Программа профильной смены "Туристскими тропами"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа профильной смены "Туристскими тропами" может быть использована классными руководителями, педагогами - организаторами, педагогами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilnoy_smeny_turistskimi_tropami_1.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Киселёвского городского округа
«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»
Программа рассмотрена Утверждена педагогическим
методическим советом советом, протокол № 4
и рекомендована к работе, от 03. 06. 2012г.
протокол № 4 от 02. 06. 2012г. директор ДДЮТЭ
____________ В.Н. Лобанов
«Туристскими тропами»
(программа туристско-краеведческой профильной смены)
Составители:
Кубарь С.В., педагог дополнительного образования
Лыченкова Т.А., педагог дополнительного образования
Возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации: 10 дней
Киселёвск, 2012
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………….…3
- Учебно-тематический план ………………………………….6
- Содержание изучаемого курса……………………….………8
- Методическое обеспечение …………………………..…...... 9
- Список литературы для педагога ……….….…………..…..18
- Список литературы для детей……………….……………....19
Пояснительная записка
В бурный век компьютерных технологий, дети ведут малоподвижный образ жизни, тем самым здоровье молодого поколения оставляет желать лучшего: слабеет иммунитет, увеличивается число хронических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата среди школьников.
Современная быстро развивающаяся система образования предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Федеральный государственный стандарт основного общего образования выделяет сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Именно образовательное учреждение призвано формировать у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Туристско-краеведческая деятельность является наиболее эффективным средством комплексного воспитания детей, в которой первоначальные туристские знания и умения приобретаются на практике в непосредственном контакте с окружающей природной и социальной средой, что позволяет оказывать преимущественное воздействие на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Ребенок в процессе обучения учится межличностному общению: умению находить и устанавливать контакт, как с педагогами, так и с другими детьми, работать в парах, группе, выражать своё мнение.
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой профильной смены «Туристскими тропами» предполагает организацию такой оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов в рамках туристско-краеведческой профильной смены на базе загородного оздоровительного лагеря.
Новизна программы заключается в интеграции туризма, экологии и краеведения с досуговой деятельностью учащихся.
Актуальность подтверждается необходимостью сформировать у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни, обеспечить отдых и оздоровление детей в каникулярное время.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что реализация этой программы в условиях 10-дневной профильной смены позволяет заинтересовать учащихся туристско – краеведческой деятельностью, приобщить их к здоровому образу жизни и интересно организовать свободное время.
Цель программы состоит в привлечении детей к занятиям туристско – краеведческой деятельностью, их оздоровлении и занятости в каникулярное время.
Достижение поставленной цели достигается путём решения следующих задач:
- вовлекать учащихся в познавательную деятельность средствами туризма, экологии и краеведения;
- формировать навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.
- создавать условия для социальной адаптации и самореализации учащихся в условиях природной среды.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- нахождение детей в оздоровительном загородном лагере, что способствует их длительному пребыванию на свежем воздухе, организации здорового питания и выполнению режима дня;
- преобладание практических занятий над теоретическими, организация занятий на местности
Программа предназначена для детей 11-12 лет. Четыре учебные группы по 15 человек в каждой. Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития учащихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.
Работа по данной программе предполагает организацию профильной 10-дневной туристско – краеведческой смены.
Режим занятий следующий. Программа рассчитана на 60 учебных часов, в дневное время проводятся 4 занятия продолжительностью 30 минут каждое. Занятия организовывают 4 педагога, которые работают по одному из разделов программы: «Основы туризма» - 2 занятия в день, «Люби и знай, родной Кузбасс» -1 занятие в день, «Экология и мы» - 1 занятие в день. В течение 4-х дневных занятий все 4 группы детей последовательно посещают занятия у каждого педагога.
В вечернее время проводятся профилактические, конкурсно - познавательные и развлекательные программы продолжительностью со всеми детьми.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным особенностям детей: это учебно-тренировочные занятия на местности, походы выходного дня и соревнования, игры и творческие конкурсы, тесты и занятия с элементами тренинга, экскурсии и театрализованные представления.
