Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Лаптева Оксана Викторовна

Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский символизм828.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт) Лаптева Оксана Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ № 8 город Комсомольск-на-Амуре

Слайд 2

Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья, - Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. В «Поэме без героя» Ахматова впервые употребляет выражение «Серебряный век» для обозначения литературной эпохи.

Слайд 3

Серебряный век Качалов, Шаляпин, Комиссаржевская Мейерхольд Станиславский Репин, Врубель, Нестеров, Серов, Бенуа, Сомов, Рерих, Кустодиев Добужинский Бердяев, С.Булгаков, Флоренский Скрябин Рахманинов Стравинский Павлов Вавилов Попов Брюсов, Бальмонт Ахматова Гумилев, Блок, Маяковский, Мандельштам, Северянин Какие области культуры представлены этими именами?

Слайд 4

Декаданс как тип сознания Модернистские течения в литературе символизм акмеизм футуризм имажинизм кубофутуризм эгофутуризм 1 8 9 3 – 1 9 2 5 центрифуга

Слайд 5

СИМВОЛИЗМ «Старшие» символисты (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб). Религиозно-мистическое направление (Д.Мережковский, З.Гиппиус, Н.Минский). «Младшие» символисты (Вяч.Иванов,А.Белый, А.Блок).

Слайд 6

Философские корни символизма «Материя исчезла». Кризис научного сознания. Теория относительности . Волновая и корпускулярная теория света. Измерение массы электрона. Открытие явления радиации. Открытие х-лучей. « Бог умер»( Ф.Ницше) Мировоззренческий кризис. Развитие философских течений, критикующих рационализм: мистицизм, интуитивизм, агностицизм. Философия «бессознательного» А.Шопенгауэра. Экзистенциализм (Кьеркегор, Бердяев, Сартр). Идеи Платона (изменчивость, двойственность бытия). д е к а д а н с Почему усложнение физической картины мира приводит и к научному и мировоззренческому кризису? Почему господствующий вектор развития философских течений – отказ от рационализма?

Слайд 7

эстетические корни символизма романтизм теория "чистого искусства" "теория соответствий" Ш.Бодлера западноевропейский сиволизм "Мы рождены для вдохновенья Для звуков сладких и молитв." Назовите основные положения теории романтизма. Кому принадлежит стихотворная цитата? С какими именами и идеями связана теория «чистого искусства»? В чем общность данных эстетических воззрений?

Слайд 8

СИМВОЛ Основная категория поэтики символизма «Символ – окно в бесконечность». (Ф.Сологуб) «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении». (В.Иванов) «Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности». (Д.Мережковский) «Символ есть знак или ознаменование».(В.Иванов) «Символ – многозначный образ»(л/в словарь) «Символ прорезывает все планы бытия…»(В.Иванов)

Слайд 9

СИМВОЛИСТСКИЕ ИЗДАНИЯ «Скорпион» «Северные цветы» «Гриф» «Новый путь» «Северные записки» «Весы» «Золотое руно» «Труды и дни»

Слайд 10

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: «Поэт». «На каждом бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда – поэта». М.Цветаева «Слово о Бальмонте» 1867-1942

Слайд 11

ОГОНЬ Огнепоклонником я прежде был когда-то, Огнепоклонником останусь я всегда. Мое индийское мышление богато Разнообразием рассвета и заката. Я между смертными – падучая звезда ОГОНЬ – первая из четырех царственных стихий в поэзии К.Д.Бальмонта

Слайд 12

СОЛНЦЕ Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор. *** Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о солнце В предсмертный час! СОЛНЦЕ – символ огня

Слайд 13

ЗЕМЛЯ Мне нравится все, что земля мне дала, Все сложные ткани и блага и зла… Есть что-то, что выше всех знаний и слов, И я отвергаю слова мудрецов, Я знаю и чувствую только одно, Что пьяно оно, мировое вино. Есть мудрость, но жизнь не распутал никто, Всем мудрым, всем мертвым, скажу я – «Не то!» Царственная стихия Земли

Слайд 14

ВОДА МОРЕ – символ стихии воды Я спросил у могучего моря, В чем великий завет бытия. Мне ответило звучное море: «Будь всегда полнозвучным, как я!»

Слайд 15

ВОЗДУХ Символы стихии ВОЗДУХА – ВЕТЕР, НЕБО Я спросил у свободного ветра, Что мне сделать, чтоб быть молодым. Мне ответил играющий ветер: «Будь воздушным, как ветер, как дым!»

Слайд 16

ПОЭТ О СЕБЕ Я – изысканность русской медлительной речи Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Впервые в русской поэзии прозвучало столь смелое заявление. Чтобы ответить на вопрос, насколько основательным оно было, обратимся к детальному анализу лирики К.Д.Бальмонта .

Слайд 17

Сонет Один из любимых жанров поэзии. Жрецы элементарных теорем, Проповедей вы ждете от поэта? Я проповедь скажу на благо света, - Не скукой слов, давно известных всем, А звучной полногласностью с о н е т а , Не найденной пока еще никем!

Слайд 18

СОДЕРЖАНИЕ 1.Русский символизм в контексте эпохи «Серебряного века». 2.А.Ахматова о «Серебряном веке». 3.Расцвет науки и искусства. 4.Декаданс как тип сознания. 5.Символизм . 6.Философские корни символизма. 7.Эстетические кони символизма. 8.Символ – основная категория поэтики символизма. 9.Издания символизма . 10.М.Цветаева о К.Бальмонте. 11.Стихии поэзии Бальмонта: Огонь. 12.Солнце. 13.Земля . 14.Вода. 15.Воздух. 16.Поэт о себе. 17.Содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звукопись в русской литературе. Творчество Константина Бальмонта.

Представляю часть своего проекта по звукописи в русской литературе. Основа урока по звукописи в творчестве Константина Бальмонта- красивая презентация с созвучными по настроению  завораживающими ...

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ, АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Пограничные литературные состояния, порожденные чрезвычайной полиморфностью художественного развития, явились одной из примет искусства слова конца XIX – начала XX столетия. Появляются произведения «д...

Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"

Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Ли...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Поэзия Серебряного века. Символизм

В презентации представлен материал для проведения урока по символизму. Декаденство, представители символизма, философская основа, особенности поэтики....

"Проектная деятельность на основе междисциплинарных связей как один из методов изучения русской литературы и философии Серебряного века"

Статья "Проектная деятельность на основе междисциплинарных связей как один из методов изучения русской литературы и философии Серебряного века", опубликованная в Сборнике "Акт...

Поэзия Серебряного века. Символизм.

осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа поэтического текста, характеристика символизма как направления...