Программа кружка "Резьба по дереву"
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме

 

 Резьба - один из самых ранних способов украшений предметов из древесины. Домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимали этот опыт от старших. Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически  во всех семьях, где отцы с детства приобщали своих детей к своему делу. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений.  Цель:

·         формирование    знаний, первоначальных умений и навыков резьбы по дереву.

 

 

Для этого нужно решить следующие задачи:

·         формировать умения  и навыки работы с различными материалами и инструментами;

·         научить приемам труда, связанным с профессией резчика по дереву;

·         научить  художественной обработке древесины;

·         воспитывать культуру труда, уважения к труду и человеку труда;

·         развивать художественные и  творческие способности;

·         воспитывать у воспитанников любовь к русской культуре, народному искусству;

·         способствовать социализации воспитанников после выпуска из школы.

В кружке “Резьба по дереву” воспитанники  занимаются 2 года. Занятия проходят 3 раза в неделю, в форме теоретических и практических занятий. Место проведения  - учебная  мастерская. Формы организации  деятельности: индивидуальная и коллективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma_rezba_po_derevu.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное учебно-воспитательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей и подростков с девиантным поведением

«Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

(для воспитанников 14-17 лет)

                                            Разработчик: ________НОСКОВ С.В.______

                                                                                           (Ф.И.О.)

________ИНСТРУКТОР ПО ТРУДУ_______

                                                                               

                                                                         

           

Г.СУРГУТ

Пояснительная записка

Трудно выделить в доступной взгляду народной жизни, народного быта то или иное мастерство, отдав ему предпочтение, как делу первейшей важности. Трудно было представить сельскую жизнь без использования дерева. Издавна в  быту, наряду с животноводческим сырьем и металлами,  древесина находила применение. Древесные материалы шли на строительство жилищ и подсобных помещений, на производство орудий труда, утвари, средств передвижения, посуды.  Изготавливались вещи практического назначения. Вместе с тем многие из них  по завершенности силуэта, продуманности конструкции, тщательности отделки представляли собой подлинные произведения искусства. Присущее человеку чувство слаженности, гармонии, стремление к образности, выразительности сказывалось во всем, что создавалось руками подлинных мастеров. Совершенная форма изделий отрабатывалась творческим опытом десятков поколений.

 Резьба - один из самых ранних способов украшений предметов из древесины. Домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимали этот опыт от старших. Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически  во всех семьях, где отцы с детства приобщали своих детей к своему делу. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений.  

Воспитанники школы закрытого типа – мальчишки в возрасте от 11 до 18 лет.  56 % подростков школы воспитываются только матерью. 30% ребят, до поступления в школу жили в семьях,  ведущих асоциальный образ жизни (родители не работают, употребляют алкоголь и наркотики, находятся в местах лишения свободы). Семья не является для ребенка опорой, образцом для подражания. Поэтому очень важно прививать  воспитанникам школы интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства,   и  научить их,  своими руками делать предметы, необходимые в быту, приучить  к домашнему ремеслу. Кроме этого занятия в кружке  дают возможность воспитанникам освоить азы  профессии резчика по дереву, что помогает ребятам в дальнейшем профессиональном самоопределении. Обучение  данной программе  так же носит коррекционную направленность, предполагающую исправление физических и психических недостатков в развитии воспитанников, так как 10% воспитанников – умственно отсталые дети, 51 % воспитанников состоят  на диспансерном учете у врача-психиатра.

 Современных детей и подростков трудно чем-то удивить.  Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус воспитанникам через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства, в том числе резьбы по дереву.

Цели и задачи программы:

Основные  цели:

  • формирование    знаний, первоначальных умений и навыков резьбы по дереву;

Для этого нужно решить следующие задачи:

  • формировать умения  и навыки работы с различными материалами и инструментами;
  • научить приемам труда, связанным с профессией резчика по дереву;
  • научить  художественной обработке древесины;
  • воспитывать культуру труда, уважения к труду и человеку труда;
  • развивать художественные и  творческие способности;
  • воспитывать у воспитанников любовь к русской культуре, народному искусству;
  • способствовать социализации воспитанников после выпуска из школы.

В кружке “Резьба по дереву” воспитанники  занимаются 2 года. Занятия проходят 3 раза в неделю, в форме теоретических и практических занятий. Место проведения  - учебная  мастерская. Формы организации  деятельности: индивидуальная и коллективная.

Работа в кружке базируется на общих принципах:

  1. Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к ребенку, на стремлении привести его к успеху.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанникам и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера  является сотрудничество воспитанника и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
  3.  Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Большое внимание на занятиях кружка уделяется развитию обще-трудовых умений (составление плана работы, подбор инструментов и материала, приемы работы, анализ). Для решения этой задачи необходима помощь учителя каждому воспитаннику, но с постепенным уменьшением его роли помощника, чтобы не мешать процессу развития воспитанников.

Необходимо увязывать знания, полученные воспитанниками на других предметах: математика, геометрия, изобразительное искусство, черчение,  история. Предметные характеристики, геометрические знания (свойства квадрата, круга, треугольника) ложатся в основу геометрической резьбы. А без навыков рисования невозможно составление  орнамента, рисование предмета в двух видах (главный и вид слева).

