Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
рабочая программа по экологии по теме
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kluba__pochemuchki.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Павловского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Елунинская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МОУ «Елунинская оош»
___________________/Т.Г.Реутова
Приказ №____ от “_____________”
Рабочая программа
внеучебной деятельности
клуб «Почемучка»
Составитель:
Решетова Л.И.., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Елунинская оош»
Елунино 2011 г
Пояснительная записка
Программа клуба "Почемучки” для детей 7-8-ми лет разработана на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – "Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – "Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4 раздел – "О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – "Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.
6 раздел – "Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – "Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – "Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – "Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – "Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | практических | |||
1 | Введение в экологию | 4 | 2 | 2 |
2 | Молчаливые соседи | 3 | 1 | 2 |
3 | Пернатые друзья | 3 | 3 | |
4 | О чем шепчут деревья | 3 | 1 | 2 |
5 | Загадки животного мира | 3 | 1 | 2 |
6 | Секреты неживой природы | 2 | 1 | 1 |
7 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 |
8 | Человек – часть живой природы | 3 | 1 | 2 |
9 | Охрана природы | 1 | 1 | |
10 | Досуговые мероприятия | 7 | - | 7 |
| ИТОГО: | 32 | 9 | 23 |
Тематическое планирование занятий
№ | Раздел. Тема занятия | Кол-во ч.
| Из них | Примечание | ||
Теоретич. | Практич. | Экскурс | ||||
1. | Введение в экологию | 4 | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | .Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Веселое путешествие в природу | 1 | ||||
1.2 | .Пр.зан. Творческая мастерская | 1 | ||||
1.3 | Природа и искусство | 1 | ||||
1.4 | Отношение человека к природе Экологическая безопасность. | 1 | ||||
2 | Молчаливые соседи | 3 | 1 | 1 | 1 | |
2.1 | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | 1 | ||||
2.2 | . Чем питаются домашние животные? | 1 | ||||
2.3 | Как ухаживать за своим питомцем? | 1 | ||||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 | ||
3.1 | Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы. | 1 | ||||
3.2 | Экологическая акция «Поможем птицам!» .Прогулка в парк. | 1 | ||||
3.3 | Художественное слово о птицах Праздник «Птицы-наши друзья» | 1 | ||||
4. | О чем шепчут деревья | 3 | 1 | 1 | 1 | |
4.1 | . Этажи леса. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | 1 | ||||
4.2 | Сезонные изменения у растений. | 1 | ||||
4.3 | Мы – художники. Загадки леса | 1 | ||||
5. | Загадки животного мира | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5.1 | Зимовье зверей | 1 | ||||
5.2 | Заочная экскурсия в отдел природы музея. | 1 | ||||
5.3 | Любопытные факты о живой природе | 1 | ||||
6 | Секреты неживой природы | 2 | 1 | 1 | ||
6.1 | Природа – наш общий дом . Веселое путешествие в природу времена года. | 1 | ||||
6.2 | Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. | 1 | ||||
7. | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 1 | 1 | |
7.1 | Экскурсия в школьный кабинет естествознания | 1 | ||||
7.2 | Любители света и тени, влаги и тепла. | 1 | ||||
7.3 | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения | 1 | ||||
8 | Человек – часть живой природы | 4 | 1 | 2 | 1 | |
8.1 | Люди разные нужны, люди всякие важны. | 1 | ||||
8.2 | . Выращивание лука в домашних условиях. .Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука» | 1 | ||||
8.3 | Человек! Будь природе другом! Вредные привычки. | 1 | ||||
8.4 | Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» | 1 | ||||
9. | Охрана природы. | 1 | 1 | |||
9.1 | Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | 1 | ||||
10 | Досуговые мероприятия | 7 | 7 | |||
10.1 | День Журавля | 1 | ||||
10.2 | Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | 1 | ||||
10.3 | Посвящение в экологи | 1 | ||||
10.4 | «Зимняя прогулка» | 1 | ||||
10.5 | Экологический проект «Мой цветник» | 1 | ||||
10.6 | «Будь здоров!» | 1 | ||||
10.7 | Праздник друзей природы | 1 | ||||
Итого | 32 | 9 | 15 | 8 |
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Информационные ресурсы:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...