Рабочая программа по воспитательной работе "Лидер"
рабочая программа на тему

Яговцева Наталья Ивановна

 

Программа «Лидер»

для 3 ступеней обучения

1ступень « Я - Лидер» (1-4 классы)

2 ступень « Мой лидерский потенциал» (5-9 классы)

3 ступень « Школа Лидерства» (9-11 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lider.docx93.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

п. Таежный

Программа «Лидер»

для 3 ступеней обучения

1ступень « Я - Лидер» (1-4 классы)

2 ступень « Мой лидерский потенциал» (5-9 классы)

3 ступень « Школа Лидерства» (9-11 классы)

Составитель:

Педагог - организатор

Яговцева Н.И.

2012г.

ПРОГРАММА «Я - ЛИДЕР»

для учащихся 1-4 классов

Сложность лидерства заключается в

том, чтобы быть сильным, но не грубым;

добрым, но не слабым; напористым, но не

задиристым; задумчивым, но не ленивым;

осторожным, но не трусливым; гордым,

но не высокомерным; иметь чувство

юмора, но без сарказма.

 Джим Рон.

Пояснительная записка

Актуальность программы.

С начала ХХI века проблема лидерства вызывает к себе особое внимание. Быстро меняющееся общество стимулирует социальный заказ на человека, быстро реагирующего на происходящие изменения, анализирующего информацию и на ее основе прогнозирующего дальнейший ход событий, принимающего адекватные решения и действующего согласно им. Главные задачи: современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентируя систему российского образования на решение стратегических задач, выделяет важнейшие качества личности – инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни – которые по существу являются лидерскими. Все эти качества формируются с детства.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Младший школьный возраст – очень важный период для формирования личности ребенка, нравственных ценностей и ориентиров, для овладения нормами и правилами поведения в обыденной жизни, развития самостоятельности, ответственности и инициативности. Именно в этом возрасте необходимы внеклассные мероприятия, которые учат жить среди людей, жить в коллективе, общаться в нём так, чтобы людям хотелось с тобой общаться. Поступив в школу, дети, как правило, не ощущают себя членами коллектива, у них не развиты коллективизм, чувство товарищества, лидерские качества. Затем, в процессе формирования коллектива, дети начинают рассматривать свое поведение не только с точки зрения своих успехов и достижений, но и с позиции членов коллектива. Постепенно коллектив начинает занимать определенное место в жизни учеников, многие младшие школьники начинают проявлять лидерские качества.

От того, кто из ребят взял на себя роль лидера своего класса, зависит очень многое. Если ребенок-лидер хорошо учится, активно участвует в делах класса, то и для остальных детей это становится престижным. Поэтому очень важно правильно сориентировать возможных лидеров на позитивные ценности.

Лидер-школьник – это, прежде всего активная, инициативная личность, которая, руководствуясь позитивными ценностями, способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Программа «Школа лидерства для учащихся 1-4 классов» основана на внеклассных формах работы с учащимися, которые позволят ребёнку осознать позитивные ценности и проявить своё лидерство в самых разных формах его проявления.

В данной программе представлен материал для развития лидерских качеств младших школьников. В программе представлены все направления и виды работ классного руководителя с коллективом класса, индивидуально с учащимся, с родителями. Материалы ориентированы на практическую деятельность. Теоретические материалы представлены на доступном учителю уровне и адаптированы для ежедневной учебно-воспитательной деятельности.

Цели и задачи программы:

Целью программы является формирование лидерских качеств учащихся начальной школы через развитие чувства коллективизма и ориентацию на позитивные ценности.

Только в коллективе ученик способен получать средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и быть свободной личностью. Из этого тезиса формулируются следующие задачи программы:

1.Развитие самостоятельности и инициативы ребенка, ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!».

2. Развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках.

3. Формирование первичных навыков самоанализа.

4.Формирование интереса к другому человеку как к личности.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

Программа индивидуального развития ребёнка «Я – лидер»

Автор

Педагог - организатор Яговцева Наталья Ивановна

Актуальность проблемы

Ориентирование возможных лидеров на позитивные ценности

Цель программы

Формирование лидерских качеств учащихся начальной школы через развитие чувства коллективизма и ориентацию на позитивные ценности

Задачи программы

1.Развитие самостоятельности и инициативы ребенка, ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!».

2. Развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках.

3. Формирование первичных навыков самоанализа.

4.Формирование интереса к другому человеку как к личности.

Принципы реализации программы

1.Гуманистической направленности воспитания.

2.Природосообразности воспитания.

3.Культуросообразности.

4.Эффективности социального взаимодействия.

5.Концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности.

Целевые индикаторы

1.Количество учащихся, принявших участие в программе, в % от общего числа обучающихся в классе

2012-2013 уч.г. – 82%

2013-2014 уч.г. – 85%,

2014-2015 уч. г. – 100%

Доля обучающихся класса, охваченных занятиями в кружках и секциях в ходе реализации программы

2012-2013 уч.г. – 70%

2013-2014 уч.г. – 75%,

2014-2015 уч. г. – 100%

Количество участников коллективных творческих дел, ролевых игр, соревнований, тренингов в % от общего числа учащихся класса

2012-2014 уч.г. – 72%

2013-2014 уч.г. – 75%,

2014-2015 уч. г. – 100%

Количество победителей и призёров конкурсов, фестивалей, соревнований, выставок в % от числа участников класса

2012-2013 уч.г. – 19%

2013-2014уч.г. – 25%,

2014-2015уч. г. – 75%

Доля учащихся класса, имеющих высокий уровень социальной активности и инициативы (на основе тестирования или анкетирования)

2012-2013 уч.г. – 10%

2013-2014 уч.г. – 15%,

2014-2015 уч. г. – 90% 

Исполнители мероприятий

Педагог - организатор, классные руководители,

Социальный педагог

Заместитель по ВР

Сроки и этапы реализации программы

I. Этап самопознания (1 класс, 2012-2013учебный год)

II.Этап самообучения (2 класс, 2013-2014учебный год)

III. Этап самоопределения (3-4 классы, 2014-2015 учебные годы)

Условия работы по программе

Благожелательный социально-психологический климат в коллективе педагогов и учащихся.

