"Работа с наглядно- иллюстративным материалом на уроках литературы как одна из форм активизации эстетического воспитания учащихся" (5-9 кл)
статья по литературе на тему

Иванушкина Татьяна Васильевна

Данная статья предназначена учителям - словесникам, работающим в 5-9 классах. Интеграция элементов различных видов искусств на уроках литературы способствует развитию эстетических чувств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа  с наглядно – иллюстративным материалом на уроках литературы как одна из форм активизации эстетического воспитания учащихся»

   Эстетическое воспитание неразрывно связано с развитием речи на уроках русского языка и литературы, невозможно проводить работу по развитию речи учащихся, не включая в нее элементы эстетического воздействия.

    Дети любознательны и восприимчивы к искусству. Они бы полюбили и поняли оперу Чайковского «Иоланта», его балет «Лебединое озеро», если бы увидели все это на сцене, полюбили бы классическую музыку и живопись, если бы мы могли регулярно знакомить с ними своих учеников. Но, к сожалению, мы, учителя сельских школ, не имеем такой возможности: ведь в районе нет ни театров, ни филармонии, ни картинной галереи. И приобщать школьников к прекрасному, вечным ценностям настоящего искусства  мы должны на уроках русского языка и литературы.

    Конечно, вы можете возразить мне, что сейчас приобщаться к миру прекрасного школьники вполне могут самостоятельно: компьютеры, сайты, интернет, мобильная связь. Да, возможно, это так. Электронная техника творит чудеса: не выходя из дома, человек, может  побывать в самых экзотических местах, увидеть то, что никогда бы он не увидел даже в самых смелых путешествиях, может заглянуть в самые знаменитые картинные галереи, услышать самую красивую музыку, может заниматься самообразованием, не вставая из-за своего письменного стола. Да, это все так.

       Работа по эстетическому воспитанию ложится на плечи учителей русского  языка и литературы, истории, живописи. Учителя – словесники на своих уроках должны стремиться воспитывать эстетическое восприятие жизни, художественный вкус, опираясь  в изучении программных тем на произведения живописи и скульптуры, и используя как работы известных художников, так и рисунки самих учащихся. Например, после изучения творчества поэтов я нахожу время для урока, который  я назвала «Красота родной  земли». Название его может меняться, может меняться структура урока (в зависимости от класса), но основная идея урока  - показать учащимся близость искусства слова и живописи, дать им понять, что «художник  - тот же поэт» (А. Саврасов), отталкиваясь от понятного, любимого художественного творчества и воспитывая доброе отношение к природе, желание оберегать ее, чувство единства  природы  и человека (кстати, по своему эмоциональному воздействию на ум и сердце школьников эти уроки могут дать гораздо больше, чем самая лучшая лекция об охране природы)

   На такие уроки дети приносят свои рисунки с изображением дорогих их сердцу уголков природы. Лучшие из этих рисунков, выполненные в цвете, мы разместили в классе вместе с репродукциями картин известных художников. На занятии использовались соответствующие возрастным особенностям семиклассникам стихи и над выразительными чтением пейзажных описаний, способам толкования непонятных слов. В начале урока, сообщив тему, я ставлю перед учениками задачу - «всмотреться»  в картины природы, как живописные, так и картин, попутно дети отвечают на вопросы, что и как изображено на картине (имеется в виду цветовая гамма, форма и расположение  предметов), какое настроение она придает.

 - Представьте, что вы писатели или поэты. Как бы вы описали эту картину?

   Работа над репродукцией той или иной картины сопровождается чтением словесной зарисовки-пейзажа известного поэта или писателя, которая тематически близка к произведению живописи. Вот, например, несколько таких блоков.

1.Дмитриевский «Улыбка весны», Рушиц «Весна» - стихотворение М. Исаковского, строки Чехова.

2.И. Левитан «Сумерки. Луна» - цитата из  К. Паустовского

3.Г. Глущенко «Зимний день» - стихи И. Никитина и А.С. Пушкина и т.п.

         Я заранее отрабатываю с учениками выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов, выделяя слова и словосочетания, которые не понятны учащимся, толкую их с помощью синонимов.

  На уроке были использованы и репродукции картин казахских художников. Появление таких репродукций всегда вызывает неподдельный интерес учащихся. Если казахская литература, имена   казахских писателей знакомы в какой-то степени детям, то имена художников, их картины она встречают впервые. Например, Кастеев А. «Летнее пастбище», Н. Тансыкбаев «Вечер», А. Исмаилов «Долина джейранов» и др. Особенный интерес детей вызывает всегда картина Накисбекова «Тополя детства». Рассматривая ее, мы читаем стихотворение Ж. Саина «Детство». Спрашиваю у ребят, о чем эти стихотворные строчки. Они говорят, что это стихотворение о доброй поре детства и т.д. И вновь мы обращаемся к картине «Тополя детства», описываем ее: «А теперь давайте послушаем стихи казахских поэтов, которые по своему содержанию подходят к картине «Тополя детства» (два заранее подготовленного ученика читают отрывки из стихов Аймакова и Жакыпбекова). Обобщение по такому уроку делают обычно сами дети. Например, художник создает картины природы красками, а писатель - словами, но у них одна цель - показать красоту родной земли и ее неразрывную связь с человеком и т.п.