Результативностью работы по данной программе является укрепление здоровья, формирование у детей умения адаптироваться в новой природной и социальной среде, профилактика безнадзорности и правонарушений. Жизнь в лагере прививает детям навыки самообслуживания, специальные тренировки формируют навыки здорового образа жизни, воспитывают инициативу и выдержку, повышают мастерство, а организация интересного досуга способствует развитию творчества и познавательных интересов.
В основу построения программы положены принципы добровольности и сотворчества педагогов и детей, поэтому контроль и оценка результатов освоения программы направлены на создание ситуации успеха для каждого ребёнка и общекомандное сотрудничество.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Туристскими тропами» предусматривает различные формы подведения итогов:
- участие в соревнованиях по различным видам туризма и однодневном походе;
- зачетные и тестовые занятия по экологии и краеведению;
- активное участие в воспитательных мероприятиях, направленных на организацию досуга.
При работе над программой была использована литература ведущих специалистов в области организации туристско – краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования Маслова, А.Г., Константинова, Ю.С., Дрогова, И.А., Озерова А. Г. и известных краеведов Кемеровской области Л.И.Соловьёва, К.В. Кацюба.
Методические материалы данной программы могут быть использованы в работе педагогами – организаторами, педагогами учреждений дополнительного образования и сиротских учреждений, классными руководителями.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, темы | итого | теория | практика | Формы контроля |
1 | Раздел 1. Основы туризма | 20 | 6 | 14 | |
Тема:
| 1 4 3 4 4 1 3 | 1 1 1 1 1 1 | 3 2 3 3 1 2 | Укладка рюкзака на время, участие в конкурсах, соревнования, поход, тест, топографический диктант | |
2 | Раздел 2. Люби и знай, родной Кузбасс | 10 | 5 | 5 | |
Тема: 2.1.Символика Кемеровской области и города Киселёвска 2.2. Улицы Киселевска, названные в честь героев и событий Великой Отечественной войны 2.3. Герои Советского Союза города Киселевска 2.4. Памятники и памятные места города Киселевска, посвященные Великой Отечественной войне 2.5. Кузбассовцы на фронтах Великой Отечественной войны. 2.6. Коренные жители Кузбасса | 1 2 2 2 2 1 | 0,5 1 1 1 1 0,5 | 0,5 1 1 1 1 0,5 | Кроссворд, викторина, доклад, мини – рассказ, творческий отчет, инсценировка | |
3 | Раздел 3. Экология и мы | 10 | 2,5 | 7,5 | |
Тема: 3.1. Растительный и животный мир родного края 3.2.Описание экологического объекта 3.3.Гидрологические наблюдения 3.4. Разработка экологической тропы 3.5.Создание экологического плаката | 1 2 1 3 3 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 1,5 0,5 2,5 2,5 | Кроссворд, викторина, выставка плакатов | |
4 | Раздел 4. Наш досуг | 20 | 20 | ||
4.1. Вечер знакомств «Выбирай по доброй воле» 4.2. Конкурсно – познавательная программа «Мы за чистую воду» 4.3. Профилактическая программа «Защити себя сам» 4.4.Развлекательная программа «День именинника» 4.5. Профилактическая программа «Мы выбираем жизнь» 4.6. Конкурсно – познавательная программа «Печальные приключения Карлсона» 4.7. Встреча трёх поколений туристов «Ходили мы походами в чудесные края» 4.8.Развлекательная программа «Игры острова Толькотут» 4.9. Профилактическая программа по ПДД «Безопасное лето» 4.10. Вечерний костёр «Посвящение в туристы» | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Участие в конкурсах | ||
Итого: | 60 | 13,5 | 46,5 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Основы туризма
Туристские путешествия. История развития туризма в Кузбассе. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Обязанности членов туристической группы по должностям. Обеспечение безопасности в походе, на тренировочном занятии. Виды переправ.