Чтобы выполнить изделие, воспитанники должны освоить достаточное количество приемов труда, начиная с самых элементарных до более сложных, но доступных и осознанных. Воспитанник  должен понимать и объяснить, почему в данном конкретном случае он использует именно эти способы для решения задачи.

         Изучение программы  способствует интеллектуальному и эстетическому развитию воспитанников. Изучая образцы резного искусства, как народных умельцев,   так   и   профессионалов,   дети   учатся   видеть   красоту окружающего мира и создавать красивые вещи своими руками.

В течение учебного года воспитанники участвуют в школьных выставках детского творчества, в различных художественных конкурсах города, выполняют защиту творческого проекта, готовят проекты. В конце учебного года проводится творческая презентация проектов.  

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать:

  • принципы организации рабочего места;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • о профессии резчика по дереву;
  • породы и свойства древесины, ее возможности;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева;
  • историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева;
  • основы композиции;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  •  соблюдать правила техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению, и производить его наладку;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в различных видах резьбы;
  • проектировать простые изделия  и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать композиции  резьбы и выполнять их;
  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки.
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Методика оценки полученных знаний и результатов

За период обучения в кружке воспитанники получат определенный объем знаний и умений, который  проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится входной (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (июнь) мониторинг ЗУН. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды;
  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;  
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия.

За два года активных занятий в кружке учащиеся приобретают такой запас знаний и навыков, который позволяет им самостоятельно заниматься резьбой по дереву. Занятия в школьном кружке позволят учащимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их внутренний мир, заполнит интересным творческим трудом свободное время. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год занятий

(контурная и геометрическая  виды резьбы)

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Выставка творческих работ руководителя кружка. Выставка лучших изделий, выполненных воспитанниками в предыдущие годы. Выставка книг. Демонстрация слайдов, репродукций.  Программа и режим работы кружка. Организационные вопросы.

Тема 2. (3 часа) Знакомство с рабочим, местом, оборудованием и инструментами для резьбы по дереву. Безопасность труда и противопожарная безопасность в мастерских.

Практическая работа. Упражнения по заточке и правке инструментов.

Тема 3. (5 часов )Древесина как поделочный материал. Общие сведения о древесине. Выбор древесины для резьбы. Заготовка древесины. Сравнительная характеристика древесины различных пород

Тема 4.  (5 часов) Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Задание по образцу (на светлом фоне)

Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой и затонированной древесине. Пластический характер решения композиции. Примеры из истории народного искусства. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож) и характера деревянной поверхности (естественного цвета или тонированной).

Практическая работа. Композиции растительного характера. Изготовление строганной основы по размерам образца. Работа над подготовительным рисунком. Исполнение резной композиции.

Тема 5.  (18 часов) Контурная резьба по тонированному фону. Анималистическая композиция.

Специфика негативного рисунка. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон.

Практическая работа. Декоративные композиции для игровых комнат детского сада. Подготовка основы. Работа над эскизом. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.

Тема 6. (20 часов) Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов.

Декоративные особенности геометрической резьбы. Примеры из истории народного искусства.  Исходные (азбучные) узоры геометрической резьбы.

Практическая работа. Подготовка основы. Разметка резного поля под узоры азбуки. Исполнение резьбы.

Тема 7. (12 часов).

Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцам). Использование пластины с резной азбукой в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания одного или нескольких элементов резьбы в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины резьбы. Особенность технологии резьбы по мягкой и твердой древесине. Возможности использования текстуры хвойных пород для достижения выразительности композиции. Ритм при выполнении приемов геометрических узоров.

Практическая работа. Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (раскрой, пиление, строгание). Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.

На занятиях кружка следует рассмотреть композиции с растительными элементами и анималистические изображения.

В основе растительных мотивов геометрической резьбы лежат сияния в круге и различные розетки.

Тема 8. (18 часов).  Композиция из растительных элементов – сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне.

Примеры из истории народного искусства. Особенности декоративной трактовки образа. Способы отделки резной поверхности.

Практическая работа. Создание декоративных пластин для оформления помещений (коллективное задание). Исполнение эскизов композиции в заданном формате. Зарисовки с натуры животных, птиц, аквариумных рыб; рисование листьев, цветов (возможно с ботанических гербариев). Использование зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под сочетание элементов геометрической и контурной резьбы. Воплощение в материале.

Тема 9. (20 часов). Выполнение простого предмета с резной заставкой (вид резьбы по выбору  воспитанника).

Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Эмоциональная выразительность формы. Выявление декоративных свойств материала в трактовке образов. Проект изделия. Разработка резной заставки. Способ отделки и его зависимость от утилитарного использования изделия.

Практическая работа. Создание проекта. Изготовление (столярным или токарным способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки (отделка готового изделия производится в зависимости от выбранного вида резьбы — геометрической или контурной, по светлому или по темному фону). Защита проекта.

Тема 10. Заключительное занятие — 2 часа.

Подведение итогов деятельности кружка за год. Перспективы занятий кружка в будущем году.

