Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гармоничного развития личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Большеокинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: Заседание МС МКОУ «Большеокинская СОШ» Протокол № От ______________ 2014г Зам.директора по УВР ___________ Е. В. Ахметова | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № От ______________ 2014г Директор МКОУ «Большеокинская СОШ» ____________ В.М. Чучупал |
Авторская адаптационная педагогическая программа
«ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Программа факультативного курса
Автор :
Хмельницкая Галина Павловна,
учитель химии
I квалификационной категории
с. Большеокинское
2014г
ПАСПОРТ
на авторскую, адаптированную образовательную программу
I раздел (заполняется автором программы)
а) Хмельницкая Галина Павловна, МКОУ «Большеокинская СОШ», с.Большеокинское, ул. Школьная , 8 ФИО автора, учреждение, полный адрес
б). химия, естествознание______________________________________-
предмет, предметная область
в) 8 класс_______________________________________________________
для каких классов, групп предназначена программа
г) с 2011г__________________________________________________________________________
с какого времени программа используется
д) факультативный курс «Химическая мозаика» изучается параллельно школьному курсу химии по программе О.С.Габриеляна на основе сборника «Программ элективных курсов», авторов Т.В.Кучер и Г.Л.Шипаревой, издательство «Перспектива», Москва, 2007 год. Содержание курса имеет практическую направленность. Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания-то, с чем дети встречаются в повседневной жизни.В процессе выполнения работ обучающиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться различной химической посудой, весами. На факультативном курсе обучающиеся учатся готовить растворы определенной концентрации, собирать установки для анализа и синтеза веществ. На занятиях курса дети используют знания, полученные на уроках химии. Целью курса является ознакомление с методами исследования веществ, которыми человек часто пользуется в быту, воспитание ответственного отношения к любомуприменяемому продукту, согласно его инструкции и правильному его хранению.
авторская оценка программы
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
оценка программы
б) внеурочная работа
где программа используется: учебная деятельность, кружковая, факультативная, внеклассная работа и др.
в). развивающая___________________________________________
тип программы: развивающая, углубляющая, коррекционная, региональная и т.п.
III раздел (заполняется методической службой районного отдела образования)
_____________________________________________________________________________
краткое заключение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
IV раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных программах)
__________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Данная программа факультативного курса «Химическая мозаика» для обучающихся 8 класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана на основе «Сборника программ элективных курсов» авторы Т.В.Кучер, Г.Л.Шипарева, Москва «Перспектива», 2007 год, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФКГОС и основной образовательной программой МКОУ «Большеокинская СОШ».
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гармоничного развития личности. Курс предполагает последовательное знакомство с историей развития науки, важнейшими химическими открытиями, оборудованием химического кабинета, основами аналитической химии и исследовательскую работу. Содержание курса имеет экспериментальную направленность. Объектами исследований становятся привычные материалы-продукты питания. В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, весами. Практические занятия дают возможность ребятам непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций. Химический эксперимент ставит школьников в положение исследователей, что оказывает положительное влияние на мотивацию изучения курса, а также вырабатывает навыки грамотного обращения с веществами в повседневной жизни. Основным принципом построения занятий является организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, коллективной творческой работы. Курс изучается параллельно традиционному курсу химии и базируется на знаниях, полученных при изучении основного курса химии.
Цели курса: формирование знаний по химии, развитие практических умений, исследовательская деятельность, информация о качественном и количественном анализе.
Задачи курса:
1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности;
2. Формирование и развитие практических навыков и умений учащихся;
3. Развитие умений работать в группах;
4. Раскрытие «химической стороны» окружающего мира.
Курс рассматривает значение химии в жизни человека, знакомит с историей развития науки, важнейшими открытиями, , учит элементам аналитической химии, включает в себя большую исследовательскую работу по изучению химического состава продуктов питания, красок и красителей, знакомит со способами выращивания кристаллов, раскрывает химические стороны окружающего мира.
Завершается курс конференцией. Ученики готовят доклады с различными средствами наглядности и в любой форме по любой теме.
Место курса «Химическая мозаика» в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе «Сборника программ элективных курсов», авторы Т.В.Кучер, Г.Л.Шипарева, издательство «Перспектива», Москва, 2007 год.
Содержание программы.
Введение (6 час.)
Цели и задачи курса. Химия и ее значение. Школьный химический кабинет. Правила Т.Б. Назначение химической посуды. История развития химии. История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.
Элементы аналитической химии (8час.)
Картофельные чипсы, из чего они состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал. Минеральные и газированные напитки, их основные составляющие. Аскорбиновая кислота, титрование.
Практические работы №1,№2, №3.
Элементы химического синтеза (16 час.)
Краски, их состав. Основные компоненты школьного мела. Изучение методов выращивания кристаллов. Кристаллы в природе. Запах растений. Извлечение душистых веществ.
Практические работы №4, №5, №6, №7.
Раскрытие «химической стороны» окружающего мира (5 час.)
Выбор тематики докладов, подготовка докладов, опытов, слайдов, презентаций и других наглядностей. Подготовка к конференции. Конференция.
Ожидаемые (планируемые) результаты.
Обучающиеся должны знать:
Предмет, задачи, значение и место химии среди других наук, правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, химическое оборудование, типы химических реакций, историю развития химии, элементы аналитической химии.
Должны уметь:
Проводить простейшие химические реакции и анализировать их, делать выводы и прогнозировать результаты опытов, собирать и разбирать оборудование, пользоваться горелкой, строго соблюдать правила Т.Б.
Учебно-методическое обеспечение программы, материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса.
1.Энциклопедия для детей. Москва, «Аванта+», 2005.
2. «Вещества и материалы в руках художника», И.М.Титова, Москва, «МИРОС», 1994.
3. «Прекрасное-своими руками( библиотека для родителей), «Детская литература», 1986.
4.» Опыты без взрывов», О.М.Ольгин, Москва, «Химия» 1988.
5. «Химия для вас», А.М.Юдин и др. , Москва, «Химия», 1984.
6. «Популярная библиотека химических элементов», И.В.Петрянова-Соколова, Москва, «Наука»,1976.
7. «Справочник по химии», И.П.Воскресенский, «Просвещение», 1988.
Химические реактивы.
Химическая посуда.
Периодическая система.
Таблица растворимости солей, кислот и оснований.
Таблица действия индикаторов.
Правила техники безопасности.
Компьютерное сопровождение программы.
Ноутбук
Тематическое планирование
Урок | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Введение (6час.) | ||||
1 | Химия, ее значение и место среди других наук. | 1 | 09.09 | |
2 | Школьный химический кабинет. | 1 | 16.09 | |
3 | Правила техники безопасности. | 1 | 25.09 | |
4 | Знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 | 14.10 | |
5 | Химия в Древнем Египте и странах Востока. | 1 | 21.10 | |
6 | Средневековый период развития алхимии. | 1 | 24.10 | |
Элементы аналитической химии (8час.) | ||||
7 | Элементы аналитической химии | 1 | 28.10 | |
8 | Из чего состоят чипсы? | 1 | 29.10 | |
9 | Минеральные напитки, их состав. | 1 | 30.10 | |
10 | Газированные напитки | 1 | 14.11 | |
11 | Аскорбиновая кислота | 1 | 21.11 | |
12 | Практическая работа №1 «Анализ чипсов» | 1 | 28.11 | |
13 | Практическая работа №2 «Анализ напитков» | 1 | 05.12 | |
14 | Практическая работа №3 «Анализ содержания витамина С» | 1 | 12.12 | |
Элементы химического синтеза (16 час.) | ||||
15 | Элементы химического синтеза | 1 | 19.12 | |
16 | Состав красок | 1 | 26.12 | |
17 | Краски разных времен | 1 | 15.01 | |
18 | Использование красок в живописи | 1 | 22.01 | |
19 | Основные компоненты школьного мела | 1 | 29.01 | |
20 | Цветные мелки | 1 | 05.02 | |
21 | Восхитительный мир кристаллов | 1 | 12.02 | |
22 | Кристаллы в природе | 1 | 19.02 | |
23 | Методы выращивания кристаллов | 1 | 26.02 | |
24 | Извлечение душистых веществ | 1 | 03.03 | |
25 | Извлечение душистых веществ | 1 | 12.03 | |
26 | Практическая работа №4 «Получение пигментов» | 1 | 19.03 | |
27 | Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов» | 1 | 02.04 | |
28 | Практическая работа №6 «Извлечение душистых веществ» | 1 | 09.04 | |
29 | Красители различных тканей. | 1 | 16.04 | |
30 | Красители в парфюмерии | 1 | 23.04 | |
Раскрытие «химической стороны» окружающего мира (5час.) | ||||
31-33 | Подготовка к научной конференции | 3 | 30.04, 07.05,14.05 | |
34-35 | Научная конференция: «Химия вокруг нас» | 2 | 21.05,21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Прикладная экономика» Программа элективного курса
Программа нового образовательного предмета в рамках дополнительного образо.вания для школьников старших классов. Программа разработана на основе авторской программы Т.Н. Старичено "Экономический практ...
Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных с...
Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»
Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории разви...