Программа внеурочной деятельности. "Клуб исследователей"
рабочая программа (5 класс) на тему

Кравцова Наталья Владимировна

Цели программы:

1. Расширить кругозор детей.

2. Подготовка и защита исследовательской или проектной работы.

3. Подготовка учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1.  Знакомство со структурой и правилами оформления исследовательской и проектной работы.

2.  Формирование умений по работе с научной литературой, другими источниками.

3.  Организация работы по написанию и защите работ учащихся.

4.  Совершенствование практических умений и навыков учащихся в представлении и защите работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochki_5_klass.docx152.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Донгузловская общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

Составитель: Кравцова Н.В.

Срок реализации программы: 1 год

Структура программы

1.  Пояснительная записка…………………………………………………3 стр.

2.  Тематический план…………………………………. . . ……………….5 стр.

3.  Содержание программы…………………………………………………6 стр.

4.  Планируемые результаты освоения программы………………….……7 стр.

5.  Список литературы..……………………………………………….……11 стр.

6. Приложение…………………………………...………………………….12 стр.

Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности.

Программа обеспечивает вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность учащихся 5 класса. Актуальность программы обусловлена тем, что универсальные учебные действия, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации  учебно- исследовательских проектов в старшем звене школы. В современном обществе востребованы одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы. На школьной скамье возникает интерес ко всему новому, поэтому необходимо создать условия для творческой интеллектуальной деятельности.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Цели программы:

1. Расширить кругозор детей.

2. Подготовка и защита исследовательской или проектной работы.

3. Подготовка учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1.  Знакомство со структурой и правилами оформления исследовательской и проектной работы.

2.  Формирование умений по работе с научной литературой, другими источниками.

3.  Организация работы по написанию и защите работ учащихся.

4.  Совершенствование практических умений и навыков учащихся в представлении и защите работы.

Основные принципы программы

 Принцип системности

 Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации 

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры 

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых 

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи 

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности 

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

Принцип стимулирования

 Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

·  Защита исследовательской работы на классной конференции.

·  Участие в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Формы работы

Кол-во часов

1.

1. Цели и задачи программы.

2. Структура работы.

3. Выбор темы.

Групповая работа

2

2.

1. Введение. Тема, цель, задачи, проблема, методы, гипотеза, объект и предмет исследования.

2. Практикум с текстами прошлых лет.

Практикум.

2

3.

1. Основная часть. Теоретические вопросы и их освещение.

2. Практикум с текстами прошлых лет и новыми материалами.

Практикум.

2

4.

1. Работа с литературой, Интернет-источниками.

2. Правила оформления.

Практикум

2

5.

1. Методы, применяемые в практической (исследовательской) части.

2. Применение методов.

3. Оформление результатов исследования (графики, диаграммы).

Практикум.

3

6.

1. Заключение. Значение для работы. Оформление.

2. Практикум с текстами прошлых лет и новыми материалами.

Практикум.

2

7.

1. Обобщение материалов исследования. Правила оформления исследовательской и проектной работы.

2. Практикум с текстами прошлых лет и новыми материалами

Практикум

2

8.

1.Список литературы.

2. Оформление.

Практикум

2

9.

1. Проект, его отличие от исследования.

2. Оформление проекта

Практикум

2

10.

Индивидуальные консультации

Практикум

10

11

Представление и защита работы.

5

12.

Подведение итогов

1

ИТОГО

35

11

24

Содержание программы

1. Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность. Практикумы.(21 ч)

Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования.

Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Работа с литературой, Интернет-источниками. Методы, применяемые в практической (исследовательской) части. Культура оформления исследовательской работы.

Проект, его отличие от исследования. Оформление проекта.

2.  Проработка индивидуальных исследовательских тем. (10ч)

Актуальные темы исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным проблемам современности, консультации по индивидуальным исследовательским темам.

3. Конференция научного общества учащихся. (4 ч)

Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Участие в классной конференции. Участие в конференциях разного уровня.