Практические занятия: работа с туристским снаряжением. Моделирование нестандартных ситуаций в туристских походах, экскурсиях, прогулках. Бивак: требования к месту бивака, снятие бивака, уборка территории, противопожарные меры. Виды костров. Узлы: назначение и применение. Параллельные веревки. Переправа по тонкому льду. Транспортировка пострадавшего. Способы преодоления препятствий. Соревнования по туристской технике.
Раздел 2. Люби и знай, родной Кузбасс
Символика Кемеровской области и города Киселёвска. Улицы, памятники, памятные места родного города связанные с ВОВ. Кузбассовцы на фронтах ВОВ.
Практические занятия: «Путешествия» по карте. Подготовка мини-докладов об улицах родного города. Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов. Экскурсия к памятнику воинам-участникам сражений во время Великой Отечественной войны, расположенному в селе Верх - Чумыш.
Раздел 3. Экология и мы
Растительный и животный мир родного края. Описание экологического объекта. Гидрологические наблюдения. Разработка экологической тропы.
Практические занятия: составление схемы маршрута экологической тропы. Разработка стоянок. Решение кроссвордов, экологические викторины, игры. Создание экологического плаката.
Раздел 4. Наш досуг
Профилактические программы: «Мы выбираем жизнь»; «Защити себя сам», «Безопасное лето».
Конкурсно – познавательные программы: вечер знакомств «Выбирай по доброй воле»; встреча трёх поколений туристов «Ходили мы походами в чудесные края»; вечерний костёр «Посвящение в туристы»; «Мы за чистую воду».
Развлекательные программы: «День именинника»; «Игры острова Толькотут».
Методическое обеспечение
№ п/п | Наименование тем и разделов | № занятия | Форма занятия | Методы работы | Дидактический материал, оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Основы туризма | |||||
1.1. | Туристские путешествия. История развития туризма в Кузбассе | 1 | Игра - путешествие | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый | Методическая разработка «Путешествуем по Кузбассу» Презентация «Кузнецкий Алатау» Оснащение: мультимедийное оборудование | Кроссворд |
1.2. | Организация туристского быта | 2 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный | Презентация «Виды костров» Инструкция по Т.Б. при работе с пилой, топором, лопатой. Оснащение: костровое оборудование, котелок, мультимедийное оборудование | Зачет |
3 | Практическое занятие | Проблемный, репродуктивный. | Требования к установке палатки. Оснащение: палатка, веранда | Зачет | ||
4 | Практическое занятие | Проблемный, репродуктивный. | Требования к укладке рюкзака. Оснащение: рюкзак, туристский коврик, спальник | Зачет | ||
5 | Конкурс биваков | Проблемный. | Методическая разработка «Как-то раз на привале…» Оснащение: костровое оборудование, котелок, палатка, топор, дрова, лопата | Конкурс | ||
1.3. | Узлы | 6 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный. | Презентация «Виды узлов» Инструкция по Т.Б. при работе с веревками Оснащение: веревки для вязки узлов, мультимедийное оборудование | |
7 | Практическое занятие | Проблемный, репродуктивный. | Оснащение: веревки для вязки узлов | |||
8 | Соревнование | Проблемный. | Положение о соревнованиях Оснащение: веревки для вязки узлов | Соревнование | ||
1.4. | Транспортировка пострадавшего | 9 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный. | Презентация «Различные виды транспортировки пострадавшего» Оснащение: мультимедийное оборудование | |
10 | Практическое занятие по изготовлению носилок | Проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | Техника безопасности при переноске пострадавшего. Оснащение: жерди, полотно, куртки | |||
11 | Практическое занятие по изготовлению носилок с жестким креплением | Проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | Техника безопасности при переноске пострадавшего. Оснащение: жерди, полотно, веревка основная 10-15м, репшнур по 1,5м (8шт.), туристский коврик, веревка основная 2шт по 3м | |||
12 | Конкурсная программа«Находчивый турист» | Проблемный. | Музыкальные файлы для конкурса «Музыкальная ромашка», план - схема территории лагеря. Оснащение: музыкальный центр, палатка, рюкзак, пенка, спальник | Конкурс | ||
1.5. | Виды переправ | 13 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | Презентация «Виды переправ» Инструкция по Т.Б. при работе на веревках Оснащение: мультимедийное оборудование, параллельные перила, маятник | |
14 | Практическое занятие | Проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | Оснащение: «Бабочка», переправа по бревну. | |||
15 | Соревнование | Проблемный. | Положение о проведении соревнований по туристской полосе препятствий. Оснащение: «Бабочка», переправа по бревну, параллельные перила, маятник, секундомер. | Соревнование | ||
16 | Поход | Исследовательский, частично - поисковый. | Положение о проведении походов выходного дня. Оснащение: костровое оборудование, котелок, палатка, рюкзаки, продукты питания. | Поход | ||
1.6. | Сигналы бедствия | 17 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Презентация «Кодовая таблица. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация». Карточки с сигналами бедствия. Оснащение: мультимедийное оборудование. | Тест |
1.7 | Ориентирование | 18 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый. | Карта-схема территории лагеря. Карточки с условными обозначениями. Оснащение: компостеры, конусы, пирамиды, секундомер | Викторина |
19 | Практическое занятие | Частично - поисковый, репродуктивный, | Топографические знаки, кроссворд. | Топографический диктант | ||
20 | Соревнования по ориентированию «Лабиринт» | Проблемный. | Положение по ориентированию «Лабиринт». Схема «Лабиринта». Оснащение: пирамиды, компостера, конусы, маркировочная лента. | Соревнование | ||
2. | Люби и знай, родной Кузбасс | |||||
2.1 | Символика Кемеровской области и города Киселёвска | 21 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. | Презентация «Символы мой Родины» Методическая разработка «Белый, синий, красный». Оснащение: мультимедийное оборудование. | Кроссворд «Наши символы» |
2.2 | Улицы Киселевска, названные в честь героев и событий Великой Отечественной войны | 22 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. | Презентация «Герои Киселевска во время войны» Методическая разработка «Улицы, названные в честь жителей Киселевска – героев войны». Оснащение: мультимедийное оборудование, карта города Киселевска | |
23 | Итоговое занятие | Проблемный. | Методическая разработка «По улицам родного города» | Викторина | ||
2.3 | Герои Советского Союза города Киселевска | 24 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Презентация «Герои Киселевска». Литература: -Агеев, Н.С. «Киселевск» Оснащение: мультимедийное оборудование. | Творческий отчет |
25 | Итоговое занятие | Проблемный. | Методическая разработка «Их подвиг бессмертен» | Викторина | ||
2.4 | Памятники и памятные места города Киселевска, посвященные Великой Отечественной войне | 26 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. | Карта - пазл районов Киселевска. Презентация «Памятники и памятные места города Киселевска, посвященные Великой Отечественной войне» Оснащение: мультимедийное оборудование, карта города Киселевска | |
27 | Экскурсия к памятнику погибших в ВОВ в село Верх - Чумыш | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский. | История памятника погибших в ВОВ, расположенного в селе Верх – Чумыш. Инструктаж по ТБ в транспорте. Оснащение: автобус | Мини – рассказ «Судьба моих земляков в судьбе страны» | ||
2.5 | Кузбассовцы на фронтах Великой Отечественной войны | 28 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Литература: -Коцюба, История Кузбасса - История Кузбасса/ отв. ред. Н.П. Шуранов | |
29 | Итоговое занятие | Проблемный. | Методическая разработка «Кузбассовцы на фронтах войны» | Творческий отчет | ||
2.6 | Коренные жители Кузбасса | 30 | Игра - путешествие | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Шорские сказки | Концерт |
3. | Экология и мы | |||||
3.1 | Растительный и животный мир родного края | 31 | Конкурс | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Методическая разработка «Веселые состязания в царстве фауны» Презентация «Растения, животные, птицы». Оснащение: мультимедийное оборудование | Конкурс |
3.2 | Описание экологического объекта | 32 | Практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. | Методическая разработка «Что мы знаем о лесе?» Определители растений и животных. | Викторина |
33 | Игра-путешествие | Проблемный. | Методическая разработка «Экологическая кругосветка». Раздаточный материал. | Конкурс | ||
3.3 | Гидрологические наблюдения | 34 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, | Методическая разработка «Живая вода». Викторина, ребусы. | Кроссворд |
3.4 | Разработка экологической тропы | 35 | Прогулка в лес | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский. | Методическая разработка «Это земля твоя и моя». Правила поведения в лесу. | |
36 | Практическое занятие | Частично - поисковый, исследовательский. | Определители растений и животных, энциклопедические словари. | |||
37 | Конкурс | Проблемный. | Положение о конкурсе «Защита экологической тропы». | Конкурс | ||
3.5 | Создание экологического плаката | 38 | Комбинированное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. | Требования к оформлению плаката. Эскизы плаката. Зарисовки, фотоматериал. Оснащение: мультимедийное оборудование. | |
39 | Практическое занятие «Создание экологического плаката» | Проблемный. | Оснащение: ватман, краски, ножницы, канцелярские принадлежности. | |||
40 | Практическое занятие «Защита плаката» | Проблемный. | Выставка плакатов | |||
4. | Наш досуг | |||||
4.1 | Вечер знакомств «Выбирай по доброй воле» | 41-42 | Вечер знакомств | Проблемный, частично – поисковый, исследовательский. | Методическая разработка «Выбирай по доброй воле», видео реклама «Сделай свой выбор». Оснащение: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.2 | Конкурсно – познавательная программа «Мы за чистую воду» | 43-44 | Конкурсно – познавательная программа | Объяснительно-иллюстративный, проблемный. | Методическая разработка «Мы за чистую воду» Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.3 | Профилактическая программа «Защити себя сам» | 45-46 | Профилактическая программа | Частично – поисковый, исследовательский, проблемный. | Методическая разработка «Защити себя сам». Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.4 | Развлекательная программа «День именинника» | 47-48 | Развлекательная программа | Проблемный, частично – поисковый. | Методическая разработка «День именинника». Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.5 | Профилактическая программа «Мы выбираем жизнь» | 49-50 | Профилактическая программа | Объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, проблемный. | Методическая разработка «Мы выбираем жизнь», презентация. Оснащение: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, костюмы героев. | Конкурс |
4.6 | Конкурсно – познавательная программа «Печальные приключения Карлсона» | 51-52 | Конкурсно – познавательная программа | Объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, проблемный. | Методическая разработка «Печальные приключения Карлсона». Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.7 | Встреча трёх поколений туристов «Ходили мы походами в чудесные края» | 53-54 | Встреча трёх поколений туристов | Частично - поисковый, проблемный. | Методическая разработка «Ходили мы походами в чудесные края», тексты туристских песен. Оснащение: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, костюмы героев. | Конкурс |
4.8 | Развлекательная программа «Игры острова Толькотут» | 55-56 | Развлекательная программа | Проблемный, частично – поисковый. | Методическая разработка «Игры острова Толькотут» Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.9 | Профилактическая программа по ПДД «Безопасное лето» | 57-57 | Профилактическая программа по ПДД | Объяснительно-иллюстративный, проблемный. | Методическая разработка «Безопасное лето». Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
4.10 | Вечерний костёр «Посвящение в туристы» | 59-60 | Вечерний костёр | Объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый. | Методическая разработка «Посвящение в туристы». Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев. | Конкурс |
ИТОГО | 60 |
Список литературы для педагога
- Агеев, Н.С. Киселевск.- Кемерово: Изд-во Обл ИУУ, 1972.-179с.
