Рабочая программа "На экологической тропе" /5 класс/
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Коренюгина Лариса Владимировна

Кружковые занятия проводятся с целью развития познавательного интереса к природе и привлечение внимания обучающихся младшего школьного возраста к актуальным экологическим проблемам своего региона, района, села. Программа рассчитана на 35 часов. Программа составленна для учителей географии, биологии. По данной программе мои дети готовятся к обласному конкурсу "Тропинка". Мы явлемся трехкратными победителями муниципального тура; дважды побеждали на зональном туре, являемся призерами областного тура. В программе учтены методические рекомендации ГБОУДОД «Областной Центр дополнительного образования детей» Челябинской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskaya_tropinka_0.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«На экологической тропе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковые занятия  проводятся с целью развития познавательного интереса к природе и привлечения внимания учащихся младшего школьного возраста к актуальным экологическим проблемам своего региона, района, села.

Программа рассчитана на 35 часов

Задачи курса:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

– выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ;

– поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

– подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

– оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. 

Результаты обучения:

знать/понимать:

– о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

– факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:             

– узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

– приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

– описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;

– использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

– находить значение указанных терминов в справочной литературе;

– использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты);

– пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

– следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

Содержание изучаемого курса:

1.«Сообщества водных объектов» 8 ч:

Происхождении водных объектов (естественное, искусственное), подразделении водных объектов на водоемы и водотоки, знать условия, в которых обитают растения и животные, адаптации к ним, пищевые цепи в водных экосистемах, правила поведения на воде, экологические проблемы водных объектов Челябинской области, водные объекты, которые находятся на территории особо охраняемых природных территорий области, краснокнижные виды растений и животных, обитающих в водных экосистемах области (приложение 2).

 2.«Лесные сообщества» 8 ч:

Лесообразующие породы, виды леса, экологические проблемы лесов в Челябинской области, правила поведения в лесу, ресурсы леса, которыми пользуется человек, пищевые цепи в лесных сообществах, мероприятия по охране лесов от пожаров, краснокнижные виды растений и животных, которые обитают в лесах (приложения 3,6).

3.  «Сообщества лугов» 8 ч:        

Виды лугов (пойменные, суходольные), пищевые цепи в луговых сообществах, виды использования лугов человеком (пчеловодство, выпас скота, сенокошение), лекарственные растения лугов, медоносные растения лугов, животных луговых сообществ, краснокнижные виды растений и животных, обитающих в луговых сообществах (приложение 4).

4 .«Сообщества степей» 6 ч:

Виды растений и животных, составляющих степные сообщества, пищевые цепи степных экосистем, лекарственные растения степей, влияние человека на степные сообщества (распашка земель, выпас скота, рекреационные нагрузки, скашивание), особо охраняемые природные территории Челябинской области, расположенные в степных районах, краснокнижные виды растений и животных степей (приложения 5,7).

5. Местный компонент 5 ч: Гидрологическая система района. Лесное хозяйство района. Степное сообщество. Охрана местных растений и животных. Редкие и исчезающие виды растений и животных  района.

Учебно- тематический план

тема, всего часов

Количество часов

Основные понятия

Форма работы

Форма контроля

1.

Сообщества водных объектов  8 ч

1.1.Происхождении водных объектов (естественное, искусственное)

1.2. Водные объекты Челябинской области. Реки и озёра. ООПТ гидрологические:

Урал

Зюраткуль

Тургояк

Реки Уфа, Сатка

Миасс

Еловое

Чебаркуль

1

1

Происхождении водных объектов (естественное, искусственное), подразделении водных объектов на водоемы и водотоки.

лекция

Практическая работа № 1. Нанесение гидрологических объектов на контурную карту

Словарный диктант

1.3 Растения и животные в водных экосистемах

1.4. Условия, в которых обитают растения и животные, адаптации к ним

1.5. Правила поведения на воде, экологические проблемы водных объектов Челябинской области. 1.6.Краснокнижные виды растений и животных

1

1

1

1

Пищевые цепи

Практическая работа № 2. Определение статуса охраняемых видов животных и растений по Красной Книге Челябинской области

Определение типичных представителей по слайдам

1.7. Словарь юного натуралиста

1.8. Итоговое занятие «Водное сообщество»

1

1

Активный путь приспособления к условиям окр., среды, антропогенные факторы

лекция

Словарный диктант

Решение тестовых заданий (Кузнецов В.Н. Экология.-М.: Вентана-Грф,2007 с.77-104)

2.