Такие уроки, по-моему, способствуют накоплению эстетического опыта школьников, воспитанию художественного вкуса.

     Планируя уроки литературы, я всегда задумываюсь над тем, как эффективно использовать музыку и кино, живопись и художественное слово на этих уроках, научить детей понимать и любить искусство. И когда к работе над тем или иным произведением привлекается изобразительное искусство-смысл, сюжет, герои произведений воспринимаются ярче, образнее запоминается надолго, воздействуют на эстетические чувства. Кроме того, на таких уроках дети хорошо усваивают такие понятия - идея, тема, сюжет, пейзаж, описание повествование и т.п.

Начиная учебный год, в ходе бесед, с помощью анкетирования выясняю, какую музыку любят, например, семиклассники, есть ли у них любимые художники. Им, конечно, более  близка  музыка эстрадная. Чтобы хоть как - то приоткрыть дверь в мир музыкальной классики, один из первых уроков в 9 классе посвящаю теме «Литература и музыка». Выразительно слово учителя, прослушивание грамзаписи произведений русских зарубежных композиторов, демонстрация фотографий – сцен из балетов и т.д. -  все это существенно влияет на эстетические чувства ребят. А позже на уроках литературы я использовала любую возможность, чтобы старшеклассники слушали классическую музыку в связи с изучением  того или иного произведения. Например, на уроках, посвященных роману Пушкина «Евгений Онегин», звучали арии Татьяны и Ленского, хор девушек из Чайковского. В музыкальном сопровождении проходил и урок – лекция «тема любви и дружбы в лирике Пушкина». Готовясь к нему, я пользовалась воспоминаниями А. Керн о Пушкине, книгой Раневского «Портреты заговорили» и другими источниками. Читая и анализирую стихотворения  «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил», «Сожженное письмо» и другие стихотворения, слушая романсы на эти стихи, ребята чувствуют задушевность, нежность, музыкальность, его строк. А если учесть, что такой урок проходит в особой обстановке – при свечах, стилизованном под прошлый век оформление кабинета, соответствующих  веку  Пушкина, костюмах ведущего и участников – то можно предположить, такое сильнейшее эмоциональное воздействие происходит на умы и сердца ребят, воспитывает интерес к литературе.

   На таком уроке говорим  и об операх,  в основу которых легли произведения  Пушкина: «Евгений Онегин», Чайковского «Борис Годунов», Мусоргского «Алеко», Рахманинова и др., прослушиваем фрагменты из них. Изучение творчества Пушкина вообще представляет неисчерпаемые возможности для ознакомления ребят с  классической музыкой, живописью, для приобщения их  к прекрасному, воспитывает эстетический вкус и культуру речи и общения.

   Эстетическое воспитание в чистом виде не может существовать. Оно включает в себя использование на уроках живописи, скульптуры, классической музыки, песен, романсов, что помогает в учениках пробуждать душевность, искренность, воспитывает их отзывчивыми на добро и красоту – в жизни, в поэзии, в музыке (в качестве примера можно привести урок-обобщение, построенный с элементами концерта: тема урока - «Стихи Есенина о природе»). В ходе такого урока  анализировались средства художественный изобразительности, используемые С. Есениным и казахским поэтом Мукагали Макатаевым. В творчестве  этих поэтов  много общего, сходного. Основная тема, вокруг которой идет разговор, и которая определяла подбор стихотворений русского и казахского поэтов - родная природа в их творчестве. На этом уроке были использованы иллюстрации картин русских и казахских  художников, посвященных теме природы. Этот урок, я думаю, надолго запомнился старшеклассникам, тем более, что в конце урока прозвучали в исполнении учеников и в грамзаписи песни на стихи Есенина и Макатаева.

Эстетическое воспитание на таких уроках идет ненавязчиво, незаметно, а элементы развития речи, примененные на этом уроке помогают учащимся в формировании эстетического вкуса, проведение уроков с использованием музыки, живописи, художественного слова способствуют эстетическому и духовному развитию. Следовательно, в воспитание эмоциональной восприимчивости, эстетического вкуса ведущая роль принадлежит  содружеству различных видов искусству на уроках литературы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметные недели – одна из форм активизации творческого потенциала учащихся.

В плане проведения недели иностранного языка предусмотрены уроки и внеклассные мероприятия в оригинальной,  нетрадиционной форме. Их цель - не только развитие основных видов речевой деятельности,...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ

Автор описывает (из опыта работы)«Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога»....

Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...

«Совершенствование навыков коммуникативной компетенции как одна из форм активизации креативности учащихся»

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются. Основ...

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...