Комплексно игровой проект — «Я лидер»
классный час на тему
Комплексно игровой проект — «Я лидер»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno_igrovoy_proekt.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно игровой проект — «Я лидер»
Введение: | Комплексный игровой, проект представляет собой сумму малых проектов, каждый из которых является продолжением предыдущего. Одной из первоочередных задач в области воспитательной работы школы является создание и развитие органов ученического самоуправления. В школьные годы каждый ученик должен пройти путь взаимодействия, партнерства и новых управленческих отношений. Развитие и поддержка ученического самоуправления в школах, гимназиях и лицеях позволяет воспитывать молодое поколение так, чтобы дети и подростки не только понимали необходимость в управлении собственной жизнью, но и знали, как это делать. Участие подростков в работе органов самоуправления — это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе. |
Задачи: | Развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни, формирование организаторских умений и навыков, лидерских качеств, развитие коммуникабельности, привитие умения принимать коллективные решения, уважать чужое мнение, освоение правил организаторской работы, обеспечение возможности реализовать свои способности и таланты. |
Подготовительная работа: | Методическое оснащение: чистые белые или разноцветные листы бумаги, фломастеры. |
Этапы КТД: | |
Первый этап: | Игровой проект состоит из трех блоков: «Разминка», «Чемодан лидера», «Это пригодится лидеру всегда!». Ведущий: Каждый из вас, присутствующий здесь, является лидером класса, актива школы или компании сверстников. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что все мы должны учиться всю жизнь, «гореть» и «зажигать» других. Предлагаю открыть наш игровой проект стихами:
У нас должны быть свои правила и законы. Правила: |
Второй этап: | А теперь открываем нашу импровизированную школу «Лидер» и начинаем работать по первому блоку «Разминка» упражнением «Организаторское домино». Группа делится на две команды. Каждая команда имеет по одному фломастеру. На стене висит чистый лист ватмана. Общение друг с другом запрещено. Первый участник каждой команды подбегает к стене и рисует на чистом листе то, что он задумал, но всего один элемент рисунка. Затем передает фломастер следующему в своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее и понятнее закончит рисунок. А теперь дружно переходим ко второму упражнению «Геометрические фигуры». Каждая команда образует круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, всем членам команды, закрыв глаза, построиться квадратом, затем треугольником, а «высший пилотаж» — построить звезду. Можно использовать только устные переговоры. Ведущий наблюдает, кто из ребят организатор перемещений, а также делает вывод о сплоченности группы. Предполагаемый организатор-лидер получает карточку отличия. Упражнение «Фотосалон». Каждой группе предлагается ситуация: «Вас пригласили в фотосалон. Нужно расставить и рассадить людей, чтобы каждый участник имел какую-то роль-позицию». Игра позволяет выявить лидера в группе (предполагается это тот, кто взял на себя роль фотографа). После этого упражнения лидеру также вручается карточка отличия. Переходим ко второму блоку — «Чемодан лидера». Этот блок мы начинаем с процедуры тестирования для всех участников игрового проекта. Этот тест позволит определить наличие лидерских качеств у каждого, но в большей степени поможет задуматься над своим поведением. |
Третий этап: | Тест «Признаки лидера»
Определение результата и его интерпретация |
Четвертый этап: | Ведущий предлагает перейти к очень серьезному упражнению «Достоин ли я быть мэром?». Представьте себе, что вам предложили баллотироваться, т. е. выдвинуть свою кандидатуру на должность главы администрации города (мэра) и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны занимать эту ответственную должность? Возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок «Мои достоинства», а с правой — «Мои недостатки». Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои сильные и слабые стороны. При анализе постарайтесь рассмотреть себя именно в роли мэра города. Что вам дает основание баллотироваться на эту должность? Вы хорошо понимаете людей? Знаете их нужды и трудности? Готовы работать, не покладая рук и главное — имеете для этого необходимые знания и опыт? Все ваши соображения запишите на бумаге, желательно систематизировать их по степени важности, т. е. на первом месте запишите свои самое основное достоинство, на втором месте — то, которое вы особенно цените после первого и т. д., таким же образом запишите свои недостатки. А затем примите окончательное решение — достойны ли вы быть мэром. Какой список (достоинств или недостатков) получился более представительным и серьезным? Что перевесило — ваши достоинства или недостатки? И главное — попытайтесь объяснить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе мэром, и как ваши недостатки будут мешать вам в этом. Результаты работы подводятся с помощью самооценки в пределах десяти баллов. Во время выступления участников со своими аналитическими карточками все остальные участники играют роль «экспертной комиссии», задача которой — подчеркнуть достоинства выступившего, усилить именно положительную сторону его личности. Любой участник может высказать свое отношение к выступившему, но только в положительном ключе. Не рекомендуется усиливать критический подход, так как задача упражнения в другом — помочь увидеть собственные достоинства, поднять самооценку. Заканчивать это упражнение следует только в мажорном ключе. |