Планируемые результаты освоения программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; логике и правилах проведения научного исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, населяющим его народам, к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности, сотрудничеству; человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; публичного выступления; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

 В результате изучения курса «Клуб исследователей «Наутилус»» обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о

 природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;  обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и

культуры, получат возможность осознать своё место в мире;

  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;  

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Ученик  получит возможность научиться:  

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

описывать  достопримечательности родного края;

находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион;  различать прошлое, настоящее, будущее;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Ученик получит возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Ученик  научится:

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  различать способ и результат действия.

Ученик  получит возможность научиться:

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия

 Ученик  научится:  

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Ученик  получит возможность научиться: 

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Ученик научится:  

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  формулировать собственное мнение и позицию;

  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  

задавать вопросы;

  использовать речь для регуляции своего действия;

  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик  получит возможность научиться: 

 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с  партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Список литературы и ресурсов

1.  Анашина Н. Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр: в 2 частях. - Ярославль.: Академия развития., 2006

2.  Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение., 2012.

3.  Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов –М. Просвещение., 2012.

http://s_perspect.edu54.ru/DswMedia/Data/Issledovatel.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

Об исследовании и проектировании (теория)

 

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны то лишь узкой группе специалистов – научным работникам,  разведчикам, следователям и может быть еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

 

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

 

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской творческой задачи под руководством специалиста.

 

Исследование – бескорыстный поиск истины. Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». 

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне. 

 В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует  обучать  и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.

Наблюдать и экспериментировать любят все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту деятельность, они иногда оказываются способны получать интересные результаты. 

Презентация детской работы

 

В каком виде представляются детские работы? Этот важный вопрос естественно возникает у каждого потенциального участника и его руководителя.

  

Элементарные требования к работе.

*        Работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

*        Представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

*        Презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком;    

*        Автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

 

Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Необязательно предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.

Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Поэтому еще один блок критериев – познавательные потребности и исследовательское мастерство.

 

Исследователю очень важно уметь самостоятельно мыслить, иметь разносторонние знания, обладать потребностями познавать новое и исследовательскими способностями, но итоги своего исследования надо не просто изложить другим – их надо защитить. Поэтому важной группой критериев при оценке детской работы является проявление способностей к представлению своих результатов. Особенно ценится хорошая речь, свободное владение материалом, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

 

Все эти критерии отражены в рекомендуемом бланке оценок детских работ (таб. 1).

 

http://s_perspect.edu54.ru/DswMedia/Data/Issledovatel.files/image005.jpg

Экскурсии

Экскурсия традиционно рассматривается как один эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников. Достоинства экскурсии, как нельзя лучше подчеркивает несколько «затершееся» от частого употребления, но от того не переставшее быть верным утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 

 Еще в начале ХХ века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место. Она рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Некоторыми педагогами даже утверждалось, что существует особый экскурсионно-исследовательский метод обучения. Вряд ли с этим можно согласиться, скорее об экскурсии следует говорить как об одной из форм организации учебной деятельности, которая может и должна использоваться при проведении детьми собственных исследований.

 

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Часто экскурсия,  служит стартовой площадкой для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцирует большое количество самых разных гипотез. 

Например – «Экскурсия по школе». Познание «начинается с удивления тому, что обыденно». Если на обычную для всех нас школьную жизнь взглянуть глазами других людей обязательно заметишь что-то необычное. Увидишь проблемы, которые незаметны на первый взгляд.

 

В этих экскурсиях детям можно предложить пройти по школе и посмотреть на все глазами приглашенных взрослых (родителей или педагогов из других школ, городов, инженеров и др.). В итоге могут появиться интересные исследования и детские творческие проекты («Проект школьной доски нового поколения», «Техника и технология борьбы с шумом на переменах» и др.).

Коллекционирование

Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную способность к классифицированию и систематизации.   

 

Коллекционирование - занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт как: целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. Оно привлекательно тем, что с полным правом может быть отнесено к исследовательской деятельности. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.

 

Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Систематизация собранных материалов – в полном смысле слова научная задача. Выступление с докладом перед сверстниками и педагогами мобилизует личностную сферу и интеллект ребенка.

 

Опыт показывает, что если педагогам и психологам удается найти в этом деле союзников в лице родителей, то работа эта идет очень активно и приносит множество ценных плодов. Кроме того, если спонтанно, без стимулирования взрослых, коллекционированием увлекаются преимущественно одаренные дети, то даже при минимальном стимулировании со стороны взрослых все дети с интересом погружаются в эту работу.