Подготовка и оформление отчетной выставки декоративно-прикладного искусства.

Второй год занятий

(Объемная резьба)

Тема 1. Вводное занятие —4 часа.

Краткий обзор итогов 1-го года обучения. Режим работы кружка в новом году. Организационные вопросы.

Сущность объемной резьбы. Знакомство с образцами изделий учащихся предыдущих лет обучения или с изделиями руководителя кружка. Просмотр слайдов, диафильмов, кинофильмов, репродукций. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления. Требования техники безопасности.

Практическая работа. Пробный распил, раскол древесины.

Тема 2. (12 часов) Механические и декоративные свойства древесины, применяемой в объмнойй резьбе. Макроскопические (видимые) признаки различных пород. Влажность, удельный вес, прочность, раскалывание, твердость материала. Пороки древесных пород. Рисунок волокон в зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры.

Практическая работа. Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок для закрепления заготовки при работе.

Тема 3. Объемная резьба по дереву — 41 часов.

Характерные особенноси объемной  резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер.

Стадии выполнения объемной резьбы. Правила работы  ножовкой,  электролобзиком. Устройство сверлильного станка, правила работы. Техника безопасности при работе ножовкой, электролобзиком, на сверлильном станке. Работа с  режущим инструментом: стамеска, выборг, косячок.

Практическая работа. Зарисовки резных композиций с образцов народного искусства. Подготовка деревянной заготовки под резьбу. Нанесение  рисунка на заготовку. Выпиливание заготовки (с помощью лобзика, ножовки). Сквозные и нескозные сверления заготовки. Надрезание и подрезание контуров.  Моделирование деталей резьбы.

Тема 4. (24 часа) Объемная резная композиция на произвольную тему (творческая работа). Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учет его текстуры при выполнении деревянной поделки. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.

Практическая работа. Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка. Исполнение резных поделок. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.

Тема 5. (22 часа). Изготовление резных поделок по сюжетам народных сказок (коллективная творческая работа)  Проект оформления конкретного помещения. Выделение зоны для декоративных поделок. Соразмерность поделок объему помещения, его функциональному назначению.

Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом художественно-технологических свойств и условностей резьбы. Организация коллективной творческой работы над резными композициями

Практическая работа. Исполнение проекта оформления интерьера. Выбор эпизода из сказки. Коллективная работа над подготовительными рисунками и исполнением поделок. Установление поделок  в помещении.

Тема 6. Заключительное занятие — 2 часа.

Итоги деятельности кружка за два года обучения. Советы и рекомендации по самостоятельному творчеству учащихся. Награждение наиболее активных членов кружка.

Подготовка и оформление выставки декоративных изделий членов кружка. Обсуждение выставки с привлечением актива школы и учащихся разных классов.


Учебно-методическое обеспечение  

Л.Ф.Афанасьев «Резьба по дереву». – Москва: Культура и традиции, Легпромбытиздат,1997.

Чебан В Узоры и орнаменты для мастера .Ростов н/Д: 2002

Тыщенко А.И. Секреты домашнего мастера. Самара: Изд-во»АВС», 2000

А.Радионов Красная книга ремесел Барнаул Алтайское книжное из-во, 1990

С.Газарян  Прекрасное – своими руками. Москва: Детская литература, 1987  


Тематический план

  1. Первый год занятий.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Технология контурной резьбы. Задание по образцу

6

3

3

3

Контурная резьба по тонированному фону. Анималистическая композиция

8

4

4

4

Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов

10

5

5

5

Узор геометрического характера из изученных элементов

12

5

7

6

Композиция из растительных элементов – сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне

14

6

8

7

Выполнение простого предмета

18

8

10

8

Заключительное занятие

2

  1. Второй год занятий.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Механические и декоративные свойства древесины, применяемой в рельефной резьбе

4

2

2

3

Орнаментальная резьба по дереву

16

7

9

4

Рельефная резная композиция на произвольную тему

24

4

20

5

Изготовление резных пластин по сюжетам народных сказок

22

7

15

6

Заключительное занятие

2


  1. Заключение

Итак, мы рассмотрели интересный для школьников вид кружковой деятельности. В котором ребята познают неведомые им ранее эстетические и пластические свойства давно знакомых материалов, в увлекательной форме закрепляют знания, полученные на уроках труда и политехнических практикумах. У школьников формируется понимание прямой и непосредственной зависимости подготовительного рисунка от технологии обрабатываемых материалов, от характера применяемых инструментов, что является одним из показателей развитого художественного вкуса. Занятия декоративно-прикладным искусством связаны с приобретением и совершенствованием трудовых навыков и играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учащихся; нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Кружковцы становятся людьми, понимающими красоту. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Резьба по дереву"

Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...

Программа росписи по дереву на три года обучения

Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звон...

Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Дополнительная образовательная программа  «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....

Учебная программа Резьба по дереву

Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.Цель программы подготовить учащихся к сам...

Программа "Роспись по дереву"

Для учащихся 8-15 лет....

"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"

Методическая разработка занятия.  Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....

"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"

Методическая разработка занятия.  Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....