Внеурочная деятельность по английскому языку
методическая разработка на тему

Татьяна Владимировна Козина

Внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему  неоднородных  по  смыслу,  назначению  и  методике проведения просветительно-воспитательных  мероприятий,  которые  выходят  за пределы обязательных учебных программ.  В соответствии с образовательным стандартом второго поколения внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panorama_pedagogicheskikh_idey.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

                               МКУ «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области»

Межмуниципальная   Панорама педагогических идей и инноваций

Методическая площадка: Внеурочная деятельность в школе при введении ФГОС

Тема: «Внеурочная деятельность по английскому языку»

Творческая мастерская

         Опыт представила: Козина Т.В.,

                             учитель английского языка

              МБОУ СОШ №27

2013-2014 учебный год

                                    Творческая мастерская

    ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС

Внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему  неоднородных  по  смыслу,  назначению  и  методике проведения просветительно-воспитательных  мероприятий,  которые  выходят  за пределы обязательных учебных программ.  В соответствии с образовательным стандартом второго поколения внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

        Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа  не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и  способствует развитию творческой  активности обучаемых, их  эстетического  вкуса  и,  как  следствие,  повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.

        Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели;)  и метапредметных (умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области ИКТ результатов, требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.

        Внеклассные мероприятия  помогают обучающимся  усвоить учебный материал и овладеть  дополнительными  знаниями  по  иностранному  языку  с помощью  доступных и интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку в направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

- усовершенствование навыков и умений, приобретенных  на  уроках иностранного языка (ведет к достижению предметных результатов);

- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

- развитие  их  творческих  способностей,  самостоятельности,  эстетических

вкусов (метапредметные результаты);

- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

        Важным фактором успешного выполнения этих задач  и достижения указанных результатов является  учет  психолого-педагогических особенностей обучающихся в начальной школе.  Знание  свойств личности того или другого возраста  дает  возможность  правильно  определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.

        В 6-летнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль до 10-11 лет. Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия учащихся друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала.

        Следует отметить, что хотя цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку совпадают, в их содержании,  организации   и   формах наблюдаются существенные различия.

1. Добровольный характер  участия  учащихся  во внеурочной деятельности  в отличие от обязательности урочной.  Учащиеся  решают  для  себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной  работы  исходя, прежде всего из своих интересов, желания узнать что-то  новое,  заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеурочной деятельности по иностранному языку  обязывает  учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной  работой  и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и  тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип  определяет  содержание  и форму внеклассной работы — она должна постоянно  поддерживать,  углублять  и развивать интерес к иностранному языку.

2.  Внеурочный  характер  занятий,  который  выражается,  во-первых,  в

отсутствии  строго урочной регламентации, касающейся времени,  места,  формы их  проведения.  Местом  проведения  работы  может  быть  парк,  зал  музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,  навыков и  умений,  оценок  в  баллах.  Проверка  результатов   внеклассной   работы осуществляется  в  форме  отчетных  вечеров,  концертов,  сборов,    выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и  инициативность  учащихся  в выполнении внеурочных поручений. В  отличие  от  учебной  работы,  где  помощь  учителя играет  ведущую  роль,  во  внеклассной  работе  учащиеся  проявляют  больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так  и  в организации  внеурочных  мероприятий,  в  выборе  форм  работы,   отвечающих интересам учащихся начальной школы, их склонностям.

        Основными организационными принципами внеурочной деятельности являются принципы   добровольности   и   массовости,   принцип   учета   и   развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи  внеклассной работы с уроками .

        Принцип  добровольности  состоит  в  том,  что  ученики  включаются   во внеурочную деятельность по  собственному  желанию.

        Принцип  массовости  предусматривает   активное   участие   во внеклассных мероприятиях наибольшего  количества  учеников  с  разным  уровнем  подготовки по предмету.

        Принцип учета и развития индивидуальных  особенностей  и интересов обучающихся предусматривает учет в  контексте  деятельности  учеников их собственного  опыта,  интересов,  желаний,  наклонностей,  мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и  статуса  личности  в  коллективе.  

        Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде  всего,  состоит  в  том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и   воспитательных   целей внеклассных  занятий и мероприятий и  уроков.  Он  также  предусматривает  связь  учебных материалов,  которые  используются  во  внеклассной  работе,  с  материалом действующих УМК по иностранному языку.

        Все  вышеназванные  принципы  дополняют  друг  друга  и   в   комплексе

обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе  с тем разностороннее влияние на развитие личности.

        В методической литературе и в практике школы традиционно различают  три формы внеурочной деятельности:  индивидуальная, групповая  и  массовая.  В  основу такого деления возложен  признак  количественного  охвата  участников.

        Индивидуальная внеурочная работа проводится  с  отдельными  учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране,  язык  которой  изучается,  о значительных датах и событиях, выдающихся людях,  разучивают  стихи,  песни, отрывки из  литературных  произведений  на  иностранном  языке,  изготовляют наглядные  пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

        Групповая  форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников,  объединенных  общими интересами. К этой  форме  принадлежат  разнообразные  кружки:  разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения  и т.п.  Положительно  зарекомендовали себя комбинированные кружки,  где  объединяются  разные  виды  деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение  и просмотр диафильмов  с  дальнейшим  обсуждением  просмотренного.  Занятия  в кружках, как правило, проводятся регулярно.

