Технологическая карта внеклассного мероприятия "Добро и Зло"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Добро и Зло"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Педагог: Новикова Наталья Владимировна
Класс: 6 А
Тема внеклассного занятия: Добро и зло.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи занятия:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.
Метапредметные:
Познавательные. Овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные. Способность выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке (новые понятия), уметь ими пользоваться.
Коммуникативные. Формулировать высказывание; сотрудничать с товарищами при выполнении работы в паре и группе, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, отстаивать свою точку зрения; умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные: Формирование правильного представления доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые поступки.
Технологии: Технология сотрудничества
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- по степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебной деятельности учащихся;
- по источнику знаний: словесные, практические.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, экран, листы с изображением на каждого учащегося, цветные карандаши и ручки у учащихся.
План урока:
- Понятие о «добре» и «зле».
- Работа с пословицами. Индивидуальная работа.
- Игра «Доскажи словечко». Фронтальная работа.
- Поступки. Обсуждение ситуаций. Групповая работа.
- Групповая (парная) работа.
- Проверь себя. Тест.
- Рефлексия
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска и оборудование |
1. | Организационный (1 мин) | -Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. | Парами берутся за руки | |
2. | Постановка учебной задачи (3 мин) | - Прочитайте эпиграфы (слайд 1) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? Давайте определим задачи занятия. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? - Сегодня на занятии будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (слайд 2) | Дети читают эпиграфы Формулируют тему и цели занятия | ПК, проектор |
3. | Актуализация знаний (15 мин) | (Слайд 3) Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добра со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так и есть зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. -Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. - Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 4) Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный. - Как вы думаете, какая бывает доброта. Как вы это понимаете? - А что такое зло? (Слайд 5) В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. -Как отличить добро и зло? | Слушают Отвечают Читают и слушают Ответы Читают и слушают Объясняют где добро, где зло. | ПК, проектор ПК, проектор ПК, проектор |
4. | Физкультминутка –игра (2 мин) | - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаем ногами. Итак, начали. (Слайд 6) Доктор Айболит, Змей Горыныч, Баба Яга, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка. | Играют | ПК, проектор |
5. | Первичное закрепление (17 мин) | Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. - Проверим как вы распутаете пословицы (Слайд 7). Объясните смысл каждой пословицы. - Да правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. - Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить. Игра «Доскажи словечко» (Слайд 8) - Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (щелчок) (спасибо) -Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (щелчок) (добрый день) - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (щелчок) (здравствуйте) -Когда нас бранят за шалости, Говорим … (щелчок) (извините, пожалуйста) - И во Франции, и в Дании На прощанье говорят… (щелчок) (до свидания) - Ну, вот волшебные слова вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? - Правильно, сила волшебных слов зависит от тог, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Поступки. Обсуждение ситуаций. (Слайд 9) - Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь? «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. -Что это за человек? – спросил внук деда. -Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. -Что это за человек? – спросил внук деда. -И это еще не человек, - ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. -А это что за человек? - спросил внук деда. -Обыкновенный человек, - ответил дед.» - Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему? - Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) Работа в группах - Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
- Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Индивидуальная работа Каждый человек имеет душу, разум, сердце. Какими качествами вы наполните душу человека, настоящего друга? Вам предстоит выполнить следующее задание. У вас на партах есть макеты-человечки с сердцем-душой. Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на строчки в сердце человечка. Поможет вам карта-помощница. (раздаточный материал) - А как вы думаете - почему важно бороться со злом? Прочитайте притчу о добре и зле и подумайте, чему она вас учит? Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло - добром. - Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. | объяснение ответы Играют, договаривая слова Отвечают Слушают, обсуждают. Обсуждают в группах, делают выводы Работают с раздаточным материалом Слушают, отвечают на вопрос | ПК, проектор ПК, проектор ПК, проектор Раздаточный материал |
6. | Закрепление (2 мин) | Проверь себя. (Слайд 10) 1. Решите тест 1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними. 2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль. 3)Что считается добрым поступком? А. Забыть о неприятной просьбе Б. Дать списать домашнее задание В. Опоздать на неинтересную встречу Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу 4)Укажите поступки , которые одобряет общество А. обман Б. насилие В. взаимопомощь Г.унижение 5)Что является последствием злых дел? А. дружба Б. радость В. вражда Г. мирное сосуществование 6) Знания о добре и зле помогают людям А. проявлять заботу о близких Б. жить в мире В. Дружить - Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. | Решают тест | ПК, проектор, |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) | - Какой вывод вы можете сделать в конце урока? Достигли ли мы цели урока? Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудится. Да, трудно все-таки учиться! - Оцените свою деятельность на уроке (Слайд 11) На уроке мне: - всё было понятно - было трудно - было интересно - прибавилось знаний - пришлось задуматься - могу рассказать другим | Отвечают, размышляют Оценивают свою деятельность на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе, 2 отделения Тема: «Закрепление звука С, «Домашние птицы». Есть презентация.
Задачи: 1.Закрепление звука С на материале слогов, слов, темы «Домашние птицы»2.Развитие выразительности речи.3.Развитие слухового восприятия на материале занятия.4.Различение неречевых звучаний...
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Фотокросс. Школа глазами животного"
Общая частьПредметИнформатика5 классТема мероприятияФотокросс «Школа глазами домашнего животного»Планируемые образовательные результаты...
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Морские кадеты - слава России"
Классный час, посвящённый кадетским традициям. В данном сценарии 4 информационных блока, которые ведут "военные историки" и "знатоки кадетских традиций", и 4 разговорных блока, в котором обсуждение ор...
Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"
Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Технологическая карта внеклассного мероприятия - игры "Необыкновенное путешествие" для учащихся 6 классов
Игра предназначена для учащихся 6 классов, изучающих два иностранных языка. Игра знакомит учащихся с культурой и традициями стран изучаемых языков, создает дополнительную мотивацию к изучению иностран...
Технологическая карта внеклассного мероприятия «Интерактивная викторина»
Интерактивная викторина “What do you know about Olympic Games?”Внеклассное мероприятие.8 классЦели и задачи мероприятия:1. Расширение представлений школьников об истории ...