Учитель Семёнова Г.М.
Предмет (направленность): экономика.
Возраст детей: 9-10 класс.
Место проведения: актовый зал.
Цель: раскрыть сущность денег как нравственной категории, ознакомить с основными элементами культуры обращения с деньгами, развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления, формировать нравственную позицию.
Задачи:
Ознакомить учащихся с профессиональным праздником работников финансовой сферы;
Ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость;
Путем постановки проблемного вопроса «деньги - это добро или зло?» раскрыть сущность денег как нравственной категории;
Применяя методику тестирования выявить наличие качеств, определяющих возможность самостоятельно решать денежные вопросы;
Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.
Технические средства обучения (оборудование): видеоматериал для показа, презентации, раздаточный материал для тестирования.
Форма проведения: мини-конференция с элементами интерактивной беседы.
Место проведения: актовый зал
Целевая аудитория: 9-10 класс.
На переносной доске: Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)
Проблемный вопрос: «Деньги – зло или благо?»
План мероприятия:
1. Информационный блок «День финансиста» - презентация.
2. Интерактивная беседа «Власть денег» (сопровождается демонстрацией презентации).
а) Путешествие в историю денег – видеоролик.
б) Деньги: зло или благо?
в) Деньги: цель или средство?
г) Все ли можно купить за деньги?
д) Карманные деньги.
е) Правила обращения с деньгами.
3. Подведение итогов (рефлексия)
Ход мероприятия:
1. Информационный блок Выступление творческой группы учащихся с информацией о празднике «День финансиста», сопровождаемое презентацией. Презентация 1
8 сентября в России отмечают свой профессиональный праздник работники финансовой сферы: экономисты, банкиры, бухгалтера и работники других финансовых служб.
День финансиста – один из самых молодых праздников, и в то же время он имеет солидную историю. Отмечается ежегодно 8 сентября, начиная с 2011 года.
Праздник ведет свою историю с XIX века, когда 8 сентября 1802 года император Александр I издал Указ об образовании Министерства финансов России. Целью его было развитие страны, завоевание высшего места на мировом рынке и строительство собственной экономики. В документе говорилось, что «должность Министерства финансов имеет два главных назначения: управление государственными частями, которые доставляют Правительству нужные доходы, и генеральное распределение всех доходов по разным частямгосударственных расходов».
Одним из самых известных российских министров финансов прошлых веков являлся граф Канкрин. Он занимал эту должность на протяжении 21 года и предельно четко сформулировал: «Защита финансов — это защита жизненной силы существования государства».
Революция 1917 года, хотя и изменила государственное устройство, но отменить деньги совсем не смогла, потому Министерство финансов и существует в нашем Отечестве уже более 200 лет и играет огромную роль в формировании экономики страны как на национальном, так и на международном уровнях.
Сегодня главными задачами Минфина РФ являются совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация стратегического направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и др.
Преобразования в стране, мировой кризис и реформы российской жизни требовали более внимательного отношения властей к профессии финансиста, потому в 2011 Указом Президента России 8 сентября был официально признан всероссийским Днем финансиста.
19 августа 2011 года Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании «Дня финансиста».
2. Интерактивная беседа «Власть денег».
У простого обывателя слово финансы ассоциируется со словом деньги. Поговорим о них.
Выступление творческой группы учащихся с информацией.
Презентация 2.
а) Путешествие в историю денег.
Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и плачут без них, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят...Слайд 1.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь дажемаленькому ребенку понятно, что деньги – это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почтивсе. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Слайд 2-3.
А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились деньги? Как выглядели первые деньги? Слайды 4-5.
Путешествие в историю денег – видеоролик. Краткая история денежного обращения.mp4
б) Деньги: зло или благо?
Деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как природная стихия, причем опасная. Они вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людейдо преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Слайды 6-8.
1. На земле весь род людской чтит один кумир священный, Он царит над всей Вселенной, тот кумир — телец златой! В умилении сердечном прославляя истукан, Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном, Окружая пьедестал, окружая пьедестал! Сатана там правит бал, там правит бал! Этот идол золотой волю неба презирает, Насмехаясь, изменяет он небес закон святой! В угожденье богу злата край на край встаёт войной; И людская кровь рекой по клинку течёт булата! Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл! Сатана ликует там, ликует там! (Опера Ш.Гуно «Фауст», куплет Мефистофеля).
Это слова Мефистофеля о том, что люди на Земле поклоняются золотому тельцу. По библейскому преданию - это сделанный из золота идол быка, которому поклонялись как Богу, и которому нужно было приносить человеческие жертвы. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. В переносном смысле золотой телец – это символ богатства и денег. От золота все беды на Земле. Деньги: зло или благо? Данные строки написаны более двух веков назад. Мы живем в 21 веке. Актуально ли это и в наше время? Деньги – это добро или зло? Беседа с учащимися. Слайды 9-10.
Деньги - зло | Деньги - добро | зависть
жадность
зависимость
ненависть
преступления
убийства
страх
войны
| покой
достаток
возможности
щедрость
помощь
прогресс
|
Вывод: Для кого-то зло, для кого-то благо, все зависит от человека. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отношения человека к деньгам. При неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Слайд 11.
в) Деньги: цель или средство?
Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги — воспитательное средство. Слайд 12.
Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно. Слайд 13.
Генри Форд работал по 10 часов в день механиком с оплатой 11 долларов в неделю в электрической компании в Детройте. Вечерами он уединялся в сарае и работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути». Слайд 14.
