Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
по географии (7 класс) на тему
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для активизации познавательной деятельности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot_o_rabote_nad_metodicheskoy_temoy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт о работе над методической темой
учителя географии высшей категории ГБОУ СОШ № 448 ВАО ДО г.Москвы Орловой Елены Алексеевны.
Название методической темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии через создание игровых ситуаций.»
Цели работы над данной методической темой:
1.Выявление возможности через игровые ситуации при изучении географии
активизировать познавательную деятельность учащихся.
2.Разработка методики проведения игровых ситуаций на уроках географии и во внеурочных мероприятиях.
3.Создание игровых ситуаций при изучении географии и проведение анализа их влияния на успеваемость и качество обученности учащихся.
Срок работы над темой 3 лет. Начало работы в 2010-2011 учебном году.
План работы:
1.Изучение проблемы данной темы по методическим материалам и разработкам учителей –предметников, передового опыта педагогов-новаторов.
2.Разработка игровых моментов для использования при изучении географии.
3.Применение игровых ситуаций на уроках географии с целью активизации познавательной учебной деятельности учащихся.
4.Анализ итогов применяемых методик игровых ситуаций при изучении географии.
5.Проведение открытых мероприятий с использованием игровых ситуаций на уроках географии с целью обмена передовым опытом.
6.Систематизация игровых ситуаций по классам и обобщающим темам.
7.Создание библиотеки по данной теме в кабинете географии.
На мой взгляд, выбранная мной тема является на сегодняшний день одной из самых актуальных. С помощью игровых ситуаций можно активно развивать познавательную деятельность учащихся в любом изучаемом в школе предмете, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к учению в целом, и учатся в основном по принуждению родителей и учителей.
Ситуация ,близкая к жизненной, создаваемая на уроке, позволяет в ненавязчивой, необычной, нестандартной форме вести учебный процесс.
С детских лет ребёнок ,находясь в состоянии игры, с её помощью легче познаёт
окружающий мир, взрослую жизнь. Поэтому я уверена, что игровые ситуации в самых разнообразных формах на уроках и во внеурочное время должны использоваться наряду со всем многообразием других форм и методов обучения в школе, причём на всех её ступенях (начальная, средняя, старшая.)
Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей, применяя её, я добиваюсь решения многих учебных задач. Если для моих учеников урок географии становится интересным, и они с удовольствием готовятся к нему,
Значит, я достигла главной цели - приобретенные знания учащимися по моему предмету будут на высоком уровне.
При выполнении опережающих заданий для уроков с игровыми ситуациями ребята развивают и закрепляют навыки в работе с научно-популярной литературой, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого материала заставляет детей думать и видеть плоды своего труда.
Задача каждого учителя – превратить свой урок в праздник науки, решить её мне помогает применение игровых ситуаций, которые вызывают у детей интерес к географии как науке о природе Земли ,без которой невозможно существование человечества ,позволяют раскрыть свой талант, помогают связать науку с реальной жизнью.
Даже самые трудные и слабые дети раскрываются в игровых ситуациях, стараются внести свой вклад в работу группы или бригады, в состав которой они входят, с другой стороны, сильные ученики, как правило, выполняющие роль ведущего, стараются помочь им в выполнении географических заданий.
Тем самым реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся и контролю знаний, кроме этого решается очень важный воспитательный момент-развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе, взаимопомощь в различных ситуациях.
При подготовке к ролевым играм или игровым урокам, внеклассным мероприятиям, учащимся необходимо применение знаний по другим предметам: истории, химии, математике; часто дети художественно оформляют свои работы, что даёт широкие возможности для осуществления межпредметных связей. Участвуя в серьёзных деловых играх (например урок-пресс конференция и т.п.),ребята чувствуют себя в роли взрослых людей, это вырабатывает чувство ответственности за других, за решение ,которое они принимают, за выполнение поставленных задач.
Игровые ситуации могут очень сильно варьироваться в зависимости от поставленных целей, по времени и технологии проведения.
Например, предлагаю ребятам найти географические ошибки в «Путевых заметках непутёвого барона Мюнхгаузена»,они по ходу чтения рассказа выписывают допущенные ошибки.
Один из вариантов для 7 класса по теме «Евразия»: «Итак, мы отправляемся в кругосветное путешествие вокруг Евразии. Начало нашего маршрута в Чёрном море, откуда наш корабль через Гибралтарский пролив попадает в Средиземное море, здесь на острове Занзибар мы пополнили наши запасы и отправились дальше по пути экспедиции Афанасия Никитина. Через пролив Босфор, обогнув Скандинавский полуостров, мы вышли в холодный и суровый Атлантический океан. И т.д.»
При проведении географических КВН или других внеклассных мероприятий я обязательно включаю такие диктанты в качестве одного из конкурсов. Дети и сами прекрасно составляют такие диктанты. Часто предлагаю ученикам такой вид диктантов : «Помоги барону Мюнхгаузену или капитану Врунгелю правильно определить к какому материку относятся данные географические названия» (в 7 классе, обобщающий урок по материкам). Перечисляю географические названия и понятия, а дети группируют их по материкам в заранее подготовленные карточки.