Поощрение инициативы и самостоятельности.

стимулирование коллективистских взаимоотношений в ученическом коллективе.

Добровольность участия в программе.

Желательно, чтобы оценки и поведение учеников на уроках не влияли на их участие в программе.

Формы реализации программы

Игровые тренинги

Коллективные творческие дела

Классные часы

Ролевые игры

Диагностика

Содержание программы

Диагностический блок

1.Социально-педагогическая характеристика класса.

2.Анкета для учащегося «Самоанализ».

3.Социометрия.

4.Анкета «Изучение причин возникновения межличностных конфликтов».

5.Тест «Доминирующие мотивы».

6.Индивидуальный оценочный лист по определению уровня воспитанности.

7.Шкала самооценки.

8.Анкета выявления интересов.

Классные часы на темы: «Поговорим об этикете», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Поговорим по душам», «Жизнь дана на добрые дела», «Будь справедливым в словах и поступках», «Правда и ложь».

Игровые тренинги лидерских качеств учащихся.

В час досуга – коммуникативные игры. 

Принципы реализации программы

Содержание и организационные формы программы разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, ориентированной на позитивные ценности в изменяющихся условиях общественной жизни.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект - субъектных отношениях.
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
  • Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
  • Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
  • Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Сроки и этапы реализации программы

I.Этап самопознания (1 класс, 2012-2013учебный год)

Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и (или) воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр. Основной целью  должно стать развитие у ребенка самостоятельности и инициативы, ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их. Когда чувство уверенности у ребенка начнет укрепляться, целесообразно постепенно наращивать уровень сложности заданий, сообщая об этом детям после того, как они, достигнут успеха в более сложных видах деятельности.

II. Этап самообучения (2 класс, 2013-2014 учебный год)

Основной целью этого этапа должно стать развитие у лидера ощущение веры в собственные силы: «Я хочу!», « Я буду!».

Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников) можно организовать коллективно-творческие дела, ролевые игры в которых каждый ребенок получит медаль, например: «Лучший поэт», «Лучший художник», «Лучший танцор», «Лучший певец», «Лучший архитектор» и т. п.  Подводя итоги конкурсов, необходимо дать детям задание определить победителей. Каждый ребенок начнет показывать свою медаль «Лучший...» и доказывать свое превосходство. Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь можно выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его); невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками).  Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение, подчеркнуть его справедливость и провести беседы. В процессе таких бесед дети услышат от сверстников много положительных отзывов о себе и в то же время постараются сами указать на достоинства каждого сверстника. В итоге возрастет самоценность каждого ребенка не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Детям, естественно, понравится быть в роли победителя, и каждый будет стремиться быть первым везде и во всем. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому необходимо провести классные собрания и часы, направленные на формирование положительной эмоции учащихся.

III. Этап самоопределения (3-4 классы, 2014-2015 учебные годы)

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как «хорошему», «обладающему талантами», у ребенка возникает новое социально необходимое образование – стремление быть признанным. Притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Она проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. Здесь уместно проводить игровые тренинги, которые дают возможность самому ученику-лидеру выяснить свои сильные и слабые стороны; научат ставить цель и идти к достижению этой цели.

Условия работы по программе

1. Желательно, чтобы оценки и поведение учеников на уроках не влияли на их участие в программе. Например, ребенок не может быть отстранен от дел, если он получил двойку. Нельзя во время подведения итогов работы по программе ругать ребенка за выполнение или невыполнение домашнего задания. Педагогу нужно грамотно разделить учебную работу – выполнение роли учителя и работу по программе – выполнение роли руководителя детского коллектива.

2. Программа направлена не на соперничество между группами и «пятёрками» (даже если будут существовать какие-то соревнования), а на взаимодействие этих групп. Очень важным моментом является то, чтобы ребята ощутили, что они работают не ради победы, а для того, чтобы менять мир вокруг себя к лучшему.

3. В программе приветствуется добровольная деятельность.  Например, если ребенок не хочет участвовать в каких-либо делах, то не стоит заострять на этом внимание. Может, следует предложить ребенку другую деятельность или предоставить возможность решить самому, чем он может помочь классу.

Ожидаемый результат

1.Ребенок-лидер принимает свои сильные и слабые стороны, умело пользуется навыками самопрезентации, его уровень тревожности снижается.

2.Ребенок-лидер осознает свою индивидуальность, у него повышается представление о собственной значимости. Он приобретает навыки уверенного поведения.

3. У него формируется устойчивая положительная самооценка.

Основные мероприятия по реализации программы

Программа основана на внеклассных формах работы с учащимися, которые позволят ребёнку осознать позитивные ценности и проявить своё лидерство в самых разных формах его проявления.

На всех этапах реализации программы необходимо применять методы диагностики для получения объективной информации о личности ребёнка-лидера, о развитии его лидерских качеств. Классный руководитель может получить информацию о ребёнке, используя следующие диагностические методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, социометрические методы.

НАПРАВЛЕНИЯ реализации программы и формы работы с детьми

Направления

Цели

Формы работы с детьми

Я и моя индивидуальность.

Раскрытие своих сильных сторон. Актуализация личностных ресурсов. Познание себя при помощи группы, коллектива, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.

1. Игровые тренинги  по развитию внимания, памяти, мышления.

2. Интеллектуальные марафоны, ролевые игры.

3. Научно-исследовательские конференции.

4. Поисковая работа.

