Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Дерезина Ирина Юрьевна

Методическая разработка  «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта»  рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях. 

         В разработке имеется план проведения занятия, сформированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия. Представлен обширный материал о жизни и творчестве К.Бальмонта в виде тестового материала и сообщений о фактах из жизни поэта, свидетельствующих о неординарности его натуры, анализируются художественные приемы характерные для лирики К.Бальмонта, особенности художественных образов стихов; сформулированы выводы по изученному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дерезина Ирина Юрьевна

Преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ» г. Константиновск

Методическая разработка  «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта»  рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях.  

        В разработке имеется план проведения занятия, сформированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия. Представлен обширный материал о жизни и творчестве К.Бальмонта в виде тестового материала и сообщений о фактах из жизни поэта, свидетельствующих о неординарности его натуры, анализируются художественные приемы характерные для лирики К.Бальмонта, особенности художественных образов стихов; сформулированы выводы по изученному материалу.

           1. Основная часть

1.1 Предварительная подготовка к уроку

Прочитать по учебнику биографические сведения о К. Д. Бальмонте; Индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта (1студент); прочитать стихотворения: «Я в этот мир пришел...», «В до- мах», «Будем как солнце!», «Я вольный ветер, я вечна вею...», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Алыча», «Лесные травы», «Придорожные травы», «Фантазия»

1.2 План проведения урока

Цели:

  1. знакомство студентов с жизненным и творческим путем поэта;
  2. развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений; развитие навыков монологической речи студентов; развитие навыков конспектирования лекции;
  3. воспитание интереса к творчеству поэта; помочь студентам почувствовать неповторимость поэтического мира К. Д. Бальмонта.

Оборудование: портрет К. Д. Бальмонта работы В. А. Серова (1905), фотография К. Д. Бальмонта (1900-х годов), ксерокопии обложек сборников стихотворений К. Д. Бальмонта: «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце!» (1902), «Жар-птица. Свирель славянина» (1907), «Змеиные цветы» (1910), тексты стихотворений поэта.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок взаимного обучения.

1.3 Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

Слово учителя

Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут послужить слова К. Д. Бальмонта о себе: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце!»

Мы попытаемся сегодня с вами прикоснуться к тайнам поэзии К. Д. Бальмонта, этого яркого, порывистого и очень талантливого поэта.

II Реализация домашнего задания .

Опрос учащихся по статьям учебника о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта (2 человека).

III. Задание тестового характера для всех студентов

  1. Заполните пропуски:

Год рождения К. Д. Бальмонта? (1867)

Год смерти К. Д. Бальмонта? (1942)

Год выхода сборника «Будем как Солнце»? (1942)

  1. К какому литературному направлению был близок К. Д. Бальмонт?

а)        Символизм.

б)        Акмеизм.

в)        Футуризм.

  1. Соотнесите приведенные особенности творчества с лирическим героем К. Д. Бальмонта.

а)        Непостоянство, переменчивость настроений. жажда слияния с мировыми стихиями.

б)        Стабильность мироощущения, поэтизация твердых качеств характера, строгая логика.

в)        Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.

  1. Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия К. Д. Бальмонта?

а)        Скульптура.

б)        Музыка.

в)        Театр.

  1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Д. Бальмонта «Новолуние».

                    Серп луны молодой,

Вместе с пышной звездой,

В голубой вышине

Ярко видится мне.

а)        Амфибрахий.

б)        Анапест.

в)        Дактиль.

  1. К какой группе символистов относился К. Бальмонт?

а)        « Старшие символисты ».

б)        «Младшие символисты».

  1. Символ — троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее).

а)        Аллегоричность.

б)        Недосказанность.

в)        Неисчерпаемость.

г) Расчет на восприимчивость читателя.

  1. «Символизм можно называть... «поэзией намеков», — писал В. Брюсов. Дайте свое объяснение этому определению.

Возможный вариант ответа: Важнейшие отличительные черты «поэзии намеков» — апелляция к воображению читателя, богатство ассоциативных связей между символическими образами, потенциально беспечное количество значений каждого слова, создание каждым поэтом персонального поэтического словаря, понятного лишь для посвященных.