Пятый этап: | Задание 1. «Майка лидера» Задание 2. «Актерское мастерство лидера»
Малый проект «Я голосую за тебя» Ведущий: Лидер — это прежде всего человек, которому доверяют другие люди, за которым готовы идти, которого готовы слушать и верить ему. Но прежде чем стать лидером, человек должен заручиться поддержкой, за него должны проголосовать другие. Чем будут руководствоваться при этом потенциальные избиратели, они решают самостоятельно, но прислушиваясь к кандидату. Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали. Но это должен быть обоснованный выбор. Для этого вам нужно выбрать конкретного человека и сформулировать доводы, которыми вы руководствовались при этом. Все это следует оформить в письменном виде, чтобы потом можно было объявить вслух. Свой выбор вы должны держать в тайне до тех пор, пока не будет сигнала. Время на эту работу 3 минуты. После этого вы подойдете к человеку, за которого решили проголосовать, и объясните свой выбор. Во время выполнения этого упражнения ведущему необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть учащиеся работают самостоятельно, ведущему лишь следует слегка успокоить тех, кто начинает очень громко «выяснять отношения», напомнив им, что не стоит так бурно обсуждать полученную информацию. Может случиться и так, что несколько человек не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть, не совсем правильно поняли правила или очень «трудный партнер», которого они выбрали для описания? В этом случае ведущий должен взять часть инициативы на себя, например, Итоги работы могут подводиться несколькими способами: а) провести взаимную оценку партнерами друг друга по 10-балльной шкале; б) определить лидера, который работал более эффективно, выдав ему дополнительно 5 премиальных баллов. Цель упражнения — помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку. |
Шестой этап: | Малый проект «Доверенное лицо» Ведущий: Для политического лидера, да и любого другого очень важно уметь разговаривать с людьми, убеждать их в чем-то, призывая к действиям и т. п., иначе он не сможет вести за собой, останется в одиночестве. Сегодня мы потренируем свое умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение 2–3 минут составить тезисы своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве доверенного лица, является самым достойным претендентом на должность мэра города. Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из группы, составить план своего выступления без всяких консультаций с ним. Кроме того, ни один человек не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать. При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра, но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш «портрет» этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица — убедительной. Для этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т. п. Одним словом, ваша задача — убедить малую группу в том, что ваш претендент достойнее всех сможет выполнять обязанности мэра города. При этом опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите действительно существующие достоинства и привлекательные черты в человеке, которого вы представляете своей микрогруппе. После составления тезисов участники объединяются в микрогруппы по 3–4 человека и по сигналу ведущего во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы. Ведущий подчеркивает, что все микрогруппы работают одновременно. Время у каждого участника ограничено 1 минутой. Ведущий внимательно следит за временем, периодически объявляя об истечении отведенной минуты, но в работу микрогрупп не вмешивается. Участники должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления. В каждой микрогруппе должен быть выбран один из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем. Максимальный балл — 4 ставится общим решением микрогруппы тому участнику, который наиболее глубоко и полно представил портрет претендента на должность мэра. Этот балл может получить только один из четырех членов микрогруппы. |
