Модель учета достижений учащихся
статья на тему

Мавлеева Любовь Дмитриевна

        В процессе организации воспитательной работы в условиях многокультурной среды дополнительного образования детей нередко возникает вопрос о разработке индивидуального профиля достижений детей. В связи с этим, интересной и продуктивной формой работы представляется работа над портфолио. Именно портфолио является продуктивным способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений детей в определенный период.   портфолио -  коллекция работ и результатов ребенка, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом, ребенком и родителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_ucheta_vneuchebnh_dostizheniy.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Модель учета внеучебных достижений учащихся

 

Я  не один год думал: в чем выражается

наиболее ярко результат воспитания.

Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый

результат воспитания выражается в том,

чтобы человек стал думать о самом себе.

Задумался над вопросом: что во мне

хорошего и что плохого? Самые изощренные

методы и приемы воспитания останутся

пустыми, если они не приведут к тому,

чтобы человек посмотрел на самого себя,

задумался над собственной судьбой.

                                      В.А.Сухомлинский

Современный стандарт образования   ориентирует педагогов не только на достижение предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладения ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность на всех этапах дальнейшего образования.

Современное общество требует от выпускников:

 гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям;

 самостоятельно приобретать необходимые знания и умело

применять их на практике;

 уметь мыслить, предвидеть возникающие в реальной жизни

проблемы и искать пути их решения;

 уметь грамотно работать с информацией, уметь собирать факты,

анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, аргументировать, делать

выводы);

 быть коммуникабельными, контактными в различных социальных

группах;

 уметь самостоятельно развивать свой интеллектуальный и

культурный уровень.

Все это - качества человека, успешного в профессиональной и личной

жизни. Именно таким его должна формировать не только семья, но и школа.

В связи с введением ФГОС внеурочная деятельность учащихся в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. В связи с этим такая деятельность, как правило, не имеет объективной оценки и имеет серьезный недостаток – оценка направлена

исключительно на внешний контроль , а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности

     

        В процессе организации воспитательной работы в условиях многокультурной среды дополнительного образования детей нередко возникает вопрос о разработке индивидуального профиля достижений детей. В связи с этим, интересной и продуктивной формой работы представляется работа над портфолио. Именно портфолио является продуктивным способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений детей в определенный период.   портфолио -  коллекция работ и результатов ребенка, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом, ребенком и родителем. Несмотря на различные подходы в определении, можно с уверенностью сказать, что портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. В то же самое время данная форма работы позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода.

       Уже сегодня портфолио наших детей содержит в себе творческие работы, грамоты, дипломы, свидетельства спортивных достижений, проекты, исследовательские работы, отзывы и рецензии. И хотелось бы, чтобы дети знали, что портфолио не просто «маленькая книжка», а большой билет в будущее, который в ближайшее время станет не менее ценным, чем аттестат.

 

      Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Сам же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

       Работа по составлению портфолио требует взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Долг родителей контролировать заполнение «Книжки достижений», помогать своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, координировать свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал тот или иной профиль дальнейшего обучения. Ученик сам решает, когда начать накопление достижений, но желательно, чтобы он регулярно советовался и с учителем, и со своими родителями.

На сегодняшний день существует огромный разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями,  суть которого заключается в элементарном непонимании важности, сущности и особенностей  процесса формирования портфолио, как для родителей, так и для учащихся и учителей. Большинство участников данного процесса подходят к нему в основном с формальной точки зрения, но никак не с практической или научной. Задача педагога на данном этапе добиться путем применения различных средств и методов педагогической практики именно понимания самой сути процесса, показать всем участникам  его важность и перспективность.

 

Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Педагогическая философия данной технологии предполагает:

  • смещение акцента с того, что ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет   по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос акцента педагогической деятельности с оценки на самооценку, таким образом,  эта форма относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирована не только на процесс оценивания себя, но и самооценивания.
  • профилактику предвзятого отношения к ребенку со стороны педагогов, определенная гарантия объективной оценки его успехов.

Таким образом, портфолио является современным и достаточно эффективным способом оценки деятельности детей, помогающим решать важнейшие педагогические задачи:

  1. Постоянно поддерживать высокую мотивацию детей;
  2. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности детей;
  4. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и коммуникативную деятельность;
  5. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования детей;
  6. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

       Основными принципами оценки качества внеучебных достижений обучающегося являются:

  • единые процедура и технология;
  • достоверность используемых данных;
  • соблюдение морально-этических норм при сборе информации.

Показатели качества внеучебных достижений обучающегося

и критерии их оценки

 Система учета внеучебных достижений учащихся включает:

  • достижения в области личностного развития;
  • достижения в области социального развития;
  • достижения в области общекультурного развития;
  • достижения в области интеллектуального развития;
  • достижения в области коммуникативного развития.

Качество внеучебных достижений обучающегося выявляется через ключевые компетенции:

  • познавательно-информационную: способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности;
  • социально-трудовую: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;
  • коммуникативную: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми;
  • в сфере личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.

Достижения фиксируются в портфолио ученика.

Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме “Учет достижений учащихся при выполнении практических работ”

При выполнении практических работ по теме “Электролитическая диссоциация” появляется  возможность повысить самостоятельность учащихся, развивать их творческую активность, а также совершенствовать...

Модель учета достижений учащихся.

Проект модели  учёта достижений учащихся  во внеурочной деятельности «ПУТЬ К УСПЕХУ»  Автор-составительГорелова Н.А.учитель русского языка и литературы...

Презентация проекта:"Модель учета личностных достижений школьников как инструмент повышения качества образования"

Презентация проекта по формированию системы учета личностных достижений учащихся....

Модель учета внеучебных достижений учащихся «ПОСМОТРИ НА СЕБЯ!!!»

Портфолио не просто «маленькая книжка», а большой билет в будущее, который в ближайшее время станет не менее ценным, чем аттестат.В данной работе представлена модель учета внеучебных достижений учащих...

модель учета внеучебных достижений учащихся

      В процессе организации воспитательной работы в условиях многокультурной среды дополнительного образования детей нередко возникает вопрос о разработке индивидуального профил...

Тема самообразования «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»

Тема самообразования  «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»Гипотеза:  Если в урочно...

Система работы учителя математики при учете достижений учащихся

Несколько лет подряд я работаю над темой "Применение контрольно-оценочной деятельности на уроках математики". Одной из составляющих этой темы является учет знаний учащихся при обучении матем...