5. Беседы на темы «Учимся думать и действовать», «Умей выбирать», «Что зависит от моего решения», «Принимаю решение».

6.Диагностические исследования.

Я и моё здоровье.

Дать понятие о значимости  физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

1. Спортивные конкурсы, игры, соревнования внутри класса и между классами.

2. Интерактивные игры.

3.Чествования ребят - спортсменов класса и школы.

4. Беседы, дискуссии:

Что такое здоровье.

Спорт в нашем доме.

Спортивный характер. Какой он?

Спортсмен – мой кумир.

Честность и спорт.

О моих достижениях в спорте.

Я и моё поведение.

Обучение приемам уверенного поведения.

Развитие умения определять психологические характеристики свои и окружающих. Осознание своих ограничений: положительных и отрицательных качеств и своей непохожести на других.

Учимся доверять. Границы своего личного пространства.

1. Викторины и конкурсы.

2. Интерактивные игры.

3. Ролевые игры.

4. Беседы и дебаты:

Школьник и закон.

Если рядом с тобой обижают человека.

О поведении в транспорте, в театре, в музее, в метро.

Жизнь дана на добрые дела.

Правда и ложь.

Я и общение.

Эффективные приемы общения. Вербальные и невербальные способы.

Раскрытие своих важных качеств для эффективного межличностного общения.

1. Классные собрания.

2. Интерактивные игры по проблеме «Общение»

3. Самопрезентации.

4. Беседы и дебаты:

Что такое общение?

Если со мной не хотят общаться.

О наказаниях и поощрениях.

Как заслужить уважение окружающих людей, учителя?

Какого человека называют интересным?

Как заслужить доверие?

Я и мой класс.

Дружба.

Умеем ли мы вежливо общаться. Поговорим по душам.

Я – мои эмоции и чувства.

Умение выражать свое эмоциональное состояние.

Умение договариваться, конструктивно решать возникающие проблемы в общении.

Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее.

1. Игровые тренинги нравственного самосовершенствования.

2. Тематические классные часы.

3. Беседы дебаты:

Что такое эмоции.

Чувства и поступки.

Мы с тобой за одной партой.

О красоте человеческого сердца.

Как не стать равнодушным человеком.

Люди, которыми гордится наш народ.

Если ты обидел.

Добрым быть приятнее, чем  злым, завистливым и жадным.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Я – творческая личность.

Углубление процесса самораскрытия, поиск того, что отличает конкретного человека от других людей.

Обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций.

Помощь в определении личностных ценностей.

1. Классные часы.

«Мои интересы и увлечения»

2. Театрализованные представления.

3. Празднование памятных дат в жизни учащихся, дней их рождения.

4. Конкурсы и викторины.

5. Концерты.

6. Читательские конференции.

7. Презентации.

6. Беседы, дискуссии:

Как учились бабушка и дедушка.

Возможности ума человека.

Талантливые люди планеты Земля.

Умей организовать свой досуг.

Кто может считаться настоящим другом.

Будь справедливым в словах и поступках.

Как нельзя учиться.

ПРОГРАММА «МОЙ ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

для учащихся 5-9 классов

Главная задача лидера – не дать умереть

надежде.

Д.Баттен.

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Начало XXI века разительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. На первый план выходят такие важные человеческие качества, как социальная инициативность, мобильность, конкурентоспособность. Особенно важно самоутвердиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии. Для собственной успешности в социуме подростку 12-16 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности. Сегодня важно помочь подростку сделать внутренний выбор и реализовать свой лидерский потенциал.

Подростковый период – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Чтобы стать лидером, подростку надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь. Для того чтобы быть лидером, эту нишу надо сделать комфортной для себя и достойной себя. Формирование лидеров в обществе не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами необходимыми для успешного развития общества и государства.

Важнейшими направлениями современного этапа возрождения детского движения является, в том числе, разработка и реализация образовательных программ по целенаправленному воспитанию лидеров в подростковой среде. Внешкольными учреждениями был накоплен огромный позитивный опыт по развитию в школах детского самоуправления, формированию у детей лидерских качеств в советский период. Сегодня, к сожалению, этот опыт утрачен вместе с исчезновением пионерской и комсомольской работы. Однако, стремление к личностному развитию, лидерству – важнейшая потребность человека и отменить ее невозможно, несмотря ни на какие идеологические нововведения. Результаты деятельности детских организаций всегда отражаются в ее лидерах.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание благоприятных условий для развития и реализации лидерского потенциала учащихся формирование у них активной жизненной позиции.

Задачи программы:

1.Развивать лидерские качества и организаторские способности.

2. Развивать навыки социальной инициативы, делового общения, работы в команде.

3.Формировать стремление к общественно-полезной деятельности.

4.Развивать способность самостоятельно планировать свою деятельность.

5.Развивать умение избегания и разрешения конфликтов

6.Побуждать социальную активность учащихся.

Направленность программы: социально-педагогическая

Срок реализации:2 года

Объем программы:

1 год обучения: 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу)

2 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

Возраст обучающихся:12-16 лет.

Возрастные и психологические особенности подростков 12-16 лет.

В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана на обучение в Школе лидера учащихся, которые уже выбраны на роль руководителей органов детского самоуправления, председателей школьных детских общественных организаций (ДОО), или учащихся, которые хотят быть руководителями детских коллективов. Подростки, которых выбрали или назначили на первую руководящую роль, как правило, уже обладают определенными лидерскими качествами, но им необходимо дать теоретические знания, на которые они будут опираться при работе руководителями органов детского самоуправления, важно продолжать развивать лидерские качества,  которые будут способствовать формированию у них активной жизненной позиции.

В программу включены актуальные темы: «Социальное проектирование», «Портфолио школьника», «Конкурентоспособность», «Здоровье как ресурс лидера». Это также является отличием от других программ.