 

Вот один из методических приемов, который был разработан и успешно использовался в одной из московских экспериментальных школ. Обычно работа эта проводится с первым классом. С ребятами договаривались собирать коллекции. Каждый обязательно выбирал то, что он будет коллекционировать. Кто-то изъявлял желание коллекционировать ключи от старых замков, кто-то монеты, пуговицы, камушки, раковины. А чтобы коллекции собирались быстрее договаривались, собирать их вместе всем классом. Например, каждый, кто найдет коллекционные (ненужные) ключи, принесет и отдаст их тому, кто собирает коллекцию ключей. Аналогично - каждый, кто найдет интересный камушек, обязательно подарит его тому, кто готовит коллекцию камушков.

 

В этих условиях коллекции собирались стремительно. В короткий срок в школьном центре «обогащения содержания образования» формировалось множество разноплановых и очень любопытных коллекций. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договаривались, что коллекционеры принесут из дома металлические или крепкие картонные коробки из-под, печенья конфет и др. И каждый будет аккуратно складывать добытые материалы.

 

Коробки коллекционеров быстро наполнялись множеством удивительно ценных вещей. Педагоги всячески стремились стимулировать авторов к изучению собранных материалов. Знакомясь с новыми поступлениями, педагогии и психологи постоянно обращались с вопросами к авторам коллекции и те с удовольствием просвещали спрашивающих. Дети сами находили много информации о мраморовидных известняках, ключах от сейфовых замков, или раковинах, в которых вырастают настоящие жемчужины.

 

Завершение работы – публичный доклад, рассказ о коллекциях. Коллекционированием можно заниматься всю жизнь, но на сборы своих первых коллекций было потрачено пока только несколько недель. За это время каждый ребенок собрал собственную коллекцию, тщательно изучил и систематизировал все собранные материалы. Подготовил короткое сообщение и выступил с ним перед одноклассниками.

Методика – «продолжи исследование»

Это еще одна методика, позволяющая включить детей в процесс самостоятельного исследовательского поиска.

 

Из научно-популярных журналов и газет педагоги выписывают отрывки статей, немного редактируют их для того, чтобы они лучше воспринимались детьми и предлагают им продолжить работу в направлении, указанном в отрывке.

 

Прочитав полученный отрывок, ребенок собирает материал, где это только возможно: в энциклопедиях, словарях, научных и научно-популярных книгах, возможно делает собственные наблюдения, проводит эксперименты, пытается давать определения основным понятиям, высказывать суждения, делать необходимые умозаключения и др. 

 

Каждый ребенок выбирает себе отрывок и начинает работу. Как показывает практика иногда полезно обходиться и без выбора. На этом этапе возможны разные варианты. Так, например, педагог периодически может сам выдавать детям отрывки определенной тематики, например – «экологические». И предлагать каждому ребенку провести собственное исследование по тому направлению, которое ему случайно досталось. Затем (обычно на это требуется несколько недель работы вне класса) когда работы закончены, заслушиваются и обсуждаются доклады каждого ученика. Тому, чей доклад был признан лучшим, предлагают выступить в роли научного редактора сборника научных трудов класса.

 

Научный редактор собирает работы у всех участников и помогает каждому их довести до уровня «публикаций». После чего текст печатается на компьютере.

 

Возможен и интересен также другой вариант, когда всем детям в классе выдается один и тот же отрывок. Направления поиска могут быть очень разными. При подведении итогов в этом случае ярче заметны самые глубокие, самые оригинальные разработки.

 

Более подробно данная методика и варианты текстов для детей изложены в книге – Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучения – М., Ось-89. 2006.

 

Тематика детских исследований

 

Какими могут быть темы детских исследований. Все бесконечное разнообразие возможных тем, для исследовательской работы и творческого проектирования детей можно условно объединить в три основные группы:

  1. фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор, разрабатывает парк фантастических растений или разрабатывает проект домашнего робота. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированным из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.
  2. эмпирические – темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы. Например, ребенок изучая живую и неживую природу, кроме изучения книг по теме своей работы, разрабатывает и проводит наблюдения, эксперименты, обобщает полученные данные, делает на этой основе умозаключения и выводы.
  3. теоретические – темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.