Лесные сообщества 8 ч

2.1.Лесообразующие породы, виды леса.

2.2 Хвойный лес

2.3. Лиственный лес

2.2.Экологические проблемы лесов в Челябинской области, правила поведения в лесу, 2.3.Мероприятия по охране лесов от пожаров, краснокнижные виды растений и животных, которые обитают в лесах

1

1

1

1

1

Лесообразующие породы, виды леса

лекция

Практическая работа № 3. Определение статуса охраняемых видов животных и растений по Красной Книге Челябинской области

Определение типичных представителей по слайдам

2.6.Пищевые цепи лесных сообществ

1

Пищевые цепи в лесных сообществах, мероприятия по охране лесов от пожаров, краснокнижные виды растений и животных, которые обитают в лесах.

лекция

Определение краснокнижных видов по слайдам

2.7.Словарь юного натуралиста

2.8.Итоговое занятие «Лесное сообщество»

1

1

о, биологические ритмы, местообитания, нейтральные виды, отношения (хищник- жертва, паразит- хозяин). Конкуренция

Словарный диктант.

Построение пищевых цепей

Решение тестовых заданий(Кузнецов В. .Н. Экология.-М.: Вентана-Грф,2007 с.40-77)

3.

Сообщество лугов 8 ч

3.1.Виды лугов. 3.2.Использования лугов человеком (пчеловодство, выпас скота, сенокошение), лекарственные 3.3.Растения лугов.

3.4.Животные луговых сообществ. 3.5.Краснокнижные виды растений и животных, обитающих в луговых сообществах

3.6. Пищевые цепи сообщества лугов

3.7.Словарь юного натуралиста

3.8.Итоговое занятие «Сообщество лугов»

1

1

1

1

1

1

1

1

Пойменные, суходольные,

пищевые цепи в луговых сообществах, медоносные растения

Влаголюбивые растения Засухоустойчивые растения

 Жизненные формы:         наземные травянистые  

Оседлый образ жизни

Паразитизм                                                                        

Лекция

Практическая работа № 4. Определение статуса охраняемых видов животных и растений по Красной Книге Челябинской области 

Определение типичных представителей по слайдам

Решение тестовых заданий

4.

Сообщество степей 6 ч

4.1.Виды растений и животных, составляющих степные сообщества

4.2.Пищевые цепи степных экосистем. 4.3.Лекарственные растения степей, влияние человека на степные сообщества 4.4.Охраняемые природные территории Челябинской области, расположенные в степных районах,

4.5.Краснокнижные виды растений и животных степей

4.6. Итоговое занятие «Сообщество степей»

1

1

1

1

1

1

Виды степей. Местообитание.

Кочевой образ жизни.

Избегание    неблагоприятных    условий    (спячка,    кочевки,     перелеты,     запасание      пищи)

Определение типичных представителей по слайдам

Решение тестовых заданий(Кузнецов В. .Н. Экология.-М.: Вентана-Грф,2007 с.77-106

5.

        Экосистемы Варненского района 5 ч

5.1.Гидрологическая система района

5.2.Биоценоз водных объектов.

5.3.Лесное хозяйство района

Биоценоз леса.

5.4.Степные просторы района. Особенности геральдической символики Варненского района.

5.5.Охрана местных растений и животных. Редкие и исчезающие виды растений и животных  района.