С целью проверки полученных знаний и выявления сильнейших лидеров для учащихся проводятся конкурсы «Лидер года» и «Ученик года» по специально разработанному Положению.

Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя и требований, предъявляемых современным обществом и из практической значимости. Главный упор делается на практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микрогруппах, тренингов. Такая форма занятий, в отличие от лекций, дает больший эффект. Учащиеся имеют больше возможностей общения, развития социальной инициативы, отработке лидерских качеств, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других.

Структура занятий. Занятия начинаются с разговора в круге о том, что интересного произошло в школе, что волнует, о планах. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый учащийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового, а также и то, что не понравилось.

Формы занятий: При обучении лидеров запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах.

Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы.

Формы подведения итогов:

конкурсы «Ученик года», «Лидер года», участие в фестивале ДОО, участие в дискуссионной площадке.

Ожидаемые результаты реализации программы:

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- основные качества и типологию лидера

- структуру органов школьного самоуправления

- структуру и содержание портфолио школьника

- стадии развития коллектива

- этапы коллективных творческих дел (КТД)

- основы организаторской деятельности

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

- свободно общаться, не испытывая стеснения

- свободно участвовать в играх, тренингах

- высказывать свое мнение

- организовать простейшие КТД

- составлять портфолио

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- командные роли и основы формирования команды

- качества конкурентоспособной личности

- основы толерантных отношений

- этапы социального проектирования

- составляющие здорового образа жизни

- детские и молодежные организации РФ, края, области, города, поселка

- права и обязанности учащихся

- формы организации массовых мероприятий в школе.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

- грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме

- грамотно руководить органами школьного самоуправления

- работать в команде

- разработать и реализовать социальный проект

- избегать конфликтов или разрешать их

- организовать и провести массовое мероприятие

- сплотить вокруг себя единомышленников

- ставить и достигать цели

- активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение

ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план первого года обучения по программе

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Портрет лидера

2

6

8

3

Организация детского самоуправления

6

4

10

4

Портфолио лидера

4

4

8

5

Коллективная творческая деятельность

4

6

10

6

Коммуникативные навыки и умения. Общение

4

6

10

7

Основы организаторской работы

6

6

12

8

Участие в конкурсах, мероприятиях

-

10

10

9

Итоговое занятие

1

1

2

Итого часов:

28

44

72

Учебно-тематический план второго года обучения по программе

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Лидер во всех аспектах

8

6

14

3

Взаимодействие. Работа в команде.

8

4

12

4

Формирование толерантных отношений.

Разрешение конфликтов

8

4

12

5

Здоровый образ жизни как ресурс лидера.

6

4

10

6

Социальное проектирование

6

6

12

7

Детское и молодежное движение в России .

8

4

12

8

Слагаемые успеха. Конкурентно-способная личность.

8

4

12

9

Формы массовых мероприятий в школе

10

4

14

10

Участие в конкурсах, мероприятиях

-

12

12

11

Итоговое занятие

1

1

2

Итого часов:

64

50

114

Содержание программы

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие

Правила техники безопасности. Знакомство. Ввод в тематику занятий

Игры на знакомство, ознакомление с программой, темами, с расписанием, техникой безопасности.

Портрет лидера

Понятие лидера. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств.

Тест «Я - лидер».

Составление рейтинга качеств лидера.

Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР».

Составление портрета лидера

Организация детского самоуправления

Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения.

Игры на взаимодействие. Игра «Дом самоуправления». Разработать свою модель школьного самоуправления.

Портфолио лидера

Понятие термина «портфолио». Основной смысл. Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Игры на взаимодействие и сплочение.

Подготовка своего портфолио

Коллективная творческая деятельность

Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД

Игры на взаимодействие и сплочение.

Разработка собственного КТД по стадиям.

Коммуникативные навыки и умения. Общение

Как говорить. Как слушать. Как понять товарища.  

Виды общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Невербальные средства общения. Культура речи.

Игры на взаимодействие и сплочение.

Откровенный разговор знатоков.

Упражнения «Какой слушатель мешает». Индивидуальная работа «Что внутри меня мешает и помогает общению. Что снаружи меня (поведение окружающих людей) мешает и помогает

Основы организаторской работы

Слагаемые организаторской работы.

Качества организатора. Правила организатора. Планирование работы. «Управляющая пятерня». Анализ проделанной работы. Ресурсы

Игры на взаимодействие и сплочение. Комплекс упражнений. Тестирование, анкетирование.

Участие в конкурсах, мероприятиях

Школьные конкурсы. Районный конкурс «Ученик года» среди лидеров ДОО. Акция «Новогодний подарок сироте». День счастья для детей-сирот.

Подготовка и участие

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год.

Тестирование, анкетирование

Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие

Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий

Игры на взаимодействие, ознакомление с программой, темами, с расписанием, техникой безопасности.

Лидер во всех аспектах

Особенности лидерства. Великий и достойный лидер. Проявления лидерства. Лидеры-созидатели. Лидеры-разрушители. Организаторы, генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы.

Абсолютные лидеры. Лидерство в семье.

Игры и упражнения на выявление лидерских качеств.

Определение типа лидерства на примерах. Тестирование на выявление лидерских навыков. Игра «Чемодан лидера».

Взаимодействие. Работа в команде.

Умение работать в команде. Конструктивные командные роли. Деструктивные командные роли

Игры и упражнения на командообразование, взаимодействие и доверие.

Определение командных ролей на примерах

Формирование толерантных отношений.

Разрешение конфликтов

Понятие толерантности. Составляющие толерантного поведения. Милосердие. Принятие. Терпимость и др. Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. Избегание конфликтных ситуаций.

Упражнения. Игры «Пойми меня», «Шляпа и др. Тренинг «Мы вместе». Проигрывание конфликтных ситуаций

Здоровый образ жизни как ресурс лидера.

Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные привычки. Питание.

Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек

Подвижные игры.

Социальное проектирование

Метод проектов. Социальный проект. Понятие. Этапы реализации. Выбор темы. Оформление. Презентация. Подведение итогов

Составление социального проекта. Защита. Работа в группах. Участие в акции «Я – гражданин России»

Детское и молодежное движение в России.

Детские и молодежные организации РФ, края, области, города, поселка.

Подготовка и участие в районных мероприятиях. Общественных дискуссиях.

Слагаемые успеха. Конкурентно-способная личность.

Что такое успех. Секреты успеха. Условия успеха (время, цель, знания). Нацеленность: на успех или избежание неудач. Конкурентоспособность. Понятие. Качества конкурентно-способной личности. (КСЛ) Мировоззрение КСЛ. Отношение к людям, к делу, к миру и природе, к риску, к духовным ценностям и др. Самосовершенствование и личностный рост.

Игры и упражнения на взаимодействие. Анкетирование, тестирование. Работа в группах.

Формы массовых мероприятий в школе

Формы массовых мероприятий. Конкурсы, интеллектуальные турниры, выставки, эстафеты, лектории, диспуты, экскурсии, походы, ток-шоу и др. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ.

Игры и упражнения на взаимодействие.

Работа в группах.

Разработка собственных вариантов проведения мероприятий. Рекомендации

Участие в конкурсах, мероприятиях

Школьные конкурсы. Районный конкурс «Ученик года»

Подготовка и участие

Итоговое занятие

Подведение итогов работы Школы лидера.

Игры и упражнения на взаимодействие. Итоговое тестирование, анкетирование

Обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо методическое и материальное обеспечение:

1.Оборудование

Просторное помещение для занятий или зал

Канцтовары

Аудио-видеоаппаратура

Компьютер, медиапроектор

Столы, стулья

Флипчат (доска со сменными листами ватмана)

2.Методическое обеспечение

Вспомогательная литература

Папка с разработками теоретических материалов по темам программы

Анкеты

Тестовые методики

Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности

Разработки тренингов

Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)

ПРОГРАММА «ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»

для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка

Актуальность программы состоит в построении системы психолого-педагогических условий, способствующих развитию установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, формирования социальной активности и гражданской позиции, самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни.

Социальная активность – интегративное понятие, необходимое лидеру. Она проявляется как состояние деятельности, актуальная потребность, преобразующая способность и качество личности. Как особое состояние деятельности социальная активность характеризуется позитивно выраженной субъективностью; как актуальная потребность она реализуется в системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность. В качестве преобразующей способности социальная активность проявляется в специальных знаниях, умениях и навыках и как устойчивое качество личности – в целеустремленности, самостоятельности и других соответствующих качествах.

Социальная инициатива является формой проявления социальной активности субъектов социальных отношений в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на конструирование новой социальной реальности. Способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости образует личностное качество лидера – инициативность.  

Социальная инициативность представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. В моральном смысле социальная инициативность характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

Именно в начале юношеского возраста складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. У юношей и девушек 17-18 лет инициативность как личностное качество развивается в большей степени. С этого возраста гражданин, по законодательству Российской Федерации (Федеральный закон «Об общественных объединениях»), может «самостоятельно принимать решение о вхождении в инициативную группу (общественное объединение)».Социальная инициативность иногда рассматривается, как устойчивое свойство личности, отражающее отношение человека к труду, обществу, общественно-полезной деятельности. Чаще всего социальная инициативность определяется как двигатель, побудитель деятельности, как потребность, желание, обращающее энергию личности на общественно-значимые, активные действия. Таким образом, социальная инициатива – это инициатива решения некой социально значимой проблемы.

Процесс воспитания активности управляем, он должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Для этого существует ученическое самоуправление. Для его создания необходимы инициативные, творческие, активные подростки и юноши и девушки, которые помогают развитию коллегиальных, демократических форм управления школы и тем самым создают основу для реализации организаторских функций в своей будущей жизни.

Органом, осуществляющим текущие права и обязанности самоуправления является Комитет самоуправления. В него выбирают лидеров классов.

Цели и задачи программы

Цель программы – развитие лидерских качеств у старшеклассников в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.

Задачи программы.

1.Развить организаторские и коммуникативные способности старшеклассников в информационной и коммуникативной сферах.

2.Подготовка группы старшеклассников-лидеров, обладающих социальной инициативностью и способных реализовывать программу развития сотрудничества в разных возрастных группах.

3.Создать условия для самореализации старшеклассников и повышения их социальной активности.

4.Развить жизненное целеполагание старшеклассников в условиях социально-значимой деятельности.

5.Развить самоконтроль, чувство ответственности.

6.Создать условия для прохождения всех этапов проектной деятельности.

Методы реализации программы: беседы, игры, тренинговые упражнения, деловые игры, решение кейсов, СПТ.

Средства: использование наглядных пособий, раздаточного материала, аудио и видео материалов.

Этапы программы реализации программы

I.Подготовительный этап (диагностико - мотивирующий).

Цель: выявить учащихся, обладающих лидерскими способностями.

Для реализации поставленных задач используется следующий диагностический инструментарий:

1.Методика изучения лидерских качеств.

2.Опросник. Лидерские характеристики.

3.Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2).

4.Тест «Хозяин своей судьбы».

5.Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?».

6.Тест «Психологический тип в общении».

II. Основной этап.

Цель: формирование и обучение группы молодежных лидеров, обладающих умением проявлять социальную инициативу.

Содержание основного этапа программы

Данный этап программы направлен на обучение способам эффективного лидерского поведения и включает:

- развитие лидерских качеств и способностей;

- обучение приемам делового общения;

- обучение методам эффективного решения проблем;

- обучение приемам командообразования и взаимодействию в команде;

- обучение способам самоконтроля и саморегуляции.

