Звукопись в русской литературе. Творчество Константина Бальмонта.
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Представляю часть своего проекта по звукописи в русской литературе. Основа урока по звукописи в творчестве Константина Бальмонта- красивая презентация с созвучными по настроению завораживающими рисунками Майкла Паркеса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balmont_i_maykl_parkes.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аллитерация на «Р»- сила, страсть, ярость… В любви неве р ный, р асту циклоном, Взметаю тучи, вз р ываю мо р е, П р омчусь в р авнинах п р отяжным стоном – И г р ом п р оснётся в немом п р осто р е… Ключевой эпитет- «неверный».
Аллитерации на плавные Л, Н, М- лёгкость, воздушность, нежность, всепроникающая сила. Я вол ь н ый ве т е р, я ве ч но ве ю, Волн ую волн ы, л аскаю и в ы, В ве т в я х вз ды х аю, вз д охн у в , неме ю, Л еле ю тра в ы, л е л ею н и в ы… Ключевой эпитет- «вольный».
Аллитерация на плавные и В- вечный, невесомый, ласковый и нежный… Ключевой эпитет- «счастливый». Но с н о в а л ёгкий, в сегда счаст л и в ый, Неж н ей, че м фея л аскает фею, Я л ь н у к дере в ья м , дышу н ад н и в ой, И, в еч н о в о л ь н ый, заб в е н ье м в ею…
Звукобуквенный повтор ключевого слова Ветер, представляющий собой анаграмму. Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.
Безглагольность . Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье - глухое, немое. Аллитерация «б»- боль, безнадежность, серый цвет. Ассонанс- «е»- отрицание.
Бог и Дьявол Противопоставление аллитераций Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты, Но вы оба велики, вы восторг Красоты. Я как туча блуждаю, много красок вокруг, То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат, И пылают рубины, и чернеет агат.
Лестница Аллитерация на «Ц»- страсть, сочность, звук поцелуя… Только бы встречаться. Только бы глядеть. Молча сердцем петь. Вздрогнуть и признаться. Вдруг поцеловаться . Ближе быть, обняться . Сном одним гореть Двум в одно смешаться. Без конца сливаться. И не расставаться, - Вместе умереть.
Нет дня, чтоб я не думал о тебе Ассонанс «е»- отрицание отрицания. Аллитерация «м»- мольба, «ж», « ш »- желание, страсть. Нет дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа, чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно мал. Постыдно мал и тесен для мечты, И все же ты далеко от меня. О, боль моя! Желанна мне лишь ты, Я жажду новой боли и огня! Люблю тебя капризною мечтой, Люблю тебя всей силою души, Люблю тебя всей кровью молодой, Люблю тебя , люблю тебя , спеши!
АНГЕЛЫ ОПАЛЬНЫЕ Ассонансы «е», «о»- отрицание Аллитерации « н »- сонливость, плавность, застывание в одной точке времени- пространства- неподвижность, незыблемость. Ангелы опальные, Светлые, печальные, Блески погребальные Тающих свечей,- Грустные, безбольные Звоны колокольные, Отзвуки невольные, Отсветы лучей,- Взоры полусонные, Нежные, влюбленные, Дымкой окаймленные Тонкие черты,- То мои несмелые, То воздушно-белые, Сладко-онемелые, Легкие цветы. Чувственно-неясные, Девственно-прекрасные, В страстности бесстрастные Тайны и слова,- Шорох приближения, Радость отражения, Нежный грех внушения, Дышащий едва,- Зыбкие и странные, Вкрадчиво-туманные, В смелости нежданные Проблески огня,- То мечты, что встретятся С теми, кем отметятся, И опять засветятся Эхом для меня!
Ассонанс «О»- бесконечность. Она отдалась без упрека, Она целовала без слов. - Как темное море глубоко, Как дышат края облаков! Она не твердила: "Не надо", Обетов она не ждала. - Как сладостно дышит прохлада, Как тает вечерняя мгла! Она не страшилась возмездья, Она не боялась утрат. - Как сказочно светят созвездья, Как звезды бессмертно горят! СКРЫТЫЙ КЛЮЧЕВОЙ СИМВОЛ- «ВЕЧНОСТЬ»
Камыши Аллитерация звуков « ш » - шорох, «с» - свист ветра, « з,ж »- чувство безнадёжности, обреченности Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет. "Кого? Для чего? - камыши говорят, - Зачем огоньки между нами горят?" Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
РИВВЕЙРА Чередование аллитераций» « р »- «л»- ярость, разрыв- покорность, слабость Ты не был знаком с ароматом Кругом расцветавших цветов. Жестокий и мрачный анатом, Ты жаждал разъятья основ. Поняв убедительность муки, Ее затаил ты в крови, Любя искаженные руки, Как любят лобзанья в любви. Ты выразил ужас неволи — И бросил в беззвездный предел Кошмары исполненных боли, Тобою разорванных тел. Сказав нам, что ужасы пыток В созданьях мечты хороши, Ты ярко явил нам избыток И бешенство мощной души. И тьмою, как чарой, владея, Ты мрак приобщил к красоте, Ты — брат своего Прометея, Который всегда в темноте. СКРЫТЫЙ СИМВОЛ «СИЛА ТЬМЫ, ЖЕСТОКОЙ ВОЛИ»
Кто кого Ассонансы «О», «А»- «взрыв» строк- энергия удара, радость победы. Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню. Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню. Конь мой спорый. Топи, боры, степи, горы пролетим. Жарко дышит. Мысли слышит. Конь - огонь и побратим. Враг мой равен. Полноправен. Чей скорей вскипит бокал? Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал.