     9. Исправьте ошибки в литературоведческом суждении

Для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному  и четкому пушкинскому стилю.

Ответ: для символистов нехарактерны активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности и точности поэтического языка.

    10 Как понимали символ и символизм «старшие символисты»?

Возможный вариант ответа: для «старших символистов» (Брюсова, Бальмонта) символ— вид тропа, символизм— литературная школа с определенной поэтической техникой.

IV. Сообщение студента о фактах из жизни К. Бали монта, свидетельствующих о неординарности его натуры

Из воспоминаний А. Белого:

«...К. Д. Бальмонт выступал, весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат.

...Он много работал, прочитывая библиотеки, переводя и слагая книгу за книгой; впав в мрачность, из дому бежавши, прихрамывающей походкой врывался в передние добрых знакомых... красноносый и золотоглазый... с серым мешком холстяным под рукой; вынимались бутылки из недр мешка; и хозяйка шептала: «Не знаю, что делать с Бальмонтом».

...Раз он в деревне... полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в вол- ны; и подал пример: шел —по щиколотку, шел —  колено, по грудь, шел — по горло, — в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.

...Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».

Однажды К. Бальмонт на литературном вечере читал свое стихотворение «Челн томленья». На этом вечере присутствовала поэтесса Зинаида Гиппиус. По воспоминаниям И. А. Бунина, «Гиппиус все время как-то сонно смотрела на поэта в лорнет «и, когда он кончил читать и все еще молчали, медленно сказала...

  • Я не понимаю, что это за челн и почему и каким таким чарам он чужд...

Бальмонт стал подобен очковой змее:

  • Поэт не изумился бы мещанке, обратившейся к нему за разъяснением его поэтического образа. Но, когда поэту докучает мещанскими вопросами тоже поэт, он не в силах сдержать своего гнева. Вы не понимаете? Но не могу же я приставить вам свою голову, дабы вы стали понятливей!
  • Но я ужасно рада, что вы не можете, — ответила Гиппиус. — Для меня было бы истинным несчастием иметь вашу голову...».

Из воспоминаний Тэффи:

«Случилось мне как-то завтракать с Бальмонтом и с профессором Е. Ляцким. Оба хорохорились друг перед другом, хвастаясь своей эрудицией и, главное, знанием языков.

Индивидуальность у Бальмонта была сильнее, и Ляцкий быстро подпал под его влияние, стал манерничать и тянуть слова.

  • Я слышал, что вы свободно говорите на всех языках, — спрашивал он.
  • М-м-да, — тянул Бальмонт. — Я не успел изучить только язык зулю (очевидно, зулусов). Но вы тоже, кажется, полиглот?
  • М-м-да, я тоже плохо знаю язык зулю, но другие языки уже не представляют для меня трудности

Тут я решила, что мне пора вмешаться в разговор

  • Скажите, — спросила я деловито, — как по-фински «четырнадцать»?

Последовало неловкое молчание.

  • Оригинальный вопрос, — обиженно пробормотал Ляцкий.
  • Только Тэффи может придумать такую неожиданность, — деланно засмеялся Бальмонт.

Но ни тот, ни другой на вопрос не ответили...

...Бальмонт много занимался переводами. Переводил ассирийские псалмы (вероятно, с немецкого) Я когда-то изучала религии Древнего Востока и нашла в работах Бальмонта очень точную передачу noдлинника, переложенного в стихотворную форму.

...Переводы Бальмонта были вообще превосходны. Нельзя не упомянуть его Оскара Уайльда или Эдгара По»

Y. Чтение и анализ отдельно взятых стихотворений К. Бальмонта

Студенты по очереди выразительно читают стихотворения.

Возможные варианты ответов :

Студент: В стихотворении «В домах» лирический герой протестует против «мучительно-тесных громад домов», некрасивых, бледных людей, забывших о чуде небесного полета птиц, о свободе:

Я проклинаю вас, люди. Живите впотьмах,

 Тоскуйте в размеренной чинной боязни,

 Бледнейте в мучительных ваших домах.