Седьмой этап: | Малый проект «Теледебаты претендентов» Ведущий: Одной из прекрасных возможностей показать свои лидерские качества и найти поддержку будущих избирателей являются теледебаты. Сейчас в центр за отдельно стоящий стол приглашаются желающие выступить в роли претендентов на должность мэра города для участия в открытых телевизионных дебатах. Каждый претендент имеет возможность подготовить тезисы своего краткого выступления перед большой аудиторией На первом этапе в течение 3 минут претенденты готовятся к выступлению, набрасывая тезисы, собирая аргументы и т. п. «Телезрители» в это же время могут подумать над вопросами, которые они смогут задать претендентам. На втором этапе 7 минут проводятся сами «теледебаты», в ходе которых претенденты говорят по очереди о своих программах деятельности в должности мэра города, задают друг другу уточняющие вопросы. Затем претенденты отвечают на вопросы «телезрителей». В конце дебатов проводится рейтинговое голосование, т. е. определение места каждого претендента. Его можно провести открытым голосованием простым большинством голосов «телезрителей». После проведения первой серии теледебатов приглашается следующая группа и процедура повторяется. Рекомендации ведущему: участников можно заранее разбить на несколько творческих групп, которые будут совместно готовиться к теледебатам по общей теме. В этом случае каждой группе задается своя тема, чтобы участникам было интересно обсудить несколько разных тем. Группы могут и самостоятельно решить вопрос о названии темы. Для участников имеют существенное значение внешние признаки любой деятельности, поэтому, можно этот этюд оформить соответствующим образом. Например, написать таблички с именами и фамилиями претендентов и поставить их на стол перед каждым учеником, играющим роль претендента. Можно принести и поставить на стол микрофон, который передается по очереди каждому претенденту и т. д. Оценка работы дается ведущим теледебатов, даже если в этой роли выступает ученик. Он называет сумму баллов (в пределах 10), которую, по его мнению, должен получить каждый претендент, принявший участие в телепрограмме. Кроме этого, ведущий может отметить активного телезрителя или несколько (премиальный балл от 3 до 5). Использование системы дополнительных премиальных баллов стимулирует участников, которые на некоторое время вынуждены быть в роли телезрителей. |
Восьмой этап: | Ведущий: Вероятно, вы знаете имена и фамилии политических и государственных деятелей. У каждого из вас возникают определенные ассоциации, когда вы слышите то или иное имя. Например, при имени Наполеон может возникнуть образ человека небольшого роста, очень тщеславного, фанатичного. Если вы слышите фамилию Суворов, то непроизвольно возникает образ небольшого и подтянутого человека и т. д. Давайте теперь попробуем найти ассоциации другого рода. Сначала мы перепишем на листе бумаги имена всех участников игрового проекта (лучше в столбик), а затем составим другой список — фамилий и имен политических и государственных деятелей различных времен и народов. Желательно при составлении второго списка включать в него только тех людей, о которых имеют представления все члены группы. После того, как оба списка будут готовы, приступим к работе. Ведущий называет фамилию и имя человека из второго списка, то есть политического или государственного деятеля, а вы в это время будете искать в первом списке имя участника игрового проекта, с которым у вас ассоциируется имя этого политического деятеля. Оценка осуществляется по количеству ассоциаций, полученных участником. За каждую полученную ассоциацию участник получает 1 балл. В финале комплексного игрового проекта награждаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов в малых проектах.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой проект для учащихся 8 классов "Главное чудо света"
Этот игровой проект рассчитан для учащихся 8 классов, он содержит задания, конкурсы, проблемные вопросы, которые пробуждают интерес к познанию главного чуда на земле - человека, развивают ...
Игровой проект для руководителей и учителей "Четыре стихии"
Открытие новых граней педагогической деятельности, новых форм сотрудничества друг с другом, наметка пути дальнейшего развития образовательной среды школ в нестандартной ситуации....
Методическая разработка сценария игры "БЭК-КВН". (Игровой проект)
Авторская методическая разработка игры "БЭК-КВН". (Игровой проект).«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи. ...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Защита авторского проекта "Школа лидера"
проект интересный, по бюджету – реальный, если адаптировать его к условиям пришкольного оздоровительного лагеря, ведь одной из целевых установок школы является подготовка школьников к обще...
Комплексно-игровое занятие для детей первой младшей группы "Белочка и грибочки"
Комплексно-игровое занятие "Белочка и грибочки" специально разработано для детей младшего возраста. В ходе занятия дети отправляются в путешествие в лес, где встречаются с игровым персонажем, белочкой...
Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием комплексно-игрового метода обучения
Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Направлена в издательство "Логомаг" в Альманах "Мир специальной педагогики и психологии"....