 

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований с детьми.

 

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные можно представить выявленные сведения для обсуждения.

 

Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходима хорошо развитое аналитическое мышление и интуиция.

 

Правила выбора темы

 

Общие  замечания по поводу определения проблем детских исследований и выбора тем. Условно можно назвать их правилами «выбора темы» исследования:              

*        Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание, что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

 

*        Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная», для каждого ребенка, в данный момент его развития, тема – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором». 

 

 

*        Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Темы детей должны быть оригинальными. Оригинальность, в данном случае, следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные, точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

 

*        Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

 

*        Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом (психологом), поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у руководителя. Для того, чтобы этот интерес соблюсти надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, на то, в чем вы сами хорошо разбираетесь.

 

*        Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам. Принципиально иначе все это выглядит в исследовательском обучении. Исследуя проблему с ребенком можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.  

 

Кроме этого, выбирая тему надо учитывать:

 

*        Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения, по-разному, с различной степенью глубины.

 

*        Желания и возможности. Выбирая проблему нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

 

Структурирование содержания исследовательского обучения

 

Общая классификация тем детских работ

С точки зрения педагогической психологии и теории обучения, «информация» становится «знанием», тогда когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда, она, образно говоря, контактируя с прежним багажом знаний, находит за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке – «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому необходимо систематическое обучение. Хаотичное обучение, непоследовательное не дает большого эффекта.

 

Чтобы систематизировать процесс учебных исследований можно воспользоваться приведенной ниже классификацией. Она не является догмой и может быть дополнена или сокращена. Но важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.

 

Первый уровень классификации – «общие направления исследований»:

1. Живая природа                       

2. Человек                       

3. Общество                       

4. Культура

5. Земля

6. Вселенная 

7. Наука

8. Техника

9. Экономика

 

Второй уровень классификации – «основные науки и виды деятельности»:

Живая природа:

1.Зоология

2.Ботаника

3.Генетика

4.Природопользование (сельское  хозяйство).

 

Человек:

1.Происхождение человека

2.Развитие человеческого организма

3.Медицина

4.Психология человека

5.Деятельность

6.Выдающиеся мыслители

 

Общество:

1.Цивилизации

2.Государства и страны

3.История

4.Демография

5.Государственные деятели

 

Культура:

1.Язык

2.Религия

3.Искусство

4.Образование

 

Земля:

1.География

2.Климат

3.Строение Земли

 

Вселенная:

1.Галактики

2.Солнце

3.Звезды

4.Инопланетные цивилизации

 

Наука:

1.Математика

2.Физика

3.Химия

4.Астрономия

5.История науки

 

Техника:

1.Траспорт.

2.Промышленность.

3.Техническое конструирование и дизайн.

4.Строительство.

 

Экономика:

1.Финансы и производство.

2.Деньги и торговля.

3.Банки.

 

Возможно и, безусловно, полезно и более дробное деление. Например: 1-й уровень - «общее направление» - «наука»; 2-й уровень - «математика»; 3-й уровень - «число», «измерение», «основные законы» и др.

 

Рассмотрим теперь более конкретные аспекты, связанные с проведение исследований, по трем основным видам тем.

Систематизация результатов детских исследований

 

Исследовательское обучение всегда, и не без оснований, обвиняли в хаотичности, спонтанности, отсутствии систематичности. Это действительно серьезный недостаток и его надо стремиться преодолевать. Чтобы этого достичь предлагается специальный классификатор тематики детских исследований, изложенный выше.

 

Для повышения информативности детского исследования и обучения ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации полученных данных. Вопросы, содержащиеся в этой схеме, станут специфическими ключами к поиску.

 

Например, направление – «живая природа», область знаний – «зоология»:

1.Где живет?

2.Чем питается?

3.Основные особенности:

тип животного;

класс;

отряд;

семейство;

род;

вид.

4.Поведение.

5.Кто главные враги.

 

Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.) и данные «ключи», помогут «открыть двери в неизвестное» и при этом систематизировать полученные знания.