III. Этап самостоятельной деятельности.

Цель: разработка и реализация социального проекта группой старшеклассников-лидеров с привлечением всего подростково-молодежного коллектива ОУ.

Ожидаемый результат

Для школы:

- активизация работы органов самоуправления и его лидеров;

- выявление лидеров.

Для старшеклассников:

В результате реализации данной программы старшеклассники  приобретают:

- опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;

- возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;

- возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;

- развитие лидерских качеств и социальной инициативности;

- навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;

- опыт самостоятельной проектной деятельности по решению значимых для школьного сообщества  задач.

Результативность данной программы оценивается при проведении начального и повторного диагностического среза. Материалы для диагностики представлены в приложении 1.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план реализации программы

п/п

Раздел или тема

Теория

Практика

Всего часов

1

Знакомимся и становимся группой. Мир вокруг нас

5

13

18

2

Взаимодействуем в группе и становимся увереннее в себе

5

7

12

3

Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции

2

2

4

4

Согласие и сотрудничество

4

6

10

5

Я и мой внутренний мир

4

10

14

6

Творческий подход к решению проблем

1

1

2

7

Социальное проектирование

2

4

6

8

Итоговое занятие

 

2

2

Итого

 

 

68

Содержание теоретической части программы

Тема 1. Знакомимся и становимся группой. Мир вокруг нас

1.Знакомство

2.Становимся группой и вводим правила. Начинаем разговор о чувствах.

3.Сплочение группы

4.Владеем эмоциями, выражаем чувства.

5.Поддерживаем друг друга.

Тема 2. Взаимодействуем в группе и становимся увереннее в себе

1.Я во взаимодействии.

2.Когда взаимодействовать непросто.

3.Уверенное поведение.

4.Работаем над уверенностью в себе.

5.Уверенность в повседневной жизни.

Тема 3. Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции 

1.Освобождение от мышечных зажимов.

2.Проработка невербальных средств общения.

Тема 4. Согласие и сотрудничество 

1.Общаемся с разными группами людей.

2.Развитие и отработка навыков межличностного общения.

3.Умение слушать.

4.Установление позитивной обратной связи.

Тема 5. Я и мой внутренний мир

1.Я - как я себя вижу и я глазами других.

2.Какой Я.

3.Юноши и девушки.

4.Изучаем себя.

Тема 6. Творческий подход к решению проблем

1.Использование метафор в общении.

Тема 7. Социальное проектирование 

1.Отработка навыков работы с информацией.

2.Подтверждение ценности самообразования и самообучения.

Обобщение (итоговое занятие).

Материалы для занятий представлены в приложении 2.

Литература:

Нормативно-законодательные документы

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ.
  2. Об утверждении Положения о всероссийском конкурсе «Лидер в образовании»: Приказ МО РФ от 29 мая 2000г. № 1587 //Вестник образования России. – 2000. - № 14. – С.16-23.
  3. Положение о Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер ХХI века» // Вестник образования Мо и науки РФ. - 2007. - № 15.- С.45-57.
  4. Положение о Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления  // Администратор образования. - 2007. - № 1. - С.84-90.
  5. Положение о Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления  // Администратор образования. - 2007. - № 1. - С.84-90.
  6. ТОП-проект: «Клуб лидеров качества образования»// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2007. - № 3. - С.46-52.

Литература для педагогов

  1. Борщ Л., Саввов А. Имидж лидера организации и социальный климат в коллективе // PR в образовании. - 2007. - № 4. - С.72-76.
  2. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.- Гл.5. С. 150-177. (Психологические аспекты организационного лидерства. Рассмотрены некоторые отправные пункты теории лидерства, исследованы виды лидерства, основные черты лидеров и их поведение, отношения между лидерами и их подчиненными). 
  3. Гам В. Стратегическое лидерство // Управление школой. Прил. к газ.ПС.-2007.- № 17.-С.29-34; N 18.-С.25-31,N 19.-С.27-30. (Описанные в статье инструменты стратегического лидерства позволят руководителям осознанно проявлять свою волю с соблюдением единства прошлого, настоящего и будущего и послужат полезным дополнением к тем техникам управлении, которыми уже владеют они и их управленческие команды).
  4. Елизаров Р. Что отличает лидера от простого администратора // Директор школы.-2001.-N 9.-С. 39-41.
  5. Кузибецкий А., Рождественская Н. Управленческая культура: лидер и его команда // Народное образование. – 2001. - № 6. – С.50-64. (Способы создания команды, эффективность работы в зависимости от лидера и его качеств).
  6. Лазарев М. Лидерство в школе: как противостоять огрупплению мышления // Директор школы.-2000.-N 9.-С.46-48.(Влияние отдельной личности на группы или объединения людей).
  7. Резник С.Д. Лидер и лидерство // Образование. - 2001. - № 5.- С.49-76.
  8. Руднев Е. Простые секреты харизмы // Директор школы. - 2006. - № 6.- С.48-53.
  9. Руднев Е. Способны ли вы стать лидером? // Директор школы. - 2005. - № 10. - С.31-36.
  10. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий /Под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2006. –С.158-169. (Занятие: Классный руководитель как лидер школьного коллектива).
  11. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 4.- С.8-11.
  12. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 160 с. (Целые «батареи» «серьезных», популярных, а то и просто шуточных тесто помогут не только руководителю, но и любому читателю лучше узнать себя, оценить свои возможности, наметить пути самосовершенствования, улучшить отношения с окружающими и самим собой). 

Литература для школьников

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы (любое издание).
  2. Данилова В.Л. Как стать собой (любое издание).
  3. Леви В. Искусство быть собой (любое издание).
  4. Леви В. Искусство быть другим (любое издание).
  5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день (любое издание).

