РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Во время работы по воспитанию этики общения на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_zanim.gram_.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Темрюк
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
муниципального образования Темрюкский район
Утверждено
решение педсовета протокол № ___
от «___» ______ 20__ г.
председатель педсовета
__________Л.В.Величко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности
Клуб «Занимательная грамматика»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11 лет
Учитель: Ванюхина Анна Александровна
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Во время работы по воспитанию этики общения на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Занятия проводятся 3 раз в неделю по 45 минут.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Сказочное царство слов. | 1 |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 |
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 |
6 -7 | В гостях у слов - родственников. | 2 |
8- 9 | Добрые слова. | 2 |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 |
11 | Архаичные слова. | 1 |
12-13 | Новые слова в русском языке. | 2 |
14 | Профессионализмы. | 1 |
15 | Жаргонизмы. | 1 |
16 | Диалектизмы. | 1 |
17 | Эмоционально окрашенные слова. | 1 |
18 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
19- 20 | Синонимы в русском языке. | 2 |
21 | Слова- антонимы. | 1 |
22 | Слова- омонимы. | 1 |
23 | Крылатые слова. | 1 |
24- 25 | В королевстве ошибок. | 2 |
26-27 | В стране Сочинителей. | 2 |
28-29 | Искусство красноречия. | 2 |
30 | Праздник творчества и игры. | 1 |
31- 32 | Трудные слова. | 2 |
33-34 | Анаграммы и метаграммы. | 2 |
35-36 | Шарады и логогрифы. | 2 |
37-38 | Откуда пришли наши имена. | 2 |
39-40 | Занимательное слообразование. | 2 |
41 | КВН по русскому языку. | 1 |
Фонетика и орфоэпия (9 часов) | ||
42 | Что такое орфоэпия? | 1 |
43-44 | Что такое фонография или звукозапись? | 2 |
45 | Звуки не буквы! | 1 |
46 | Звучащая строка. | 1 |
47 | Банты и шарфы. | 1 |
48 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
49-50 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 2 |
Лексикология (35 часов) | ||
51 | Имена вещей. | 1 |
52 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
53-54 | В царстве смыслов много дорог. | 2 |
55-56 | Как и почему появляются новые слова? | 2 |
57-58 | Многозначность слова. | 2 |
59 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 |
60 | Об одном и том же - разными словами. | 1 |
61-62 | Как возникают названия. | 2 |
63 | Слова – антиподы. | 1 |
64-65 | Фразеологические обороты. | 2 |
66 | Словари «чужих» слов. | 1 |
67 | Капитан и капуста. | 1 |
68 | «Он весь свободы торжество». | 1 |
69 | Мы говорим его стихами. | 1 |
70-71 | Слова, придуманные писателями. | 2 |
72-73 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 |
74-75 | Словарь языка Пушкина. | 2 |
76 | Смуглая Чернавка. | 1 |
77 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 |
78 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 |
79 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 |
80 | Словарь- грамотей. | 1 |
81-82 | Научная этимология. | 2 |
83 | Какие бывают имена? | 1 |
84 | Древнерусские имена. | 1 |
85 | Отчество и фамилия. | 1 |
Этика общения (17 часов). | ||
86 | «Волшебные слова». | 1 |
87 | Праздник «День Вежливости». | 1 |
88 | Чудесные превращения. Игры со словами. | 1 |
89 | Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. | 1 |
90 | Викторина «Угадай значение слова». | 1 |
91 | Викторина «Слова-близнецы». | 1 |
92 | Слова-друзья в устном народном творчестве. | 1 |
93 | Игра «Слова-противники». | 1 |
94 | Происхождение и жизнь слов вежливости. | 1 |
95 | Викторина «Пришли и прижились» | 1 |
96 | Конкурс «Непонятные слова». | 1 |
97 | Крылатые слова и выражения. | 1 |
98 | Праздник слов. | 1 |
99 | Игра «Умники и умницы». | 1 |
100 | Типы лингвистических словарей русского языка. | 1 |
101 | Итоговая викторина «Что кроется в слове?» | 1 |
102 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: 102ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 5-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб виртуальных путешественников"
Программа на 35 ч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков английского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности направлена на развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций совреме...
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС...
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Полиглот", 7 класс
Программа внеурочной деятельности клуба «Полиглот» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рекомендаций а...
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»
Цель программы: Активизация интеллектуальных интересов учащихся; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных условиях...