Защита авторского проекта "Школа лидера"
методическая разработка по теме
проект интересный, по бюджету – реальный, если адаптировать его к условиям пришкольного оздоровительного лагеря, ведь одной из целевых установок школы является подготовка школьников к общению и взаимодействию в современном обществе, поэтому важно насколько разумно с точки зрения воспитательного влияния на растущего человека оно организовано.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всем добрый день! Еще раз здравствуйте! Меня зовут Жукова Елена Николаевна, и я представляю вашему вниманию социально значимый проект «Школа лидера», который вот уже четвертый год реализуется на базе СШ №2 города Венева.
Идея проекта возникла при подготовке к III региональному этапу Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века!» в апреле 2007 года. Участникам предстоял брифинг по социальному проектированию и мы должны были разработать порядка 10 проектов по разным номинациям. И здесь Александре по жребию и досталась тема подготовки лидеров детских и молодежных общественных организаций и объединений. Представляя «Школу лидера», девушка заняла 2 место в этой номинации.
А мы решили – проект интересный, по бюджету – реальный, если адаптировать его к условиям пришкольного оздоровительного лагеря, ведь одной из целевых установок школы является подготовка школьников к общению и взаимодействию в современном обществе, поэтому важно насколько разумно с точки зрения воспитательного влияния на растущего человека оно организовано.
И еще целый год шла большая организационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий. Мы тщательно продумывали структуру, даже сценарий всей деятельности участников проекта с определением функций каждого из них.
Для работы над проектом были определены его цель, задачи и структура; организована система занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков. В основу проекта легла концепция деятельностного подхода к развитию личности, в рамках которой очевидно, что развитие возможно только в деятельности. Таким образом, лидерами не рождаются – лидерами становятся в процессе реализации определенной деятельности, а социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения; ведь мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
Цель проекта – подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений и организаций – решается через реализацию ряда задач: формирование и развитие лидерских качеств; развитие уверенности в себе; формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя; получение опыта лидерства, руководства; развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе; обучение совместной деятельности; развитие инициативы; снижение уровня конфликтности; умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.
Большое внимание было уделено вопросу формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.
За четыре года реализации практико-ориентированного проекта «Школа лидера» накоплен практический опыт, обогащено содержание теоретической части, разработаны практические занятия. Функционирование такой школы позволило отобрать методы и средства обучения и воспитания, процесс коммуникации, диагностический инструментарий.
На этапе реализации проекта для формирования лидерских качеств предполагается одновременное создание в образовательном пространстве таких условий, как прогнозирование и развитие качеств личности на основе психолого-педагогической диагностики, использование современных диагностических методик для мониторинга лидерских качеств у детей; отбор содержания разных видов деятельности, способствующих проявлению лидерских качеств у детей; создание временного или постоянного поля самоактуализации для социального развития, что способствует формированию позитивных лидеров, способных организовывать социально значимую деятельность.
В структуре проекта выделяем теоретическую часть, включающую систему «мастер – классов» по направлениям: слагаемые успеха организатора, лидер и коллектив, лидер и конфликт, чемодан лидера, детские и молодежные общественные объединения и организации Тульской области, ученическое самоуправление, сотрудничество в досуговой деятельности и другие. Сюда же входит ознакомление с технологией КТД: правила организации, оформление, конкурсные программы, микроигры и тематические дни. Особое внимание уделяется социальному проектированию – как средству, которое затрагивает все стороны личности и охватывает различные виды деятельности.
После посещения «мастер-классов» начинается процесс уточнения, анализа и систематизации полученной подростками информации, происходит обсуждение индивидуальных вариантов участия в практической части проекта. Реализуя которую, создаем условия, организуя групповые занятия с подростками по направлениям: лидер, наследие Л.Н. Толстого в деятельности ДОО «Муравейное братство», прикладное искусство, очень умелые ручки, народное творчество, вокал и хоровое пение, танцевальный, театральный, волейбол, баскетбол, мини-футбол, пять олимпийских колец, стрельба из пневматической винтовки и другие.
