Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"
методическая разработка по теме
Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Лирика Бальмонта полна "воздушных мечтаний", "плавучих очертаний" и прочих "мимолетностей", предназначение которых - разбудить душу и попытаться проникнуть в тайну творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-poeticheskaya_fantaziya_svetlyy_mir.doc | 69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей
Государственное общеобразовательное учреждение
Колпинского района Санкт-Петербурга
методическая разработка
Музыкально-поэтическая фантазия «Светлый мир»
(по произведениям Константина Бальмонта)
педагога дополнительного образования
Пальцевой Марины Юрьевны
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка
Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения «Ангажемент» окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Поэтический театр – это негромкий, искренний разговор с миром и о мире, это трогательный «крик души» и «возможность сказать мгновенью: «Стой!»
«Самая большая радость в детстве – в первый раз попасть в театр», - вспоминал в своих записках Константин Бальмонт. Перефразируя поэта, я могу сказать, что самая большая радость в детстве – впервые открыть волшебный мир его удивительных стихов. А для юных актеров – это еще и большая удача. Лирика Бальмонта полна «воздушных мечтаний», «плавучих очертаний» и прочих «мимолетностей», предназначение которых – разбудить душу и попытаться проникнуть в тайну творчества. Импровизационный дух, характерный для его поэтических произведений, сродни актерской фантазии; богатство интонаций так музыкально и зримо, ассоциативный ряд так ярок, что невозможно не перенести эти волшебные образы на сцену. Что мы и сделали.
Поэтическая фантазия «Светлый мир. Лирика современной души» рассчитана на актеров 10-13 лет, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным для осознанных занятий сценической деятельностью.
Зрителями могут быть все желающие, «жаждущие чуда и красоты».
Цель:
Сформировать интерес к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему освоению лучших образцов русской поэзии средствами сценического искусства.
Задачи:
- формирование знаний об особенностях поэтического театра;
- развитие художественного вкуса;
- развитие навыка художественного чтения;
- совершенствование речевого аппарата;
- развитие умения использовать бессловесные элементы действия;
- развитие воображения, ассоциативного мышления, сценического внимания;
- формирование умения ориентироваться в сценическом пространстве, находить оптимальные ракурсы и планы в статике и движении;
- развитие умения передавать в пластических импровизациях характер и настроение музыки и поэтического образа;
- формирование понимания важности коллективного характера исполнительской деятельности как необходимого залога успеха;
- обогащение эмоциональной сферы личности каждого участника коллектива;
Работа над композицией
- Творческий капустник «Мои волшебные стихи»
- «Поэзия как волшебство», беседа о творчестве К. Бальмонта
- «Банк идей», «Копилка творческих листков»
- Определение темы, идеи, сверхзадачи, сквозного действия
- Тема: Разнообразие и многоцветье окружающего мира.
- Идея: Способность видеть в каждом мгновении чудо.
- Сверхзадача: Сотворение своего собственного мира. Гармония человека с окружающим миром. «Купание в чувствах».
- Сквозное действие: Волшебные превращения Феи.
- Особенности поэтического театра:
- нет практически готового сценария, поэтому очень важно выбрать нужный литературный материал – те поэтические произведения, которые наиболее ярко отражают идею спектакля, которые «вкусно» можно представить на сцене;
- минимум декораций;
- постоянное нахождение актеров на сцене;
- актерская работа не должна заслонять чтецкое мастерство;
- поэтические образы на равных существуют с образами музыкальными.
- Создание сценария:
- выбор поэтического материала;
- сокращение текста;
- объединение фрагментов;
- выбор музыкального материала
- Читка. Обсуждение.
- Проверка «багажа» умений и навыков:
- комплекс упражнений из традиционной пластической разминки: «Солнце», «Цветок», «Глина», «Дерево», «Качели», «Свеча» и т.д.;
- пластические импровизации: «Явления природы», «Музыкальные образы», «Цветочная поляна», «Страна чудес», «Тропинка», «Путешествие»;
- пластическое оправдание эмоций;
- упражнения на действие в разном весе;
- этюды на действие с воображаемым предметом: «Художник», «Скрипач», «Воздушный шар», «Зимние забавы»;
- этюды «Скульптура», «Добрый и злой волшебники», «Превращение»;
- коллективная пластическая фантазия «Как прекрасен этот мир» (освоение сценических планов в статике и движении, фиксация пластического рисунка);
- Речевой тренинг
- Артикуляционная гимнастика.