Итоговый тест по курсу «На экологической тропе»

1

1

1

1

1

Геральдика, топонимика

Лекция 

Практическая работа № 5. Описание экологических систем, используя разнообразные источники информации

Тест Приложение № 7

                            

Из положения о проведении областного открытого конкурса юных экологов «Тропинка» в 2011-2012 учебном году

        Приложение 1

 

Список растений и животных к проведению этапа

«Сообщества водных объектов»

 

Растения: роголистник погруженный, водяной орех (чилим, рогульник), сальвиния плавающая, осока водяная, омежник водяной, поручейник широколистный, жерушник земноводный, аир обыкновенный, пузырчатка обыкновенная, телорез обыкновенный, вахта трехлистная (трифоль трилистник), кубышка желтая, ряска маленькая, элодея канадская, камыш озерный, стрелолист обыкновенный, рогоз широколистный, сусак зонтичный, тростник обыкновенный. Виды из «Красной книги»: хаммарбия болотная, пальчатокоренник руссова, кувшинка чисто-белая, кувшинка четырехгранная, кубышка малая, росянка английская.

 

Животные:  жерлянка краснобрюхая, обыкновенная жаба, лягушка озерная, тритон обыкновенный, сибирский углозуб, лещ, карась, сазан, плотва (чебак), сиг, щука, судак, окунь, сом, ратан, язь, карп, рипус, дафния, рак речной, циклоп. Виды из «Красной книги»: европейская норка, речная выдра, европейская чернозобая гагара, серощекая поганка, кудрявый пеликан, большая белая цапля, краснозобая казарка, лебедь-шипун, обыкновенный турпан, черноголовый хохотун, болотная черепаха, стерлядь, предкавказская кужма, обыкновенный таймень, европейский хариус, обыкновенный подкаменник, широчайший плавунец, аральский тонкохвост, палочковидная ранатра, сфагновая водомерка, катушка килеватая, лимнея плащеносная.

 

Приложение 2

        

 

Список растений и животных к проведению этапа «Лесные сообщества»

 

Растения: береза бородавчатая, сосна обыкновенная, клен, ильм, орляк обыкновенный, сныть обыкновенная, аконит высокий, костяника обыкновенная, наперстянка крупноцветковая, первоцвет крупночашечный, медуница неясная, брусника, герань лесная, душица обыкновенная, лабазник шестилепестной, буквица лекарственная, ель европейская, липа сердцелистная, щитовник мужской, купальница европейская, горицвет сибирский, кислица обыкновенная, копытень европейский, зверобой продырявленный, хвощ лесной, лещина, рябина, бересклет, жимолость, черемуха, малина, шиповник, осина. Виды из «Красной книги»: венерин башмачок пятнистый, венерин башмачок настоящий, гнездовка настоящая, надбородник безлистный, неоттианта клобучковая, пыльцеголовник длиннолистный, пион уклоняющийся, чина литвинова, фиалка морица, фиалка душистая, подлесник уральский, петров крест чешуйчатый, мытник перевернутый.

 

Животные: обыкновенный еж, обыкновенная бурозубка, рыжая вечерница, заяц-беляк, белка обыкновенная, бурундук, лесная соня, лесная мышь, рыжая полевка, волк, лисица, бурый медведь, горностай, ласка, лесной хорек, лесная куница, барсук, рысь, кабан, пятнистый олень, косуля, лось, муравей, волк. Виды из «Красной книги»: летяга, садовая соня, лесной лемминг, черный аист, обыкновенный осоед, большой подорлик, беркут, орлан-белохвост, мохнатый сыч, ястребиная сова, бородатая неясыть, пестрый дрозд, веретеница ломкая, уреньгинский птеростих, пахучий краснотел, жук-олень, усач-кожевенник, обыкновенный богомол, альпийская перламутровка, бархатница дейдамия, рыжий лесной муравей.

 

Грибы: белый гриб, волнушка, масленок обыкновенный, моховик, мухомор красный, мухомор пантерный, опенок летний, опенок осенний, опенок ложный, подберезовик, подосиновик, поганка бледная, рыжик деликатесный, сыроежка пищевая.

