ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соответствии с авторской образовательной программой Б. Неменского, углубленное изучение тем 5 класса (декоративно-прикладное искусство в жизни человека). Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. Учащиеся приобщаются к национальной культуре, формируется любовь и уважение к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувства отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, поэтому программа нацелена на то, чтобы ребенок с любым набором данных мог получить художественное образование. Особенностью программы является разновозрастный состав учеников- творческие работы старших школьников являются образцом для младших учеников. Программа рассчитана на детей 11-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ»
(для учащихся 11-16 лет)
УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА
Зубановой Светланы Викторовны.
Краснодар 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству
«Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соответствии с авторской образовательной программой Б. Неменского, углубленное изучение тем 5 класса (декоративно-прикладное искусство в жизни человека). Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. Учащиеся приобщаются к национальной культуре, формируется любовь и уважение к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувства отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, поэтому программа нацелена на то, чтобы ребенок с любым набором данных мог получить художественное образование. Особенностью программы является разновозрастный состав учеников- творческие работы старших школьников являются образцом для младших учеников. Программа рассчитана на 11-16 лет.
Количество учебных часов-38 (1 раз в неделю) включая каникулярное время.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие ребенка в области художественного образования как компетентной личности.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ:
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение углубленных знаний по технике различных видов росписей;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессиональной и народного изобразительного искусства.
ЗАДАЧИ:
приобретение знаний специфики художественной росписи и использование этих знаний;
освоение компетенций: ценностно- смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.
использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции);
моделирование художественно-выразительных форм;
решение художественно- творческих задач на сочетание различных приемов живописи;
умение отличать технику исполнения;
развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
формирование на занятиях эмоционально-дружеской атмосферы.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ:
Использование метода поэтапности обучения (от простых форм до сложных элементов росписей);
метод индивидуальной и коллективной работы;
метод отчетных мероприятий;
метод оформления работами учащихся интерьеров школы;
метод свободы в системе ограничений;
метод сравнений;
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти. по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
изучение художественного наследия;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Программа содержит изучение художественных промыслов России-искусство Хохломы, Городца, роспись по керамике-Гжель, роспись по стеклу и роспись по ткани.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, мы изучаем:
упражнения на развитие навыков художественной росписи по дереву (на примере мезенской, хохломской, городецкой росписей);
упражнения на развитие навыков художественной росписи по стеклу и керамике (метод единого мазка), изучение росписи гжельской керамики;
изучение особенностей росписи ткани, упражнения по сухому, по сырому, использование контурного состава;
изучение смешанной техники (роспись потека и мазка);
свойства красок и материалов;
изобразительный язык: линия, пятно, точка;
композиция, основные правила композиции, объединение по однородным признакам, соблюдение закона ограничения;
цвет в окружающей среде, основные сочетания в природе;
создание творческих работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
Планирование занятий предполагает этапы познания: восприятие учебного материала-осмысление-усвоение-применение усвоенного в практической деятельности. Умение проявлять свой творческий потенциал (повышается самооценка, инициатива и уверенность).
Применение орнаментов и тематических композиций в жизни, их значение в образе художественной вещи;
изображение характерных особенностей в творческой работе;
решать творческие задачи на уровне импровизаций;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
анализировать содержание произведений.
ЗА КУРС ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ НАВЫКИ:
навык осмысления собственных эмоций;
творческий навык, умение применять художественные материалы -гуашь, акриловые краски, краски по ткани, краски по керамике;
умение выполнять виды росписей «под фон», «травная», «кудрина», «под листок»-в хохломской росписи; «украешки, рамки. отводки, листья, бутоны, розаны, купавки»-в городецкой; роспись техникой двойного мазка в гжельской керамике и росписи по стеклу; использование техники по сухому, по сырому-в росписи по тканям.
