программа кружка "Экологической тропой"
рабочая программа по географии по теме
Кружок "Экологической тропой" для учащихся 5-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekologicheskoy_tropoy.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: На заседании МО учителей школы Протокол №1, от 01.09.2012г. Руководитель ШМО ____________Курилова М.В. | Согласовано: Заместитель директора по УВР 01.09.2012г. __________Федорченко В.С. | Утверждено: Приказом директора школы Приказ № от 09.2012г. __________ Е.В.Пигарева |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Экологической тропой»
Составитель:
Дылькова Олеся Александровна,
учитель географии
2012-2013 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план и содержание тем программы
3. Ожидаемые результаты реализации программы
4. Литература
1.Пояснительная записка
Сегодня остается актуальной проблема активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, использование обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских. Для решения этих проблем возможна деятельность экологического кружка «Экологической тропой» для детей от 10 до 14 лет. На множество вопросов, которые дети задают в этом возрасте, они смогут найти ответы на занятиях кружка, например: зачем человеку надо знать о «соседях» по планете? Может быть можно прожить одному, без волков и змей, без дождевых червей и крапивы? Живая природа хранит множество тайн. Выполняя практическую работу, ребята научаться бережно относиться к окружающей природе, сами смогут отыскать ответы на некоторые вопросы.
Тип программы -тематическая.
Программа предусматривает целенаправленное формирование общих понятий естествознания и экологии. Ориентирована на формирование развития познавательных интересов детей, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование умений работать с источниками информации, отбирать необходимую информацию для своего общего развития. Способствует формированию активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, выполнение обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Цель программы: содействовать формированию у обучающихся основ экологической культуры через развитие познавательной активности, эмоционально – чувственной сферы детей, исследовательского подхода к природе.
Задачи:
- организовать и создать экологическую тропу, составить карту-схему тропы, памятки, лозунги;
-актуализировать знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
-обучить умениям вести целенаправленные наблюдения в природе;
-воспитывать навыки экологически ориентированного поведения.
Программа строится на принципах:
- природосообразности;
-учета регионального компонента;
- личностно – ориентированного образования
Условия реализации программы:
1. Программа реализуется для детей от 10 до 14 лет.
2.Периодичность занятий: 30 часов (1 час в неделю).
3.В программу включены часы аудиторных и внеаудиторных занятий.
Проведение занятий характеризуется выраженной этапностью (в соответствии с сезонами года). В основу занятий положены теоретические и практические работы с природными объектами, программа предполагает организацию различных форм и способов деятельности: исследовательскую деятельность, экскурсии, игры, творческие работы по обобщению собранного материала, изготовление учебно-наглядных пособий: гербарий, коллекций, лозунгов, памяток. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме.
При разработке содержания программы были учтены психологические и возрастные особенности школьников.
Условия реализации программы:
Набор обучающихся в коллектив идет по желанию детей.
- Учебно-тематический план и содержание тем программы
Разделы программы/ Тема занятия | Содержание занятий | Сроки (месяц) | Кол-во занятий | В т.ч. практ. | |
Аудит-ые | Внеауд-ые | ||||
Организация экологической тропы | Прокладка маршрута экологической тропы | Ноябрь | 2 | 2 | |
Составление карто-схемы экологической тропы | Ноябрь | 1 | 1 | 1 | |
Оформление и благоустройство экологической тропы, составление паспорта экотропы | Декабрь | 2 | 1 | 1 | |
Зима Экскурсия «Зимующие птицы» | Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета | Декабрь | 2 | 2 | |
Зимний практикум «На белой тропе» | Изучение следов животных, оформление отчета. | Январь | 2 | 2 | |
Экологическая игра «Отгадай, чьи следы» | Повторение и закрепление знаний | Январь | 1 | ||
Живые барометры природы | Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры» | Январь | 1 | ||
Экология и мы | Просмотр фильма «Живая природа». Беседа «Что может один человек» | Февраль | 2 | ||
Экскурсия «Природа зимой» | Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета | Февраль | 2 | 2 | |
Весна По страницам красной книги | Беседа «О значении Красной книги». Практическая часть: изучение Красной книги Амурской области | Март | 2 | ||
Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня | Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета | Март | 2 | 2 | |
Практикум по изучению течения горной реки | Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета | Апрель | 2 | 2 | |
Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета | Апрель | 2 | 2 | |
Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв. | Изучения почвы в районе экологической тропы. Влияние человека на почву. Оформление отчета | Май | 2 | 2 | |
Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека | Знакомство с видовым многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе. Оформление гербария | Май | 1 | 2 | 2 |
Итоговое занятие | Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2013-1014 уч.год | Май | 1 | ||
11 | 20 | 20 |
3.Ожидаемые результаты реализации программы
Постепенный переход от одного уровня воспитательных результатов к следующему предполагает:
- 1 уровень: знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности, о правилах безопасного поведения в природе;
- владение доступными способами изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве);
- 2 уровень: ценностное отношение к социальной реальности через участие в экологических акциях, проектах, конкурсах;
- владение навыками экологически ориентированного поведения;
- уважительное отношение к природе родного края и страны;
- самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- деятельность коллектива и отдельных воспитанников в экологических конкурсах, проектах, акциях.
4. Литература
- Журналы: «Юный натуралист», «
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "На тропе доверия"
ПРограмма профилактики агрессивного поведения. В данном материале представлена рабочая программа и разработка первых 5 занятий....
Авторская программа кружка «Тропа леопарда»
Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы географии, биологии, экологии и краеведения. Комплексность характеризует всю ...
Программа «Экологическая тропа».
Цели программы:создание условий для самореализации, самоутверждения учащегося в активной социальной роли, для активизации общественной деятельности школьников;- выявление и раскрытие духовных, творчес...
Дополнительная образовательная программа "Подросток: тропинка к своему "Я"
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование...
Игровая программа "По тропинкам виртуального мира"
Занимательная и интересная игровая программа для детей среднего возраста....
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе...
Программа "Экологическая тропа"
программа "Экологическая тропа"...