 

 

         

 

 

Приложение 3

Список растений и животных к проведению этапа «Сообщества лугов»

 

Растения: василек луговой, анис, герань луговая, гвоздика травянка, горошек мышиный, донники (лекарственный, белый), пырей ползучий, зверобой продырявленный, клевер луговой, лапчатка прямостоячая (калган), лютик едкий, чина луговая, манжетка обыкновенная, мята полевая, нивняк обыкновенный, пижма обыкновенная, подорожник большой, тмин обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, цикорий обыкновенный. Виды из «Красной книги»: пырейник зеленочешуйный, пырейник уральский, рябчик шахматовидный, тюльпан биберштейна, лук голубой, лук мелкосетчатый, лук косой, бровник одноклубневый, пололепестник зеленый, тайник овальный, ятрышник обожженный, гвоздика пышная, ветровник вильчатый, сердечник крупнолистный, астрагал серпоплодный, солодка коржинского, первоцвет длиннострелочный, горечавка прибрежная.

 

Животные: серый кузнечик, навозник обыкновенный, могильщик погребальный, капустная белянка, луговой мотылек, пчела мохнатоногая, обыкновенная журчалка, травяная лягушка, зеленая жаба, прыткая ящерица, обыкновенный перепел, пустельга обыкновенная, коростель обыкновенный, полевой жаворонок, чибис, белая трясогузка, европейский крот, обыкновенная полевка, полевая мышь, мышь-малютка. Виды из «Красной книги»: большой кроншнеп, вертлявая камышевка, обыкновенная медянка, узорчатый полоз, черный аполлон, зеленоватая перламутровка, перламутровка селена восточная, сенница эдип, голубянка киана, красноточечная медведица, медведица-гера, округлая мегахила, серый рофитоидес, луговой шмель, луговой муравей, горбатый ктырь

 

Приложение 4

 

Список растений и животных к проведению этапа «Сообщества степей»

 

Растения: шалфей степной, лабазник шестилепестной, горицвет весенний, вишня степная, овсец пустынный, типчак, волосатик, клаусия солнцепечная, тимьян губерлинский, горноколосник, тысячелистник благородный, астра альпийская, гвоздика иглолистная, льнянка меловая, оносма простейшая, хвойник двухколосный, эфедра хвощевая, вейник наземный, типчак, мятлик однолетний, девясил шершавый, вязель разноцветный, чина лесная. Виды из «Красной книги»: ковыль залесского, ковыль красивейший, рябчик русский, тюльпан раскрытый, птицемлечник фишера, ирис сизоватый, ирис карликовый, гвоздика уральская, копеечник серебристолистный, остролодочник башкирский, лен многолетний, льнянка уральская, наголоватка ледебура.

 

Животные: обыкновенный суслик, степная мышовка, слепыш, жаворонок, журавль-красавка, богомол, бескрылая сага, полоз желтобрюхий, утка-пеганка, серая куропатка, полевая мышь, мышь-малютка, степная гадюка, восточная ящерица, еж, землеройка, крот, степная тиркушка, авдотка, медянка, водяной уж. Виды из «Красной книги»: русская выхухоль, степная пищуха, большой тушканчик, серый хомячок, степной лунь, курганник, степной орел, красавка, дрофа, стрепет, восточная степная гадюка, древесный гипераспис, степная дыбка, пестрый аскалаф, степной шмель, шмель лезус, мохнатая сколия.

 

Приложение 5

Перечень лекарственных, ядовитых и дикорастущих пищевых растений Челябинской области.

 

Лекарственные растения: адонис весенний (горицвет весенний), багульник болотный, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, вахта трехлистная, горец змеиный, душица обвкновенная, зверобой продырявленный, копытень европейский, крапива двудомная, кровохлебка лекарственная, лапчатка прямостоячая, наперстянка крупноцветковая, пустырник пятилопастный, рябина обыкновенная, тимьян ползучий, толокнянка обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, череда трехраздельная, чистотел большой, шиповник иглистый, щитовник мужской.                                                                                                                            

 

        Ядовитые растения: аконит высокий, белена черная, болиголов крапчатый, вех ядовитый, волчье лыко, вороний глаз, дурман обыкновенный, лох узколистный, чистотел большой.

