Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"
методическая разработка по теме

Пальцева Марина Юрьевна

Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Лирика Бальмонта полна "воздушных мечтаний", "плавучих очертаний" и прочих "мимолетностей", предназначение которых - разбудить душу и попытаться проникнуть в тайну творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-poeticheskaya_fantaziya_svetlyy_mir.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отделение дополнительного образования детей

Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

методическая разработка

Музыкально-поэтическая фантазия «Светлый мир»

 (по произведениям Константина Бальмонта)

педагога дополнительного образования

Пальцевой Марины Юрьевны

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения «Ангажемент» окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Поэтический театр – это негромкий, искренний разговор с миром и о мире, это трогательный «крик души» и «возможность сказать мгновенью: «Стой!»

               «Самая большая радость в детстве – в первый раз попасть в театр», - вспоминал в своих записках Константин Бальмонт. Перефразируя поэта, я могу сказать, что самая большая радость в детстве – впервые открыть волшебный мир его удивительных стихов. А для юных актеров – это еще и большая удача. Лирика Бальмонта полна «воздушных мечтаний», «плавучих очертаний» и прочих «мимолетностей», предназначение которых – разбудить душу и попытаться проникнуть в тайну творчества. Импровизационный дух, характерный для его поэтических произведений, сродни актерской фантазии; богатство интонаций так музыкально и зримо, ассоциативный ряд так ярок, что невозможно не перенести эти волшебные образы на сцену. Что мы и сделали.

              Поэтическая  фантазия  «Светлый мир.  Лирика  современной  души» рассчитана на актеров 10-13 лет, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным для осознанных занятий сценической деятельностью.

             Зрителями могут быть все желающие, «жаждущие чуда и красоты».

Цель:

Сформировать интерес к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему освоению лучших образцов русской поэзии средствами сценического искусства.

Задачи:

  • формирование знаний об особенностях поэтического театра;

  • развитие художественного вкуса;  

  • развитие навыка художественного чтения;

  • совершенствование речевого аппарата;

  • развитие умения использовать бессловесные элементы действия;

  • развитие воображения, ассоциативного мышления, сценического внимания;

  • формирование умения ориентироваться в сценическом пространстве, находить оптимальные ракурсы и планы в статике и движении;
  • развитие умения передавать в пластических импровизациях характер и настроение музыки и поэтического образа;
  • формирование понимания важности коллективного характера исполнительской  деятельности как необходимого залога успеха;
  • обогащение эмоциональной сферы личности каждого участника коллектива;

Работа над композицией

  1. Творческий капустник «Мои волшебные стихи»

  1. «Поэзия как волшебство», беседа о творчестве К. Бальмонта

  1. «Банк идей», «Копилка творческих листков»

  1. Определение темы, идеи, сверхзадачи, сквозного действия

  • Тема: Разнообразие и многоцветье окружающего мира.

  • Идея: Способность видеть в каждом мгновении чудо.

  • Сверхзадача: Сотворение своего собственного мира. Гармония человека с окружающим миром.  «Купание в чувствах».
  • Сквозное действие: Волшебные превращения Феи.

  1. Особенности поэтического театра:

  • нет практически готового сценария, поэтому очень важно выбрать нужный литературный материал – те поэтические произведения, которые наиболее ярко отражают идею спектакля, которые «вкусно» можно представить на сцене;
  • минимум декораций;
  • постоянное нахождение актеров на сцене;
  • актерская работа не должна заслонять чтецкое мастерство;
  • поэтические образы на равных существуют с образами музыкальными.

  1. Создание сценария:

  • выбор поэтического материала;
  • сокращение текста;
  • объединение фрагментов;
  • выбор музыкального материала

  1. Читка. Обсуждение.

  1. Проверка «багажа» умений и навыков:

- комплекс упражнений из традиционной пластической разминки: «Солнце», «Цветок», «Глина», «Дерево», «Качели», «Свеча» и т.д.;

- пластические импровизации: «Явления природы», «Музыкальные образы», «Цветочная поляна», «Страна чудес», «Тропинка», «Путешествие»;

- пластическое оправдание эмоций;

- упражнения на действие в разном весе;

- этюды на действие с воображаемым предметом: «Художник», «Скрипач»,  «Воздушный шар», «Зимние забавы»;

- этюды «Скульптура», «Добрый и злой волшебники», «Превращение»;

- коллективная пластическая фантазия «Как прекрасен этот мир» (освоение сценических планов в статике и движении, фиксация пластического рисунка);

  1. Речевой тренинг

- Артикуляционная гимнастика.

