«Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся»
статья (русский язык) по теме

Зарипова Айсылу Рустамовна

 

Тема моего выступления «Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся».

        Своё выступление я хочу начать словами персидского философа 13 века Шейха Саади:

«Умен ты или глуп

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!»

        Как мы все понимаем, именно слово и речь является показателем общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Большеменгерская средняя общеобразовательная школа Атнинского муниципального района РТ

                                                  Доклад

Тема: «Кружковая работа в целях повышения общей языковой   культуры учащихся»

Выступила учитель русского языка

и литературы Зарипова А.Р.

2012 г

Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся.

Тема моего выступления «Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся».

        Своё выступление я хочу начать словами персидского философа 13 века Шейха Саади:

«Умен ты или глуп

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!»

        Как мы все понимаем, именно слово и речь является показателем общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

        Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на школьный период. Учитель обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать культуру речи и всех её выразительных возможностей.

        И для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. способствовать развитию социально значимых качеств личности школьника: речевых, коммуникативных, поведенческих;
  2. обучить использованию языка как средства общения и самовыражения.

Задачи эти непростые и в рамках урока реализовывать их бывает трудно. Мы прекрасно понимаем, что на уроках должны пройти определенную тему, охватить определённый круг вопросов. А интерпретировать эти вопросы с вопросами о культуре речи учащегося не всегда получается. Выход я нашла в кружковых занятиях. Ведь на кружки собираются учащиеся, интересующиеся одной и той же областью. Здесь нет принуждения, есть только мотивация изучения. А значит, работать намного легче и интереснее.

Итак, как же я формирую речевую культуру учащихся на кружковых занятиях? Мой кружок сам по себе был ориентирован на формирование культуры речи. И я хочу представить интересные моменты из жизни кружка.

  1. Самое первое – это демонстрация эпизода из кинофильма «Двенадцать стульев» (экранизация романа Ильфа и Петрова). Здесь учащиеся заметили интересный персонаж – Эллочку Людоедку (22 глава романа). Для выражения всего многообразия своих чувств ей вполне хватало 30 слов. Персонаж вызвал смех у учащихся, и, конечно же, никто бы не хотел стать похожим на нее.
  2. Так же на кружке велась работа с периодическим материалом: журналы, газеты, реклама. Мы обсуждали вопросы , касающиеся современной культуры речи, дискутировали на определённые темы.
  3. Одним из эффективных методов формирования культуры речи учащихся, я считаю, является применение игровых, ролевых ситуаций. В любом случае игры способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, повышает интерес. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор»

Учащимся предлагаются предложения, в них нужно исправить речевые ошибки. Примеры вы видите на слайде.

(Он так мало знает! Какой он невежа!

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Написать свою автобиографию.

Моё геологическое дерево.)

Игра  «Вам пришло смс-сообщение»

Здесь уже мы замечаем молодёжный сленг, жаргон. Учащиеся должны подобрать нейтральные, общеупотребительные слова и изменить предложение. Посредством таких игр, учащиеся сами приходят к тому, что искажать язык – не красиво.

        

Так же, учащиеся трудились над проектами, т.е. это был конечный результат их деятельности. Образовались две подгруппы, учащиеся выбрали темы и работали над ними. Темы следующие: «Молодёжный сленг» и «Слово в периодической печати». На самом последнем занятии подгруппы защищали проекты.

        Хочется отметить, что посредством исследовательской деятельности учащиеся сами делают выводы, находят ответы на вопросы, экспериментируют. И главное, они все приходят к единому мнению, что только человек с культурной речью сможет достичь своих целей. Стать конкурентоспособным и коммуникабельным. Я пожелала бы, чтоб все учащиеся смогли это понять и стали развивать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся

Статья, посвященная словарной работе на уроках русского языка...

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры ( из опыта работы)

Главным в обучении правописанию является правило и его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако оно возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфоргамму. ...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ

Автор описывает (из опыта работы)«Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога»....

Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся

Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся...

План работы по ликвидации пробелов в знаниях и график работы с целью повышения обученности по алгебре с учащимся 8 класса

План работы  по ликвидации пробелов в знаниях и график работы с целью повышения обученности по алгебре с учащимся  8 класса...

Формы и методы работы по повышению языковой культуры учащихся 1 – 11 классов

В последнее время остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального ра...

Использование приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах с целью повышения уровня читательской грамотности учащихся

В данной статье представляю приёмы, которые использую в своей практике с целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы. Их применение на уроке позволяет осуществлять индивидуальный под...