Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, «порешать» интересные задачи.
Цель программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального образования
Алтайский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Подсинская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Заместитель директора по ВР
__________ /Т.П. Вечер/
Утверждено
Директор МБОУ Подсинская СОШ
_____________ /Н.В. Кулумаева/
Приказ № от« __ » ____ 2013г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Калейдоскоп»
(занимательная математика)
Составитель: руководитель кружка
Зорина Елена Викторовна
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, «порешать» интересные задачи.
Кружковые занятия, как и уроки, необходимо строить с учётом основных принципов дидактики: научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей школьников. Кружковые занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер.
В детстве ребёнок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Цель программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, чувства коллективизма, самодисциплины.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- формирование математического кругозора;
- развитие навыков научно-исследовательского характера у учащихся.
Кружковые занятия включают в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные дидактические игры, математические головоломки, фокусы, ребусы, загадки, экскурсии, путешествия, геометрические головоломки, конструирование и т.д., т.е. такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.
Принципы программы:
1.Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.
7.Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы занятий.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определённой работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Методы, используемые учителем на кружковых занятиях разнообразны (беседа, упражнение, сообщение или рассказ), но большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приёмов, навыков в беглости счёта и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлечённые игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном её построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребёнка, формированию его способностей.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, чемпионате. международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребёнка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование,
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребёнком),
- участие в математических олимпиадах, чемпионатах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребёнка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребёнка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Календарно – тематическое планирование кружка
Номер занятия | Дата занятия - план. | Тема занятия | Дата занятия – факт. |
1 четверть | |||
1 | 03.09.2013г. | Запись цифр и чисел у других народов. | |
2 | 10.09.2013г. | Знакомство с числами – гигантами и числами – малютками. | |
3 | 17.09.2013г. | Правила и приёмы быстрого счёта. | |
4 | 24.09.2013г. | Решение и составление числовых ребусов. | |
5 | 01.10.2013г. | Игра «Путешествие в страну чисел». | |
6 | 08.10.2013г. | Конструирование геометрических фигур. | |
7 | 15.10.2013г. | Задачи на разрезание и склеивание геометрических фигур. | |
8 | 22.10.2013г. | Геометрические головоломки. | |
9 | 29.10.2013г. | Игра «Лабиринт» | |
2 четверть | |||
10 | 12.11.2013г. | Решение и составление задач со спичками. | |
11 | 19.11.2013г. | Решение задач – шуток. | |
12 | 26.11.2013г. | Занимательные старинные задачи. | |
13 | 03.12.2013г. | Составление и решение кроссвордов. | |
14 | 10.12.2013г. | Математика и ЗОЖ. | |
15 | 17.12.2013г. | Проектные работы. | |
16 | 24.12.2013г. | Решение и составление математических ребусов. | |
3 четверть | |||
17 | 14.01.2014г. | Решение и составление математических ребусов. | |
18 | 21.01.2014г. | Математические фокусы. | |
19 | 28.01.2014г. | Математические головоломки. | |
20 | 04.02.2014г. | Игра «Крестики - нолики» | |
21 | 11.02.2014г. | Магические квадраты. | |
22 | 18.02.2014г. | Великие математики. | |
23 | 25.02.2014г. | Занимательные старинные задачи. | |
24 | 04.03.2014г. | Круги Эйлера. | |
25 | 11.03.2014г. | Составление и решение числовых мозаик. | |
26 | 18.03.2014г. | Оригами. | |
4четверть | |||
27 | 01.04.2013г. | Оригами. | |
28 | 08.04.2013г. | Замечательные кривые. | |
29 | 15.04.2013г. | Симметрия. | |
30 | 22.04.2013г. | Зеркальное отражение. | |
31 | 29.04.2013г. | Математика и ЗОЖ. | |
32 | 06.05.2013г. | Проектные работы. | |
33 | 13.05.2013г. | Проектные работы. | |
34 | 20.05.2013г. | Заключительное занятие «Математический КВН». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...