- Игры со словом: «На одну букву», «Ассоциации», «Придумай слово».

- Упражнения на эмоциональную выразительность речи: «Мысли вслух», «Яблоко», «Вез корабль карамель…»

  1. Этюдная работа по стихотворениям, вошедшим в «Светлый мир». Выстраивание образов.
  2. Распределение ролей. Переписывание ролей.
  3. Репетиции «за столом»: индивидуальные и групповые.
  4. Мизансценирование. Пластический рисунок образа.
  5. Репетиции с музыкантом.  «Живой звук».
  6. Общие актерские репетиции.
  7. Соединительные репетиции.
  8. Прогон.
  9. Подготовка костюмов.
  10. Прогон в костюмах.
  11. Выпуск театральной программки, оформления на заднике, афиши.
  12. Генеральная репетиция.
  13. Премьера «Светлого мира».
  14. Обмен мнениями.

Поэтическая фантазия «Светлый мир»

Сценарный ход

Звучит «Шутка» И.-С. Баха

Участники композиции группируются в пространстве сцены в заданных статичных образах, олицетворяющих персонажи и символы лирических произведений К.Бальмонта.

Звучит вальс А. Скрябина  

На авансцене появляется Поэт, листающий книгу.

Поэт. 

Константин Бальмонт. Лирика современной души. (Листает книгу, затем решительно закрывает ее.)

Так как в мире я не знаю ничего нежнее фей,

Нынче фею выбираю музою моей.

Мечтательно продвигается к правой кулисе, садится на край сцены. Наблюдает за дальнейшими событиями, периодически листая книгу.

Звучит «Весенняя пора» Ф. Мендельсона

Пластическая импровизация «Пробуждение Феи».

Фея.

То будет таинственный миг примирения,

Все в мире воспримет восторг красоты,

И будет для взора не три измерения,

А столько же, сколько есть снов у мечты.

В дальнейшем Фея поочередно «оживляет» своих героев, которые в пластике и поэтических этюдах создают образные картинки.

Звучит «Интермеццо» И. Брамса

«Художник»

Как паук в себе рождает паутину

И, тяжелый, создает воздушность нитей,-

Так художник создает свою картину,

Закрепляя мимолетное событий.

Звучит вступление к «Концерту для фортепиано» Р. Шумана

«Стих»

Я — внезапный излом, я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей, я — для всех и ничей.

Вечно юный, как сон, сильный тем, что влюблен

И в себя и в других,

Я — изысканный стих!

Звучит этюд № 36  Карла Черни

«Русалка»

В лазоревой воде, в жемчужных берегах

Плыла русалка в блеске чудном.

Она глядела вдаль, скользила в тростниках,

Была в наряде изумрудном.

Над нею догорал оранжевый закат,

Уже зажглась луна опалом.

Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,

Плывя в течении усталом.

Пред ней звезда была меж дымных облаков.

И вот она туда глядела.

И все роскошества жемчужных берегов

За ту звезду отдать хотела.

Звучит «Весенний вальс» Д. Шостаковича

«Снежинка»

- Светло-пушистая, снежинка белая,

- Какая чистая, какая смелая!

- Дорогой бурною легко проносится.

- Не в высь лазурную, на землю просится.

- Лазурь чудесную она покинула,

- Себя в безвестную страну низринула.

- В лучах блистающих скользит, умелая,

- Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

- Под ветром веющим дрожит, взметается.

- На нем, лелеющем светло качается.

- Его качелями она утешана,

- С его метелями крутится бешено...

- Но вот кончается дорога дальняя,

- Земли касается звезда кристальная.

- Лежит пушистая, снежинка смелая.

- Какая чистая, какая белая!

Звучит «Концерт для фортепиано» В.-А. Моцарта

«Золотая рыбка»

Он.В замке был веселый бал, музыканты пели.