 

Практически так же с небольшими изменениями может выглядеть, алгоритм сбора информации по темам из биологии растений.

 

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений как: «выдающиеся мыслители» или «государственные деятели». В этом случае, можно воспользоваться примерно такой схемой:

1.Общая характеристика личности выдающегося человека.

2.Где и когда родился.

3.Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.).

4.Где провел жизнь.

5.Первые серьезные работы.

6.Основные достижения и результаты деятельности.

7.Основные работы о нем.

8.Как к нему относились современники.

9.Как к нему относятся в наше время.

 

Теперь выберем личность (например, Леонардо да Винчи, Петр I, Горацио Нельсон, М.В. Ломоносов, Сальвадор Дали  и др.) и эти вопросы, как и в предыдущем случае, станут «ключами помогающими открыть дверь в неизвестное».   

 

Еще один пример из общего направления «Земля», допустим, исследуем тему из раздела «география» – «Крупнейшие озера мира». Общий алгоритм обработки информации может быть таким:

1.Название крупнейших озер.

2.Их географическое положение.

3.Климатические условия.

4.Основные характеристики:

размеры (площадь, глубина и др.);

форма;

пресные или соленые.

5.Животный и растительный мир этих озер.

6.Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.

7.Характеристика экологической ситуации.

 

Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «вселенная», возьмем для примера тему «планеты солнечной системы»:

1.Перечень планет.

2.Происхождение названия.

3.Общая характеристика каждой:

размеры;

удаленность от Земли;

время обращения вокруг Солнца;

удаленность от Солнца.

4.Исследования планеты людьми.

5.Условия на планете.

 

Хочется подчеркнуть, что с автором исследования необходимо обязательно обсудить и доработать сам список этих вопросов. Каждая новая тема содержит в себе, что-то такое, что потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз дорабатывайте этот список.

 

Мониторинг учебно-исследовательской деятельности учащихся

 

О результате

Любая учебная работа ребенка, и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, понимая это, тем не менее, надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

 

Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире взрослых разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.

 

Проблема определения степени результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся лишь внешне представляется простой. На самом деле она очень сложна. Во-первых, надо четко определиться с тем, что следует считать результатом.

 

На всех этапах учебно-исследовательской работы педагогу нужно ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие психики ребенка. Речь идет, конечно же не только о интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы личности ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, необходимо заботиться о расширении детского кругозора, приобретении ребенком знаний, умений и навыков, развитии его социального интеллекта.

 

Этот результат не так нагляден, как иногда хотелось бы, а потому всегда возникает соблазн подменить его другим, важным, но все же второстепенным результатом. Это то, что создает ребенок «своей головой» и руками – доклад, макет, отчет и тому подобное.

 

Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная тема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок», или склеенный из бумаги макет и компьютерная презентация. Педагогический результат – это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые исследовательские знания, умения и навыки.

 

Конечно, талантливо выполненное исследование должно породить хороший доклад, красивые графики, четкие схемы и другие внешние проявления. И также как спортивные достижения не являются однозначным признаком здоровья, так и победы и поражения на конкурсах детских исследовательских работ, не являются стопроцентным свидетельством степени успешности учебно-исследовательской работы с детьми.  

 

Методика организации и проведения защиты итогов детского исследования и проектирования

Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Этап «защиты» выполненной исследовательской работы или реализованного проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Итоги защиты выступают важным фактором, формирования мотивации исследовательского поведения ребенка.

 

Информирование об итогах собственных творческих изысканий - попытка обучить этому других. «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я.А. Коменского, пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая, эту закономерность ребенок, изучивший, что-либо в результате собственных исследований, обычно стремится рассказать об этом другим. Часто оказывается, что сообщить об усвоенном, важно не столько для того, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает.

 

Важно, чтобы каждый ребенок понял, что о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита итогов исследования и подготовленного творческого проекта должна быть «публичной», с привлечением, как  авторов других работ, так и зрителей. Это могут быть: школьники из других классов, учителя, родители, гости школы. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку  зрения.

