Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе
рабочая программа (6 класс) на тему
Почему у людей возникла потребность в соблюдении правил? По каким правилам строятся взаимоотношения межлду разными индивидуальностями? Почему человеку и окружающим его людям необходимо соблюдать правила в ситуациях силового соперничества? Каковы последствия поступков? На эти и другие вопросы поможет ответить курс внеурочной деятельности "Вокруг тебя - мир..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_rabota_6_kl.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» Ирбейского района Красноярского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МОБУ «Благовещенская сош»
МОБУ «Благовещенская сош» Полонникова Н.И._________________
Байкова Л.П._______________ Приказ №_________________________
«_____» _________________2017г. от «______»_________________ _2017г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности в 6 классе
«Вокруг тебя – мир…»
составитель: Коротких Л.В.
классный руководитель
2017
Планируемые результаты освоения курса «Вокруг тебя – мир…» (духовно-нравственное развитие) 6 класс
Обучение детей по программе внеурочной деятельности «Вокруг тебя - мир…» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
- Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
- Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
- Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
- Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
- Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
- Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
- Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя.
Содержание тем курса «Вокруг тебя – мир…»
6-й класс (17учебных часов)
Проблематика курса. Актуализация роли правил во взаимоотношениях людей:
- обсуждается феномен соперничества в его различны формах, в том числе и силовых;
- анализируются возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;
- затрагивается тема уязвимости людей, ставших жертвой стихии, в том числе и тех, кто потерпел кораблекрушение во время морского сражения.
Вводимые понятия: личность, достоинство, честь, месть, жертва, ответственность, гуманный
Раздел 1. Тогда и теперь
Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей, Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества,
Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста.
Развивающий компонент. Развитие навыков диалогового общения, пересказа и составления устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.
Вводимые понятия: обычай, правило, договор.
Гесиод « Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н. Куна)
Цели:
общие — познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: «По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?»;
частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления об эпитете, аллегории, метонимии.
Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе”
Цели:
общая - продолжить разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям;
частные — углубить представление школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить внимание школьников на роль лексических и композиционных повторов.
Раздел 2. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.
Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности, направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права,
Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически.
Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся, формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам.
А. Дюма «Три мушкетера (отрывки из романа)
Цели:
общая - создать условия для обсуждения исторически сложившихся правил и обычаев, направленных на смягчение последствий жестокости, насилия. В ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);
частная — развивать умение анализировать эпизод; продолжить работу над формированием навыков сравнительного анализа художественных текстов, близких тематически.
Раздел 3. Право безоружного
Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира. Даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства.
Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - например, больные, раненые, пленные, по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.
Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных. Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.
Литературоведческий компонент. Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа.
Развивающий компонент. Формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам; развитие навыков аргументации в диалоговом общении; развитие навыка устного рассказывания; обучение пониманию правовой информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления.
Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.
Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа)
Цели:
общие — привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта; продолжить работу по освоению понятий «достоинство» и «уважение достоинства» в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; порассуждать о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных;
частные — развивать умение анализировать эпизод; создать условия для развития ассоциативного мышления; продолжить работу по развитию умения анализировать систему образов эпизода.
К. Воробьев «Немец в валенках»
Цели:
общие - продолжить разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам. Поступать гуманно по отношению к военнопленным.
Раздел 4. «SOS!»
Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.
Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.
Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров, близких тематически.
Развивающий компонент. Развитие умения осваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления.
Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный.
Г.-А. Бюргер «Песнь о благородном человеке»
Цели:
общая - показать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения);
частная - продолжить работу по развитию умения в процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; продолжить работу по формированию навыков анализа поэтического текста.
Г. Бочаров «Что человек может» (очерк) А.С.Новиков-Прибой «Цусима»
Цели:
общие - обсудить тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы; продолжить знакомство с основными направлениями деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; познакомить с историей создания Российского общество Красного Креста и с основными направлениями его деятельности;
частная - развивать умение сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически.
Раздел 5. Порочный круг
Гуманистический компонент. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Развивающий компонент. Пониманию того, что месть не способствует разрешению конфликта, а обостряет и затягивает его.