- Игры со словом: «На одну букву», «Ассоциации», «Придумай слово».
- Упражнения на эмоциональную выразительность речи: «Мысли вслух», «Яблоко», «Вез корабль карамель…»
- Этюдная работа по стихотворениям, вошедшим в «Светлый мир». Выстраивание образов.
- Распределение ролей. Переписывание ролей.
- Репетиции «за столом»: индивидуальные и групповые.
- Мизансценирование. Пластический рисунок образа.
- Репетиции с музыкантом. «Живой звук».
- Общие актерские репетиции.
- Соединительные репетиции.
- Прогон.
- Подготовка костюмов.
- Прогон в костюмах.
- Выпуск театральной программки, оформления на заднике, афиши.
- Генеральная репетиция.
- Премьера «Светлого мира».
- Обмен мнениями.
Поэтическая фантазия «Светлый мир»
Сценарный ход
Звучит «Шутка» И.-С. Баха
Участники композиции группируются в пространстве сцены в заданных статичных образах, олицетворяющих персонажи и символы лирических произведений К.Бальмонта.
Звучит вальс А. Скрябина
На авансцене появляется Поэт, листающий книгу.
Поэт.
Константин Бальмонт. Лирика современной души. (Листает книгу, затем решительно закрывает ее.)
Так как в мире я не знаю ничего нежнее фей,
Нынче фею выбираю музою моей.
Мечтательно продвигается к правой кулисе, садится на край сцены. Наблюдает за дальнейшими событиями, периодически листая книгу.
Звучит «Весенняя пора» Ф. Мендельсона
Пластическая импровизация «Пробуждение Феи».
Фея.
То будет таинственный миг примирения,
Все в мире воспримет восторг красоты,
И будет для взора не три измерения,
А столько же, сколько есть снов у мечты.
В дальнейшем Фея поочередно «оживляет» своих героев, которые в пластике и поэтических этюдах создают образные картинки.
Звучит «Интермеццо» И. Брамса
«Художник»
Как паук в себе рождает паутину
И, тяжелый, создает воздушность нитей,-
Так художник создает свою картину,
Закрепляя мимолетное событий.
Звучит вступление к «Концерту для фортепиано» Р. Шумана
«Стих»
Я — внезапный излом, я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей, я — для всех и ничей.
Вечно юный, как сон, сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих!
Звучит этюд № 36 Карла Черни
«Русалка»
В лазоревой воде, в жемчужных берегах
Плыла русалка в блеске чудном.
Она глядела вдаль, скользила в тростниках,
Была в наряде изумрудном.
Над нею догорал оранжевый закат,
Уже зажглась луна опалом.
Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,
Плывя в течении усталом.
Пред ней звезда была меж дымных облаков.
И вот она туда глядела.
И все роскошества жемчужных берегов
За ту звезду отдать хотела.
Звучит «Весенний вальс» Д. Шостаковича
«Снежинка»
- Светло-пушистая, снежинка белая,
- Какая чистая, какая смелая!
- Дорогой бурною легко проносится.
- Не в высь лазурную, на землю просится.
- Лазурь чудесную она покинула,
- Себя в безвестную страну низринула.
- В лучах блистающих скользит, умелая,
- Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
- Под ветром веющим дрожит, взметается.
- На нем, лелеющем светло качается.
- Его качелями она утешана,
- С его метелями крутится бешено...
- Но вот кончается дорога дальняя,
- Земли касается звезда кристальная.
- Лежит пушистая, снежинка смелая.
- Какая чистая, какая белая!
Звучит «Концерт для фортепиано» В.-А. Моцарта
«Золотая рыбка»
Он.В замке был веселый бал, музыканты пели.
