Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.

Цель:

Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.

Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов 

Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_i_tayny._rabochaya_programma.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа к элективному курсу

 «Чудеса и тайны древних цивилизаций»

5 класс.


Пояснительная записка.

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.

Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.

Выбор данной темы не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема сохранение памятников истории, их реставрации, поддержания жизнедеятельности, то в этой связи актуально воспитание в детях чувства прекрасного, умения видеть духовную ценность шедевра для народа, страны будущих поколений. Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, как появлялись и исчезали древние города с их  культурным наследием и как закрепилась и органично вошла в наш век эта гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

Элективный курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал.

Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании.

Данная программа составлена на основе одноименной авторской программы Добродеевой Л.В..

Цель:

Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.

Задачи курса:

Способствовать

  • расширению и углублению содержания истории в 5 классе;
  • расширению кругозора;
  • формированию умения самостоятельной работы с историческими источниками;
  • развитию навыков понимания документальных научных фильмов;
  • воспитанию нравственных качеств, позволяющих правильно решать вопросы,     связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)

Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов (один час в неделю, 4 часа резерв).

Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.

Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.

Учебно – тематический план.

№ занятия

Название темы и содержание занятия

Количество часов

Примечания

1.

Чудеса и тайны древних цивилизаций. Введение.

Понятие цивилизация.

Загадки истории.

1

2-3.

История одной пещеры.

Открытие пещеры Альтамира

Открытие пещеры Ласко

2

История Древнего востока

4.

Как была разгадана тайна египетских иероглифов.

1

5.

Египетские пирамиды.

1

6.

Пирамида Хеопса.

1

7.

Второе рождение Абу-Симбела.

1

8.

Искусство древнего Египта.

1

Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

9.

Висячие сады Семирамиды.

1

10.

Легенда о Вавилонской башне.

1

11.

Таинственные камни.

Экспедиция в Персиду.

Гениальная догадка Г.Гротефенда.

Текст на Бехистунской скале.

Легенда о Кире Великом.

Строительство дворцового комплекса.

1

12.

Творческое занятие.

Письменность народов Востока.

Расшифровка древнего письма.

Учимся клинописи.

Практическая работа детей по созданию «глиняных» табличек, силлабрия и написание с его помощью текста на табличке (работа в парах).

1

13.

Загадки Великой Китайской стены.

1

14.

Тадж-Махал.

1

Древняя Греция.

15.

Злоключения Парфенона.

1

16.

Статуя Зевса в Олимпии.

1

17.

Храм Артемиды в Эфесе.

1

18.

Мавзолей в Галикарнасе.

1

19.

Колосс Родосский.

1

20.

Александрийский маяк.

1

21.

Искусство Древней Греции.

1

Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

22.

Викторина.

1

Древний Рим.

23.

Карфаген и его жители.

1

24-25.

Семь чудес Древнего Рима

2

26.

Трагедия Помпеи.

1

27.

Искусство Древнего Рима

1

Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

28-29.

Атлантида в Андах.

2

30.

Заключительное занятие.

1

Всего:

30


Содержание курса.

Вводная беседа (мотивационного характера)

Вопросы:

  1. Что такое элективный курс? Какие курсы посещали в начальной школе? Что запомнилось больше всего? Какую пользу принесло вам посещение элективных курсов?
  2. Чем объясняется ваш выбор? Как вы понимаете название курса? Что бы вы хотели узнать?

Ознакомление с целями и задачами курса.

Занятия


Планируемый результат:

К концу изучения курса предполагается формирование у учащихся представления об исторических источниках, понятия об историческом времени и умений пользоваться датами: соотносить год с веком; определять последовательность и длительность исторических событий во времени; пользоваться линией времени; вести счет лет до н.э.

Список литературы для учителя:

  1. Варшавский А. Жемчужное ожерелье. М.: «Детская литература» 1975г.
  2. Античная культура. Словарь – справочник. Под. Ред. Ярхо В.Н. М.: «Высшая школа», 1995г.
  3. Древние цивилизации. Под. Ред. Бонгард – Левина Г.М., М.: «Мысль», 1989г.
  4. Древний Восток. Пособие для учителя. М.: «Учпедгиз» 1955г.
  5. Культура древних цивилизаций. Учебник для вузов. Под ред. Елшиной Т.А. Кострома. КГТУ ТОО «Муш» 1977г.
  6. Керрам К. Боги, гробницы, ученые./ Пер. с нем. – изд. «КЭМ» Сп-б, 1994г.
  7. Черняк В.З. Семь чудес света и другие. М.: «Знание» 1983г.

Список литературы для ученика:

  1. Бутромеев В. Детский Плутарх. Энциклопедия для детей. Минск. «Полипринт» 1994г.
  2. Всемирная история. История первобытных времен. Уч. пособие для школ и гимназий. Омск, 1993г.
  3. Дмитриева Н.А. Искусство древнего мира. М.: «Детская литература» 1986г.
  4. Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира. – Ярославль: «Академия развития» 1998г.
  5. Любимов Л. «Искусство древнего мира». Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1980 г.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса света. – М.: ООО «Фирма «Изд. АСТ»» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обще интеллектуальному направлению «ТАЙНА СЛОВА»

Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают ...

Программа междисциплинарного курса внеурочной деятельности по математике и истории « Загадки древних цивилизаций»

междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и мате...