Джон Рокфеллер, самый богатый человек Америки, родившийся в бедной семье, начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку - потом давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели - обязательно разбогатеть. Детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Слайд 15.
За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.
В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Сегодня же распространено мнение, что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. А самое печальное - то, что люди, считающие деньги способными сделать все, сами готовы все сделать за деньги. Слайд 16.
г) Все ли можно купить за деньги? Не все на свете продается и покупается. Есть на земле то, что ни за какие деньги не купишь. Чтобы убедиться в этом, закончите фразы: Слайды 17-18.
за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
за деньги можно купить икону… (но не веру)
за деньги можно купить часы… (но не время)
за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)
за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Если всерьез задуматься, то можно сделать вывод — купить за деньги можно далеко не все.
Помните, чем бы вы ни занимались в будущем, самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.
д) Карманные деньги.
Как современному человеку научиться правильно обращаться с деньгами? Вопросы к учащимся.
Есть ли у вас деньги?
Каковы источники ваших карманных денег?
Умеете ли вы ими распоряжаться?
На что вы тратите карманные деньги?
Хватает ли вам денег, выданных родителями на карманные расходы?
Может ли старшеклассник самостоятельно и честно заработать эти деньги?
Можно ли сочетать работу с успешной учебной в школе?
Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о работе старшеклассника?
Можно ли обойтись без карманных денег? Какой их минимум?
Могут ли карманные деньги быть наградой за хорошие оценки и поведение, или платой за помощь по дому.
Как вы считаете, в каком возрасте у человека должны быть карманные деньги?
Должны ли вы учиться с детства считать и распоряжаться деньгами, или пусть за вас пока родители все решат?
Представьте, что у вас оказалась большая сумма денег. На что вы их израсходуете?
(Варианты ответов детей).
Большинство специалистов считают, что первые карманные деньги можно дать ребенку, когда он отправляется в первый класс. Именно в этом возрасте, по мнению психологов, маленький человек способен сделать первые шаги в управлении деньгами.
Если у ребенка не будет «карманных денег», то вряд ли он поймет, что означают такие слова, как доход, расход, сбережения и кредит. Между тем эти понятия лежат в основе финансовой грамоты. Не овладев ими, нельзя научиться приумножать свои средства, а значит, и созидать благополучие.
Современные родители выдают своим детям деньги на карманные расходы. В Германии, например, законодательно закреплено количество выдаваемых детям денежных средств. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
Но значение имеет не только умение зарабатывать деньги, но и умение их тратить. Вы указали разные цели, на которые тратите деньги. Но умение расходовать деньги связано с умением экономить. Карманные деньги - это не награда за хорошие оценки и хорошее поведение, не плата за помощь по дому. Главная их цель – научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и не неся ответственности за свой выбор.
е) Правила обращения с деньгами.
Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются. Слайды 19-21.
Учащимся раздаются анкеты с вопросами.
1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1).
2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам(1)
3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1).
4. Деньги — самое главное в жизни (7).,
5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1).
6. Я могу работать 10—12 часов, даже если работа мне неприятна (1).
7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7).
8. Любая компания признает меня лидером (5).
9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4).
10. Я хочу получить в будущей высшее образование (2).
11. Бедность — следствие недостатка способностей (5).
12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1).
13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5).
14. Я хороший организатор (5).
15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1).
16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1).
17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще (5).
18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5).
19. Я не могу сидеть без дела (1).
20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1).
21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1).
22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4).
23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4).
24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7).
25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3).
26. У меня очень много знакомых (3).
27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5).
28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1).
29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1).
30. Я почти никогда не опаздываю (1).
Результаты:
Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.
От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.
От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.
Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.
Вывод: Деньги, сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
Слайд 22.
Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
Зарабатывай честно.
Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
Старайся не влезать в долги.
Не играй в лотереи, азартные игры.
3. Подведение итогов (рефлексия).
Вопрос залу: «Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?» (варианты ответов детей).
Вывод: деньги сами по себе не сделают вас счастливыми. Далеко не всё в жизни можно приобрести с помощью монет и банкнот. Они лишь средство, инструмент, который в опытных руках может украсить нашу жизнь. Слайд 23.
Практическая реализация: 6 сентября 2013 года в актовом зале МАОУ СОШ №38г. Калининграда прошла мини-конференция «День финансовой грамотности» для учащихся параллели 9-10 классов, подготовленная учащимися 11Б класса в рамках празднования Дня финансиста.
В ходе конференции были рассмотрены вопросы о профессиональном празднике работников финансовой сферы, который отмечается 8 сентября, вопросы об истории возникновения денег, о значение денег в жизни людей.
Рассмотрен ряд дискуссионных вопросов: «Все ли можно купить за деньги?», «Нужны ли школьнику карманные деньги?», «Правила обращения с деньгами», которые вызвали активное обсуждение среди присутствующих.
Проведенное мероприятие вызвало огромный интерес учащихся, которые высказали желание продолжить изучение данной темы на уроках и классных часах.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. urklass.ucoz.ru›load/klassnyj_chas_quot…i_dengi…1…
2. школа-2.рф›metrab…67-klassnyy-chas-pogovorim-o…
3. pozdrav.a-angel.ru›prazdniki/den-finansista.html
4. inmoment.ru›Праздник сегодня›day-financier.html |