Вы к казни идете от казни!        

Он предлагает свободу от моральных обязательств и понятий чести, от привязанностей и заботы о куске хлеба. Провозгласим свою неповторимость и гениальность!

Студент: В стихотворении «Алыча» лепестки цветов сравниваются с «роем мотыльков, застывших, лунных, нежных», и «пламя полдневного луча», как нечто неуловимое, мимолетное и быстро исчезающее. В стихотворении присутствуют необычные образы, эпитеты, слова, которые изобрел сам поэт: «сонм расцветов белоснежных», «цветок тысячекратный, древо-цвет».

Студент: Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени...» открывало сборник «В безбрежности» и стало своеобразным манифестом символизма.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

       И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

      Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем сильнее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

       И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

      Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

       И все выше я шел, и дрожали ступени.

        И дрожали ступени под ногой у меня

Это стихотворение — гимн человеческому духу, который рвется из темноты к свету. Особую звуковую и интонационную выразительность придает этому произведению аллитерация (повторение шипящих: щ, ш ж). Особенно любил К. Бальмонт сравнивать себя с ветром. В стихотворении «Я вольный ветер, я вечно вею...» это сравнение отчетливо прослеживается:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы...

В чередовании слогов на «в» читателю слышится дуновение ветра. Эта стихия близка поэту, он полностью растворился в ней.

VI. Беседа по вопросам

Какова тематика стихотворений К. Бальмонта (Тема слияния человека и природы, размышления о смысле жизни, тема России, любовная лирика.)

Какие художественные приемы характерны для лирики поэта? (Эпитеты, звукопись, олицетворение, гиперболизация эмоций, аллитерация.)

В чем особенности художественных образов стихотворений К. Бальмонта?  основном, это мир переживаний, ощущений, эмоций и впечатлений от увиде ного, услышанного; это вызов, брошенный стихии, и, безусловно, рекламация и культивирование собственного «я».)

Современны ли на сегодняшний день мысли, высказанные поэтом начала XX века? (Позицию поэта можно принять, но можно и не согласиться с ней. Его поэтическое «я» порой звучит эгоцентрично, самоуверенно,

вступая в соперничество с самим мирозданием. С другой стороны, если сегодня мы поднимаем вопрос о прогрессе вертикали, а не горизонтали, то в этом смысле поэзию К. Бальмонта можно назвать живой и актуальной.)

Здесь возможна полемика, так как задан проблемный вопрос.

Важно акцентировать внимание студентов на неповторимостъ и необычность поэзии К. Бальмонта.

YII. Формулирование выводов по изученному материалу

Учитель: Любое мнение, ребята, имеет право быть. Самое главное, что поэзия К. Бальмонта не оставляет вас равнодушными, она заставляет вас думать, размышлять. Поэт писал: «Мне близки и звезды, и волны, и горы. Мне близки звери и герои. Мне близки красивые и некрасивые... мне близки все, мне понятно и дорого все». Он принимает все мгновения жизни, все явления для него достойны внимания: красота и уродство, жизнь и смерть, любовь и ненависть — все имеет значение:

Мир должен быть оправдан весь,

Чтоб можно было жить!

Душою — там, я сердцем — здесь...

YIII, Анализ и оценка итогов работы на уроке

IX,    Домашнее задание

Произвести письменный анализ одного из стихотворений К. Бальмонта (по выбору студентов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой

Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и  тестовые задания в формате ЕГЭ....

Учебно-методическое пособие по творчеству А.Ахматовой

Пособие содержит методические указания  по изучению творчества А.Ахматовой в 11 классе средней общеобразовательной школы, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ...

Учебно-методическое пособие по творчеству М.Булгакова

Пособие содержит методические указания, вопросы и задания по анализу текста, контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ...

Учебно-методическое пособие по творчеству А.Солженицына

Пособие содержит методические указания, дидактический и тестовый материал по творчеству писателя....

Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова

Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»

Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...

«Чудо и сказка стиха в творчестве К. Д. Бальмонта («Фейные сказки», «У чудищ»)

Урок литературного чтения в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...