Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультативный (элективный) курс по русскому языку для 10 класса | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство устной и письменной речи
10 класс
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов в качестве школьного компонента, рабочая программа для которого составлена на основе «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы» С.И.Львовой. Данная программа вошла в серию, основанную в 2006 году Российской академией образования и издательством «Вентана-Граф».
Обоснование выбора программы
Как известно, программа основного курса русского языка для 5-9 и 10-11 классов отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть школьного образования, которая обеспечивается часами, включёнными в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязательный курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов — учебными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Факультативы и элективы объединяет то, что они являются курсами по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
В старшей школе элективные курсы по русскому языку на основе данной программы могут быть востребованы в классах любого профиля, особенно курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письменной речи (например, курсы «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения» и др.).
Цели и задачи курса
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи с этим ученики должны освоить основные способы оптимизации речевого общения:
-создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Кроме того, старшеклассники должны научиться
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
- уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
И наконец, учащиеся должны
- осуществлять речевой самоконтроль;
-оценивать свою речь с точки зрения её правильности,
-находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
-совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками сообщений, выступлений, докладов по определённой теме (лингвистической, литературоведческой). Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (под руководством учителя) и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и обдумывание основной мысли; сбор литературы по теме и её анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи (реферат) и устной речи (выступление, доклад).
Ценностные ориентиры программы
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.
Ожидаемый результат
Таким образом, элективный курс поможет в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях уделяется формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.
Содержание программы
10 класс (35 ч)
Функциональные разновидности русского языка (17ч)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад,
65статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально- делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписываюншй характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочное™. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественндй литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (6 ч)
Речь как деятельность.
Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др. ) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (12ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статье, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план, реферат и т п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Список литературы
Для учащихся
Баранов АЛ. Я вас слушаю. — М., 1990.
Волков А.А. Основы риторики. — М., 2005.
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989. Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзъко М.В.ыдр. Умеет ЛИ вы общаться? — М., 1991.
Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.
Мазнёва О А., Михайлова ИМ. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10—11 классов. — М., 2006.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.
Скворцов ЛМ. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Формановская НЛ. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Словари
Крысин Л.П. Школьным словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
Школьный словарь иностранных слов / под ред. В.В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.
Безменова НА. Теория и практика риторики массовой коммуникации. — М.,1989.
Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. — М.,1991.
Диалог: теоретические проблемы и методы исследования / под ред. Н.А. Безменовой. — М.,1991.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
Граудина Л.К., Мифкевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.
Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. — М., 1992.
Ивин АЛ. Основы теории аргументации. — М., 1997.
Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
Корнилова Е.Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. — М., 1998. , ,
Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 1998.
Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
Ладыженская ТА. Риторика в школе и в жизни. — М., 2001.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М, 1991.
Милославскгш И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Основы культуры речи: Хрестоматия. / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.
Проблемы эффективности речевой коммуникации / под ред. Ф.М. Березина. — М., 1989.
Сопер ПЛ. Основы искусства речи. — М.,1995.
Стернин ИА. Коммуникативные ситуации. — Воронеж, 1993.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Оборудование и приборы
1.Компьютер
2.Принтер
3. Мультимедийный проектор
Календарное планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часо | Вид проводимой на уроке работы (практическая, лабораторная и т.д.) | Дата проведения урока | Корректировка |
Функциональные разновидности русского языка (17ч) | |||||
1-2 | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка. | 2 | |||
3 | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка. | 1 | |||
4 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. | 1 | |||
5 | Учебно-научный стиль. | 1 | |||
6 | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия | 1 | Создание статьи или рецензии (по выбору учащихся) | ||
7 | Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). | 1 | |||
8 | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. | 1 | |||
9 | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. | 1 | Написание делового письма или резюме | ||
10 | Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы). | 1 | |||
11 | Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. | 1 | |||
12 | Основные жанры публицистического стиля. | 1 | |||
13 | Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи | 1 | |||
14 | Разговорная речь, сферы её использования, назначение | 1 | |||
15 | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | 1 | |||
16-16 | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. | 2 | Интерпретация текста художественного стиля | ||
Виды речевой деятельности (6 ч) | |||||
18 | Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности | 1 | |||
19 | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. | 1 | |||
20 | Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | 1 | |||
21 | Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. | 1 | |||
22 | Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. | 1 | |||
23 | Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма. | 1 | |||
Особенности устной и письменной речи (12ч) | |||||
24 | Особенности устной речи: использование средств звучащей речи | 1 | |||
25 | Диалог и монолог как разновидности устной речи | 1 | |||
26 | Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения | 1 | Создание устного рассказа, сообщения и т.п. | ||
27 | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. | 1 | |||
28 | Риторика как искусство мыслить и говорить. | 1 | |||
29 | Из истории русского ораторского искусства. | 1 | |||
30 | Особенности письменной речи: | 1 | |||
31 | Формы письменных высказываний и их признаки: | 1 | |||
32 | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. | 1 | |||
33 | Образцы русской письменной речи. | 1 | |||
34 | Речевая культура использования технических средств коммуникации | 1 | |||
35 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2»
Программа элективного курса по русскому я...
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...
Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»...
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе "Нормы русского языка"
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе "Нормы русского языка"...