Литературоведческий компонент. Анализ феномена мести с гуманитарной точки зрения. Представление о внутреннем монологе героя (героини), развить умение учащихся отобрать материал для характеристики персонажа.
Раздел 6. Жестокие игры
Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий совершаемых поступков может ограничить проявление жестокости по отношению к сопернику.
Развивающий компонент. Развитие навыка диалогового общения, развитие навыка составления рассказа, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей учащихся.
Вводимые понятия: жертва, переосмысление.
Л. Толстой «Детство» (отрывок из повести)
Цели:
общие- создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков;
частные — обратить внимание на своеобразие художественного приема автор — рассказчик — герой: развивать умение анализировать эпизод; развивать умение определять роль второстепенных персонажей.
В. Железников «Чучело» (фрагменты из повести)
Цели:
общие - продолжить обсуждение проблемы ответственности за совершаемые поступки, продолжить разговор о последствиях жестоких игр;
частные - продолжить знакомство со способами выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям, развивать умение анализировать эпизод.
Раздел 7. Твой выбор...
Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.
Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие.
Развивающий компонент, Развитие умения составлять план, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи.
Вводимые понятия: гуманный, гуманитарный, гуманистический, гуманизм.
А. Грин «Победитель» (рассказ)
Цели:
общие - инициировать обсуждение одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий (победитель и побежденный); рассмотреть некоторые модели поведения человека в ситуации выбора; заложить основы для предстоящего в 7-м классе обсуждения проблемы целей и средств;
частные — развивать читательскую догадку (способность предвидеть возможный финал рассказа. Основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя), творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел.
Е. Носов «Тридцать зерен» (рассказ)
Цели:
общие — обсудить проблему ответственности человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;
частные - закрепить представление о способах выражения авторской позиции; развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением; освоение понятий гуманный, гуманитарный .
Урок развития речи. Итоговая беседа по курсу «Вокруг тебя — Мир...»
(На основе знакомства с фрагментом из книги
М. Жюно «Воин без оружия», гл. ХХII)
Цели:
общие - подвести промежуточный итог обсуждению роли правил, ограничивающих чрезмерную жестокость людей в ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести итог разговору об основных направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;
частные - развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи.
Формы организации курса занятий
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов;
- чтение и анализ художественных произведений, былин, притч;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках художественного творчества;
- участие в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции;
- знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Формы итогового контроля курса
Для подведения итогов по реализации программы внеурочной деятельности «Вокруг тебя - мир» предполагается итоговый отчёт в форме оформления выставки работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения занятия | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечания | |
план | факт | ||||
1 | Тогда и теперь. Н.А.Кун «Пять веков». По поэме Гесиода труды и дни». | 1 | Рекомендовано прочитать сказку Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». | ||
2 | Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? А.Дюма «Три мушкетёра» (отрывки из романа) | 1 | |||
3 | Право безоружного Дж.Ф.Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа) | 1 | Рекомендовано прочитать рассказ К.Воробьёва «Немец в валенках». | ||
4 | «SOS!» Г.А.Бюргер «Песнь о благородном человеке». | 1 | |||
5 | Г.Бочаров «Что человек может» (очерк). | 1 | |||
6 | А.С.Новиков – Прибой «Цусима» | 1 | |||
7 | Порочный круг. «Месть Ольги» (фрагмент из летописи «Повесть временных лет») | 1 | |||
8 | В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) | 1 | |||
9 | В.Солоухин «Мститель». | 1 | |||
10 11 | Жестокие игры Л.Н.Толстой. «Детство» (фрагменты из повести) | 1 | Рекомендовано прочитать рассказ В.Распутина «Уроки французского» | ||
12 | В. Железников «Чучело» (фрагменты из повести) | 1 | |||
13 | Твой выбор. А.Грин «Победитель». | 1 | |||
14 | Е.Носов «Тридцать зёрен». | 1 | |||
15 | Итоговая беседа по курсу. | 1 | |||
16 | Р.р. Сочинение «Вокруг тебя – мир» | 1 | |||
17 | Оформление выставки работ по курсу | 1 |
Литература
1. «Вокруг тебя – Мир…». Книга для ученика. 6 класс./К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...