Она. Ветерок в саду качал легкие качели.

Он. В замке, в сладостном бреду, пела, пела скрипка.

Она. А в саду была в пруду золотая рыбка.

Он. И кружились под луной, точно вырезные,

Она. Опьяненные весной бабочки ночные.

Он. Пруд качал в себе звезду, гнулись травы гибко.

Она. И мелькала там в пруду золотая рыбка.

Он. Хоть не видели ее музыканты бала,

Она. Но от рыбки, от нее, музыка звучала.

Он. Чуть настанет тишина, золотая рыбка

Она. Промелькнет, и вновь видна меж гостей улыбка!

Он.Снова скрипка зазвучит, песня раздается,

Вместе. И в сердцах любовь журчит, и весна смеется.

Он.Взор ко взору шепчет: «Жду!» Так легко и зыбко.

Она.Оттого, что там в пруду - золотая рыбка.

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского

«Звезда»

Я обещаю вам сады,

Где поселитесь вы навеки,

Где свежесть утренней звезды,

Где спят нешепчущие реки.

Идите все на зов звезды,

Глядите, я горю пред вами.

Я обещаю вам сады

С неомраченными цветами.

Звучит вальс А. Скрябина

 Поэт.

 Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих,

 Я в них чутко всколыхнул тихий звон, забытый гул.

 Все обычное прогнал, легким стоном простонал.

 Бросил с неба им цветы, вызвал радугу мечты!

Звучит мелодия Дж. Рида и Дж. Склерова «Love is Blue»  

Одновременно «оживают» все образные картинки. Пластическая импровизация, в конце которой участники образуют живописную группу. Затем поочередно выходят на авансцену, читая заключительные поэтические строки:

- Тонкий, узкий, длинный ход

в глубь земли мечту ведет.

- Только спустишься туда,

встретишь замки изо льда.

- Чуть сойдешь отсюда вниз,

разноцветности зажглись.

- Смотрит чей-то светлый глаз,

лунный камень и алмаз.

- Там опал снежит, а тут

расцветает изумруд.

- И услышишь в замках тех

флейты, лютни, нежный смех.

- И увидишь чьих-то ног

там хрустальный башмачок.

- Льды, колонны, свет, снега,

нежность, снежность, жемчуга.

- Тонкий, узкий, длинный ход

в этот светлый мир ведет.

- Но, чтоб знать туда пути,

нужно бережно идти.

Музыка усиливается.

Участники композиции берутся за руки и цепочкой уходят со сцены.

Литература:

  1. Андрачников С. Пластический тренинг коллектива малых форм. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  2. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. – М.: Правда, 1990.
  3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  4. Сборники стихотворений. Лирика. – Разные издания.
  5. Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе – М.: Просвещение, 1982.
  6. Халфин Ю.А. Школьный поэтический театр. – М.: Чистые пруды, 2006.
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звукопись в русской литературе. Творчество Константина Бальмонта.

Представляю часть своего проекта по звукописи в русской литературе. Основа урока по звукописи в творчестве Константина Бальмонта- красивая презентация с созвучными по настроению  завораживающими ...

Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"

Методическая разработка  «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта»  рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях....

Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)

Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века....

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ, АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Пограничные литературные состояния, порожденные чрезвычайной полиморфностью художественного развития, явились одной из примет искусства слова конца XIX – начала XX столетия. Появляются произведения «д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Литературная гостиная «Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель»

2023 год был объявлен  годом педагога и наставника, благодаря знаменательной дате в истории Российской педагогике – 200-летие К.Д. Ушинского. Данное мероприятие дает объективное представлен...

Жизнь и творчество Константина Бальмонта

Биография и основные мотивы творчества К. Бальмонта...

Методическая разработка "Стилистические особенности исполнения произведений эпохи Барокко. Обзор раздела "Полифонические произведения" в Хрестоматии педагогического репертуара "Альбом ученика-пианиста. 5 класс." (Составители Г. Цыганова, И. Королькова)."

Разработка посвящена вопросам творческого изучения наследия авторов различных композиторских школ с помощью привлечения дополнительного теоретического ознакомительного материала, различным вариантам и...