 

Планирование защиты детских исследовательских работ

Одной из первых задач возникающих при проработке проблемы защиты детских работ является проблема периодичности организации этих мероприятий. Зачастую педагогу хочется непременно четко спланировать - когда будет проводиться защита детских работ. Затем вписать этот срок в свои планы, и далее ни при каких условиях от намеченных дат не отступать.

 

При планировании сроков защит детских исследовательских работ следует учитывать, что мы имеем дело с творческими продуктами разных детей. Один принесет «готовую», полностью завершенную, с его точки зрения, работу через одну-две недели, другому потребуется на это несколько месяцев. Сроки зависят от темперамента, особенностей характера, уровня подготовленности ребенка, и, конечно, от предмета исследования. Если материал по созданию военного супер-вертолета можно собрать за неделю, то изучение поведения воробьев может растянуться на долгие недели и даже месяцы.

 

Вот ряд закономерностей, которые часто можно наблюдать в практике:

*        чем более подготовлен и интеллектуально одарен ребенок, тем больше времени он обычно тратит на проведение исследования;

*        чем экспрессивнее, экстравертированнее ребенок тем стремительней он завершит работу;

*        чем больше в теме нереального, фантастического, тем быстрее она реализуется детьми;

*        чем больше материалов по изучаемой проблеме способен найти ребенок , тем более продолжительными будут сроки его исследования.

*        чем больше детей участвует в выполнении одной работы (в случае если работа выполняется коллективно), тем больше срок ее создания.

 

Опыт показывает, что для того, чтобы защита как праздничное мероприятие была зрелищной надо, чтобы в один день защищалось не более 5-6-ти детских исследовательских работ или творческих проектов. Большее количество сообщений учащиеся даже старших классов не воспримут физически. Нет никакого смысла превращать такое увлекательное дело как защита детских исследований в истязание детей и приглашенных участников-зрителей.

 

Поэтому устанавливать срок защиты надо по мере готовности в классе 5-6 работ. Если ребенку, выполнившему свою работу, придется долго ждать защиты, он вполне может «перегореть», потерять к ней всякий интерес и в дальнейшем заинтересовать его аналогичной работой будет крайне сложно. Итак, первый этап – определение срока защиты мы прошли. Намечено время защиты первых 5-6-ти детских работ.

 

Проведение защиты

Надо стараться проводить защиту как праздничное мероприятие. Заранее определяется ведущий. Он является членом жюри и одновременно определяет порядок ведения работы.

 

Перед началом проводится жеребьевка и определяется порядок докладов. Затем каждый исследователь или группа представляющая одну работу, выходят на трибуну, делают свой доклад, отвечают на вопросы. После чего их оперативно сменяет следующие участники.

 

Каждый исследователь, а если исследование проводилось коллективно, то группа исследователей, получают 5-7 минут на доклад о своей работе. Им необходимо представить самую важную информацию о проделанной работе, продемонстрировать подготовленные схемы, чертежи, макеты, рисунки. Опыт показывает, что этого времени оказывается вполне достаточно.

 

Затем начинается еще один важный этап – ответы на вопросы. Право задавать вопросы имеют все присутствующие. На школьной конференции рекомендуется проводить защиту во второй половине школьного дня – чтобы правом в ней участвовать пользовались все школьники без исключения. Многие из них настолько хорошо осваивают искусство задавать вопросы, что могут «утопить» и, к сожалению значительно реже «поддержать», своими вопросами любого докладчика. Жюри необходимо дать задание внимательно следить за вопросами и по итогам защиты следует отметить не только тех, кто хорошо представил свои работы, но и тех, кто задавал умные интересные вопросы по существу дела. Время «вопросов и ответов» необходимо ограничить. Сделать это может ведущий. Обычно это делается за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов.

 

Как оценить итоги детских исследований

 

Самым ответственным и сложным моментом в работе жюри является оценка детских работ. Рассмотрим два варианта этой работы. В практике различных конкурсов используются оба. Первый – «ранжирование детских работ», используется на первых этапах, когда дети только включаются в собственную исследовательскую работу, второй - «деление работ по номинациям» целесообразнее использовать с детьми, имеющими опыт проведения собственных исследований.  

