Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием комплексно-игрового метода обучения
статья по теме
Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Направлена в издательство "Логомаг" в Альманах "Мир специальной педагогики и психологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_logomag.doc | 161.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием комплексно-игрового метода обучения
Прохорова Ольга Борисовна,
учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ,
ТО «Зеленоградское»
Усвоение правил общественного поведения, воспитание активности, самостоятельности, обучение средствам и видам вербального и невербального общения, необходимо для успешной реабилитации старших дошкольников с ОВЗ, их последующей интеграции в социальную среду. Для предупреждения нарушений в поведении и школьной дезадаптации детей необходимо развивать их коммуникативную деятельность. Поэтому важно своевременно выявить имеющиеся трудности в общении, особенности эмоционально-личностных качеств дошкольников и определить методы коррекционно-развивающей работы с ними. Практика показывает, что эти коррекционно-развивающие задачи в работе учителя-логопеда легче решать с использованием игровых приемов обучения. Это проявляется в стремлении специалистов к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания [Е.А.Стребелева]. Изучение применения комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством [Ф.А.Сохина]. Этой же проблемой занимались [Е.М.Струнина, О.С.Ушакова, А.И.Максимова, А.Г.Тумакова, А.И. Тамбовцева, А.И. Максаков]. В какой-то мере комплексный подход обозначен и [Г.А.Каше, 1985г]. Игровые приемы предлагалось использовать при воспитании звуковой культуры речи у детей [М.Г. Генинг, Н.А.Герман, 1980; А.И. Максаков, А.Г.Тумакова, 2006]. В пособии [Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков», 2008 г] представлены методические разработки логопедических занятий, в основе которых - комплексно- игровой метод обучения.
Я работаю учителем-логопедом в Городском психолого-педагогическом центре Департамента Образования города Москвы (территориальное отделение «Зеленоградское»).
Проблемой наших исследований является изучение особенностей речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ и обоснование возможностей целенаправленной коррекции речи с помощью использования комплексно- игрового метода обучения.
Как предмет исследований, рассматривается процесс разработки и апробирования комплексно-игрового метода в коррекционном обучении по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-7 лет.
Цель проводимой работы: Теоретическое обоснование, разработка и использование комплексно-игрового метода в логопедической работе со старшими дошкольниками с особыми возможностями здоровья.
Приоритетными задачами в работе мы выбрали формирование основных функций речи– фиксирующей, сопровождающей, познавательной, регулирующей, и коммуникативной.
Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя-логопеда. На индивидуальных занятиях велась работа по расширению объема понимания речи, по развитию моторики речевого аппарата, реабилитации нарушенной слоговой структуры и звуконаполняемости слов, развитию фонематического слуха, нормализации грамматического строя речи с учетом возможностей каждого ребенка.
Артикуляционные упражнения были связаны с определенной лексической темой, например «Птицы», «Звери» или с игрой. На этапе автоматизации звуков в слогах реализовали комплексный метод, так как одновременно велась работа над развитием просодики и мимики. Дети вместе с логопедом перевоплощались в героев сказок, зверят и т.д. В ходе такой работы у детей активизируются высшие психические функции, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура. На подгрупповых занятиях объединились дети со сходными речевыми нарушениями. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это - психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на развитие внимания. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки. Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями [Г.А.Каше1985]. Организационно-сюжетная основа комплексно-игровых занятий разнообразна. Это использование: сказочных сюжетов; акватерапии и пескотерапии; элементов фольклора; логоритмических упражнений; воображаемых путешествий, экскурсий; литературных героев; элементов сюжетно-дидактической игры.
Алгоритм структуры комплексно-тематических занятий логопеда с использованием игровых приемов был предложен [Е.А.Пожиленко, 1999].
1. Организационный этап.
Цель: Формирование эмоционального контакта с педагогом, введение в тему, коррекция психофизических функций.
Содержание: Релаксационные, мимические упражнения, психогимнастика. Упражнения: «Ласковые имена»; «Теплое солнышко»; «Настроение гномов из сказки».
2. Сообщение темы.
Цель: Направление внимания детей на изучаемый звук или повторение знакомых звуков.
Содержание: Создание игровой ситуации. «Разговор по телефону со сказочным героем»; «Встреча с игрушкой».
3. Характеристика звуков по артикуляции и акустическим признакам.
Цель: Уточнить артикуляцию, познакомить с акустическими признаками звуков.
Содержание: Упражнения: «Звуковая волна»; «Песенки звуков»; «Звукоподражания».
4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
Цель: Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия. Формирование просодических компонентов речи.
Содержание: Игровые упражнения «Поем песенку колокольчика»; «С Вини-Пухом дети повторяют дразнилки»; «С инопланетянами разговаривают на их языке».
5. Произношение звуков в словах.
Цель: Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Уточнение и расширение лексического запаса.
Содержание: Словесные игры. «Поймай слово»; «Раскрась радугу»; «Звуки на прогулке».
6. Ритмическая пауза.
Цель: Снять усталость и напряжение; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Содержание: Логоритмика. Имитация трудовых действий. Психогимнастика.
7. Работа над фразовой речью.
Цель: Установление лексико-грамматических отношений между членами предложений. Актуализация активного словаря. Учить понимать и отгадывать загадки.
Содержание: Коллективное сотрудничество с использованием демонстративных таблиц. Упражнения: «Путешествие в страну звуков»; «Небывальщина»; «Слово к слову».
