Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.
Цель:
Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.
Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов
Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_i_tayny._rabochaya_programma.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к элективному курсу
«Чудеса и тайны древних цивилизаций»
5 класс.
Пояснительная записка.
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.
Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.
Выбор данной темы не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема сохранение памятников истории, их реставрации, поддержания жизнедеятельности, то в этой связи актуально воспитание в детях чувства прекрасного, умения видеть духовную ценность шедевра для народа, страны будущих поколений. Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, как появлялись и исчезали древние города с их культурным наследием и как закрепилась и органично вошла в наш век эта гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.
Элективный курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал.
Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании.
Данная программа составлена на основе одноименной авторской программы Добродеевой Л.В..
Цель:
Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.
Задачи курса:
Способствовать
- расширению и углублению содержания истории в 5 классе;
- расширению кругозора;
- формированию умения самостоятельной работы с историческими источниками;
- развитию навыков понимания документальных научных фильмов;
- воспитанию нравственных качеств, позволяющих правильно решать вопросы, связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)
Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов (один час в неделю, 4 часа резерв).
Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.
Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.
Учебно – тематический план.
№ занятия | Название темы и содержание занятия | Количество часов | Примечания |
1. | Чудеса и тайны древних цивилизаций. Введение. Понятие цивилизация. Загадки истории. | 1 | |
2-3. | История одной пещеры. Открытие пещеры Альтамира | 2 | |
История Древнего востока | |||
4. | Как была разгадана тайна египетских иероглифов. | 1 | |
5. | Египетские пирамиды. | 1 | |
6. | Пирамида Хеопса. | 1 | |
7. | Второе рождение Абу-Симбела. | 1 | |
8. | Искусство древнего Египта. | 1 | Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
9. | Висячие сады Семирамиды. | 1 | |
10. | Легенда о Вавилонской башне. | 1 | |
11. | Таинственные камни. Экспедиция в Персиду. Гениальная догадка Г.Гротефенда. Текст на Бехистунской скале. Легенда о Кире Великом. Строительство дворцового комплекса. | 1 | |
12. | Творческое занятие. Письменность народов Востока. Расшифровка древнего письма. Учимся клинописи. Практическая работа детей по созданию «глиняных» табличек, силлабрия и написание с его помощью текста на табличке (работа в парах). | 1 | |
13. | Загадки Великой Китайской стены. | 1 | |
14. | Тадж-Махал. | 1 | |
Древняя Греция. | |||
15. | Злоключения Парфенона. | 1 | |
16. | Статуя Зевса в Олимпии. | 1 | |
17. | Храм Артемиды в Эфесе. | 1 | |
18. | Мавзолей в Галикарнасе. | 1 | |
19. | Колосс Родосский. | 1 | |
20. | Александрийский маяк. | 1 | |
21. | Искусство Древней Греции. | 1 | Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
22. | Викторина. | 1 | |
Древний Рим. | |||
23. | Карфаген и его жители. | 1 | |
24-25. | Семь чудес Древнего Рима | 2 | |
26. | Трагедия Помпеи. | 1 | |
27. | Искусство Древнего Рима | 1 | Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
28-29. | Атлантида в Андах. | 2 | |
30. | Заключительное занятие. | 1 | |
Всего: | 30 |
Содержание курса.
Вводная беседа (мотивационного характера)
Вопросы:
- Что такое элективный курс? Какие курсы посещали в начальной школе? Что запомнилось больше всего? Какую пользу принесло вам посещение элективных курсов?
- Чем объясняется ваш выбор? Как вы понимаете название курса? Что бы вы хотели узнать?
Ознакомление с целями и задачами курса.
Занятия
Планируемый результат:
К концу изучения курса предполагается формирование у учащихся представления об исторических источниках, понятия об историческом времени и умений пользоваться датами: соотносить год с веком; определять последовательность и длительность исторических событий во времени; пользоваться линией времени; вести счет лет до н.э.
Список литературы для учителя:
- Варшавский А. Жемчужное ожерелье. М.: «Детская литература» 1975г.
- Античная культура. Словарь – справочник. Под. Ред. Ярхо В.Н. М.: «Высшая школа», 1995г.
- Древние цивилизации. Под. Ред. Бонгард – Левина Г.М., М.: «Мысль», 1989г.
- Древний Восток. Пособие для учителя. М.: «Учпедгиз» 1955г.
- Культура древних цивилизаций. Учебник для вузов. Под ред. Елшиной Т.А. Кострома. КГТУ ТОО «Муш» 1977г.
- Керрам К. Боги, гробницы, ученые./ Пер. с нем. – изд. «КЭМ» Сп-б, 1994г.
- Черняк В.З. Семь чудес света и другие. М.: «Знание» 1983г.
Список литературы для ученика:
- Бутромеев В. Детский Плутарх. Энциклопедия для детей. Минск. «Полипринт» 1994г.
- Всемирная история. История первобытных времен. Уч. пособие для школ и гимназий. Омск, 1993г.
- Дмитриева Н.А. Искусство древнего мира. М.: «Детская литература» 1986г.
- Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира. – Ярославль: «Академия развития» 1998г.
- Любимов Л. «Искусство древнего мира». Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1980 г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса света. – М.: ООО «Фирма «Изд. АСТ»» 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обще интеллектуальному направлению «ТАЙНА СЛОВА»
Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают ...
Программа междисциплинарного курса внеурочной деятельности по математике и истории « Загадки древних цивилизаций»
междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и мате...