рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Золотарева Ирина Геннадьевна

программа по краеведению в 6 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_geog_obraz_kem_obl.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Принято на заседании                                       Утверждено приказом                          педагогического совета                                                              МАНОУ   «Гимназия №2»      протокол №_____                                                                         приказ №________                                                                                                                                                                                                                                                          

от «___»________2014 г.                                                             от «___»______ 2014 г.  

Рабочая программа

«Географический образ Кемеровской области»

для учащихся 6 класса

на 2014-2015 учебный год

                                     Составитель:

                                                                       Золотарева Ирина Геннадьевна,

                                               учитель географии

Мариинск

 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;

- Авторской программой «Краеведение» программа для общеобразовательных учреждений 6 класс, автор Л.И. Соловьев, Скиф, 2009г.

- Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности   муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утв. приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 04.04.2013 №69;

-Учебным планом муниципального автономного нетипового  общеобразовательного учреждения «Гимназия№2», утв. приказом МАНОУ «Гимназия №2» от 25.06.2014 №108.

    При изучении географии в 6 классе большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.  Необходимость курса связана с сокращением количества учебных часов в курсе географии за 6 класс. Курс изучается параллельно с предметом  география.

  В соответствии с этим, цель  настоящего курса- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства своего региона, о месте Кузбасса в современном мире.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся знания о родном крае, как о территории со своеобразной природой, населением и хозяйством;

- выявить особенности на территории Кемеровской области отличительные от других регионов России и мира компоненты и явления земных оболочек;

- закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края и планами города (своего населенного пункта) и их частей, использования других источников краеведческой информации о родном крае;

- обучить умениям применять краеведческие знания о родном крае для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими и краеведческими причинно-следственными связями на территории Кемеровской области;

- способствовать формированию географической и краеведческой культуры;

- способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма;

- способствовать воспитанию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

- обучение применению географических и краеведческих знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.

  Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Результаты изучения курса

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

 Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры.

      Достижение личностных результатов, сформированность метапредметных и предметных умений оценивается на качественном уровне (без отметки).  

      Предметные результаты обучения:

называть и (или) показывать:

- предмет изучения географического краеведения;

- основные средства и методы географической информации;

- административные единицы своей области;

- границы области;

-особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, крайние точки;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуру земной коры в пределах области, сейсмически опасные территории области и за её приделами;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в пределах области и своей местности;

- реки, озера, минеральные источники;

- типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в пределах области и своей местности;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты области и своей местности, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, торговые, культурно-исторические, учебно-профессиональные заведения и их специализацию;

- народы, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- экологически неблагополучные районы области;

- туристические маршруты, уникальные природные объекты, охраняемые природные территории области;

определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- разницу поясного времени в приграничных областях;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

описывать:

- географическое положение области, отдельных районов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и. т.д.);

- особенности быта и религий отдельных народов;

объяснять:

- роль краеведческих знаний в решении социально-экономических, экологических проблем области;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения области;

- образование и размещение основных форм рельефа, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

- влияние атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, формирующихся над территорией России на климат своей местности;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; - особенности растительного и животного мира своей области;

- естественный прирост населения, темпы его роста и уровень урбанизации отдельных территорий области, направления миграций;

- структуру хозяйства, особенности размещения отдельных отраслей хозяйства, основную специализацию хозяйства и условия размещения предприятий.

оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал области, своей местности;

- экологическую ситуацию в области и своей местности;

- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения;

- развитие и проблемы своего региона и своей местности.

Содержание курса

Тема 1. Введение – 1 час

Наука краеведение – это краезнание, краелюбие. Стихи о родном крае. Знакомство с символами Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

Тема 2. Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса – 2 часа.

Земля Кузнецкая до прихода русских и покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем (1581 год). Коренные жители – шорцы, телеуты. Набеги соседних племен. Занятия аборигенов края – охота, собирательство, начало земледелия и кузнечного дела. Первые чертежные карты С. У. Ремезова – «Чертеж Земли Кузнецкого Города» и «Чертеж Томского города», 1701 года. Первые крепости и поселения на земле Кузнецкой.

Первые рудознатцы и землепроходцы родного края.

Практическая работа. На контурной карте обозначить пунктирной линией маршрут путешествия П. А. Чихачёва. Отметить места открытия полезных ископаемых первыми рудознатцами и Липовый остров.

Практическая работа

Используя, карты атласов Кемеровской области, нанесите на контурную карту маршруты экспедиций Д. Г. Мессершмидта, И. Г. Гмелина и С. П. Крашенинникова, П. А. Чихачачева, Г. Е. Щуровского с указанием населенных пунктов, приисков, рудников и заводов, где проходили

Тема 3. Ориентирование на местности. План местности. План своего населенного пункта – 4 часа.

Ориентирование на местности. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по компасу, Полярной звезде, Солнцу, местным признакам. Масштаб. Измерение расстояний на плане и местности.

Практическая работа. Упражнения по определению сторон горизонта. Определение направлений и расстояний на местности. Определение азимута отдельных объектов (отдельно стоящего дерева, вершины холма, берега реки и т. п.) и движение по азимуту к местным объектам.

Отличие плана местности от топографической и географической карт: условные знаки, масштаб, способы указания направлений, площадью охвата территории. Изготовление планшета и подготовка к проведению различных видов съемок на местности.

Практические работы. Вычерчивание планов местности глазомерной, полярной и маршрутной съемкой.

Тема 4. Географическая карта Кемеровской области и своего района – 2 часа.

Географическая карта – особый источник информации. Элементы и легенда карты. Условные знаки. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Практическая работа. Чтение карты: определение местоположения географических объектов на карте и их описание. Определение элементов градусной сетки на физико-краеведческой карте и Атласу школьника Кемеровской области, направлений и расстояний (например, от города Кемерово до любого из 20 городов родного края, своего населенного пункта, от вершины до вершины горных систем, памятников природы и других объектов). Нанесение на контурную карту отдельных объектов Кемеровской области с указанием направлений и расстояний (на стрелках направлений сторон горизонта).

Тема 5. Рельеф и горные породы родного края – 4 часа.

Неоднородность земной поверхности Кемеровской области как результат взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа: горы и равнины. Различие гор по высоте: низкие – Салаирский кряж (гора Барсук 567 м над уровнем моря); средние – Горная Шория (гора Мустаг 1570 м); высокие – Кузнецкий Алатау (гора Верхний Зуб 2178 м). Различие гор по происхождению: Салаирский кряж – глыбовые; Горная Шория и Кузнецкий Алатау – складчато-глыбовые. Равнины: Кузнецкая котловина и юго-восток Западно-Сибирской низменности. Характеристика основных форм рельефа по хрестоматийным описаниям, демонстрация фотографии и Интернет ресурсов.

Практическая работа. Описание гор по картам Атласа с заполнение таблицы.

Горные породы и минералы. Деление горных пород на группы по происхождению, особенности формирования осадочных (каменного угля) и магматических (рудных) ископаемых. Работа с образцами горных пород и минералов, наиболее распространенных в Кемеровской области и заполнение таблицы.

Движения земной коры: медленные колебания суши и землетрясения. Условия жизни и быта людей в горах и на равнинах. Описание форм рельефа своего населенного пункта и района.

6. Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами – 3 часа.

Понятие «внутренние воды». Принадлежность рек родного края к бассейну Оби и Карского моря Северного ледовитого океана. Распределение речных систем по территории Кемеровской области (Томи, Кии, Ини, Яи, Чумыша, Чулыма). Их краткая характеристика. Хозяйственное использование.

Тренировочная практическая работа. Обозначение на контурной карте главных рек родного края и их крупных притоков. Стрелками указать направление течения. Подписать на реках, имеющиеся на них памятники природы.

Озера родного края, различие озерных котловин по происхождению, Водохранилища и искусственные озера. Минеральные источники. Подземные воды. Стихийные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, оползни и другие). Хозяйственное использование водоемов своего населенного пункта и района.

Практическая работа. Используя Атласы для школьников Кемеровской области и текст учебника, опишите реки Кузбасса по плану:

7. Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой – 4 часа.

Организация наблюдений за погодой – ведение календаря наблюдений за погодой. (Учащиеся должны вести его с 1 сентября).

Типы погод в нашей области. Метеорологические станции и посты наблюдений. Описание погоды за день (задание дается за неделю до этого урока – по 6 вариантам – с понедельника до субботы) по типовому плану.

Климат Кемеровской области: климатообразующие факторы и их влияние на формирование резко континентального климата. Охрана атмосферного воздуха. Озеленение территории школы, родного населенного пункта.

Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае».

8.Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов по ее территории – 2 часа.

Почвы родного края. Интегрированный урок с учителем биологии. Биолог: Процесс формирования разных типов почв (факторы, структура, плодородие и т. д.). Географ: Из истории изучения почв родного края, размещение разных типов почв по территории Кузбасса, охрана почв.

Растительность – лицо природной зоны. Хвойные, лиственные деревья, кустарники, лекарственные и съедобные травы, ягодники, грибы и т. п. Животный мир – его разнообразие.

9. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края – 2 часа.

Понятия «природный комплекс» и «природная зона». Краткая характеристика горной тайги, равнинной тайги, тундры, альпийских и субальпийских лугов, лесостепи, степи, природного комплекса речных долин и болот. Урок – путешествие «От крайнего севера до крайнего юга родного края – по природным зонам Кузбасса». Красная книга Кемеровской области.

Практическая работа. Описание двух природных зон (тайги и лесостепи) по плану: в какой части родного края распространены; рельеф; почвы; растительность; животный мир; города и другие населённые пункты; хозяйственное использование; проблемы экологии.

10. Особо охраняемые природные территории родного края (ООПТ) – 2 часа.

Понятие ООПТ: заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы и отдельные объекты природы. Краткая характеристика заповедника «Кузнецкий Алатау», Шорского национального парка, зоологических заказников и охраняемые в них животные, Караканский биологический заказник и охраняемые в нём растения, памятники природы и их размещение по территории области.

Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница», районный заказник или памятник природы.

11. Население и его хозяйственная деятельность – 2 часа.

Численность населения Кузбасса по переписям населения по сравнению с другими регионами России. Коренное и пришлое население в Кузбассе. Характеристика жизни и быта шорцев и телеутов. Население вашего населенного пункта: численность, её изменения (рост или убыль), национальный состав населения. Из каких регионов страны приехали семьи (их предки).

Кузбасс многонациональный край. Фестиваль национальных культур – обычаи, обряды татар, чувашей, украинцев, белорусов, мордвы и других народов.

12. Взаимодействие человека и природы – 2 часа.

Влияние природных условий на здоровье, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Территории с наибольшей степенью изменения природных ландшафтов (Кузнецкая котловина, Салаирский кряж и Горная Шория). Антропогенные ландшафты (города, дороги, мосты, шахты и терриконы, заводы и фабрики, рудники, сельскохозяйственные угодья и т. д.).

Практическая работа. Выявить условия жизни и виды хозяйственной деятельности человека в городе и сельской местности (взять близь лежащий город и свой населенный пункт).

13. Города родного края – 3 часа.

Природные, исторические и экономические условия, способствующие росту городов. Шахтерские города, города рудники (Таштагол, Салаир), на Транссибирской магистрали (Тайга, Юрга, Мариинск). Понятия город и рабочий поселок. Фестиваль городов (их краткая характеристика).

Практическая работа. Обозначение на контурной карте пунсонами разной величины городов по численности населения.

Урок-экскурсия «Знаете ли вы свой город (рабочий поселок, районный центр)».

Обобщение знаний по курсу «Краеведение». Урок-игра «Знаете ли вы край родной?»- 2 часа

Планируемые результаты изучения курса

Раздел

Название темы

Планируемые результаты обучения (учащиеся должны)

Всего часов

1.

Введение

Объяснять: цель и актуальность курса краеведения, краткую историю образования Кемеровской области, её название, символы.

Называть: объект изучения географического краеведения.

1

2.

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса

Объяснять: как шло заселение Сибири после похода Ермака Тимофеевича (1581 год) и земли Кузнецкой, причины переселения крестьян из Европейской части России, где проходил по территории нашего края Московско-Сибирский тракт – «кандальный путь» и строилась Транссибирская железная дорога. Когда и кем были открыты железная руда и каменный уголь, золото и полиметаллические руды.

Называть и знать: землепроходцев и рудознатцев Федора Еремеева, Михайло Волкова, Федота Попова, Егора Лесного, Дмитрия Попова; исследователей недр и природы Д. Г. Мессершмидта, П. А. Чихачева, П. Н. Крылова, Л. И. Лутугина, М. А. Усова.

Показывать: маршруты этих выдающихся исследователей, места открытия ими месторождений полезных ископаемых и объектов природы.

2

3.

План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности.

Объяснять: условные знаки, способы ориентирования с помощью планов местности участков своего населенного пункта, особенности способов построения различных планов местности; отличие карты от плана местности. Виды масштаба.

Определять: на местности стороны горизонта, направления, расстояния по плану местности, направления на отдельные объекты (школа, почта, магазин и т. п.) на планах своего населенного пункта.

Выполнять: построение простейших планов, используя глазомерную и маршрутную съемки небольших участков местности.

Называть: основные направления использования планов местности на территории родного края.

4

4.

Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ

Объяснять: существенные признаки географических карт Кемеровской области, абсолютной и относительной высоты на территории Кемеровской области, географические координаты Кемерово, своего населенного пункта и других объектов родного края. Отличия условных знаков (легенды) карт и планов местности.

Определять: расстояния по географической карте Кемеровской области и другим картам родного края, географические объекты, направления, расстояния, высоты точек; географические координаты по картам; направления, расстояния, географические объекты на географических картах нашего края.

2

5

Рельеф и горные породы родного края

Объяснять: деление горных пород на группы по происхождению, особенности формирования каменных углей, рудных ископаемых. Характерные черты рельефа Кемеровской области, зависимость распространения форм рельефа от происхождения и характера залегания горных пород; причины землетрясений в Кемеровской области.

Описывать: влияние рельефа на особенности жизни и быта жителей своего населенного пункта, нашего края; особенности использования полезных ископаемых своего района в хозяйственной деятельности людей.

Определять: географическое положение, протяженность, средние и абсолютные высоты отдельных форм рельефа родного края, принадлежность горных пород своей местности к осадочным, магматическим и метаморфическим группам горных пород и полезных ископаемых.

Называть (показывать): основные формы рельефа Кемеровской области (горы и равнины), характерные горные породы и месторождения некоторых полезных ископаемых.

4

6.

Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края.

Объяснять: понятие: «внутренние воды», влияние рельефа Кемеровской области на распределение речных систем, направление и характер течения рек, влияние других природных факторов на внутренние воды области; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от их происхождения; причины образования ледников в Кузнецком Алатау; необходимость охраны водных объектов в Кемеровской области. Причины наводнений.

Описывать: значение вод Кемеровской области в хозяйственной деятельности человека; влияние человека на внешний облик и объекты гидросферы основные мероприятия по охране гидросферы. По типовому плану крупнейшие реки родного края.

Определять: по картам основные природные особенности объектов гидросферы Кемеровской области.

Называть (показывать) характерные для Кемеровской области объекты гидросферы (крупные реки, озера).

3

7.

Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой

Объяснять: зависимость температуры воздуха на территории родного края от угла падения солнечных лучей, высоты местности над уровнем моря, господствующих воздушных масс; характерные черты погоды и климата Кемеровской области; качественные черты состояния атмосферы в Кемеровской области, необходимость охраны атмосферного воздуха; народные приметы ясной и пасмурной погоды; причины смены дня и ночи, времен года. Характеристику времен года по календарям наблюдений за погодой.

Описывать: внешний облик основных видов облаков, характерные черты погоды в течение дня, месяца и по временам года своей местности.

Определять: при помощи приборов высоту солнца над горизонтом, температуру, давление, влажность воздуха, направление и скорость ветра. По календарям наблюдения за погодой – средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры в своей местности.

Прогнозировать: погоду на ближайшие сутки, используя местные признаки.

Называть: мероприятия по охране атмосферного воздуха, в своем населенном пункте и в Кемеровской области.

4

8.

Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов на территории Кемеровской области.

Описывать: характерные особенности главных типов почв – подзолистых и черноземов; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям обитания отдельных животных и растений наиболее распространённых для территории своей местности и Кемеровской области; значение компонентов биосферы Кемеровской области для жизни людей.

Называть: главные типы почв; представителей животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области, занесенных в Красную книгу Кемеровской области; основные мероприятия по охране органического мира в Кемеровской области.

2

9.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края

Объяснять: существенные признаки понятия «природный комплекс» и «природная зона»; особенности размещения природных зон по территории своей местности и Кемеровской области.

Называть: примеры взаимосвязей между компонентами природного комплекса на территории родного края, природные комплексы своей местности. Воздействие человека на природные комплексы. Правила отношения к компонентам окружающей местности.

2

10.

Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего района

Объяснять: необходимость создания ООПТ, отличительные признаки заповедника, национального парка, заказника, памятника природы.

Описывать: заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, памятники природы (Липовый остров, Томскую писаницу), один из заказников на территории своего района.

Показывать: расположение заповедника, национального парка на карте Кемеровской области.

2

11.

Население Кемеровской области, его хозяйственная деятельность

Объяснять: историю заселения современной территории Кемеровской области, численность и размещение населения, национальный и религиозный состав, взаимосвязь особенностей населения Кемеровской области с природными и историческими факторами; преобладание в хозяйстве отраслей тяжелой промышленности

Называть (показывать): Коренные и пришлые народы Кемеровской области. Населенные пункты родного края. Виды хозяйственной деятельности в своей местности и Кемеровской области.

2

12.

Взаимодействие человека и природы на территории Кемеровской области.

Объяснять Влияние природы нашего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения; влияние компонентов окружающей среды на здоровье населения Кузбасса.

Называть (показывать): Участки территории Кемеровской области в наибольшей (наименьшей) степени измененные хозяйственной деятельностью человека.

2

13.

Города Кемеровской области

Объяснять: причины возникновения городов, их деление на малые, средние и большие; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные, историко-архитектурные и другие).

Называть (показывать): расположение городов по территории родного края.

3

14.

Обобщение знаний (урок-игра)

Урок-игра «Знаете ли вы край родной?»

2

Итого:

35

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение

Список литературы

  1. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [Текст]: природа: учебное пособие. - / Л.И. Соловьев. – Кемерово:  ОАО «ИПП «Кузбасс» : ООО «СКИФ», -   2006.-384с.
  1.  Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей /[Текст]:  Л.И. Соловьев. – Кемерово: Изд-во Фабрика современной печати, 2008. – 408 с.
  1. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: Изд. 2-е. - Кемерово, КРИПК и ПРО, 2004. – 327с.
  1. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы [Текст]: учебное пособие для 8-9-х кл. общеобразоват. школ / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс» : ООО «СКИФ», -  2009. – 348с.
  1. Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по краеведению. Кузбасс – мой родной край (для учащихся 6 – 8 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области). [Текст]: Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по краеведению. Кузбасс – мой родной край (для учащихся 6 – 8 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области). – Кемерово: ООО «Скиф», 2011. – 72 с.  

Список интернет- ресурсов

1.http: //www.gao.spb.ru/russian

2.http: //www.fmm.ru

3.http: //www.mchs.gov.ru

4.http: //www.national-geographic.ru

5.http: //www.nature.com

6.http: //www.ocean.ru

7.http: //www.pogoda.ru

8.http: //www.sgm.ru/rus

9.http: //www.unknowplanet.ru

10.http: //www.weather.com

    Перечень рекомендуемых средств обучения для реализации рабочей программы соответствует требованиям письма Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профила...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...