- В здоровом теле – здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни /Авторы-составители Л.Ю. Трушкина, Л.А. Квитко, Е.А. Мялицына, Т.В. Шадская. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. –352 с.
- Гужова, Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования: Автореф. канд. дис. М., 2000.
- История Кузбасса [Текст] / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс» «СКИФ», 2006. – 360с.
- Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования [Текст]: учебно – методическое пособие/ Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. – М: ФЦДЮТиК, 328с.
- Маслов, А.Г., Константинов, Ю.С., Дрогов, И.А. Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие. – М.:ВЛАДОС. –160 с.
- Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]: учебно – методическое издание / Озеров А.Г. - М.: ФЦДЮТиК, 216с.
- Самарина И.А. Основы туристско – экологической деятельности учащихся [Текст]: учебно – методическое пособие / Самарина И.А. – М., ФЦДЮТиК, 2007.-276с.
- Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [Текст] / Л.И. Соловьев – Кемерово «СКИФ» - «Кузбасс», 2006. – 377 с.
- Соловьев Л.И. Краеведческие игры Изд. 2-е. [Текст] / Л.И. Соловьев – КРИПКР и ПРО, 2004. – 368 с.
- Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области [Текст] / Л.И. Соловьев – Кемерово: Кузбасс, 2003. – 183.
- Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистяков С.Н. Сборник программ. [Текст] / Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистяков С.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 96с.
- Черемисина В.Г., Похомова Е.А., Лысых О.Б. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований ФГОС [Текст]: учебно – методическое пособие / Черемисина В.Г., Похомова Е.А., Лысых О.Б. - Кемерово: Изд –во «КРИПКиПРО», 2011. – 269.
- http://lik-kuzbassa.narod.ru/korennye-jyteli-kuzbassa.htm.
- http://www.esosedi.ru/onmap/pamyatnik_shahteru/1000121104/index.html.
- http://jurunion.ru/pobeda/.
Список литературы для детей
- История Кузбасса [Текст] / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс» «СКИФ», 2006. – 360с.
- Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования [Текст]: учебно – методическое пособие/ Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. – М: ФЦДЮТиК, 328с.
- Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]: учебно – методическое издание / Озеров А.Г. - М.: ФЦДЮТиК, 216с.
- Попов, А.С. Карманный справочник туриста [Текст]: / А.С. Попов. - М.: Профиздат, 1970.-256с.
- Самарина И.А. Основы туристско – экологической деятельности учащихся [Текст]: учебно – методическое пособие/ Самарина И.А. – М., ФЦДЮТиК, 2007.-276с.
- Соловьев Л.И. Краеведческие игры Изд. 2-е. [Текст] / Л.И. Соловьев – КРИПКР и ПРО, 2004. – 368с.
- Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [Текст] / Л.И. Соловьев – Кемерово «СКИФ» - «Кузбасс», 2006. – 377с.
- Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области [Текст] / Л.И. Соловьев – Кемерово: Кузбасс, 2003. – 183с.
- http://www.shahter.ru/heroes.php?newsid=3730.
- http://www.myshared.ru/slide/822656/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Рабочая программа "На экологической тропе" /5 класс/
Кружковые занятия проводятся с целью развития познавательного интереса к природе и привлечение внимания обучающихся младшего школьного возраста к актуальным экологическим проблемам своего региона...
программа кружка "Экологической тропой"
Кружок "Экологической тропой" для учащихся 5-8 классов...
рабочая программа "Школьное лесничество-"тропинка"", Уфалейлес-МБУДОД ДДТ
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. У детей младшего школьного возраста мож...
Программа экологического кружка "Тропою любопытной Варвары"
П рограмма кружка с использованием проектов Globall...
Рабочая программа факультатива "Экологическая тропа"
Рабочая программа факультатива "Экологическая тропа" с 4 по 7 класс...
Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст
Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...