Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_vneurochka_2016.docx | 49.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Павлово-Посадского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №11 __________Дубровина С.Н. «___»______________2016 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
1 класс
«Шахматная азбука»
Составитель: Новожилова И.В,
учитель информатики
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;СанПиНа 2.4.2.2821-10.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по курсу «Шахматная азбука».
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
4 Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004г. №1089
5.Авторская программа по курсу «Шахматная азбука» .И.Г. Сухина,
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.
Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме.
Цели и задачи
Цель:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире шахмат» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «шахматы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Требования к уровню подготовки учащихся
- К концу обучения учащийся научится:
- -ориентироваться на шахматной доске;
- - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- - правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- - различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- - называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
- - рокировать;
- - объявлять шах, мат;
- - решать элементарные задачи на мат в один ход.
- К концу обучения учащийся получит возможность научиться:
- - шахматным терминам: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание предмета | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Раздел 1. Введение в образовательную программу | Рассказ о курсе. |
Раздел 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат | Чтение легенд и сказаний. Рассказ о истории возникновения шахмат. |
Раздел 3. Шахматная доска 3 часа | |
Знакомство с шахматной доской | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. |
Шахматная доска | Ориентирование на шахматной доске, правильное размещение шахматной доски между партнерами, организовывание комфортных отношений с партнерами по игре. |
Раздел 4 Шахматные фигуры 2 часа | |
Знакомство с шахматными фигурами | Знакомство с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Различия и называния шахматных фигур. Знакомство с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организация комфортного отношения с партнерами по игре |
Раздел 5 Начальная расстановка фигур 1 час | |
Начальное положение | Знакомство с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой |
Раздел 6 Ходы и взятие фигур 16 часов | |
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. |
Ладья в игре | Знакомство фигурой в отдельности. |
Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Знакомство фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, игра фигурой |
Слон в игре | Правила личной гигиены. |
Ладья против слона | Уважение мнения и решений других. |
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Выводы, закономерности, анализ ситуаций и приятие правильного решения. |
Ферзь в игре | |
Ферзь против ладьи и слона | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. |
Знакомство с шахматной фигурой. Конь | Умение организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
Конь в игре | Работа в парах. |
Конь против ферзя, ладьи, слона | |
Знакомство с пешкой | |
Пешка в игре | |
Пешка против ферзя, ладьи, слона | |
Знакомство с шахматной фигурой. Король | |
Король против других фигур | |
Раздел 7 Цель шахматной партии 5 часов | |
Шах | Знакомство с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. |
Мат. | Знакомство с рокировкой. |
Ставим мат. | Умение объявлять шах. Умение я ставить мат. |
Ничья, пат | Организация комфортных отношениий с |
Рокировка | партнерами по игре. |
Раздел 8 Цель шахматной партии 7 часов | |
Шахматная партия | Знакомство с элементарными шахматными задачами. |
Шахматная партия | |
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Шахматный турнир. | Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения. |
Организация комфортных отношений с партнерами по игре. |
Шахматная доска (3 ч.)
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры (2 ч.)
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Начальная расстановка фигур (1 ч.)
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур ( 16 ч.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Цель шахматной партии (5 ч.)
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Цель шахматной партии (3 ч.)
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Шахматная азбука»1 класс (66 часов)
№ п\п | Кол-во часов | Тема | Виды деятельности | Дата по плану | Дата по факту | |
| ||||||
1 | 1 | Введение в образовательную программу | Теория. Знакомство с программой | 1.09-2.09 | ||
| ||||||
2-3 | 2 | Легенды и сказания о возникновении шахмат | Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы. | 1.09-2.09 5.09-9.09 | ||
| ||||||
4-5 | 2 | Знакомство с шахматной доской | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. | 5.09-9.09 12.09-16.09 | ||
6-9 | 4 | Шахматная доска | Ориентирование на шахматной доске, правильное размещение шахматной доски между партнерами, организовывание комфортных отношений с партнерами по игре. | 12.09-16.09 19.09-23.09 19.09-23.09 26.09-30.09 | ||
| ||||||
10-13 | 4 | Знакомство с шахматными фигурами | Знакомство с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Различия и называния шахматных фигур. Знакомство с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организация комфортного отношения с партнерами по игре | 26.09-30.09 3.10-7.10 3.10-7.10 10.10-14.10 | ||
| ||||||
14-15 | 2 | Начальное положение | Знакомство с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой | 10.10-14.10 17.10-21.10 | ||
| ||||||
16-17 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. | 17.10-21.10 24.10-28.10 | ||
18-19 | 2 | Ладья в игре | Знакомство фигурой в отдельности и в | 24.10-28.10 7.11-11.11 | ||
20-21 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, игра фигурой. | 7.11-11.11 14.11-18.11 | ||
22-23 | 2 | Слон в игре | Правила личной гигиены. | 14.11-18.11 21.11-25.11 | ||
24-25 | 2 | Ладья против слона | Уважение мнения и решений других. | 21.11-25.11 28.11-2.12 | ||
26-27 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Выводы, закономерности, анализ ситуаций и приятие правильного решения. | 28.11-2.12 5.12-9.12 | ||
28-29 | 2 | Ферзь в игре | 5.12-9.12 12.12-16.12 | |||
30-31 | 2 | Ферзь против ладьи и слона | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. | 12.12-16.12 19.12-23.12 | ||
32-33 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | Умение организовать комфортные отношения с партнерами по игре. | 19.12-23.12 9.01-13.01 | ||
34-35 | 2 | Конь в игре | Работа в парах. | 9.01-13.01 16.01-20.01 | ||
36-37 | 2 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 16.01-20.01 23.01-27.01 | |||
38-39 | 2 | Знакомство с пешкой | 23.01-27.01 30.01-3.02 | |||
40-41 | 2 | Пешка в игре | 30.01-3.02 6.02-10.02 | |||
42-43 | 2 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | 6.02-10.02 20.02-22.02 | |||
44-45 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | 20.02-22.02 27.02-3.03 | |||
46-47 | 2 | Король против других фигур | 27.02-3.03 6.03-10.03 | |||
| ||||||
48-49 | 2 | Шах | Знакомство с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. | 6.03-10.03 13.03-17.03 | ||
50-51 | 2 | Мат. | Знакомство с рокировкой. | 13.03-17.03 27.03-31.03 | ||
52-53 | 2 | Ставим мат. | Умение объявлять шах. Умение я ставить мат. | 27.03-31.03 3.04-7.04 | ||
54-55 | 2 | Ничья, пат | Организация комфортных отношениий с | 3.04-7.04 10.04-14.04 | ||
56-57 | 2 | Рокировка | партнерами по игре. | 10.04-14.04 17.04-21.04 | ||
| ||||||
58-59 | 2 | Шахматная партия | Знакомство с элементарными шахматными задачами. | 17.04-21.04 24.04-28.04 | ||
60-62 | 3 | Шахматная партия | 24.04-28.04 2.05-5.05 2.05-5.05 10.05-12.05 10.05-12.05 | |||
63-64 | 2 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Шахматный турнир. | Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения. | 10.05-12.05 10.05-12.05 | ||
Организация комфортных отношений с партнерами по игре. | ||||||
65-66 | 2 | Итоговое занятие | 15.05-19.05 15.05-19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая азбука"
Курс «Финансовая азбука" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа спецкурса разработана в рамках программы формирования финансовой ...
Рабочая программа внеурочной деятельности на 2 часа
Рабочая программа рассчитана на 5-8 класс...