8. Произношение звука в связной речи.
Цель: Формирование у детей процессов словообразования. Стимулирование использования детьми знакомых и новых речевых конструкций.
Содержание: Закрепить интерес к сказкам, воспитывать воображение, умение продолжать сказку по ее началу. Учить придумывать рассказы по наглядной модели-схеме. Темы игровых заданий: «Зоопарк»; «Мишуткины именины»; «У нас в гостях три поросенка».
9.Обучение элементам грамоты.
Цель: Познакомить со звукобуквенным анализом слова. Учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Содержание: Игровые упражнения: «Чей поезд длиннее?»; «Пропавший звук»; «Поймай слово». Стихи о буквах из книги
[В.В. Волиной 1991], «Занимательное азбуковедение». Использование таблиц, в которых буквы находятся в геометрических фигурах из книги [Г.А. Ткаченко 1999] «В первый класс без дефектов речи».
10. Итог занятия.
Цель: Определить результативность занятия. Создание положительной эмоциональной оценки.
Содержание: Сюрпризные моменты. Это может быть угощение; вручение медалей; песенка в подарок. Оформление выставки работ. Создание мини-зоопарка. Театрализованные игры.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда делится на блоки.
Первый блок – занятия. В него входит система комплексно-тематических занятий.
Второй блок – совместная деятельность. В него входят: дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; чтение художественной литературы; упражнения на релаксацию; логические упражнения; составление схем – напоминаний; алгоритмов; загадок; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; неделя классической моды «Салон от Юдашкина»; развивающая игра «Джунгли зовут»; оформление мини-зоопарка; театрализованные игры; праздники.
Третий блок – самостоятельная деятельность детей. В него входят: 1. Рассматривание тематических альбомов. 2. Создание листка-рекламы - все картинки, в названии которых есть звук «А». 3. Игры в Лого-уголке. «Что в мешочке?». «Нанизывание бус». Нарисуй букву на песке. 4. Изготовление коллажей, мозаик, цветных ковриков. 5. Словесно-печатные игры. «Финиш и старт». 6. Оформление фотовыставок «Животные - наши друзья». 7. Пальчиковые игры. «Вязание из шерсти пальчиками».
На наш взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи заключены в использовании в работе учителя-логопеда комплексно–игрового метода обучения. Это способствует: активизации и развитию высших психических функций; развитию сенсомоторной сферы; реабилитации нарушенной слоговой структуры и звуконаполняемости слов; коррекции фонематического слуха, развитию чувства ритма и рифмы; автоматизации исправленных звуков; компенсаторному развитию лексико-грамматических категорий; формированию навыков связной речи. Решение проблем развития личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, формирование их навыков общения со взрослыми и сверстниками на логопедических занятиях с использованием комплексно-игрового метода позволяет успешнее решать задачи коррекции общего развития детей. Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Динамика речевого развития детей с ОНР III уровня речевого развития в 2015-2016 учебном году ( в процентном соотношении).
Параметры оценки | Начало года | Конец года | ||||||
Нарушено | % | Сохранно | % | Нарушено | % | Сохранно | % | |
Звукопроизношение | 14 | 100 | 0 | 0 | 4 | 27 | 10 | 72 |
Связная речь | 10 | 72 | 4 | 27 | 6 | 45 | 8 | 55 |
Грамматическая компетенция | 10 | 72 | 4 | 27 | 4 | 45 | 8 | 55 |
Фонетико – фонологическая компетенция | 14 | 100 | 0 | 0 | 10 | 72 | 4 | 27 |
Психологическая база речи | 4 | 27 | 10 | 72 | 0 | 0 | 14 | 100 |
Анализируя данные таблицы видно, что динамика развития речи детей положительная. Диагностика показала, что в течение учебного года у детей формировалась речедвигательная моторика, просодика, грамматика, фонетика. Уровень знаний, умений и навыков по всем направлениями развития, воспитания и обучения у некоторых детей требуют постоянной активизации. Внимание детей с низким уровнем развития остается неустойчивым, снижен объем запоминания, познавательный интерес требует индивидуального подхода. Наиболее освоенными разделами считаю развитие экспрессивной речи – дети овладели вербальными обобщениями, активизировалась связная речь, игровая деятельность, активно развивалась общая и мелкая моторика.
Библиографический список.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс,2004-147c.
2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.
3.Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.
4.Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва АНП РСФСР 1960 г.
5.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольного образования учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Москва 2003 г.
6.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Ж. Дошкольное воспитание, № 11, 2006 г.
7.Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.
8.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Ж. Вопросы психологии, № 3, 2004 г.
9.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос 2004 г.
10.Максаков А.И., Тумакова Г.П. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. Мозаика-Синтез 2006 г.
11.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва. 2008 г.
12.Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург. Калинина 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Проект "Школа для родителей «Нетрадиционные упражнения для развития речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» и мастер-класс "Весёлый ветерок" 02.04.2014 г.
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....
Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.
Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья. Обучение самостоятельности детей с особыми возм...
Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...
"Игра, как метод обучения готовности к восприятию учебного материала у дошкольников с особыми возможностями здоровья".
Семинар-практикум"Использование игровых технологий в деятельности специалистов ГППЦ" по проекту "Игры всерьез"14.11.2017...
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями ...
Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...