формирование навыка общения с высоким искусством (оригиналы и авторские работы мастеров художественных промыслов);
цветоведения, использовать основных и составных, теплых и холодных цветов, получать различные цветовые оттенки (от основного цвета к белому).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ | Вид деятельности | Часы |
1 | Роспись по дереву «Хохлома» | 8 |
2 | Роспись по дереву «Городец» | 7 |
3 | Роспись по керамике «Гжель» | 5 |
4 | Роспись по стеклу | 6 |
5 | Роспись по ткани | 11 |
6 | Отчетная выставка | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ | Тема занятия | Кол-во час | Оборудование |
Тема Роспись по дереву | 8ч | ||
1 | Роспись по дереву «Хохлома». Изучение видов росписей «под фон» и «кудрина». Цветоведение. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
2 | Роспись по дереву «Хохлома». Изучение видов росписей «травная» и «под листок». | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
3 | Составление композиции «Золотая Хохлома» с использованием изученных видов росписей. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
4 | Подготовка деревянной поверхности к работе (шлифовка), перенос эскиза. | 1 | Деревянная разделочная доска, карандаш. |
5 | Выполнение основных элементов росписи. | 1 | Деревянная доска, гуашь, кисти. |
6 | Выполнение мелких деталей росписи. | 1 | Деревянная доска, гуашь, кисти. |
7 | Выполнение фона. | 1 | Деревянная доска, гуашь, кисти. |
8 | Завершение работы. Лакирование готового изделия. | 1 | Деревянная доска, гуашь, кисти, лак. |
Тема Роспись по дереву «Городец» | 7 | ||
9 | Роспись по дереву «Городец». Изучение элементов росписи «купавка» и «розаны» .Цветоведение . | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
10 | Роспись по дереву «Городец». Изучение элементов росписи «листья» и «бутоны». | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
11 | Роспись по дереву «Городец». Изучение элементов росписи «украешки», «рамки», «отводки». | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
12 | Составление композиции «Городецкая роспись» с использованием изученных элементов. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
13 | Подготовка деревянной поверхности к работе (шлифовка), перенос эскиза. | 1 | Деревянные изделия, карандаш. |
14 | Выполнение основных элементов. Цветоведение. | 1 | Деревянные изделия, гуашь, кисть. |
15 | Работа над фоном и мелкими деталями. Лакировка поверхности. | 1 | Деревянные изделия, гуашь, кисть, лак. |
Тема Роспись по керамике «Гжель» | 5 | ||
16 | Роспись по керамике «Гжель». Основные приемы росписи. Двойной мазок, мелкие элементы росписи. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
17 | Составление эскиза «Сказочная Гжель». Составление сложной композиции. Цветоведение. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
18 | Роспись керамического изделия. | 1 | Керамическое изделие, краска по керамике, кисти. |
19 | Роспись керамического изделия. | 1 | Керамическое изделие, краска по керамике, кисти. |
20 | Прорисовка мелких деталей. | 1 | Керамическое изделие, краска по керамике, кисти. |
Тема Роспись по стеклу | 6 | ||
21 | Роспись по керамике «Японские мотивы». Составление эскиза. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
22 | Подготовка керамической или фарфоровой посуды (обезжиривание) и рисование без предварительного эскиза. | 1 | Керамическое изделие, краска по керамике, кисти. |
23 | Работа над мелкими элементами. Завершение работы. | 1 | Керамическое изделие, краска по керамике, кисти. |
24 | Роспись по стеклу. Изучение приемов росписи «мазок», «двойной мазок». Цветоведение. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
25 | Роспись по стеклу «Цветочные мотивы». Составление эскиза. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
26 | Роспись по стеклу «Цветочные мотивы», использование изученных приемов росписи. | 1 | Акриловые краски, кисти, стеклянные изделия. |
Тема Роспись по ткани | 11 | ||
27 | Работа над мелким декором. Завершение работы роспись по стеклу. | 1 | Акриловые краски, кисти, стеклянные изделия. |
28 | Роспись по ткани. Изучение приемов росписи по сырому. | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
29 | Роспись по ткани. Изучение приемов росписи по сухому. | 1 | Ткань, краски по ткани, кисти. |
30 | Роспись по ткани. Работа с контурным составом. | 1 | Ткань, краски по ткани, кисти, контурный состав. |
31 | Составление эскиза «Каналы Венеции» | 1 | Бумага, карандаш, гуашь, кисти. |
32 | Перенос эскиза на ткань, работа с контурным составом. | 1 | Ткань, краски по ткани, кисти, контурный состав. |
33 | Работа над фоном «Каналы Венеции» | 1 | Ткань, краски по ткани, кисти. |
34 | Роспись по ткани с применением приемов росписи «по сырому», «по сухому». | 1 | Ткань, краски по ткани, кисти. |
35 | Завершение работы «Каналы Венеции». | 1 | Ткань, краски по ткани, кисти. |
36 | Роспись по шелку, свободная композиция. | 1 | Шёлк, краски по ткани, кисти. |
37 | Роспись по шелку. Завершение работы. | 1 | Шёлк, краски по ткани, кисти. |
38 | Отчетная выставка. | 1 | Отчётные работы. |
Литература
- Алексеева В. В. Что такое искусство? – М., 1991.
- Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону, 2000.
- Величко Н. Русская роспись. Техника, приёмы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
- Давыдов С.П. “Батик” М. АСТ-Пресс Книга 2005.
- Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
- Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994.
- Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Декоративно-прикладное искусство в народных традициях".(Программа факультативного курса.)
Программу могут использовать, как педагоги так и воспитатели.Разработав данную программу имею положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями....
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «БАТИК» (для учащихся 11-13 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ №96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
Программа «Батик» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, вкуса и овладение основами творческой прикладной деятельности. Данная программа позволяет воспитанникам, имеющим с...
адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы
факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...
адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы
рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...
Программа учебного курса «Основы декоративно – прикладного искусства» 5 класс
Программа учебного курса рассчитана на создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусств...