Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Методическая разработка «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях.
В разработке имеется план проведения занятия, сформированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия. Представлен обширный материал о жизни и творчестве К.Бальмонта в виде тестового материала и сообщений о фактах из жизни поэта, свидетельствующих о неординарности его натуры, анализируются художественные приемы характерные для лирики К.Бальмонта, особенности художественных образов стихов; сформулированы выводы по изученному материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дерезина Ирина Юрьевна
Преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ» г. Константиновск
Методическая разработка «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях.
В разработке имеется план проведения занятия, сформированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия. Представлен обширный материал о жизни и творчестве К.Бальмонта в виде тестового материала и сообщений о фактах из жизни поэта, свидетельствующих о неординарности его натуры, анализируются художественные приемы характерные для лирики К.Бальмонта, особенности художественных образов стихов; сформулированы выводы по изученному материалу.
1. Основная часть
1.1 Предварительная подготовка к уроку
Прочитать по учебнику биографические сведения о К. Д. Бальмонте; Индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта (1студент); прочитать стихотворения: «Я в этот мир пришел...», «В до- мах», «Будем как солнце!», «Я вольный ветер, я вечна вею...», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Алыча», «Лесные травы», «Придорожные травы», «Фантазия»
1.2 План проведения урока
Цели:
- знакомство студентов с жизненным и творческим путем поэта;
- развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений; развитие навыков монологической речи студентов; развитие навыков конспектирования лекции;
- воспитание интереса к творчеству поэта; помочь студентам почувствовать неповторимость поэтического мира К. Д. Бальмонта.
Оборудование: портрет К. Д. Бальмонта работы В. А. Серова (1905), фотография К. Д. Бальмонта (1900-х годов), ксерокопии обложек сборников стихотворений К. Д. Бальмонта: «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце!» (1902), «Жар-птица. Свирель славянина» (1907), «Змеиные цветы» (1910), тексты стихотворений поэта.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок взаимного обучения.
1.3 Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.
Слово учителя
Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут послужить слова К. Д. Бальмонта о себе: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце!»
Мы попытаемся сегодня с вами прикоснуться к тайнам поэзии К. Д. Бальмонта, этого яркого, порывистого и очень талантливого поэта.
II Реализация домашнего задания .
Опрос учащихся по статьям учебника о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта (2 человека).
III. Задание тестового характера для всех студентов
- Заполните пропуски:
Год рождения К. Д. Бальмонта? (1867)
Год смерти К. Д. Бальмонта? (1942)
Год выхода сборника «Будем как Солнце»? (1942)
- К какому литературному направлению был близок К. Д. Бальмонт?
а) Символизм.
б) Акмеизм.
в) Футуризм.
- Соотнесите приведенные особенности творчества с лирическим героем К. Д. Бальмонта.
а) Непостоянство, переменчивость настроений. жажда слияния с мировыми стихиями.
б) Стабильность мироощущения, поэтизация твердых качеств характера, строгая логика.
в) Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.
- Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия К. Д. Бальмонта?
а) Скульптура.
б) Музыка.
в) Театр.
- Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Д. Бальмонта «Новолуние».
Серп луны молодой,
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине
Ярко видится мне.
а) Амфибрахий.
б) Анапест.
в) Дактиль.
- К какой группе символистов относился К. Бальмонт?
а) « Старшие символисты ».
б) «Младшие символисты».
- Символ — троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее).
а) Аллегоричность.
б) Недосказанность.
в) Неисчерпаемость.
г) Расчет на восприимчивость читателя.
- «Символизм можно называть... «поэзией намеков», — писал В. Брюсов. Дайте свое объяснение этому определению.
Возможный вариант ответа: Важнейшие отличительные черты «поэзии намеков» — апелляция к воображению читателя, богатство ассоциативных связей между символическими образами, потенциально беспечное количество значений каждого слова, создание каждым поэтом персонального поэтического словаря, понятного лишь для посвященных.