Используем упражнения игрового характера, энергизаторы, активаторы, тренинги – разминки, давая воспитанникам возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость, что способствует формированию лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста. На этих занятиях подростки смогут позволить себе не согласиться друг с другом, высказать свое непохожее на других мнение по тому или иному вопросу.
Таким образом, природа самой деятельности служит основой для развития гармоничной личности, так как именно деятельность выдвигает ребенка на роль лидера. Отбор и постоянное обогащение видов деятельности, ориентированных на высокие социальные цели позволяют подростку реализовать свои желания, личные наклонности, интересы и, наконец, занять благоприятное положение в группе. Поэтому в рамках проекта разрабатываем и реализуем КТД разной направленности (тематические дни, игры по станциям, ролевые игры и т.д.), разрабатываем социальные проекты, способствующие формированию лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста; осуществляем монтаж слайдов, видеофильмов о проделанной работе, поддерживаем связь со СМИ.
В ходе реализации проекта «Школа лидера» к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы привлекаются учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы, что способствует формированию лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста.
При этом важно педагогическое стимулирование лидерства, осуществляемое как непосредственно, так и опосредованно на основе личностно-ориентированного подхода. Педагогам важно направить усилия детей на то, чтобы деятельность была целесообразной, социально значимой. Задача педагога – способствовать формированию уважения друг к другу, дружбы, взаимной выручки и взаимной ответственности. В конкретных делах, улучшающих существующую действительность, должны проявляться умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека.
Лидерские качества и уровень их развития можно объективно и достоверно изучить в практической деятельности, с помощью систематического наблюдения за детьми и их деятельностью. Очень важен момент фиксации социально значимых качеств с той целью, чтобы каждый ребенок смог определить план самовоспитания, видеть и сравнивать свои результаты. Эта фиксация должна быть целенаправленной и систематической. Формами фиксации качественных изменений могут быть планы самовоспитания, личные дневники, карты индивидуального маршрута и т.д. Эффект всей работы будет лишь в том случае, если подросток поймет, что исключительно в процессе самовоспитания, саморазвития можно совершенствоваться как личность.
В заключение же хочу добавить, что «Школа лидера» - лишь один из группы социально значимых проектов, которые мы реализуем в нашей школе. Разрабатывая любой проект, я вспоминаю слова Кавериной Ольги Викторовны, которые она произнесла, проводя в своё время для нас семинар по социальному проектированию: «Прежде чем что-то делать, подумайте, кого вы хотите осчастливить этим проектом?». И я всегда задумываюсь…
Наше кредо: «Делать качественно, а иначе – зачем?» Мы разрабатываем проекты, чтобы их реализовывать, а иначе зачем?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для защиты авторской разработки в рамках муниципального конкурса "Я выбираю жизнь"
Презентация для защиты собственной методической разработки "Интеллектуально-познавательной игры с элементами тренинга "Алгоритм здорового образа жизни" на муниципальном конкурсе "Я выбираю жизнь"...
Авторская программа. Защита растений. Элективный курс для 10-ого класса
Элективный курс "Защита растений" дает представление о комплексных мероприятиях, обеспечивающих получение высокого урожая овощей, плодов и ягод, а также повышение их качества....
Защита интеллектуальной собственности и авторского права
Презентация для учащихся 10-х классов по теме:" Защита интеллектуальной собственности и авторского права"...
Тест по теме "Интеллектуальная собственность.Защита авторского права."
Тест для учащихся 10 классаТема : "Интеллектуальная собственность. Авторское право"...
Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Авторская песня. Защита проектов"
Цель: показать значение творчества А.Галича, В.Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы в развитии жанра авторской песни.Задачи:- образовательная: изучить место авторской песни в историко-культурном процесс...
Авторская работа - конкурс для классных коллективов "Класс-лидер"
Положение о конкурсе "Класс-лидер", образцы таблиц с промежуточными итогами и фото победителей за период с 2013 -2018 г.г....
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...