        Массовые формы  внеурочной деятельности не  имеют  четкой  организационной структуры.  К  ним  относят  такие  мероприятия, как  вечера  художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы,  карнавалы,  тематические  вечера   и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По содержанию можно выделить такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе:

1) соревновательные (конкурс,   игра,   олимпиада, викторина и др.);

2) средства массовой информации (стенгазета,  объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и др.);

3) культурно-массовые (праздник,   посвященный традициям родной страны или страны, язык которой  изучается;  праздник, посвященный знаменательной дате:  Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, и т.д.; тематические внеклассные мероприятия, посвященные пройденной теме.

        Можно  выделить  такую  форму  внеурочной деятельности, как  Неделя иностранного  языка, которая проводится и в нашей школе.  Эта  форма является массовой,  так  как  предусматривает  участие  в  ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, в том числе и младших школьников, включает комплекс  разных  по  смыслу  и  форме  мероприятий,  которые  происходят  в определенный период времени и направлены на  реализацию  задач  комплексного подхода к воспитанию учеников.

        Неделя  иностранного  языка  в  школе оказывает содействие  целенаправленной  организации  и  систематизации  всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы  кружков,  для  которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом,  формированию  творческих отношений между учениками, учителями и родителями,  которые  взаимодействуют в  процессе  подготовки  и  проведение  Недели.  В течение всей недели учителя иностранного языка дают открытые уроки, проводят конкурсы, викторины. Мои учащиеся ежегодно принимают в ней участие.

        В прошлом году в рамках недели иностранного языка я провела мероприятие «Показ мод» с учащимися 3 класса, которое стало заключительным занятием по теме «Одежда». Дети с удовольствием принимали участие в различных конкурсах, инсценировали песни.

        Для меня внеурочная деятельность открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что  она дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навык.

При проведении кружка я стараюсь спланировать занятие так,  чтобы оно повышало интерес,  приносило удовольствие,  заставляло задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. В этом мне помогают учебники Кембриджских издательств: Kid’s Box, Round- up, English in Mind”;  электронные пособия  :Interactive DVDs, CDs

        Kid’s Box - полон ярких идей, вдохновляющих учителя и учащихся. Новый язык преподносится при помощи удивительных историй, песен, которые они узнают при помощи членов семьи Star. Новый материал в пособии представлен в виде забавных историй, песен, игр, которые придутся по нраву юным ученикам. Встречи с главными героями настраивают учеников на дружелюбную и комфортную атмосферу на занятиях. В учебниках содержатся страноведческие и познавательные тексты, способствующие расширению кругозора.
Широкий спектр дополнительных материалов к курсу
Kid's Box делает занятия еще более увлекательными. Interactive DVD и диск CD-ROM с интерактивными игровыми упражнениями на компьютере закрепляют материал в игровой форме. Учебное пособие Kid’s Box позволяет детям изучать английский язык с удовольствием, с каждым новым уровнем улучшая свою языковую компетенцию и развивая все языковые навыки: устную и письменную речь, восприятие на слух, понимание текста. С самого первого урока дети вовлечены в познавательную деятельность, что позволяет поддерживать мотивацию, а задания, которые выполняют учащиеся, позволяют им часто переключаться с одного вида активности на другую, превращая занятие в увлекательное путешествие в мир английского языка.

        Изучение иностранного языка невозможно без изучения его грамматики.        Round- up – это увлекательное грамматическое пособие.  Грамматические явления здесь представлены красочными таблицами и преподносятся при помощи различных игр.  Оно вносит разнообразие в скучную для учащихся работу над грамматическим материалом.

        Primary I Dictionary – иллюстрированный интерактивный словарь издательства Cambridge University Press для детей младшего школьного возраста.
Я  использую его для формирования и развития словарного запаса учеников.  Он очень насыщенный,  помогает учить слова, играть в интерактивные игры и петь при помощи караоке-версий видео песни.
Словарь Primary I-Dictionary разбит на 15 частей по темам. В каждой теме есть анимационные рассказы, песни и игры.
Каждое слово произносится на британском и американском английском.

        Использование таких пособий помогает сделать занятия увлекательными, яркими, насыщенными.

        Подводя итоги, можно сказать, что  при изучении иностранного  языка внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и  проводится  в  соответствии  со спецификой  предмета. Она решает две  главные  задачи:  во-первых,  способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению интереса,  углублению  знаний,  совершенствование  навыков  и  умений по данному предмету;  во-вторых,  помогает организовать  свободное время  учащихся  с целью их общего развития,  нравственного и эстетического воспитания. Каждое занятие должно стать импровизацией, основываться на поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге повлияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Сделать внеурочную деятельность увлекательной доступно каждому учителю, стоит только немного задуматься о том, что сделать такого на занятии, что заинтересовало бы детей.

МАОУ СОШ №27

Козина Т.В., учитель английского языка

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.

Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по английскому языку «Театральное творчество на английском языке» для 5-9 классов на 2016-2020 год на 175 часов

     Срок реализации программы рассчитан на 5 лет. Занятия по программе «Театральное творчество на английском языке» проводятся 1 раз в неделю. На учебный год отводится 35 часов....

Внеурочная деятельность по английскому языку "Мир грамматики английского языка" 6-9 класс

P { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа предоставит обучающимся возможность расширить свой кругозор в области грамматики английского языка, будет способствовать росту интереса к предмету....

программа по внеурочной деятельности по английскому языку "В мире английского языка" 3 класс

Программа “В мире английского языка” имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 3-4-ых классов.Педагогиче...

Внеурочная деятельность по английскому языку.Зачем нужно знать английский язык.

Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем с...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 10\11 класса. Основы стилистики английского языка

Программа по внеурочной деятельности для учащихся 10/11 классов. Знакомит учащихся со стилистикой английского языка, его выразительных средств.Предусматривает практическое применение теоретических зна...