 

В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

 

Второй вариант – «оценка по номинациям». Ранжирование часто приносит вреда больше, чем пользы. Так разные исследовательские работы детей часто нет возможности распределить по местам – первое, второе … шестое. Каждый участник старался и сделанное им отличается от других лишь по содержанию, но не по качеству. В этом случае будет лучше, если жюри проявит собственную креативность и (пока идет защита) введет ряд номинаций. Например: «за самую оригинальную тему», «за самое оригинальное решение проблемы», «за высокую наблюдательность», «за лучший эксперимент», «за лучший доклад», «за самую глубокую проработку проблемы» и др. Таким образом, мы создаем возможность, не ранжируя авторов, наградить, отметить и поддержать каждого.  

   

Темы исследовательских работ и проектов школьников общей тематики:
А прочно ли куриное яйцо?

Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...

О некоторых способах  выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу

Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?

Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа

Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

 Почему скисает молоко?

Спать или не спать? Вот в чем вопрос!

Что такое микроскоп?

Что у нас в солонке и в сахарнице?

Окружающий мир

Темы исследовательских работ о природе:

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
"Белая береза под моим окном"
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился

Растения и ягоды

Темы исследовательских работ о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений
Одуванчик — маленькое солнышко
Портрет земляники
Посмотрите, одуванчик!
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение
Про вершки и корешки
Природное сообщество – луг
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз.

Комнатные растения

Темы исследовательских работ о комнатных растениях:
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок - бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты "бабушкиной герани"
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?

Огород

Темы исследовательских работ об огороде
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объеденье!
Без окон, без дверей полна горница людей
"Весёлая фасоль"
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
Подбор растений для альпинария
Польза картофеля для здоровья человека
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба
Сеньор-помидор
Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Лекарственные растения

Темы исследовательских проектов о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

Темы исследовательских работ о цветах:
Выгонка гиацинта к 8 Марта — "Подарок маме"
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
Мои любимые розы
Подари цветок маме
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
Подсолнух – солнечный цветок
Почему пахнут цветы?
Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
Путешествие по царству цветов. Ландыш
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник
Сохрани ландыш майский!
Тюльпан для мамы
Цветок Солнца
Цветок для мамы
Цветы для дома и души
Цветы в саду и дома
Чудесный мир ароматов
Я маме букет подарю…

Грибы

Темы исследовательских работ о грибах:
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?

Животные


Темы исследовательских работ о животных:
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто живет у нас в лесу?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто под бугорком живёт?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто ты, собака?
Кулинарные пристрастия белочки
Любимое домашнее животное
Люблю тебя, мой друг мохнатый!
Любознательный зверёк — белка
Люди и кошки.
Мамонты — древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир лошадей
Мир собак
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное — немецкая овчарка
Мое любимое животное — дельфин
Можно ли подружиться с лошадью?
Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои кошки
Мои любимые кролики
Мои любимые лошадки
Мои любимые хомячки
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг - собака
Мой домашний питомец — сирийский хомячок
Мой домашний питомец — скотч-терьер
Мой любимчик — морская свинка
Мой пушистый ласковый кот Рыжик
Мой рыжий непоседа — кот
Мой щенок: первый месяц жизни
Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
Моя любимая собака
Моя удивительная встреча с дельфинами
Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
Наблюдения за домашними и дикими мышами
Нам не страшен серый крыс!
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
Образ жизни и поведение моего кота
Образ жизни летучих мышей
Один день из жизни хомяка
О кошках
Олени — наши друзья
Отличие в поведении больших и маленьких собак
Поведение домашних свиней
Поведение кошек
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему тигр полосатый?
Почему у кошки в темноте светятся глаза?
Привычки и повадки моих кошек
Про зайцев...

Собаки в годы ВОВ


Пушистые чудики
Рядом с нами живут белки...
Свинья ли свинья?
Собака - друг человека
Собака друг человека или человек друг собаки?
Собака — настоящий друг
Содержание и воспитание щенка
"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
У кого длиннее хвост?
У кого язык на ноге?
Удивительные кошки
Удивительные дельфины
Удивительный мир динозавров-великанов
Умели ли динозавры летать?
Умеют ли животные считать?
Умственные способности кошки
Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
Хвостатые гидростроители
"Хвостик, хвост, хвостище"
Хомяк в поисках истины
Хомячки-пуховички
Хорёк. Может ли он заменить кошку?
Царь динозавров
Чей нос лучше?
Чем заяц отличается от кролика
Чем лечатся животные?
Что я знаю о дельфинах
Ягуар — величественный хищник
Я за любовь ко всем собакам.