 

        Дикорастущие пищевые растения: борщевик сибирский, брусника обыкновенная, вишня кустарниковая, горец альпийский, земляника лесная, калина обыкновенная, клюква мелкоплодная, костянка каменная, крапива двудомная, лук линейный, малина обыкновенная, смородина черная, черемуха обыкновенная, черника обыкновенная, щавель кислый

 

Приложение 6

Словарь юного натуралиста

1. Адаптация

2. Антропогенные факторы

3. Биогеоценоз

4. Биологические ритмы

5. Влаголюбивые растения

6. Засухоустойчивые растения

7. Жизненные формы:

-  животных (наземные, подземные, древесные, воздушные, водные)

- растений (древесные, полудревесные,  наземные травянистые, водные травы)

8. Избегание неблагоприятных условий (спячка, кочевки, перелеты, запасание пищи)

9. Конкуренция

  1.  Кочевой образ жизни
  1.  Местообитание

12. Морозоустойчивость

  1.  Нейтральные виды
  1.  Оседлый образ жизни
  1.  Отношения (хищник-жертва, паразит-хозяин)
  2.  Паразитизм

17. Пирамида экологическая

18. Пищевые связи

19. Среда обитания

20. Споры (размножение папоротников, мхов, грибов)

21. Светолюбивые растения

22. Теневыносливые растения

23. Тенелюбивые растения

24. Фенология

25. Хищники

26. Цепи питания

27. Экосистема

28. Экологические факторы

29. Экология

30. Ярусность

Приложение 7

Итоговый тест по курсу «На экологической тропе»

Автор –составитель вопросов и заданий  Коренюгина Лариса Владимировна  учитель географии, краеведения МОУ СОШ№1с. Варны

        

Этап «Сообщества водных объектов»

Тип А Выберите правильный ответ из четырёх предложенных        

1.Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления:

А. увеличение размера тела;

Б. уменьшенный размер и полость тела;        

В. Уменьшенный размер и количество выростов тела;

Г. Медленная скорость движения

Ответ: Б

2. Ряд обитателей воды при недостатке кислорода реагирует следующим образом:

А.  у них  увеличивается поверхность тела и скорость передвижения;

Б.  у них усиливаются обменные процессы;

В.они закапываются в грунт;

Г. они прекращают движение.

Ответ: В

Тип В Заполните пропуски в тексте

  1. Массовая гибель обитателей водоёмов, вызванная нехваткой кислорода, называется………………..

 ( Ответ: замор) 

  1. Все живые организмы обитающие в водной среде, являются …………………

(Ответ: гидробионтами)

Тип С Найдите правильные соответствие и впишите ответы

  Скорость  течения воды определяет форму тела обитателей водоёма:

1. текучие воды- тело округлое в поперечном сечении;

2. стоячие воды- тело уплощенное в поперечном  сечении.

Рыбы: а) плотва; б) форель; в)подкаменщик; г) окунь; д) карп

Ответы: 1)б, в; 2)а, г, д                                                                                                  

Этап «Лесные сообщества»

Тип А Выберите правильный ответ из четырёх предложенных

  1. Приспособленность к добыванию пищи при помощи лазания хорошо выражена у следующих птиц:

А. синиц, соловьёв;

Б. поползней, кукушек;

В. гусей, уток;

Г. сов, перепелов

Ответ: Б

  1. В распространении плодов дуба участвуют:

А. клесты;

Б. вороны;

В. соловьи;

Г. сойки

Ответ: Г

Тип В Заполните пропуски в тексте

  1. Как по разнообразию биологических видов, так и по плотности заселения организмами самой насыщенной средой жизни является

(Ответ: почва)

  1. Приспособленность растений разных видов к совместному существованию в лесу возможно благодаря ……..

(Ответ: ярусности)

        

Тип С Найдите правильные соответствие и впишите ответы

Места гнездования:

  1. в дуплах;
  2. на земле;
  3. около воды;
  4. на ветвях, в кроне деревьев

Птицы:   а) щегол; б) поползень; в) кряква;  г) обыкновенная овсянка

Ответ:1) б;  2) г; 3)в; 4) а

Этап «Сообщества лугов»

Тип А Выберите правильный ответ из четырёх предложенных

  1. Экологическая группа почвенных организмов, не имеющих специальных приспособлений к рытью почв, объединяет:

А. некоторых многоножек, двухвосток, клещей;

Б. медведок, слепышей;

В. дождевых червей, различных личинок жуков и гусениц;

Г. крота, суслика, сурка

Ответ: А

  1. Некоторые насекомые приспособились спасаться от врагов тем, что питаются такими растениями, которые делают их ядовитыми или несъедобными. Такую форму защиты приобрели:

А. кузнечики;

Б. жужелицы;        

В. божьи коровки;

Г. муравьи

Ответ: А 

Тип В Заполните пропуски в тексте

1.Растительный покров пойменных лугов требователен к почвенному питанию. Плодородие почв обеспечивает ……….