9. Исправьте ошибки в литературоведческом суждении
Для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю.
Ответ: для символистов нехарактерны активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности и точности поэтического языка.
10 Как понимали символ и символизм «старшие символисты»?
Возможный вариант ответа: для «старших символистов» (Брюсова, Бальмонта) символ— вид тропа, символизм— литературная школа с определенной поэтической техникой.
IV. Сообщение студента о фактах из жизни К. Бали монта, свидетельствующих о неординарности его натуры
Из воспоминаний А. Белого:
«...К. Д. Бальмонт выступал, весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат.
...Он много работал, прочитывая библиотеки, переводя и слагая книгу за книгой; впав в мрачность, из дому бежавши, прихрамывающей походкой врывался в передние добрых знакомых... красноносый и золотоглазый... с серым мешком холстяным под рукой; вынимались бутылки из недр мешка; и хозяйка шептала: «Не знаю, что делать с Бальмонтом».
...Раз он в деревне... полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в вол- ны; и подал пример: шел —по щиколотку, шел — колено, по грудь, шел — по горло, — в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.
...Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».
Однажды К. Бальмонт на литературном вечере читал свое стихотворение «Челн томленья». На этом вечере присутствовала поэтесса Зинаида Гиппиус. По воспоминаниям И. А. Бунина, «Гиппиус все время как-то сонно смотрела на поэта в лорнет «и, когда он кончил читать и все еще молчали, медленно сказала...
- Я не понимаю, что это за челн и почему и каким таким чарам он чужд...
Бальмонт стал подобен очковой змее:
- Поэт не изумился бы мещанке, обратившейся к нему за разъяснением его поэтического образа. Но, когда поэту докучает мещанскими вопросами тоже поэт, он не в силах сдержать своего гнева. Вы не понимаете? Но не могу же я приставить вам свою голову, дабы вы стали понятливей!
- Но я ужасно рада, что вы не можете, — ответила Гиппиус. — Для меня было бы истинным несчастием иметь вашу голову...».
Из воспоминаний Тэффи:
«Случилось мне как-то завтракать с Бальмонтом и с профессором Е. Ляцким. Оба хорохорились друг перед другом, хвастаясь своей эрудицией и, главное, знанием языков.
Индивидуальность у Бальмонта была сильнее, и Ляцкий быстро подпал под его влияние, стал манерничать и тянуть слова.
- Я слышал, что вы свободно говорите на всех языках, — спрашивал он.
- М-м-да, — тянул Бальмонт. — Я не успел изучить только язык зулю (очевидно, зулусов). Но вы тоже, кажется, полиглот?
- М-м-да, я тоже плохо знаю язык зулю, но другие языки уже не представляют для меня трудности
Тут я решила, что мне пора вмешаться в разговор
- Скажите, — спросила я деловито, — как по-фински «четырнадцать»?
Последовало неловкое молчание.
- Оригинальный вопрос, — обиженно пробормотал Ляцкий.
- Только Тэффи может придумать такую неожиданность, — деланно засмеялся Бальмонт.
Но ни тот, ни другой на вопрос не ответили...
...Бальмонт много занимался переводами. Переводил ассирийские псалмы (вероятно, с немецкого) Я когда-то изучала религии Древнего Востока и нашла в работах Бальмонта очень точную передачу noдлинника, переложенного в стихотворную форму.
...Переводы Бальмонта были вообще превосходны. Нельзя не упомянуть его Оскара Уайльда или Эдгара По»
Y. Чтение и анализ отдельно взятых стихотворений К. Бальмонта
Студенты по очереди выразительно читают стихотворения.
Возможные варианты ответов :
Студент: В стихотворении «В домах» лирический герой протестует против «мучительно-тесных громад домов», некрасивых, бледных людей, забывших о чуде небесного полета птиц, о свободе:
Я проклинаю вас, люди. Живите впотьмах,
Тоскуйте в размеренной чинной боязни,
Бледнейте в мучительных ваших домах.
