КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка на тему

Кустубаев Айдар Тлеумуратович

Автор описывает (из опыта работы)

«Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И   ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ

 (из опыта работы).

Направление «Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога».

                                                                 А.Т.Кустубаев, учитель технологии

 МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений – дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на  формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.

       Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с учетом возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.

       Дополнительное образование охватывает, пожалуй, все сферы интересов – музыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскурсии по родному краю, всего не перечесть.

       Для решения проблемы становления и развития дополнительного образования используется внеурочные формы развития организация занятий: факультативы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и  художественные школы. Их главная задача – активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.

Кружковые занятия дают большие возможности для развития творческих способностей учащихся.  Вызывая интерес к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным, у него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. 

        Я являюсь руководителем творческого объединения «Резьба по дереву».     Целью обучения кружка является формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

 Обучение предполагает   решение следующих задач:

  • раскрытие, перед воспитанниками, истоков  и роли  народного творчества, декоративно - прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • способствование  социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе посредством возможностей творческого труда по программе кружковой  деятельности.

  Учебный материал программы  я распределил с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным,  тесно связанных между собой разделам. Работая с детьми, формирую такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развиваю эстетический   вкус и глазомер. Постоянная работа с природоматериалом  способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.

На этих занятиях ребята по своему желанию создают красивые и полезные вещи из древесины. Это наборы кухонной утвари, оригинальные сувениры, панно, шкатулки, подсвечники, брелоки и т.д. Изделия учеников демонстрируются на  школьных выставках декоративно-прикладного искусства, а также на районных  выставках творчества школьников, где ребята  занимают призовые места.

В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, и реализацию их потенциальных возможностей,  для повышения их творческого потенциала, я провожу подготовку к таким мероприятиям, как:

  • предметные недели;
  • предметные олимпиады;
  • научно-практические конференции;
  • творческие конкурсы;
  • экскурсионная работа;
  • творческие проекты, рефераты.

С 2009г. в школе начала  функционировать  «Школа юного исследователя». Результатом деятельности кружка стало проведение ежегодного конкурса «Фестиваль учебных проектов» и НОУ, где все желающие могут представлять и защищать свои проекты. Мои воспитанники  стали не только активными участниками  этих конкурсов, но и  стали занимать  призовые места.

Для вовлечения «трудных детей» в кружковую работу применяю технологию индивидуальной   поддержки ребёнка - технология гуманной педагогики

 К. Роджерса, один из главных принципов которого, — безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, Принцип уважения к личности ученика, учета индивидуальности в обучении вполне совмещается с  требовательностью к школьнику. В прошлом кружок   посещали дети с «трудной» судьбой - это Баташуров Е,  Ядогаев Адучи, Тадыкин Петя, Кужаков Айдын, Якимов Юра и многие другие. Сейчас они выпускники и некоторые из них выбрали учебные заведения технического направления.  Есть  выпускники, которые продолжили свою учебную деятельность в СПТУ 28 г. Горно-Алтайске:  Арляпов Ваня, Ачубаев Аманжол, Чичинов Владислав и другие.

              Для сплочения кружковцев устраиваю  спортивные игры  футбол, волейбол в  школьном спортзале.  Особое место в работе объединения занимают экскурсии, прогулки  в лес. На всех сезонных каникулах учащиеся совершают походы  в лес с целью  экскурсии и  активного отдыха на природе. Запланированные выходы сочетают  в себе теоретические сведения и  возможность выбора заготовки  материалов к работе кружка, служат развитием познавательного интереса детей, средством общения.

По традиции школы с кружковцами участвуем в акциях «Помоги другу», «Ветеран живет рядом», «Открытка» (поздравление ветеранов с праздником Днем Победы),  уборка школьной территории, озеленение школьного двора, участвуем в конкурсах рисунков «Сохраним  природу», «Зелёная планета глазами детей»- выпускаем стенгазету.

Диаграмма   динамики численности   кружковцев.

.

Анализ диаграммы показывает, что за последние три года наблюдается

положительная динамика увеличение количества учащихся за три года.

Возрастная характеристика кружковцев:    

Всего детей

0-6 лет

7-9 лет

10-14 лет

15-17 лет

28

Кол-во

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

28

7

25%

10

35,7%

8

28,5%

3

10,7%

                     

                        Диаграмма  возрастной  характеристики  кружковцев.

Анализ показывает, что основной состав кружковцев –

учащиеся начальных классов.

         Кружок пользуется популярностью у мальчишек, так как здесь они получают навыки работы с такими инструментами как ножёвка, штихель и д.р. В кружке ребята учатся сочетать трудовые умения и способность видеть и создавать прекрасное. Они своими руками создают замечательные работы, которые стали не только прекрасным подарком для близких и друзей, но и украшением интерьера.

 Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Кружковцы станут  людьми, понимающими красоту. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.

Воспитывая  нравственно-эстетическую культуру и трудолюбие у своих детей, хочется видеть с их стороны понимание, послушание, уважение. И когда я вижу радостные, приветливые, понимающие лица, большей награды мне и не надо.

Свою главную задачу вижу в том, чтобы дать возможность раскрыться индивидуальности каждого ученика, сделать так, чтобы дети учились с увлечением, и в большинстве случаев мне это удается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с наглядно- иллюстративным материалом на уроках литературы как одна из форм активизации эстетического воспитания учащихся" (5-9 кл)

Данная статья предназначена учителям - словесникам, работающим в 5-9 классах. Интеграция элементов различных видов искусств на уроках литературы способствует развитию эстетических чувств учащихся....

«Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся»

Тема моего выступления «Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся».        Своё выступление я хочу начать словами персидского философ...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....

Кружковая работа как одна из форм профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль кружковой работы на развитие обучающихся и их подготовку к осознанному выбору профессии. ...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...