(Ответ: весенний паводок)

2.У многих других злаков, образующих растительный покров пойменного луга, пыльца разносится ……..

(Ответ: ветром

Тип С Найдите правильные соответствие и впишите ответы

Растения, заселяющие местообитания с различной освещенностью:

  1. Светолюбивые;
  2. Теневыносливые

Характерные признаки: а) многослойная столбчатая ткань; б) высокая концентрация хлоропластов в листьях; в) тонкие, относительно крупные листья; г) светло-зелёные листья; д) мелкие хлоропласты; е) многочисленные мелкие устьица; ж) редкое жилкование; з) листья расположены перпендикулярно свету

Ответ: 1)а, г, д, е; 2)б, в, ж, з

Этап «Сообщества степей»

Тип А Выберите правильный ответ из четырёх предложенных

  1. У степных прыгающих млекопитающих хвост- это орган, который служит:

А. для развития большой скорости при беге;

Б. для отталкивания от земли во время бега и прыжков;

В. балансировки;

Г. защиты от врагов

Ответ: В

  1. К светолюбивым растениям относят:

А. чернику, сирень обыкновенную;

Б. купену лекарственную, липу сердцевидную;

В. вороний глаз, малина;

Г. гвоздику иглолистную, мятлик однолетний

     Ответ: Г

Тип В Заполните пропуски в тексте

1.Почвы в степи – главным образом различные варианты………..

(Ответ: чернозёмов)

2. Однолетние травянистые растения переносят неблагоприятные времена года в состоянии………

(Ответ: покоящегося семени)

Тип С Найдите правильные соответствие и впишите ответы

Растения обладают различными способами распространения семян и плодов:

  1. при помощи парашютиков;
  2. при помощи крылышек;
  3. саморазбрасыванием;
  4. при помощи птиц;
  5. при помощи насекомых;
  6. при помощи зверей

Примеры растений: а) клён, ясень; б) одуванчик, пушица; в) рябина, облепиха; г) недотрога, жёлтая акация; д) чертополох, череда; е) земляника лесная, малина

Ответ: 1)б; 2)а; 3)г; 4)в; 5)е; 6)д

Литература:

  1. Кузнецов Владимир Наумович / Экология: Система Заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы. -М.: Вентана-Граф, 2007;
  2. Калишев, В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала / В.Б. Калишев. - Челябинск,1998
  3. Никишов А.И. Биология: Животные: 7 кл: Школьный практикум. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001;
  4. Петров В.В /Растительный мир нашей Родины. –М.: Просвещение, 1991.с. 126, 127;
  5. Щербакова Ю. В. Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы.- М.: Глобус,2008;
  6. Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Животные Челябинской области: Пособие для учащихся 7 классов. -Челябинск,2004
  7.  Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2009;
  8.  Варненского района. Тетрадь юного краеведа/ М.С. Гитис.-Челябинск: «Абрис»,2008;
  9. Мир удивительных растений. Челябинская область/ Н.П. Строкова, С.Е. Коровин. –Челябинск: АБРИС,2008 Серия «Уроки краеведения СD»;
  10. Положение о проведении областного открытого конкурса юных экологов «Тропинка» в 2013 учебном году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Программа «Экологическая тропа».

Цели программы:создание условий для самореализации, самоутверждения учащегося в активной социальной роли, для активизации общественной деятельности школьников;- выявление и раскрытие духовных, творчес...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Экологическая тропа класса

Материал по охране здоровья учащихся...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе...

Программа "Экологическая тропа"

программа "Экологическая тропа"...