Она. Ветерок в саду качал легкие качели.
Он. В замке, в сладостном бреду, пела, пела скрипка.
Она. А в саду была в пруду золотая рыбка.
Он. И кружились под луной, точно вырезные,
Она. Опьяненные весной бабочки ночные.
Он. Пруд качал в себе звезду, гнулись травы гибко.
Она. И мелькала там в пруду золотая рыбка.
Он. Хоть не видели ее музыканты бала,
Она. Но от рыбки, от нее, музыка звучала.
Он. Чуть настанет тишина, золотая рыбка
Она. Промелькнет, и вновь видна меж гостей улыбка!
Он.Снова скрипка зазвучит, песня раздается,
Вместе. И в сердцах любовь журчит, и весна смеется.
Он.Взор ко взору шепчет: «Жду!» Так легко и зыбко.
Она.Оттого, что там в пруду - золотая рыбка.
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского
«Звезда»
Я обещаю вам сады,
Где поселитесь вы навеки,
Где свежесть утренней звезды,
Где спят нешепчущие реки.
Идите все на зов звезды,
Глядите, я горю пред вами.
Я обещаю вам сады
С неомраченными цветами.
Звучит вальс А. Скрябина
Поэт.
Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих,
Я в них чутко всколыхнул тихий звон, забытый гул.
Все обычное прогнал, легким стоном простонал.
Бросил с неба им цветы, вызвал радугу мечты!
Звучит мелодия Дж. Рида и Дж. Склерова «Love is Blue»
Одновременно «оживают» все образные картинки. Пластическая импровизация, в конце которой участники образуют живописную группу. Затем поочередно выходят на авансцену, читая заключительные поэтические строки:
- Тонкий, узкий, длинный ход
в глубь земли мечту ведет.
- Только спустишься туда,
встретишь замки изо льда.
- Чуть сойдешь отсюда вниз,
разноцветности зажглись.
- Смотрит чей-то светлый глаз,
лунный камень и алмаз.
- Там опал снежит, а тут
расцветает изумруд.
- И услышишь в замках тех
флейты, лютни, нежный смех.
- И увидишь чьих-то ног
там хрустальный башмачок.
- Льды, колонны, свет, снега,
нежность, снежность, жемчуга.
- Тонкий, узкий, длинный ход
в этот светлый мир ведет.
- Но, чтоб знать туда пути,
нужно бережно идти.
Музыка усиливается.
Участники композиции берутся за руки и цепочкой уходят со сцены.
Литература:
- Андрачников С. Пластический тренинг коллектива малых форм. – М.: Молодая гвардия, 1987.
- Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. – М.: Правда, 1990.
- Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Сборники стихотворений. Лирика. – Разные издания.
- Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе – М.: Просвещение, 1982.
- Халфин Ю.А. Школьный поэтический театр. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звукопись в русской литературе. Творчество Константина Бальмонта.
Представляю часть своего проекта по звукописи в русской литературе. Основа урока по звукописи в творчестве Константина Бальмонта- красивая презентация с созвучными по настроению завораживающими ...
Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"
Методическая разработка «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях....
Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)
Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века....
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ, АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Пограничные литературные состояния, порожденные чрезвычайной полиморфностью художественного развития, явились одной из примет искусства слова конца XIX – начала XX столетия. Появляются произведения «д...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Литературная гостиная «Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель»
2023 год был объявлен годом педагога и наставника, благодаря знаменательной дате в истории Российской педагогике – 200-летие К.Д. Ушинского. Данное мероприятие дает объективное представлен...
Жизнь и творчество Константина Бальмонта
Биография и основные мотивы творчества К. Бальмонта...
Методическая разработка "Стилистические особенности исполнения произведений эпохи Барокко. Обзор раздела "Полифонические произведения" в Хрестоматии педагогического репертуара "Альбом ученика-пианиста. 5 класс." (Составители Г. Цыганова, И. Королькова)."
Разработка посвящена вопросам творческого изучения наследия авторов различных композиторских школ с помощью привлечения дополнительного теоретического ознакомительного материала, различным вариантам и...