Приложение 1

Диагностический материал для программы «Школа лидерства»

для учащихся 10-11 классов

Диагностическая карта успешности

Поставь оценку каждому из перечисленных личностных качеств по шкале от «1» до «10», где высший балл «10», низший  «1». Выбранную оценку обведи.

Личностные качества

Умения

Шкала оценки уровня развития

1. Управление саморазвитием:

целеустремленность

умею ставить цель и добиваться ее

12345678910

инициативность

могу организовать интересное дело

12345678910

организованность

планирую свои дела и выполняю их

12345678910

ответственность

добросовестно выполняю задания

12345678910

самостоятельность

умею решать проблемы сам

12345678910

2. Управление взаимоотношениями

12345678910

Умею дружить

12345678910

Внимателен  к людям

12345678910

Проявляю толерантность

12345678910

 Умею слушать, сопереживать

12345678910

Умею конструктивно сотрудничать

12345678910

Помогаю людям в трудных ситуациях

12345678910

3. Отношение к себе. Способность к самоутверждению

12345678910

Уверен в себе

12345678910

Умею принимать справедливую критику

12345678910

Не боюсь проигрывать

12345678910

Могу отстоять свою точку зрения

12345678910

Не боюсь быть не таким как все

12345678910

Сделай вывод, насколько ты изменился в процессе участия в программе «Школа лидеров».

МАТЕРИАЛЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ:

Тест. Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат – наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть  форточку?»), - ответит первым лидер.

Мозаика лидера. Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек.

Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее:

1) красный – эмоциональный лидер;

2) синий – генератор идей;

3) зеленый – организатор КТД;

4) желтый – резерв, наблюдатель;

5) черный – дезорганизатор;

6) белый – исполнитель. 

Тест на лидерские качества:

1.Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а)  да; б) нет.

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.

7.Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.

9.Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.

Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

• Задание. «Какой ты лидер?»

Цель: на основе знания типологии лидерства создать целостный автопортрет, составленный из различных классификационных характеристик.

Инструкция: тебе предстоит написать небольшое сочинение о том, каким по типу лидером ты являешься с позиций различных типологий:

по содержанию деятельности: а) вдохновитель; б) исполнитель; в)вдохновитель +исполнитель;

по характеру деятельности:  а) универсальный, удерживающий за собой лидерские порти в любой обстановке; б) ситуативный, выдвигающийся на лидерскую позицию в конной деятельности;

по характеру внутригрупповой роли: а) организатор; б) инициатор; в)эрудит; г) генератор д) эмоциональный регулятор; е) умелец;

по внутриколлективным функциям: а)  инструментальный, ориентированный на дело-сторону жизни группы; б) эмоциональный, создающий благожелательные взаимоотношения; в) смешанный, реализующий обе функции;

по сфере взаимодействия: а) формальный, назначенный на лидерские позиции; б) ормальный, обладающий общепризнанным авторитетом; в)одновременно формальный и неформальный;

по стилю взаимодействия: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий и то и другое;

по направленности взаимодействия: а) положительный; б) отрицательный.

• Сочинение-эссе на тему: «Какой я лидер?»

• Вопрос для размышления и обсуждения: как, по-твоему, следует относиться к наличию нескольких лидеров в группе?

Приложение 2

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ «ШКОЛЫ ЛИДЕРСТВА»

Задание. «Ростки лидерства»

Цель: осознать диапазон возможного стихийного влияния на людей различных социальных групп и уяснить для себя свои намерения в желании обучаться в группе лидеров детских и молодежных групп.

Инструкция: ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы сначала сам. Затем попроси другого человека в группе, которому ты доверяешь, ответить на эти же вопросы о тебе. После этого напиши о том, что ты узнал о себе из полученного сравнения ответов.

Вопросы

Мой ответ обо мне

Ответ другого человека

обо мне

1. На каких людей ты производишь благоприятное впечатление?

2. Какими навыками лидерства ты уже успешно владеешь?

3. Кто ценит дружбу с тобой и почему? Кто никогда не будет в числе твоих друзей и почему?

4. Каким лидерским навыкам тебе необходимо обучиться для работы с группой? Чему ты можешь

научить других?

Результат сравнения ответов:

Задание. «Кто такой лидер?»

Цель: на основе сравнения различных трактовок явления лидерства сформулировать и сновать собственное видение задач лидера во взаимодействии с группой.

Инструкция: в различные времена у разных народов существовали точки зрения на то, и человек может быть лидером в группе людей. Позже ученые пытались дать формулировку того, кто такой лидер.  На основе анализа предложенных мнений сформулируй свою позицию в определении того, кто такой лидер и будь готов публично защитить свою точку и. Среди выполнивших эту работу будет проведен конкурс на самую убедительную трактовку сущности лидерства.

В Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение, физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации. В древних восточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом он не навязывал другим своего общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам. В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.

В современной американской культуре основные приметы лидерства выражаются в конкурентной напористости, целеустремленности в достижении своих целей, подчеркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством. Философ Н. К. Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». С. Паркинсон в своей знаменитой работе «Законы Паркинсона» обратил внимание на эмоциональную сторону организаторской деятельности лидера. «Хорошо организовать дело, - утверждал он, — это, в конце концов, упражнение в эстетике». Мое собственное определение сущности лидерства:

Аргументы в защиту позиции на презентации своей точки зрения:

Задание. «Лидер на все времена»

Цель: поиск универсальных характеристик человека-лидера, приемлемого для различных времен и культур.

Инструкция: среди многих попыток научно обосновать лидерство как социально-психологическое явление существует три самых известных. Определи достоинства и недостатки каждой из них и попытайся предложить основные положения теории лидерства, созданной тобой.

Название и сущность

Достоинства

Недостатки

1. Теория черт («харизматическая» теория): лидером становится человек, обладающий определенным набором качеств

2. Ситуационная теория
лидерства: лидером становится человек, превосходящий группу по каким-либо параметрам    

3. Синтетическая теория лидерства: лидер выполняет функцию группы по организации внутренних отношений

4. Моя теория (название и сущность)

Итоговый ответ на вопрос: лидер на все времена, — какими универсальными характеристиками должен обладать лидер, чтобы он был принят различными группами.