Вы к казни идете от казни!
Он предлагает свободу от моральных обязательств и понятий чести, от привязанностей и заботы о куске хлеба. Провозгласим свою неповторимость и гениальность!
Студент: В стихотворении «Алыча» лепестки цветов сравниваются с «роем мотыльков, застывших, лунных, нежных», и «пламя полдневного луча», как нечто неуловимое, мимолетное и быстро исчезающее. В стихотворении присутствуют необычные образы, эпитеты, слова, которые изобрел сам поэт: «сонм расцветов белоснежных», «цветок тысячекратный, древо-цвет».
Студент: Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени...» открывало сборник «В безбрежности» и стало своеобразным манифестом символизма.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем сильнее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня
Это стихотворение — гимн человеческому духу, который рвется из темноты к свету. Особую звуковую и интонационную выразительность придает этому произведению аллитерация (повторение шипящих: щ, ш ж). Особенно любил К. Бальмонт сравнивать себя с ветром. В стихотворении «Я вольный ветер, я вечно вею...» это сравнение отчетливо прослеживается:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы...
В чередовании слогов на «в» читателю слышится дуновение ветра. Эта стихия близка поэту, он полностью растворился в ней.
VI. Беседа по вопросам
Какова тематика стихотворений К. Бальмонта (Тема слияния человека и природы, размышления о смысле жизни, тема России, любовная лирика.)
Какие художественные приемы характерны для лирики поэта? (Эпитеты, звукопись, олицетворение, гиперболизация эмоций, аллитерация.)
В чем особенности художественных образов стихотворений К. Бальмонта? (В основном, это мир переживаний, ощущений, эмоций и впечатлений от увиде ного, услышанного; это вызов, брошенный стихии, и, безусловно, рекламация и культивирование собственного «я».)
Современны ли на сегодняшний день мысли, высказанные поэтом начала XX века? (Позицию поэта можно принять, но можно и не согласиться с ней. Его поэтическое «я» порой звучит эгоцентрично, самоуверенно,
вступая в соперничество с самим мирозданием. С другой стороны, если сегодня мы поднимаем вопрос о прогрессе вертикали, а не горизонтали, то в этом смысле поэзию К. Бальмонта можно назвать живой и актуальной.)
Здесь возможна полемика, так как задан проблемный вопрос.
Важно акцентировать внимание студентов на неповторимостъ и необычность поэзии К. Бальмонта.
YII. Формулирование выводов по изученному материалу
Учитель: Любое мнение, ребята, имеет право быть. Самое главное, что поэзия К. Бальмонта не оставляет вас равнодушными, она заставляет вас думать, размышлять. Поэт писал: «Мне близки и звезды, и волны, и горы. Мне близки звери и герои. Мне близки красивые и некрасивые... мне близки все, мне понятно и дорого все». Он принимает все мгновения жизни, все явления для него достойны внимания: красота и уродство, жизнь и смерть, любовь и ненависть — все имеет значение:
Мир должен быть оправдан весь,
Чтоб можно было жить!
Душою — там, я сердцем — здесь...
YIII, Анализ и оценка итогов работы на уроке
IX, Домашнее задание
Произвести письменный анализ одного из стихотворений К. Бальмонта (по выбору студентов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой
Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ....
Учебно-методическое пособие по творчеству А.Ахматовой
Пособие содержит методические указания по изучению творчества А.Ахматовой в 11 классе средней общеобразовательной школы, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ...
Учебно-методическое пособие по творчеству М.Булгакова
Пособие содержит методические указания, вопросы и задания по анализу текста, контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ...
Учебно-методическое пособие по творчеству А.Солженицына
Пособие содержит методические указания, дидактический и тестовый материал по творчеству писателя....
Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова
Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....
Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»
Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...
«Чудо и сказка стиха в творчестве К. Д. Бальмонта («Фейные сказки», «У чудищ»)
Урок литературного чтения в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...