Линии света Сонорные «л, р , н »- нежная и трепетная энергия любви, передана сочетанием с аллитерацией плавного «В». Длинные линии света Ласковой дальней луны. Дымкою море одето. Дымка — рожденье волны. Волны, лелея, сплетают Светлые пряди руна. Хлопья плывут — и растают, Новая встанет волна. Новую линию блеска Вытянет ласка луны. Сказка сверканий и плеска Зыбью дойдет с глубины. Влажная пропасть сольется С бездной эфирных высот. Таинство небом дается, Слитность — зеркальностью вод. Есть полногласность ответа, Только желай и зови. Длинные линии света Тянутся к нам от любви.
Ломаные линии Сонорные «л, р , н »- скрытая угроза, передана сочетанием с аллитерацией « з,щ,с,ч,х » Ломаные линии, острые углы. Да, мы здесь — мы прячемся в дымном царстве мглы. Мы еще покажемся из угрюмых нор, Мы еще нарядимся в праздничный убор. Глянем и захватим вас, вбросим в наши сны. Мы еще покажем вам свежесть новизны. Подождите, старые, знавшие всегда Только два качания, только нет и да. Будет откровение, вспыхнет царство мглы. Утро дышит пурпуром... Чу! Кричат орлы!
Надгробные цветы Ассонанс «е» в сочетании с аллитерациями « с-ш-т-ч-п » создают эффект умирания, сожаления. Пока вдали не загорятся На бледном небе янтари. Тогда, поняв, что жизнь минутна , Что безуспешна их борьба, Рыдая горестно и смутно, Они идут в свои гроба. Вот почему наутро блещут Цветы над темною плитой: В них слезы горькие трепещут О жизни - жизни прожитой. Среди могил неясный шепот, Неясный шепот ветерка. Печальный вздох, тоскливый ропот, Тоскливый ропот ивняка. Среди могил блуждают тени Усопших дедов и отцов, И на церковные ступени Восходят тени мертвецов. И в дверь церковную стучатся, Они стучатся до зари,
Звук «Пиршество» ассонансов:1,3 строфа- «ой», 4- «ей», 5 – «е» Аллитераций: « к,ч ». Поэтическая задача - метаморфозы звука. Тончайший звук, откуда ты со мной? Ты создан птицей? Женщиной? Струной? Быть может, солнцем? Или тишиной? От сердца ли до сердца свеян луч? Поэт ли спал, и был тот сон певуч? Иль нежный с нежной заперся на ключ? Быть может, колокольчик голубой Качается, тоскуя сам с собой, Заводит тяжбу с медленной судьбой? Быть может, за преградою морей Промчался ветер вдоль родных полей И прошептал: «Вернись. Приди скорей». Быть может, там, в родимой стороне, Желанная томится обо мне, И я пою в ее душе на дне? И тот берущий кажущийся звук Ручается, как призрак милых рук, Что верен я за мглою всех разлук.
В час вечерний Чередование ассонанса «о» с аллитерациями « з-ч » создает ощущение «песочных часов»- потока ускользающего времени Зачем в названьи звезд отравленные звуки, - Змея, и Скорпион, и Гидра, и Весы? - О, друг мой, в царстве звезд все та же боль разлуки, Там так же тягостны мгновенья и часы. О, друг мой, плачущий со мною в час вечерний, И там, как здесь, царит Судьбы неправый суд, Змеей мерцает ложь, и гидра жгучих терний - Отплата мрачная за радости минут. И потому теперь в туманности Эфира Рассыпались огни безвременной росы, И дышат в темноте, дрожат над болью Мира - Змея, и Скорпион, и Гидра, и Весы.
Я мечтою ловил уходящие тени… Торжествующая интонация жизнеутверждения , богоподобности , силы передаётся ликующим ассонансом «Я» Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль , Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
Русалка Сочетание аллитераций « л-д-м-р » с ассонансами « о-у » создают два эффекта: 1. Передается звук плескания. 2. Возникает эффект завораживания , затягивания- русалочьих чар. Если можешь, пойми. Если хочешь, возьми. Ты один мне понравился между людьми. До тебя я была холодна и бледна. Я — с глубокого, тихого, темного дна. Нет, помедли. Сейчас загорится для нас Молодая луна. Вот — ты видишь? Зажглась! Дышит мрак голубой . Ну, целуй же! Ты мой? Здесь. И здесь. Так. И здесь... Ах, как сладко с тобой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)
Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века....
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ, АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Пограничные литературные состояния, порожденные чрезвычайной полиморфностью художественного развития, явились одной из примет искусства слова конца XIX – начала XX столетия. Появляются произведения «д...
Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"
Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Ли...
Литературная гостиная "Творчество Константина Симонова"
Сценарий литературной гостиной, посвященной биографии и творчеству К.Симонова...
ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ....
Константин Симонов "Золотые страницы русской литературы!
В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Правда, их становится все меньше. Но наше знание о тех трагических и великих днях все ...
Жизнь и творчество Константина Бальмонта
Биография и основные мотивы творчества К. Бальмонта...