Птицы

Темы исследовательских работ о птицах:

Как зимует воробей
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Кто такие амадины?
Курица - птица не простая!
Ласточка — вестник добра и счастья
Ласточкино гнездо
Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
Мир птиц
Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Мои журавлики
Мои любимые пингвины
Мои наблюдения за деревенской ласточкой
Мои певчие канарейки
Мои пернатые друзья
Мой волнистый друг
Мой домашний любимец — попугай Кеша
Мудрый ворон
Мы учили попугая
На крыльях весну принесли...
Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
Наблюдения за популяцией городской ласточки
Наблюдения за трясогузкой
О воробьях
Пернатые архитекторы
Поведение птиц зимой
Поведение синицы зимой

Покормите птиц зимой!
Поможем зимующим птицам
Попугай корелла. Мое маленькое исследование
Почему зимой птичка стучит в окно?
Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
Почему многие грачи зимой не улетают?
Почему попугайчик волнистый
Почему птицы летают?
Почему птицы осенью улетают?
Почему у снегиря грудка красная?
Птицы – наши друзья
Птицы двора нашей школы
Птицы за моим окном
Птицы — наши друзья
Что за птица воробей?
Что за птица эта галка?
Чудо из яйца
Чье это гнездо?
Чьи гнезда лучше?

Земноводные

Кто такие змеи?
Лягушка с душою царевны
Мир моей черепахи
Мой друг — черепаха
Моя домашняя черепаха
Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
Необычные ящерицы
О черепашках
Опасны ли змеи?
Полезны ли ящерицы?
Почему лягушки зеленые?
Почему у ящерицы хвост обрывается?
Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
Это сказочное существо – лягушка

Рыбы

Темы исследовательских работ о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки - какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
Наблюдение за рыбками-попугаями
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет...

Насекомые

Темы исследовательских работ о насекомых:
Комар: казнить нельзя, помиловать…
Кто живет в компьютере?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто такая медведка
Кто такие пауки?
Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
Медовая братва
Мир жуков
Мир стрекоз
Моё открытие о мухе
Моя коллекция насекомых
Муравьи и их царство
Муравьиная жизнь
Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
Наблюдение за циклом развития колорадского жука
Наблюдения за развитием муравейника
Насекомые моего двора
Насекомые. Какие они?
О пауках
Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
Ох уж эти комары!
Ох уж эти шершни!
Паук – человеку друг
Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
Порхающие цветы
Почему бабочки не живут в городе?
Почему водомерка ходит по воде?
Почему не тонет водомерка?
Про муравьев
Пчела — друг человека
Пчелиная семья
Разумны ли муравьи?
Сколько точек у божьей коровки?
Удивительный мир бабочек
Хвала пчеле!
Чем интересны пауки
Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Черви, улитки

Наблюдение за дождевым червяком
Не смотрите свысока на простого червяка

Бактерии и Микробы

Ах, эти бактерии!
Кто такие микробы?
Мир "невидимок" вокруг нас, или Как поймать микроба?

Экология

Темы исследовательских работ по экологии:
Были о пыли
Бездомные животные - проблема каждого из нас
Живая вода
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Охранять природу - значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Экология моего поселка
Экология нашего водоёма
Экопродукты моего огорода

Физкультура и основы здоровья

Если хочешь быть здоров
Здоровый образ жизни
Мой режим питания
Молоко полезно детям
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Польза и применение витаминов
Что такое витамины?

Химия

Выращивание кристалла из соли

Выращивание кристаллов в домашних условиях

Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»

Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»

I. Пояснительная записка               Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

Программа внеурочной деятельности клуба любителей английского языка

программа включает в себя пояснительную записку и содержание курса, тематическое планирование. программа расчитана на 35 часов...

Программа внеурочной деятельности "Клуб любителей музыки и театра"

Данная программа содержит темы занятий и программу посещения театров и концертных залов Санкт- Петербурга....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...