подготавливается и проводится выставка работ учащихся.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М.: Культура и традиции, 2001.
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. – М.: Культура и традиции, 2002.
- Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Народное творчество, 2002.
- Программа образовательной области Технология./Под ред. Симоненко В.Д. – М., 2006.
- Боровков, Ю. А.Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.
- Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 8 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/ Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.
- Коваленко, В. И.Объекты труда. 8 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.
- Копелевич, В. Г.Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.
- Маркуша, А. М.Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар.асвета, 2008.
- Рихвк, Э.Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.
- Сасова, И. А.Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. :Вентана-Граф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа художественная роспись по дереву
Содержание программы по обучению учащихся росписи по дереву направленно на воспитание художественной культуры лицеистов, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...
Программа кружка "Резьба по дереву"
Резьба - один из самых ранних способов украшений предметов из древесины. Домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимал...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...