Программа профильной смены "Туристскими тропами"
рабочая программа (6 класс) на тему

Программа профильной смены "Туристскими тропами" может быть использована классными руководителями, педагогами - организаторами, педагогами дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilnoy_smeny_turistskimi_tropami_1.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Киселёвского городского округа

«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»

Программа рассмотрена                                         Утверждена педагогическим

методическим советом                                            советом,  протокол № 4

и рекомендована к работе,                                      от 03.  06.  2012г.

протокол № 4 от 02. 06. 2012г.                              директор ДДЮТЭ

                                                                     ____________ В.Н. Лобанов      

«Туристскими тропами»

(программа туристско-краеведческой  профильной смены)

Составители:

Кубарь С.В., педагог дополнительного образования

Лыченкова Т.А., педагог дополнительного образования

           

Возраст детей: 11-12 лет

Срок реализации: 10 дней

Киселёвск, 2012

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………….…3
  2. Учебно-тематический план ………………………………….6
  3. Содержание изучаемого курса……………………….………8
  4. Методическое обеспечение …………………………..…...... 9
  5. Список литературы для педагога ……….….…………..…..18
  6. Список литературы для детей……………….……………....19

Пояснительная записка

В бурный век компьютерных технологий, дети ведут малоподвижный образ жизни, тем самым здоровье молодого поколения оставляет желать лучшего: слабеет иммунитет, увеличивается число хронических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата среди школьников.

Современная быстро развивающаяся система образования предъявляет высокие требования к  учащимся и их здоровью. Федеральный  государственный  стандарт основного общего образования выделяет сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Именно образовательное учреждение призвано формировать  у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни  через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Туристско-краеведческая деятельность является наиболее эффективным средством комплексного воспитания детей, в которой  первоначальные туристские знания и умения приобретаются на практике  в непосредственном контакте с окружающей природной и социальной средой, что позволяет оказывать преимущественное воздействие на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка.  Ребенок  в процессе обучения учится межличностному общению: умению находить и устанавливать контакт, как с педагогами, так и с другими детьми, работать в парах, группе, выражать своё мнение.

Дополнительная общеразвивающая  программа туристско-краеведческой  профильной смены «Туристскими тропами» предполагает организацию такой оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов в рамках туристско-краеведческой профильной смены на базе загородного оздоровительного лагеря.

Новизна программы заключается в интеграции туризма, экологии и  краеведения с досуговой деятельностью учащихся.

Актуальность подтверждается необходимостью сформировать  у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни, обеспечить отдых и оздоровление детей в каникулярное время.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что реализация этой программы в условиях 10-дневной профильной смены позволяет заинтересовать учащихся  туристско – краеведческой деятельностью, приобщить их к здоровому образу жизни и интересно организовать свободное время.

Цель программы состоит в привлечении детей к занятиям туристско – краеведческой деятельностью, их оздоровлении и занятости в каникулярное время.

Достижение поставленной цели достигается путём  решения следующих задач:

  • вовлекать учащихся в познавательную деятельность средствами туризма, экологии  и краеведения;
  • формировать навыки здорового образа жизни и  безопасного поведения.
  • создавать условия для социальной адаптации и самореализации учащихся в условиях природной среды.

Отличительными особенностями данной программы являются:

 - нахождение детей в оздоровительном загородном лагере, что способствует их длительному пребыванию на свежем воздухе, организации здорового питания и выполнению режима дня;

- преобладание практических занятий над теоретическими,  организация занятий на местности

Программа предназначена для детей 11-12 лет. Четыре учебные группы по 15 человек в каждой. Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития учащихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.

Работа по данной программе предполагает организацию профильной 10-дневной туристско – краеведческой смены.

Режим занятий следующий. Программа рассчитана на 60 учебных часов, в дневное время проводятся 4 занятия продолжительностью  30 минут каждое.  Занятия организовывают 4 педагога, которые работают по одному из разделов программы: «Основы туризма» - 2 занятия в день, «Люби и знай, родной Кузбасс» -1 занятие в день, «Экология и мы» - 1 занятие в день. В течение 4-х дневных  занятий все 4 группы детей последовательно посещают  занятия у каждого педагога.

В вечернее время проводятся профилактические, конкурсно - познавательные  и развлекательные программы продолжительностью со всеми детьми.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным особенностям детей: это учебно-тренировочные занятия на местности, походы выходного дня и соревнования, игры и творческие конкурсы, тесты и занятия с элементами тренинга, экскурсии и театрализованные представления.

        Результативностью работы по данной программе является укрепление  здоровья, формирование  у детей умения адаптироваться в новой природной и социальной среде, профилактика безнадзорности и правонарушений. Жизнь в лагере прививает детям навыки самообслуживания,  специальные тренировки формируют навыки здорового образа жизни, воспитывают инициативу и выдержку, повышают мастерство, а организация интересного досуга  способствует развитию творчества и познавательных интересов.        

        В основу построения программы положены принципы добровольности и сотворчества педагогов и детей, поэтому контроль и оценка результатов освоения программы направлены на создание ситуации успеха для каждого ребёнка и общекомандное сотрудничество.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Туристскими тропами» предусматривает различные формы подведения итогов:

  • участие в соревнованиях по различным видам туризма и однодневном походе;
  • зачетные и тестовые занятия по экологии и краеведению;
  • активное участие  в воспитательных мероприятиях, направленных на организацию досуга.

При работе над программой была использована литература  ведущих специалистов в области организации туристско – краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования Маслова, А.Г., Константинова, Ю.С., Дрогова, И.А., Озерова А. Г. и известных краеведов Кемеровской  области Л.И.Соловьёва, К.В. Кацюба.

Методические материалы данной программы могут быть использованы в работе  педагогами – организаторами, педагогами учреждений дополнительного образования и сиротских учреждений,   классными руководителями.

Учебно-тематический план

Раздел, темы

итого

теория

практика

Формы контроля

1

Раздел 1. Основы туризма

20

6

14

Тема:

  1. Туристские путешествия История развития туризма в Кузбассе
  2. Организация туристского быта
  3. Узлы
  4. Транспортировка пострадавшего
  5. Виды переправ
  6. Сигналы бедствия
  7. Ориентирование

1

4

3

4

4

1

3

1

1

1

1

1

1

3

2

3

3

1

2

Укладка рюкзака на время, участие в конкурсах, соревнования, поход, тест, топографический диктант

2

Раздел 2. Люби и знай, родной Кузбасс

10

5

5

Тема:

2.1.Символика Кемеровской области и города Киселёвска

2.2. Улицы Киселевска,  названные в честь героев и событий Великой Отечественной войны   

2.3. Герои Советского Союза  города Киселевска

2.4. Памятники и памятные места города  Киселевска, посвященные Великой Отечественной войне

2.5. Кузбассовцы на фронтах Великой Отечественной войны.

2.6. Коренные жители Кузбасса

1

2

2

2

2

1

0,5

1

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

1

0,5

Кроссворд, викторина, доклад, мини – рассказ, творческий отчет, инсценировка

3

Раздел 3. Экология и мы

10

2,5

7,5

Тема:

3.1. Растительный и животный мир родного края

3.2.Описание экологического объекта

3.3.Гидрологические наблюдения

3.4. Разработка экологической тропы

3.5.Создание экологического плаката

1

2

1

3

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

2,5

2,5

Кроссворд, викторина,  выставка плакатов

4

Раздел 4. Наш досуг

20

20

4.1. Вечер знакомств «Выбирай по доброй воле»

4.2. Конкурсно – познавательная программа «Мы за чистую воду»

4.3. Профилактическая программа «Защити себя сам»

4.4.Развлекательная программа «День именинника»

4.5. Профилактическая программа «Мы выбираем жизнь»

4.6. Конкурсно – познавательная программа «Печальные приключения Карлсона»

4.7. Встреча трёх поколений туристов «Ходили мы походами в чудесные края»

4.8.Развлекательная программа «Игры острова Толькотут»

4.9. Профилактическая программа по ПДД «Безопасное лето»

4.10. Вечерний костёр «Посвящение в туристы»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Участие в конкурсах

                                                 Итого:

60

13,5

46,5

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Основы туризма

Туристские путешествия. История развития туризма в Кузбассе.  Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Обязанности членов туристической группы по должностям. Обеспечение безопасности в походе, на тренировочном занятии. Виды переправ.

 Практические занятия: работа с туристским снаряжением. Моделирование нестандартных ситуаций в туристских походах, экскурсиях, прогулках. Бивак: требования к месту бивака, снятие бивака, уборка территории, противопожарные меры. Виды костров. Узлы: назначение и применение.  Параллельные веревки. Переправа по тонкому льду. Транспортировка пострадавшего. Способы преодоления препятствий. Соревнования по туристской технике.

         Раздел 2. Люби и знай, родной Кузбасс

Символика Кемеровской области и города Киселёвска. Улицы, памятники, памятные места родного города связанные с ВОВ.  Кузбассовцы  на фронтах ВОВ.

Практические занятия: «Путешествия» по карте. Подготовка мини-докладов об улицах родного города. Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов. Экскурсия к памятнику воинам-участникам сражений во время Великой Отечественной войны, расположенному в селе Верх - Чумыш.

        Раздел 3. Экология и мы

Растительный и животный мир родного края. Описание экологического объекта.  Гидрологические наблюдения. Разработка экологической тропы.

Практические занятия: составление схемы маршрута экологической тропы. Разработка стоянок. Решение кроссвордов, экологические викторины, игры. Создание экологического плаката.

Раздел 4. Наш досуг

Профилактические программы: «Мы выбираем жизнь»; «Защити себя сам», «Безопасное лето».

Конкурсно – познавательные программы: вечер знакомств «Выбирай по доброй воле»; встреча трёх поколений туристов «Ходили мы походами в чудесные края»; вечерний костёр «Посвящение в туристы»; «Мы за чистую воду».

Развлекательные программы: «День именинника»; «Игры острова Толькотут».


Методическое обеспечение

№ п/п

Наименование тем и разделов

№ занятия

Форма занятия

Методы работы

Дидактический материал, оснащение

Форма подведения итогов

1.

Основы туризма  

1.1.

Туристские путешествия. История развития туризма в Кузбассе

1

Игра - путешествие

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый

Методическая разработка «Путешествуем по Кузбассу»

Презентация «Кузнецкий Алатау»

Оснащение: мультимедийное оборудование

Кроссворд

1.2.

Организация туристского быта

2

Комбинированное  занятие

Объяснительно-иллюстративный

Презентация «Виды костров»

Инструкция по Т.Б. при работе с пилой, топором, лопатой.

Оснащение: костровое оборудование, котелок, мультимедийное оборудование

Зачет

3

Практическое занятие

Проблемный, репродуктивный.

Требования к установке палатки.

Оснащение: палатка, веранда

Зачет

4

Практическое занятие

Проблемный, репродуктивный.

Требования к укладке рюкзака.

Оснащение: рюкзак, туристский коврик, спальник

Зачет

5

Конкурс биваков

Проблемный.

Методическая разработка «Как-то раз на привале…»

Оснащение: костровое оборудование, котелок, палатка, топор, дрова, лопата

 Конкурс

1.3.

Узлы

6

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный.

Презентация «Виды узлов»

Инструкция по Т.Б. при работе с веревками

Оснащение:  веревки для вязки узлов, мультимедийное оборудование

7

Практическое занятие

Проблемный, репродуктивный.

Оснащение:  веревки для вязки узлов

8

Соревнование

Проблемный.

Положение о соревнованиях

Оснащение: веревки для вязки узлов

Соревнование

1.4.

Транспортировка пострадавшего

9

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный.

Презентация «Различные виды транспортировки пострадавшего»

Оснащение:  мультимедийное оборудование

10

Практическое занятие по изготовлению носилок

Проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Техника безопасности при переноске пострадавшего.

Оснащение:  жерди, полотно, куртки

11

Практическое занятие по изготовлению носилок с жестким креплением

Проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Техника безопасности при переноске пострадавшего.

Оснащение:   жерди, полотно, веревка основная 10-15м, репшнур по 1,5м (8шт.), туристский коврик, веревка основная 2шт по 3м

12

Конкурсная программа«Находчивый турист»

Проблемный.

Музыкальные  файлы для конкурса «Музыкальная ромашка», план - схема территории лагеря.

Оснащение: музыкальный центр, палатка, рюкзак, пенка, спальник  

 Конкурс

1.5.

Виды переправ

13

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Презентация «Виды переправ»

Инструкция по Т.Б. при работе на веревках

Оснащение:  мультимедийное оборудование,  параллельные перила, маятник

14

Практическое занятие

Проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Оснащение:  «Бабочка», переправа по бревну.

15

Соревнование

Проблемный.

Положение о проведении соревнований по туристской полосе препятствий.

Оснащение:  «Бабочка», переправа по бревну, параллельные перила, маятник, секундомер.

Соревнование

16

Поход

Исследовательский, частично - поисковый.

Положение о  проведении походов выходного дня.

Оснащение: костровое оборудование, котелок, палатка, рюкзаки, продукты питания.

Поход

1.6.

Сигналы бедствия

17

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Презентация «Кодовая таблица. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация».  Карточки с сигналами бедствия.

Оснащение: мультимедийное оборудование.

Тест

1.7

Ориентирование

18

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Карта-схема территории лагеря. Карточки с условными обозначениями.

Оснащение: компостеры, конусы, пирамиды, секундомер

Викторина

19

Практическое занятие

Частично - поисковый, репродуктивный,

Топографические знаки, кроссворд.

Топографический диктант

20

Соревнования по ориентированию «Лабиринт»

Проблемный.

Положение по ориентированию «Лабиринт». Схема «Лабиринта».

Оснащение: пирамиды, компостера, конусы, маркировочная лента.

 Соревнование

2.

Люби и знай, родной Кузбасс

2.1

Символика Кемеровской области и города Киселёвска

21

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Презентация

«Символы мой Родины»

Методическая разработка «Белый, синий, красный».

Оснащение: мультимедийное оборудование.

Кроссворд «Наши символы»

2.2

Улицы Киселевска,  названные в честь героев и событий Великой Отечественной войны   

22

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Презентация «Герои Киселевска во время войны»

Методическая разработка

«Улицы, названные в честь жителей Киселевска – героев  войны».

Оснащение: мультимедийное оборудование, карта города Киселевска

23

Итоговое занятие

Проблемный.

Методическая разработка «По улицам родного города»

Викторина

2.3

Герои Советского Союза  города Киселевска

24

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Презентация «Герои Киселевска». Литература:

-Агеев, Н.С. «Киселевск»

Оснащение: мультимедийное оборудование.

Творческий отчет

25

Итоговое занятие

Проблемный.

Методическая разработка «Их подвиг бессмертен»

Викторина

2.4

Памятники и памятные места города  Киселевска, посвященные Великой Отечественной войне

26

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Карта - пазл районов  Киселевска. Презентация «Памятники и памятные места города  Киселевска, посвященные Великой Отечественной войне»

Оснащение: мультимедийное оборудование, карта города Киселевска

27

Экскурсия к памятнику погибших в ВОВ в село Верх - Чумыш

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

История памятника погибших в ВОВ, расположенного в селе Верх – Чумыш. Инструктаж по ТБ  в транспорте.

Оснащение: автобус

Мини – рассказ «Судьба моих земляков в судьбе страны»

2.5

Кузбассовцы на фронтах Великой Отечественной войны

28

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Литература:

-Коцюба, История Кузбасса

- История Кузбасса/ отв. ред. Н.П. Шуранов

29

Итоговое занятие

Проблемный.

Методическая разработка «Кузбассовцы на фронтах войны»

Творческий отчет

2.6

Коренные жители Кузбасса

30

Игра - путешествие

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Шорские сказки

Концерт

3.

Экология и мы

3.1

Растительный и животный мир родного края

31

Конкурс

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методическая разработка «Веселые состязания в царстве фауны»

Презентация «Растения, животные, птицы».

Оснащение: мультимедийное оборудование

 Конкурс

3.2

Описание экологического объекта

32

Практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Методическая разработка «Что мы знаем о лесе?»

Определители растений и животных.

Викторина

33

Игра-путешествие

Проблемный.

Методическая разработка «Экологическая кругосветка». Раздаточный материал.

 Конкурс

3.3

Гидрологические наблюдения

34

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный,

Методическая разработка «Живая вода». Викторина,

ребусы.

Кроссворд

3.4

Разработка экологической тропы

35

Прогулка в лес

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Методическая разработка  «Это земля твоя и моя». Правила поведения в лесу.

36

Практическое занятие

Частично - поисковый, исследовательский.

Определители растений и животных, энциклопедические словари.

37

Конкурс

Проблемный.

Положение о конкурсе «Защита экологической тропы».

Конкурс

3.5

Создание экологического плаката

38

Комбинированное занятие

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Требования к оформлению плаката. Эскизы плаката. Зарисовки, фотоматериал.

Оснащение: мультимедийное оборудование.

39

Практическое занятие «Создание экологического плаката»

Проблемный.

Оснащение: ватман, краски, ножницы, канцелярские принадлежности.

40

Практическое занятие «Защита плаката»

Проблемный.

Выставка плакатов

4.

Наш досуг

4.1

Вечер знакомств «Выбирай по доброй воле»

41-42

Вечер знакомств

Проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Методическая разработка «Выбирай по доброй воле», видео реклама «Сделай свой выбор».

Оснащение: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, костюмы героев.

Конкурс

4.2

Конкурсно – познавательная программа «Мы за чистую воду»

43-44

Конкурсно – познавательная программа

Объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Методическая разработка «Мы за чистую воду»

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

Конкурс

4.3

Профилактическая программа «Защити себя сам»

45-46

Профилактическая программа

Частично – поисковый, исследовательский, проблемный.

Методическая разработка «Защити себя сам».

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

 Конкурс

4.4

Развлекательная программа «День именинника»

47-48

Развлекательная программа

Проблемный, частично – поисковый.

Методическая разработка «День именинника».

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

 Конкурс

4.5

Профилактическая программа «Мы выбираем жизнь»

49-50

Профилактическая программа

Объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, проблемный.

Методическая разработка «Мы выбираем жизнь», презентация.

Оснащение: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, костюмы героев.

 Конкурс

4.6

Конкурсно – познавательная программа «Печальные приключения Карлсона»

51-52

Конкурсно – познавательная программа

Объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, проблемный.

Методическая разработка «Печальные приключения Карлсона».

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

 Конкурс

4.7

Встреча трёх поколений туристов «Ходили мы походами в чудесные края»

53-54

Встреча трёх поколений туристов

Частично - поисковый, проблемный.

Методическая разработка «Ходили мы походами в чудесные края», тексты туристских песен.

Оснащение: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, костюмы героев.

 Конкурс

4.8

Развлекательная программа «Игры острова Толькотут»

55-56

Развлекательная программа

Проблемный,  частично – поисковый.

Методическая разработка «Игры острова Толькотут»

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

Конкурс

4.9

Профилактическая программа по ПДД «Безопасное лето»

57-57

Профилактическая программа по ПДД

Объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Методическая разработка «Безопасное лето».

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

 Конкурс

4.10

Вечерний костёр «Посвящение в туристы»

59-60

Вечерний костёр

Объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.

Методическая разработка «Посвящение в туристы».

Оснащение: музыкальный центр, костюмы героев.

 Конкурс

ИТОГО

60


Список литературы для педагога

  1. Агеев, Н.С. Киселевск.- Кемерово: Изд-во Обл ИУУ, 1972.-179с.
  2. В здоровом теле – здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни /Авторы-составители Л.Ю. Трушкина, Л.А. Квитко, Е.А. Мялицына, Т.В. Шадская. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. –352 с.
  3. Гужова, Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования: Автореф. канд. дис. М., 2000.
  4. История Кузбасса [Текст]  /  отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс» «СКИФ», 2006. – 360с.
  5. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования [Текст]: учебно – методическое пособие/ Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. – М: ФЦДЮТиК, 328с.
  6. Маслов, А.Г., Константинов, Ю.С., Дрогов, И.А. Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие. М.:ВЛАДОС. –160 с.
  7. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]:  учебно – методическое издание / Озеров А.Г. - М.: ФЦДЮТиК, 216с.
  8. Самарина И.А. Основы туристско – экологической деятельности учащихся [Текст]:   учебно – методическое пособие / Самарина И.А. – М., ФЦДЮТиК, 2007.-276с.
  9. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [Текст]  / Л.И. Соловьев – Кемерово «СКИФ» - «Кузбасс», 2006. – 377 с.
  10. Соловьев Л.И. Краеведческие игры Изд. 2-е. [Текст]  / Л.И. Соловьев – КРИПКР и ПРО, 2004. – 368 с.
  11. Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области [Текст]  / Л.И. Соловьев – Кемерово: Кузбасс, 2003. – 183.
  12. Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистяков С.Н. Сборник программ. [Текст] / Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистяков С.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 96с.
  13. Черемисина В.Г., Похомова Е.А., Лысых О.Б. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований ФГОС [Текст]: учебно – методическое пособие /  Черемисина В.Г., Похомова Е.А., Лысых О.Б. - Кемерово: Изд –во «КРИПКиПРО», 2011. – 269.
  14. http://lik-kuzbassa.narod.ru/korennye-jyteli-kuzbassa.htm.
  15. http://www.esosedi.ru/onmap/pamyatnik_shahteru/1000121104/index.html.
  16. http://jurunion.ru/pobeda/.

Список литературы для детей

  1. История Кузбасса [Текст]  /  отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс» «СКИФ», 2006. – 360с.
  2. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования [Текст]: учебно – методическое пособие/ Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. – М: ФЦДЮТиК, 328с.
  3. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]:  учебно – методическое издание / Озеров А.Г. - М.: ФЦДЮТиК, 216с.
  4. Попов, А.С. Карманный справочник туриста [Текст]:  / А.С. Попов. - М.: Профиздат, 1970.-256с.
  5. Самарина И.А. Основы туристско – экологической деятельности учащихся [Текст]:   учебно – методическое пособие/ Самарина И.А. – М., ФЦДЮТиК, 2007.-276с.
  6. Соловьев Л.И. Краеведческие игры Изд. 2-е. [Текст]  / Л.И. Соловьев – КРИПКР и ПРО, 2004. – 368с.
  7. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [Текст]  / Л.И. Соловьев – Кемерово «СКИФ» - «Кузбасс», 2006. – 377с.
  8. Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области [Текст]  / Л.И. Соловьев – Кемерово: Кузбасс, 2003. – 183с.
  9. http://www.shahter.ru/heroes.php?newsid=3730.
  10. http://www.myshared.ru/slide/822656/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Рабочая программа "На экологической тропе" /5 класс/

Кружковые занятия проводятся с целью развития познавательного интереса к природе и привлечение внимания обучающихся младшего школьного возраста к актуальным экологическим проблемам своего региона...

программа кружка "Экологической тропой"

Кружок "Экологической тропой" для учащихся 5-8 классов...

рабочая программа "Школьное лесничество-"тропинка"", Уфалейлес-МБУДОД ДДТ

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. У детей младшего школьного возраста мож...

Программа экологического кружка "Тропою любопытной Варвары"

П рограмма кружка с использованием проектов Globall...

Рабочая программа факультатива "Экологическая тропа"

Рабочая программа факультатива "Экологическая тропа" с 4 по 7 класс...

Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...