Конспект учебного занятия по программе "Свободный"
методическая разработка (9 класс) по теме

Штаничева Ирина Вадимовна

Программа «Свободный» - программа формирования активной жизненной позиции и социальных навыков у учащихся через профилактику употребления табака, подготовлена специалистами в области образования и здравоохранения Архангельской области на основе норвежской программы профилактики употребления табака «Будь свободен от курения» (FRI). 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по программе «Свободный»

(Программа «Свободный» - программа формирования активной жизненной позиции и социальных навыков у учащихся через профилактику употребления табака, подготовлена специалистами в области образования и здравоохранения Архангельской области на основе норвежской программы профилактики употребления табака «Будь свободен от курения» (FRI).

Учитель: Квашнина Анна Николаевна, учитель математики, классный руководитель.

Штаничева Ирина Вадимовна, заместитель директора по воспитательной работе.

Тема: «Легко ли отказаться от курения?»

Класс: 9 «Б»

Тип класса - общеобразовательный

Форма занятия – обобщение и систематизация знаний

Форма организации деятельности учащихся –фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения:

- рерпродуктивный

- моделирование

-  анализирование

Формы реализации методов: фронтальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: наглядные, дидактические материалы, мультимедиа.

Цель: объяснить неблагоприятные последствия употребления  табака и преимущества отказа от него

Задачи:

1.Выявить, как неблагоприятные последствия воздействия табака влияют на  здоровье человека на различных этапах жизни.

2.Объяснить, как человек и общество в целом могут предотвратить неблагоприятные последствия употребления табака на здоровье.

3. Проанализировать, каковы  преимущества  отказа от табака  для здоровья человека.

4. Сформировать навыки интеллектуально-творческой работы в группе у учащихся.

Структура  учебного  занятия

Этапы

Дидактическая задача

Время

1.

Организация  начала занятия

Подготовка учащихся к работе, проведение «Мозгового штурма»

4

2.

Постановка цели

Целеполагание

2

3.

Презентация «Факты о курении»

Систематизация знаний по теме «Факты о курении»

5

4.

Организация и реализация  различных видов деятельности

  • Работа в парах

  • Работа в группах

Проверить умение анализировать и демонстрировать знания по теме.

Поверить умение систематизировать информацию посредством составления

интеллект-карты

4

25

5.

Подведение итогов

Рефлексия

5

Конспект занятия.

Учитель:

1.Ситуация: Ваш одноклассник нашёл информацию о курении: в России курят 65% мужчин и 30% женщин и задаёт тебе  вопрос: «Если курить так вредно, почему же так много людей курят?» Что Вы ответите?

Ответы уч-ся:  зависимость, привычка, подражание, модно, не быть «белой вороной», слабо…

Мозговой штурм: на доске – фраза «Почему люди курят?», учащиеся подходят и записывают свои ответы, аргументируют.

Учитель:

2.

Почему люди  курят?

Мы не найдём аналогов этой привычки у других представителей живой природы. Глотая дым, только люди могут получать удовольствие. Нанизывать колечки друг на друга, может быть, и «прикольно», но вряд ли подростки и взрослые видят в этом смысл жизни. Значит, главное не столько во внешних атрибутах, сколько в особенностях веществ, входящих в состав табака. От них человек почти сразу становится зависимым и попадает в «рабство».

Учитель:

Чтобы не стать  «рабом» этой пагубной  привычки, что,  на ваш взгляд,  может сделать человек?

(учащиеся предлагают свои варианты)

А если человек уже зависим от курения, что в этой ситуации он может сделать? (учащиеся предлагают свои варианты и делают вывод:Человек должен отказаться от курения!

Учитель:

А легко ли это сделать? В этом и предстоит нам разобраться на сегодняшнем занятии. Предложите, какой может быть тема занятия? Учащиеся предлагают свои варианты и формулируют общую тему занятия.

Тема занятия «Легко ли отказаться от курения?»

Учитель:

Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить на занятии. (Учащиеся формулируют задачи)

3. Презентация «Факты о курении».

Учитель:

Предложенные факты еще раз убеждают нас в том, что курение очень опасно для здоровья человека и всего человечества, это утверждали и многие великие люди. Предлагаю вам поработать в парах и, выполнив задание, прочитайте высказывание французского писателя О.Бальзака, а также прокомментировать его.

Задания для выполнения в парах.

Задание1:

Ходом шахматного коня, начиная со значка *, прочитайте высказывание французского писателя О.Бальзака (1799-1850).

Объясните  смысл высказывания.

вред

*

разрушает

целые

ХХХ

отупляет

приносит

ххх

Табак

телу,

нации.

разум,

Учащиеся должны отгадать фразу: «Табак приносит вред телу, отупляет разум, разрушает целые нации» и дать свои комментарии.

Учитель:

Проблема борьбы с курением – это глобальная проблема, которая стоит перед всем человечеством , но все таки многое зависит от каждого из нас. Предлагаю вам подумать над следующим вопросом.

Задание 2:

Продолжите фразу.

Для того, чтобы люди меньше курили, мы (я)  предлагаем_________________________________________________________

(Учащиеся выступают, обсуждают предложения, выявляют наиболее удачные,  оценивают работу друг друга).

Учитель:

Мы знаем, что курение опасно не только для самих курильщиков, но и очень опасно для их окружения. В том числе и маленькие дети подвергаются риску пассивного курения. И даже еще  не появившись на свет, в утробе матери, многие из них уже испытывают неблагоприятные последствия.

Предлагаю поработать в парах и определить неблагоприятные последствия влияющие на организм человека в разные периоды его жизни, а также указать преимущества отказа от курения на каждом этапе жизни. Для выполнения этого задания мы должны вспомнить правила составления интеллект-карт.

(Учащиеся разбиваются на группы, каждой группе выдается задание и раздаточный материал с правилами составления интеллект-карты – см. Приложенгие).

После выполнения задания каждой группе предоставляется слово для защиты своей интеллект-карты.

Составление  интеллект - карты  «Факты о курении»

Темы:

Группа 1  «Факты о ребенке в утробе матери»

Какие неблагоприятные последствия испытывает ребенок, находящийся в утробе матери, если мать  курит?

Какие преимущества в том, что мать не курит?

Найдите как  можно больше фактов!

Группа 2 «Факты о молодежи и табаке»

Какие неблагоприятные последствия может испытывать молодежь, начавшая курить?

Какие преимущества в том, что молодежь не курит?

Найдите как  можно больше фактов!

Группа3 «Факты о семье и табаке»

Какие неблагоприятные последствия испытывает семь, если родители

курят?

Какие преимущества в том, что родители никогда не курили?

Найдите как  можно больше фактов!

Группа 4 «Факты о пожилых людях и табаке»

Какие неблагоприятные последствия испытывают пожилые люди, если они курили на протяжении многих лет?

Какие преимущества в том, что пожилые люди  никогда не курили?

Найдите как  можно больше фактов!

Выступления учащихся. В ходе выступления учащиеся оценивают работу учащихся из других групп, вносят свои предложения.

Учитель:

Давайте подведем итог нашего занятия.

(учащимся предлагается рефлексия)

Достигли ли мы с вами поставленной  цели урока?

Какие знания использовались для достижения цели?

Всё ли у вас получалось?

В чём были затруднения?

Учитель:

Основная цель всех занятий по программе «Свободный» - научиться делать выбор. Главное, чтобы это был правильный выбор. Надеюсь, в вопросе «Курить или не курить?» вы свой выбор уже сделали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факты о курении

Слайд 2

Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80; Каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжелым заболеванием кровеносных сосудов; Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшиться более чем на 8 лет; Выкурив 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы В семьях курильщиков некурящие члены семьи в среднем на 20% чаще заболевают раком желудка, на 35% раком легких, чем в семьях, в которых не курят Информация к размышлению

Слайд 3

СТАТИСТИКА В Европе живет 850 млн. человек. 100 млн. в год умрет от курения и заболеваний, вызванных курением: 3-5% онкология, 95-97% сердечно-сосудистые заболевания 71% смертей, вызванных наркотиками происходит от никотина 90% курящих хочет бросить курить, 75% не удается В России ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает 500 тысяч человек.

Слайд 4

Статистика В России курят 58 % мужчин и 12 % женщин. По сравнению с некурящими, длительнокурящие : - в 13 раз чаще заболевают стенокардией, - в 12 раз чаще - инфарктом миокарда, - в 10 раз - язвой желудка.

Слайд 5

Курение увеличивает риск Курильщики составляют 96 - 99% всех больных раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов. Курение во время беременности увеличивает риск ее неблагоприятного завершения почти в 2 раза.

Слайд 9

Вред для окружающих Курильщики подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «пассивное курение» . Это можно пояснить следующим: средняя концентрация никотина в организме некурящих людей после полуторачасового пребывания в накуренном и непроветренном помещении увеличивается в 8 раз .

Слайд 10

Вред курения для подростков Курение подростков вызывает тревогу по нескольким причинам. Во–первых , те кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь . Во-вторых , курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак, эмфизема легких).

Слайд 11

У курящего подростка Снижается интеллект Ухудшается память, внимание Замедляется рост Ухудшается внешний вид

Слайд 12

Курение и Подростки Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Все больше подростков оказывается втянутыми в курение со школьной скамьи. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка - ПОЛ ПАЧКИ По результатам исследований Колумбийского Университета (Нью-Йорк) выявлен новый вредный эффект от курения: беспричинный страх. Тинэйджеры, которые выкуривают в день больше одной пачки сигарет, подвержены приступам беспричинной паники в 15 раз больше, чем их некурящие сверстники.

Слайд 13

Курение В наше время каждый второй человек курит. Много написано про курение: «Курение убивает», « Курение способствует возникновению рака », «Курение убивает мозг» можно привести тысяча примеров, но это никому не нужно. Люди, зная что курение вредит, здоровью все равно курят по две, по три пачки в день. Ведь каждая скуренная сигарета уменьшает человеку жизнь на 15 минут . Теперь представьте что человек в день скурил 10 сигарет т.е. у него жизнь уменьшилась на 7 дней . А это продолжается изо дня в дне, из года в год.

Слайд 14

Легко ли бросить курить? В интернете многих пользователей волнует вопрос « как бросить курить быстро?» и задают этот вопрос огромное количество пользователей (80000 в месяц ). Согласитесь, огромное число людей пытаются найти для себя ответы на вопрос «как бросить курить?». Никотиновая зависимость – именно она не дает бросить курить. Бросить курить - это очень тяжелый процесс, но люди выдерживают его и становятся независимыми, здоровыми людьми.

Слайд 15

Не попади и ты в этот «капкан курения»!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...