Например: вади,вельвичия,Килиманджаро,кенгуру,пингвин,бумеранг,Дарлинг,Виктория,и,айсберг,Беллинсгаузен,жираф,Атлас,Лазарев,Анды,Анхель,ехидна,Эребусс,Тасмания,Лабрадор и т.д.Этот вариант диктанта можно использовать после прохождения большого раздела или темы в 6-9 классах. В этой работе продолжаю игровую ситуацию, предложив ученикам самоконтроль или взаимопроверку результатов работы с выставлением оценок.
Создание игровой ситуации на уроке может быть вызвано проблемой изучаемой темы, поставленной перед учащимися, это позволяет заинтересовать ребят и показать необходимость её изучения. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Географические координаты» в начале урока я предлагаю детям помочь судну ,терпящему бедствие «Русское научно-исследовательское судно «Ермак» терпит бедствие, в эфир передан сигнал SOS и координаты места катастрофы с.ш., в.д. Нам необходимо узнать откуда быстрее придёт помощь морякам. А для этого мы должны , как можно быстрее научиться определять координаты. Итак, приступим к работе.»
Далее идёт объяснение нового материала, а в конце урока решается проблема, поставленная в его начале. Такое проблемно-игровое обоснование темы можно использовать во всех параллелях при изучении самых различных тем.
В 2011-2012 учебном году работа над методической темой проходила по следующим этапам:
1.Изучение передового опыта учителей ,использующих в работе игровые ситуации по методической литературе и на соответствующих сайтах интернета.
2.Подбор материалов и разработка собственных материалов игровых ситуаций на уроках географии в 6-7 классах.
3.Применение игровых ситуаций на уроках географии, во внеурочных мероприятиях (олимпиада по географии, неделя географии в школе.)
4.Проведён анализ результатов применения игровых ситуаций на уроках географии в 6-7 классах (выявлено повышение активности и результативности учащихся в среднем на 25% по сравнению с аналогичным уроком без включения игровых моментов).
5.Проведён открытый урок в форме урока-зачёта, полностью построенный на игровых ситуациях.(проходил в День открытых дверей в ГОУ СОШ №448 на базе 8 А класса по теме «География России. Обобщение».)
На уроке присутствовали родители учащихся 8 А класса, учителя, администрация школы. Урок был высоко оценен детьми и взрослыми.
Отзывы сданы завучу СОШ № 448.
6.Созданы методические разработки:
1.Открытого урока «Гидросфера. Обобщение.» 6 класс.
2. Внеурочного мероприятия «Звёздный час.»
3.Урок брейн- ринг «Южные материки.» 7 класс.
4.Урок-зачёт «География России. Обобщение.»
7.Посещение уроков учителей-предметников и открытых мероприятий с целью изучения передового опыта по данной методической теме.
В этом учебном году 2012-2013 работа над методической темой проходила по следующим этапам:
1.Изучение передового опыта учителей ,использующих в работе игровые ситуации по методической литературе и на соответствующих сайтах интернета.
2.Подбор материалов и разработка собственных материалов игровых ситуаций на уроках географии в 8 классах.
3.Применение игровых ситуаций на уроках географии, во внеурочных мероприятиях (олимпиада по географии, неделя географии в школе.)
4.Проведён анализ результатов применения игровых ситуаций на уроках географии в 8 классах (выявлено повышение активности и результативности учащихся в среднем на 15% по сравнению с аналогичным уроком без включения игровых моментов).
5.Проведён открытый урок на базе 7а класса по теме «Обобщение. Северная Америка» в форме «Брейн-ринга» на День открытых дверей. Присутствовали родители учащихся ,председатель МО Плешко Н.В.Урок получил хорошие отзывы от учеников и гостей.
6.Созданы и размещены на моём мини-сайте на nsportal.ru методические разработки уроков с использованием игровых ситуаций:
1.Географическая викторина 6 класс.
2.Географический КВН 7 класс.
7.Включение игровых ситуаций на уроках географии в 6-10 классах с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся.
8.Выполнение творческих заданий учащимися в форме презентаций. При изучении темы : «Страны мира» - предложено быть экскурсоводом и освещать самые интересные достопримечательности .Задания такого плана активизируют деятельность учеников по добыванию новых знаний.
9.Посещение открытых мероприятий на День открытых дверей с целью изучения опыта учителей по данной методической теме.
Учитель географии ГБОУ СОШ № 448 Орлова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование знаний, умений, навыков учащихся, развитие их учебно-познавательной деятельности и воспитание личностных качеств через различные формы уроков ( в системе).
Выступление на педагогическом совете...
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...
Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения
Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....
Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...
Обобщение опыта работы по теме « Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока».
Обобщение опыта работы....
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...