Обоснуй свою точку зрения.

Задание. «Лидер среди людей» (по материалам работ А. Маслоу)

Цель: определение соотношения имеющихся в наличии способностей с максимальными требованиями, которые могут быть предъявлены к лидеру в человеческих сообществах гуманистического типа.

Инструкция: внимательно прочитай характеристики человека, реализующего лидерское предназначение. В графе «наличие» поставь «+» или «-», в графе «комментарий» сделай пометки, отражающие твое отношение к характеристике вообще или ее наличию у тебя.

Характеристики

Наличие

Комментарий

1. Деятельность управляется высшими мотивами, а не желанием удовлетворить личные потребности во власти, принадлежности к привлекательной группе людей, улучшении материального положения

2. Выполняемая работа настолько «по плечу» человеку, что он роднится с ней, живет в ней, переживает, если лишен возможности выполнять ее так хорошо и правильно, как может только он

3. Человек преодолел противоречие «работа - хобби», выполняемая им работа совмещает в себе то и другое, он принадлежит своему призванию и воспринимает его как часть своей личности

4. Выполняемая работа олицетворяет ценности, она желаема и значима не сама по себе, а возможностью эти ценности реализовать

5. Он трезво смотрит на добро и зло, что помогает ему бороться с ложью и лицемерием, получая радость от достижения справедливости

6. Он равнодушен к лести, аплодисментам, популярности, статусу, престижу, деньгам, почестям, но умеет чувствовать благодарность судьбе за удачу

7. Он ненавидит коррупцию, жестокость, злобу, нечестность, напыщенность, фальшь, мошенничество и борется с ними

8. Ему присуща ответственность хозяина, который понимает больше остальных, им нравится привносить закон и порядок в хаос или в суету, он ненавидит ситуации утраты моральных ориентиров

9. Ему нравится направлять или отдавать деньги на дела, которые признаются важными, полезными, стоящими, им нравится помогать достойным людям

10. Он получает большое удовольствие от знакомства и общения с отважными, честными, креативными людьми; ему нравится смотреть на счастливого человека и способствовать его счастью

Выводы по итогам выполнения задания:

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Авторитарный лидер – лидер, единолично управляющий группой людей и принимающий на себя всю полноту ответственности за нее.

Авторитарность – 1) абсолютизация власти одного лица;

2)социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

Авторитет – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении. Должности, статусе и т.д.;

2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Альтруизм – бескорыстная забота человека о благе других, готовность жертвовать своими интересами.

Амбиция – обостренное самолюбие, завышенные претензии.

Аниматер – душа компании.

Апломб – излишняя самоуверенность, проявляющаяся в речи, в поведении.

Аттракция – 1) привлекательность одного человека для другого (других);

2) когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторая социальная установка, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Власть – возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей и ли групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права насилия

Властолюбие – стремление к власти над людьми, удовлетворение по мере достижения этой цели. 

Деловые качества – способность разграничивать потребности и в соответствии с этим формулировать деловую задачу; решимость и энергия в реализации цели при рациональном использовании ресурсов; способность формулировать цели и организовывать людей на их достижение, создавая необходимые стимулы.

Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания.

Коллектив – органическое единство организации и психологической группы. Группа людей, объединенная общими целями и задачами, достигшая в процессе совместной социально значимой деятельности высокого уровня развития.

Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Различают формальное (закрепленное юридически, назначенное) и неформальное лидерство (реально признаваемое коллективом). Оптимальным является сочетание официального и неофициального лидера в одном человеке.

Лидерство – 1)отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений; 2) способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Выделяют бытовой тип Л.(в семье, в классе, в учебной или досуговой группе и т.п.); соц. тип Л. (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т.п.); политический тип Л. (государственные, общественные деятели).

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как продукт общественного развития, и включенность человека в систему социальных отношений.

Неформальный лидер – человек, способный влиять на настроение людей и управлять ими.

Руководитель – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих качеств, способностей; потребность в самосовершенствовании. В реализации своего потенциала.

Самопрезентация – умение подать себя, вызвать к себе внимание и интерес.

Уровень притязания личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным им.

Формальный лидер – официально назначенный руководитель.

Харизма – особые личностные качества, притягательные для окружающих, позволяющие влиять на людей, убеждать их с своей правоте и вдохновлять на общее дело (данное понятие тесно связано с аттракцией и лидерством). Харизма – то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый, положительный жизненный смысл.

Харизматический авторитет – обозначает власть лидера, ставшую законной благодаря его исключительной личной или эмоциональной привлекательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по воспитательной работе "Бригантина"

Программа расчитана на 6 лет. направлена на развитие лидерских качеств ребёнка. Воспитание самоуправления в клаасном коллективе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ( на 2 года) в 8 «А» классе на 2013-2015 уч. год

Программа воспитательной работы 8 «А» класса ( на 2 года: 8-9 класс)«Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно мыслить»Пояснительная запискаВедущие критерии:Социальная активность...

Рабочая программа по воспитательной работе в 5 классе.

Реализация целей и задач предполагает:•    Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;•...

Рабочая программа по воспитательной работе. 6 класс.

Цель данной программы:Формирование ответственного отношения у учебе, уважительного отношения к одноклассникам, обучение использованию полученных знаний в   повседневной жизни. Защита, ...

рабочая программа по воспитательной работе 7 "г" класс

Тематическое планирование для детей с умеренной умственной отсталостью....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ)

Структура воспитательной программы: 1.                Пояснительная записка.2....

Рабочая программа по воспитательной работе классного руководителя 8-9 класса на 2017-2018 гг.

Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческо...