Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему
«Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Самое главное при проведении этой формы - дать ребёнку самостоятельно сделать открытие (приготовление микропрепарата). Ребёнок должен сам уметь находить ответы на вопросы, а условия для этих открытий должен создавать учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта занятия внеурочной деятельности
Учитель: Воронина Лариса Африкановна
Класс: 6
Краткая аннотация к занятию: «Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Самое главное при проведении этой формы - дать ребёнку самостоятельно сделать открытие (приготовление микропрепарата). Ребёнок должен сам уметь находить ответы на вопросы, а условия для этих открытий должен создавать учитель.
Направление, название: Общеинтеллектуальное, «Мудрый совенок»
Тип учебного занятия: Обучающее, тренировочное занятие по отработке умений и навыков
Тема занятия: «Лаборатория анатомии растений»
Цели занятия:
Образовательные: способствовать формированию умений и навыков работы с микроскопом, лабораторным оборудованием, растительными биологическими объектами; организация экспериментальной деятельности обучающихся;
Развивающие: развитие умений сотрудничать с педагогом и сверстниками, работать в парах – устанавливать рабочие отношения и находить общее решение;
Воспитательные: формирование культуры межличностного общения, чувства ответственности за выполненную работу при организации парной работы.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: наблюдать и осуществлять эксперимент под руководством учителя;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение действовать по образцу, алгоритму;
Коммуникативные УУД: формулировать и аргументировать собственное мнение, умение слушать друг друга, задавать вопросы, оформлять свою мысль в устной речи;
Личностные УУД: осознавать ответственность к результатам своего и общего труда.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Виды деятельности: беседа, работа в парах при выполнении практической работы
Вид используемых на занятии средств и оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- микроскопы;
- набор «юного исследователя»: предметное и покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, фильтровальная бумага, канцелярский нож, реактивы;
- растительный объект: кусочки стебля герани;
- дидактический материал.
План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности.
Организационный этап.
Учитель: Добрый день уважаемые гости и ребята. Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Подготовительный этап.
Учитель: За окном весна и природа пробуждается от зимнего сна. Давайте поздороваемся и с ней.
Учащиеся читают стихотворение (слайд 1)
Здравствуй, природа! Темной ночью грозовою?
Здравствуй степь, Кто в глуши твоей таится,
Здравствуйте горы, Что за зверь, какая птица?
Здравствуй лес. Все открой не утаи,
Ты о чем шумишь листвою Ты же видишь, мы – свои!
Учитель: Но не только у природы есть свои тайны. Чтобы начать сегодняшнее занятие я предлагаю вам тоже разгадать тайну. Куда мы с вами отправимся сегодня в путешествие? Обратите внимание на рабочие столы. Что вы видите?
Учащиеся: Микроскопы, наборы юных исследователей.
Учитель: Как вы думаете, где мы с вами оказались?
Учащиеся: (высказывают предположения) В лаборатории.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в лабораторию анатомии растений. Скажите, что делают в лаборатории?
Учащиеся: Узнают, что – то новое и интересное
Учитель: Действительно сегодня каждый из вас будет исследователем и для себя сделает открытие.
Основной этап.
Девиз нашего занятия такой (слайд 2)
« Сегодня вновь мы будем наблюдать, делать выводы и рассуждать»
Итак, начнем!
Учитель: Посмотрите, на столах лежит дидактический материал (учащиеся находят словарик «юного исследователя»)
Задание: Установите соответствие между понятием и его содержанием, соединив левый и правый столбец.
1Микроскопическое срез морфологического органа растительного
исследование объекта, выполненный перпендикулярно
вертикальной оси этого органа.
2 Микропрепарат исследование, при котором рассматривается
анатомическое строение различных органов
растений.
3 Поперечный препарат исследуемого объекта,
срез подготовленный на предметном стекле
с целью его дальнейшего
изучения под микроскопом.
Учащиеся (поработав со словариками) определяют цель и задачи занятия (слайд3)
ЦЕЛЬ: Провести микроскопическое исследование стебля растения.
ЗАДАЧИ: Приготовить временный микропрепарат поперечного среза стебля;
Рассмотреть его под микроскопом.
Учитель: Для работы в лаборатории вспомним правила.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ (слайд 4)
- Бережно относиться к микроскопам и всему оборудованию, которое предоставляется для приготовления микропрепаратов.
- Учащиеся должны строго соблюдать правила техники безопасности: осторожно обращаться с колющими (препаровальные иглы) и режущими (бритвенные лезвия и канцелярские ножи, предметные и покровные стекла) предметами.
- После завершения работы каждый ученик должен привести в порядок свое рабочее место: перевести объективы микроскопа на малое увеличение, вымыть и вытереть стекла после приготовления микропрепаратов, сложить инструменты в пенал.
Учитель: При приготовлении микропрепарата могут возникнуть трудности, поэтому учащимся предоставляется (видеопроект) пошаговый алгоритм приготовления микропрепарата ученицей 11 класса Гатауллиной Анастасией. На данном занятии она является вашим старшим наставником.
Учащиеся: Во время просмотра планируют и проговаривают последовательность своих действий в паре.
Учитель: Вы услышали вопрос от наставника. Какой?
Учащиеся: Что вы увидите на приготовленном микропрепарате?
(проговаривают вопрос).
Учитель: Какие предметные знания необходимы, чтобы ответить на вопрос?
Учащиеся: Знания по теме стебель.
Учитель: Предлагает задание «Шахматная связка»
Задание: Используя слова по горизонтали, вертикали и диагонали показать взаимосвязь между функциями и строением стебля.
Опорная | Камбий | Луб |
Запасающая | Древесина | Сердцевина |
Проводящая | Ситовидные трубки | Сосуды |
Учащиеся: Выполняют практическую работу «Приготовление микропрепарата поперечного среза стебля герани» под руководством учителя. Для этого в парах распределяются обязанности по подготовке микроскопа к работе и приготовления микропрепарата (см. приложение 2).
Итоговый этап.
Учитель: Возвращается к цели и задачам, поставленным вначале занятия.
Учащиеся: Высказывают свое мнение, ассоциации, мысли «Продолжи фразы» (слайд 5)
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне это пригодится …
Учащиеся: Приводят в порядок свое рабочее место.
Рефлексивный этап (рефлексия деятельности).
«Лестница успеха»
Приложение №1
Словарик юного исследователя
1Микроскопическое срез морфологического органа растительного
исследование объекта, выполненный перпендикулярно
вертикальной оси этого органа.
2 Микропрепарат исследование, при котором рассматривается
анатомическое строение различных органов
растений.
3 Поперечный препарат исследуемого объекта,
срез подготовленный на предметном стекле
с целью его дальнейшего
изучения под микроскопом.
«Шахматная связка»
Задание: Используя слова по горизонтали, вертикали и диагонали показать взаимосвязь между функциями и строением стебля.
Опорная | Камбий | Луб |
Запасающая | Древесина | Сердцевина |
Проводящая | Ситовидные трубки | Сосуды |
Приложение № 2
Практическая работа по теме: приготовление микропрепарата поперечного среза стебля.
При изготовлении временных микропрепаратов необходимо соблюдать следующую последовательность операций:
• Нанести на предметное стекло пипеткой каплю жидкости (воды, глицерина, раствора, реактива или красителя);
• Сделать срез изучаемого органа при помощи лезвия. Лезвие ножа должно быть очень острым. Кладем растительный объект на предметное стекло и делаем сразу несколько срезов. Лезвие и объект все время смачивать.
• Выбрать самый тонкий срез, перенести его с помощью препаровальной иглы в центр предметного стекла в каплю воды;
• Затем воду удалить при помощи фильтровальной бумаги и поместить срез в каплю глицерина.
• Закрыть срез покровным стеклом так, чтобы под него не попал воздух. Для этого покровное стекло взять двумя пальцами за грани и подвести под углом нижнюю грань к краю капли глицерина и плавно его опустить;
• Если жидкости много, и она вытекает из-под покровного стекла, удалить ее при помощи фильтровальной бумаги. Если же под покровным стеклом остались места, заполненные воздухом, то добавить жидкость, поместив ее каплю рядом с краем покровного стекла, а с противоположной стороны фильтровальную бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-441943-1398510109.jpg)
Конспект учебного занятия по изготовлению композиции из засушенных растений и цветов.«Панно из сухоцветов»
Панно выполняется из сухих листьев и цветов.Есть разные способы составления композиций и панно из сухих листьев и цветов. Их можно просто поставить в вазу, сделать из них аппликацию, украсить ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/24/picture-102539-1498312346.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Тема занятияОригами в руках математикаКлассификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)Занятие направлено на закрепление изученного, н...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595025-1424108908.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по легкой атлетике
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по теме «Техника бега на короткие дистанции»....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-777115-1570614184.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»
Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые ведут занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я пыталась систематичировать и обо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/13/picture-929686-1497341104.jpg)
План- конспект учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История для обучающихся курс 1 40.02.02 Правоохранительная деятельность по теме "Накануне мировой войны".
План- конспект учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История для обучающихся курс 1 40.02.02 Правоохранительная деятельность по теме "Накануне мировой войны". Конспект поможет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/19/picture-666744-1645253966.jpg)
План-конспект учебного занятия "Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве"
Раздел 3. ГеометрияТема 3.5. Координаты и векторыЗанятие 24. Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве Цель занятия: формировать у обучающихся знания о прямоугольной де...