Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 10\11 класса. Основы стилистики английского языка
рабочая программа (11 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 10/11 классов. Знакомит учащихся со стилистикой английского языка, его выразительных средств.Предусматривает практическое применение теоретических знаний. Освоение программы позволит учащимся расширить выбор тем для выполнения индивидуального проекта и их лингвистической компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 10\11 класса | 30.83 КБ |
osnovy_stilistiki.docx | 30.83 КБ |
osnovy_stilistiki.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
«Основы стилистики английского языка»
Класс: 11
Автор: Щукина О.В.,
учитель английского языка
ГБОУ гимназии г. Сызрани
2018
Основы стилистики английского языка
Пояснительная записка
Программа «Основы стилистики английского языка» имеет обще-интеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 11 классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития языковой и социокультурной компетентностей, личностных качеств школьников, а также возможностью реализации творческого потенциала обучаемых.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что старшая ступень обучения – время выбора будущей профессии, поэтому она актуальна в контексте самоопределения старшеклассников, так как в процессе обучения они получат определенный опыт, на основании которого смогут сделать выводы, касающиеся собственной образовательной траектории по специальности «Лингвистика. Филология.», а также развить лингвистическую и социокультурную компетентности. Кроме того, программа данного курса поможет обучающимся выбрать направление своей проектной деятельности в образовательной области «Лингвистика» и успешно защитить свой индивидуальный проект, который является обязательным для выпускников общеобразовательных учреждений (согласно Положению об индивидуальном проекте).
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала, развитие его лингвистической компетентности и общей культуры через знакомство со стилистикой английского языка.
Задачи программы:
- ознакомление с различными функциональными стилями;
- ознакомление с различными выразительными средствами и стилистическими приемами;
- ознакомление с образцами английской художественной литературы и публицистики;
- развитие творческого потенциала старшеклассников;
- расширение теоретических знаний в области «Филология»;
- ознакомление с практикой стилистического анализа англоязычных текстов;
- воспитание уважения к другим культурам и толерантного отношения к ним.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программе среднего общего образования ГБОУ гимназии г. Сызрани
Программа внеурочной деятетельности по английскому языку в 10-х классах составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 в редакции приказа Минобрнауки от 29.06.2017 г.), в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ гимназии г. Сызрани, с Примерной программой по английскому языку, на основе рабочих программ Р.П. Мильруда, Ж.А. Суворовой Английский язык. Предметная линия учебников «Звездный английский».10-11 классы. М.: Просвещение, 2014, Положением об индивидуальном проекте и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых обще-предметых, предметных и социокультурных компетенций, уважительное и толерантное отношение к другим культурам, а также осознанному построению своей будущей образовательной траектории.
Особенности реализации программы
Структура курса
Программа курса внеурочной деятельности «Основы стилистики английского языка» представлена шестью разделами, последовательное изучение которых позволяет обучающимся овладеть необходимыми теоретическими знаниями в области стилистики, совершенствовать свои лингвистические компетентности, расширить социокультурные компетенции, необходимые для выполнения индивидуального проекта, получить некоторую предпрофессиональную подготовку и представление о вузовской дисциплине «Филология».
Формы проведения занятий
Учитывая практическую направленность курса и возрастные психологические особенности старшего школьника, предлагаются следующие формы занятий:
- лекция;
- практические занятия;
- презентации работ с последующим обсуждением;
- в основном, предусматривается индивидуальная работа.
Режим проведения занятий, количество часов
Программа предназначена для учащихся 11-х классов, реализуется за 34 часа. Регулярность – 1 час в неделю.
Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность. Место реализации – ГБОУ гимназия.
Виды деятельности:
- работа с англоязычными текстами различных жанров и стилей;
- анализ выразительных средств и стилистических приемов, используемых в текстах;
- практическая (анализ текстов);
- индивидуальная;
- фронтальная.
Эффективность данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий:
- желание узнать и раскрыть свой творческий потенциал;
- содержательность предлагаемых текстов;
- эстетичность предлагаемых материалов;
- четкая организация и тщательная подготовка всех занятий;
- привлечение обучающихся с различными способностями и уровнем языковой подготовки;
- широкое использование методов педагогического стимулирования учащихся;
- оснащение кабинета медиапроектором, экраном,
- возможность работать с оригинальными англоязычными текстами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации данной программы обучающиеся получат возможность развить следующие качества, умения и навыки:
- формировать мотивация изучения английского языка с целью дальнейшей самореализации;
- формировать представление о многообразии выразительных средств английского языка и литературы;
- развивать навыки стилистического анализа англоязычного текста;
- развивать умения проникать в замысел автора через используемые выразительные средства и стилистические приемы;
- развивать такие качества как самостоятельность, внимание, умение анализировать и сравнивать;
- формировать уважительное отношение к культурному наследию других народов;
- актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательной активности;
- развивать у обучающихся мотивацию к познанию и творчеству;
- осуществлять регулятивные действия самоконтроля во время обсуждения;
- получить представление о целостном полиязычном, поликультурном мире.
Планируемые знаниевые образовательные результаты
Учащиеся:
- анализируют текст и определяют жанр текса;
- определяют особенности различных жанров;
- анализируют и определяют языковые выразительные средства;
- анализируют и определяют стилистические приемы, используемые автором.
Планируемые компетентностные образовательные результаты
Учащиеся:
- умеют работать с англоязычными текстами различных жанров;
- умеют находить и определять различные выразительные средства (фонетические и языковые) в тексте;
- умеют проводить стилистический анализ текста;
Характеристика личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
В ходе реализации программы учащиеся формируют универсальные учебные действия.
Личностные:
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание уважения к культуре другого народа;
развитие внимания,
- творческого переосмысления задания;
- развитие опыта социальных отношений при ведении дискуссии;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- осознание своего творческого потенциала;
Регулятивные:
- определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности, на уроке под руководством учителя и самостоятельно;
- выполнять задание согласно намеченному плану и корректировать (редактировать) его в ходе выполнения.
Познавательные:
- ознакомиться с основными вопросами и понятиями стилистики,
- ознакомиться с классификацией английского языка;
- ознакомиться с различными функциональными стилями;
- ознакомиться с различными видами выразительных средств и стилистическими приемами;
- овладеть навыками стилистического анализа англоязычного текста;
- творчески осмысливать языковой материал.
Качества личности, которые могут быть сформированы в результате реализации программы «Основы стилистики английского языка»:
- познавательная и творческая активность;
- уверенность в правильности выбора будущей профессии и успешности в будущем;
- самостоятельность и уверенность в своей языковой компетентности;
- уважение к своей языковой культуре и культуре стран изучаемого языка.
Форма учета знаний:
- практические работы;
- итоговая проектная работа;
- зачет (презентация самостоятельного анализа текста).
Тематическое планирование
Тематика курса представлена шестью разделами:
1. Основные вопросы: Понятие «стиль» и «стилистика»; Выразительные средства и стилистические приемы; Понятие «функциональный стиль», Основные этапы развития английского литературного языка. (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся работают с различными литературными источниками. (1 час)
2. Стилистическая классификация английского языка (лексики): Общие вопросы; нейтральный, литературный и разговорный язык (термины, архаизмы, поэтическая лексика, заимствования); Специальный разговорный язык (сленг, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы). (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, выполняют самостоятельную работу по определению языковых средств, переводят предложения, микротексты. (1 час)
3. Фонетические выразительные средства: Общие вопросы, Ритм, Рифма, Аллитерация. (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, выполняют самостоятельную работу - переводят предложения, микротексты. (1 час)
4. Лексические выразительные средства и стилистические приемы: Метафора, Метонимия, Ирония, Зевгма, Включения, Эпитет, Оксюморон, Антономазия, Сравнение, Эвфуизмы, Гипербола, Аллюзия, Пословицы и поговорки. (5,5 часов)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют выразительные средства, выполняют самостоятельную работу, переводят предложения, микротексты. (5,5 часов)
5. Синтаксические выразительные средства: Стилистическая инверсия, Параллельные конструкции, Повторы, Перечисления, Умолчание, Антитеза, Кульминация, Риторические вопросы, Литота.(3 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют выразительные средства, выполняют самостоятельную работу, переводят предложения, микротексты. (3 часа)
6. Функциональные стили: Литературный стиль, Публицистический стиль, Научный стиль.(2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют функциональный стиль. (1 час)
Кроме того, программой курса предусматривается выполнение учащимися самостоятельной итоговой работы в форме проекта. На ее выполнение отводятся два часа, на презентацию и анализ работ – 3 часа. Презентацию рекомендуется проводить в медиатеке.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Аудитор ных | Внеауди торных | В т.ч. на практич. деятель ность | |||
1 | Основные вопросы: Понятие «стиль» и «стилистика»; Выразительные средства и стилистические приемы; Понятие «функциональный стиль», Основные этапы развития английского литературного языка. | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
2 | Стилистическая классификация английского языка (лексики): Общие вопросы; нейтральный, литературный и разговорный язык (термины, архаизмы, поэтическая лексика, заимствования); Специальный разговорный язык (сленг, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы). | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
3 | Фонетические выразительные средства: Общие вопросы, Ритм, Рифма. Аллитерация. | 2 | 2 | 1 | Практическая работа | |
4 | Лексические выразительные средства и стилистические приемы: Метафора, Метонимия, Ирония, Зевгма, Включения, Эпитет, Оксюморон, Антономазия, Сравнение, Эвфуизмы, Гипербола, Аллюзия, Пословицы и поговорки. | 11 | 11 | 5,5 | Практическая работа | |
5 | Синтаксические выразительные средства: Стилистическая инверсия, Параллельные конструкции, Повторы, Перечисления, Умолчание, Антитеза, Кульминация, Риторические вопросы, Литота. | 6 | 6 | 3 | Практическая работа | |
6 | Функциональные стили: Литературный стиль, Публицистический стиль, Научный стиль. | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
7 | Зачет | 5 | 5 | 5 | Презентация и защита проекта | |
8 | Рефлексия | 1 | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 | 19,5 |
Список литературы
- Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников «Звездный английский». 10-11 классы: для учителей общеобразоват. организаций: углубл. уровень\Р.П. Мильруд, Ж.А. Суворова. - М. : Просвещение, 2014. – 159с.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования): Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 300с.
- Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. Изд.2-е, испр. И доп. М., «Высш. школа», 1977. 332с.
- Отрывки из неадаптированных художественных и поэтических и публицистических текстов.
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
«Основы стилистики английского языка»
Класс: 11
Автор: Щукина О.В.,
учитель английского языка
ГБОУ гимназии г. Сызрани
2018
Основы стилистики английского языка
Пояснительная записка
Программа «Основы стилистики английского языка» имеет обще-интеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 11 классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития языковой и социокультурной компетентностей, личностных качеств школьников, а также возможностью реализации творческого потенциала обучаемых.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что старшая ступень обучения – время выбора будущей профессии, поэтому она актуальна в контексте самоопределения старшеклассников, так как в процессе обучения они получат определенный опыт, на основании которого смогут сделать выводы, касающиеся собственной образовательной траектории по специальности «Лингвистика. Филология.», а также развить лингвистическую и социокультурную компетентности. Кроме того, программа данного курса поможет обучающимся выбрать направление своей проектной деятельности в образовательной области «Лингвистика» и успешно защитить свой индивидуальный проект, который является обязательным для выпускников общеобразовательных учреждений (согласно Положению об индивидуальном проекте).
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала, развитие его лингвистической компетентности и общей культуры через знакомство со стилистикой английского языка.
Задачи программы:
- ознакомление с различными функциональными стилями;
- ознакомление с различными выразительными средствами и стилистическими приемами;
- ознакомление с образцами английской художественной литературы и публицистики;
- развитие творческого потенциала старшеклассников;
- расширение теоретических знаний в области «Филология»;
- ознакомление с практикой стилистического анализа англоязычных текстов;
- воспитание уважения к другим культурам и толерантного отношения к ним.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программе среднего общего образования ГБОУ гимназии г. Сызрани
Программа внеурочной деятетельности по английскому языку в 10-х классах составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 в редакции приказа Минобрнауки от 29.06.2017 г.), в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ гимназии г. Сызрани, с Примерной программой по английскому языку, на основе рабочих программ Р.П. Мильруда, Ж.А. Суворовой Английский язык. Предметная линия учебников «Звездный английский».10-11 классы. М.: Просвещение, 2014, Положением об индивидуальном проекте и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых обще-предметых, предметных и социокультурных компетенций, уважительное и толерантное отношение к другим культурам, а также осознанному построению своей будущей образовательной траектории.
Особенности реализации программы
Структура курса
Программа курса внеурочной деятельности «Основы стилистики английского языка» представлена шестью разделами, последовательное изучение которых позволяет обучающимся овладеть необходимыми теоретическими знаниями в области стилистики, совершенствовать свои лингвистические компетентности, расширить социокультурные компетенции, необходимые для выполнения индивидуального проекта, получить некоторую предпрофессиональную подготовку и представление о вузовской дисциплине «Филология».
Формы проведения занятий
Учитывая практическую направленность курса и возрастные психологические особенности старшего школьника, предлагаются следующие формы занятий:
- лекция;
- практические занятия;
- презентации работ с последующим обсуждением;
- в основном, предусматривается индивидуальная работа.
Режим проведения занятий, количество часов
Программа предназначена для учащихся 11-х классов, реализуется за 34 часа. Регулярность – 1 час в неделю.
Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность. Место реализации – ГБОУ гимназия.
Виды деятельности:
- работа с англоязычными текстами различных жанров и стилей;
- анализ выразительных средств и стилистических приемов, используемых в текстах;
- практическая (анализ текстов);
- индивидуальная;
- фронтальная.
Эффективность данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий:
- желание узнать и раскрыть свой творческий потенциал;
- содержательность предлагаемых текстов;
- эстетичность предлагаемых материалов;
- четкая организация и тщательная подготовка всех занятий;
- привлечение обучающихся с различными способностями и уровнем языковой подготовки;
- широкое использование методов педагогического стимулирования учащихся;
- оснащение кабинета медиапроектором, экраном,
- возможность работать с оригинальными англоязычными текстами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации данной программы обучающиеся получат возможность развить следующие качества, умения и навыки:
- формировать мотивация изучения английского языка с целью дальнейшей самореализации;
- формировать представление о многообразии выразительных средств английского языка и литературы;
- развивать навыки стилистического анализа англоязычного текста;
- развивать умения проникать в замысел автора через используемые выразительные средства и стилистические приемы;
- развивать такие качества как самостоятельность, внимание, умение анализировать и сравнивать;
- формировать уважительное отношение к культурному наследию других народов;
- актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательной активности;
- развивать у обучающихся мотивацию к познанию и творчеству;
- осуществлять регулятивные действия самоконтроля во время обсуждения;
- получить представление о целостном полиязычном, поликультурном мире.
Планируемые знаниевые образовательные результаты
Учащиеся:
- анализируют текст и определяют жанр текса;
- определяют особенности различных жанров;
- анализируют и определяют языковые выразительные средства;
- анализируют и определяют стилистические приемы, используемые автором.
Планируемые компетентностные образовательные результаты
Учащиеся:
- умеют работать с англоязычными текстами различных жанров;
- умеют находить и определять различные выразительные средства (фонетические и языковые) в тексте;
- умеют проводить стилистический анализ текста;
Характеристика личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
В ходе реализации программы учащиеся формируют универсальные учебные действия.
Личностные:
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание уважения к культуре другого народа;
развитие внимания,
- творческого переосмысления задания;
- развитие опыта социальных отношений при ведении дискуссии;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- осознание своего творческого потенциала;
Регулятивные:
- определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности, на уроке под руководством учителя и самостоятельно;
- выполнять задание согласно намеченному плану и корректировать (редактировать) его в ходе выполнения.
Познавательные:
- ознакомиться с основными вопросами и понятиями стилистики,
- ознакомиться с классификацией английского языка;
- ознакомиться с различными функциональными стилями;
- ознакомиться с различными видами выразительных средств и стилистическими приемами;
- овладеть навыками стилистического анализа англоязычного текста;
- творчески осмысливать языковой материал.
Качества личности, которые могут быть сформированы в результате реализации программы «Основы стилистики английского языка»:
- познавательная и творческая активность;
- уверенность в правильности выбора будущей профессии и успешности в будущем;
- самостоятельность и уверенность в своей языковой компетентности;
- уважение к своей языковой культуре и культуре стран изучаемого языка.
Форма учета знаний:
- практические работы;
- итоговая проектная работа;
- зачет (презентация самостоятельного анализа текста).
Тематическое планирование
Тематика курса представлена шестью разделами:
1. Основные вопросы: Понятие «стиль» и «стилистика»; Выразительные средства и стилистические приемы; Понятие «функциональный стиль», Основные этапы развития английского литературного языка. (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся работают с различными литературными источниками. (1 час)
2. Стилистическая классификация английского языка (лексики): Общие вопросы; нейтральный, литературный и разговорный язык (термины, архаизмы, поэтическая лексика, заимствования); Специальный разговорный язык (сленг, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы). (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, выполняют самостоятельную работу по определению языковых средств, переводят предложения, микротексты. (1 час)
3. Фонетические выразительные средства: Общие вопросы, Ритм, Рифма, Аллитерация. (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, выполняют самостоятельную работу - переводят предложения, микротексты. (1 час)
4. Лексические выразительные средства и стилистические приемы: Метафора, Метонимия, Ирония, Зевгма, Включения, Эпитет, Оксюморон, Антономазия, Сравнение, Эвфуизмы, Гипербола, Аллюзия, Пословицы и поговорки. (5,5 часов)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют выразительные средства, выполняют самостоятельную работу, переводят предложения, микротексты. (5,5 часов)
5. Синтаксические выразительные средства: Стилистическая инверсия, Параллельные конструкции, Повторы, Перечисления, Умолчание, Антитеза, Кульминация, Риторические вопросы, Литота.(3 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют выразительные средства, выполняют самостоятельную работу, переводят предложения, микротексты. (3 часа)
6. Функциональные стили: Литературный стиль, Публицистический стиль, Научный стиль.(2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют функциональный стиль. (1 час)
Кроме того, программой курса предусматривается выполнение учащимися самостоятельной итоговой работы в форме проекта. На ее выполнение отводятся два часа, на презентацию и анализ работ – 3 часа. Презентацию рекомендуется проводить в медиатеке.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Аудитор ных | Внеауди торных | В т.ч. на практич. деятель ность | |||
1 | Основные вопросы: Понятие «стиль» и «стилистика»; Выразительные средства и стилистические приемы; Понятие «функциональный стиль», Основные этапы развития английского литературного языка. | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
2 | Стилистическая классификация английского языка (лексики): Общие вопросы; нейтральный, литературный и разговорный язык (термины, архаизмы, поэтическая лексика, заимствования); Специальный разговорный язык (сленг, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы). | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
3 | Фонетические выразительные средства: Общие вопросы, Ритм, Рифма. Аллитерация. | 2 | 2 | 1 | Практическая работа | |
4 | Лексические выразительные средства и стилистические приемы: Метафора, Метонимия, Ирония, Зевгма, Включения, Эпитет, Оксюморон, Антономазия, Сравнение, Эвфуизмы, Гипербола, Аллюзия, Пословицы и поговорки. | 11 | 11 | 5,5 | Практическая работа | |
5 | Синтаксические выразительные средства: Стилистическая инверсия, Параллельные конструкции, Повторы, Перечисления, Умолчание, Антитеза, Кульминация, Риторические вопросы, Литота. | 6 | 6 | 3 | Практическая работа | |
6 | Функциональные стили: Литературный стиль, Публицистический стиль, Научный стиль. | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
7 | Зачет | 5 | 5 | 5 | Презентация и защита проекта | |
8 | Рефлексия | 1 | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 | 19,5 |
Список литературы
- Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников «Звездный английский». 10-11 классы: для учителей общеобразоват. организаций: углубл. уровень\Р.П. Мильруд, Ж.А. Суворова. - М. : Просвещение, 2014. – 159с.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования): Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 300с.
- Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. Изд.2-е, испр. И доп. М., «Высш. школа», 1977. 332с.
- Отрывки из неадаптированных художественных и поэтических и публицистических текстов.
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
«Основы стилистики английского языка»
Класс: 11
Автор: Щукина О.В.,
учитель английского языка
ГБОУ гимназии г. Сызрани
2018
Основы стилистики английского языка
Пояснительная записка
Программа «Основы стилистики английского языка» имеет обще-интеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 11 классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития языковой и социокультурной компетентностей, личностных качеств школьников, а также возможностью реализации творческого потенциала обучаемых.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что старшая ступень обучения – время выбора будущей профессии, поэтому она актуальна в контексте самоопределения старшеклассников, так как в процессе обучения они получат определенный опыт, на основании которого смогут сделать выводы, касающиеся собственной образовательной траектории по специальности «Лингвистика. Филология.», а также развить лингвистическую и социокультурную компетентности. Кроме того, программа данного курса поможет обучающимся выбрать направление своей проектной деятельности в образовательной области «Лингвистика» и успешно защитить свой индивидуальный проект, который является обязательным для выпускников общеобразовательных учреждений (согласно Положению об индивидуальном проекте).
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала, развитие его лингвистической компетентности и общей культуры через знакомство со стилистикой английского языка.
Задачи программы:
- ознакомление с различными функциональными стилями;
- ознакомление с различными выразительными средствами и стилистическими приемами;
- ознакомление с образцами английской художественной литературы и публицистики;
- развитие творческого потенциала старшеклассников;
- расширение теоретических знаний в области «Филология»;
- ознакомление с практикой стилистического анализа англоязычных текстов;
- воспитание уважения к другим культурам и толерантного отношения к ним.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программе среднего общего образования ГБОУ гимназии г. Сызрани
Программа внеурочной деятетельности по английскому языку в 10-х классах составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 в редакции приказа Минобрнауки от 29.06.2017 г.), в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ гимназии г. Сызрани, с Примерной программой по английскому языку, на основе рабочих программ Р.П. Мильруда, Ж.А. Суворовой Английский язык. Предметная линия учебников «Звездный английский».10-11 классы. М.: Просвещение, 2014, Положением об индивидуальном проекте и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых обще-предметых, предметных и социокультурных компетенций, уважительное и толерантное отношение к другим культурам, а также осознанному построению своей будущей образовательной траектории.
Особенности реализации программы
Структура курса
Программа курса внеурочной деятельности «Основы стилистики английского языка» представлена шестью разделами, последовательное изучение которых позволяет обучающимся овладеть необходимыми теоретическими знаниями в области стилистики, совершенствовать свои лингвистические компетентности, расширить социокультурные компетенции, необходимые для выполнения индивидуального проекта, получить некоторую предпрофессиональную подготовку и представление о вузовской дисциплине «Филология».
Формы проведения занятий
Учитывая практическую направленность курса и возрастные психологические особенности старшего школьника, предлагаются следующие формы занятий:
- лекция;
- практические занятия;
- презентации работ с последующим обсуждением;
- в основном, предусматривается индивидуальная работа.
Режим проведения занятий, количество часов
Программа предназначена для учащихся 11-х классов, реализуется за 34 часа. Регулярность – 1 час в неделю.
Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность. Место реализации – ГБОУ гимназия.
Виды деятельности:
- работа с англоязычными текстами различных жанров и стилей;
- анализ выразительных средств и стилистических приемов, используемых в текстах;
- практическая (анализ текстов);
- индивидуальная;
- фронтальная.
Эффективность данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий:
- желание узнать и раскрыть свой творческий потенциал;
- содержательность предлагаемых текстов;
- эстетичность предлагаемых материалов;
- четкая организация и тщательная подготовка всех занятий;
- привлечение обучающихся с различными способностями и уровнем языковой подготовки;
- широкое использование методов педагогического стимулирования учащихся;
- оснащение кабинета медиапроектором, экраном,
- возможность работать с оригинальными англоязычными текстами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации данной программы обучающиеся получат возможность развить следующие качества, умения и навыки:
- формировать мотивация изучения английского языка с целью дальнейшей самореализации;
- формировать представление о многообразии выразительных средств английского языка и литературы;
- развивать навыки стилистического анализа англоязычного текста;
- развивать умения проникать в замысел автора через используемые выразительные средства и стилистические приемы;
- развивать такие качества как самостоятельность, внимание, умение анализировать и сравнивать;
- формировать уважительное отношение к культурному наследию других народов;
- актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательной активности;
- развивать у обучающихся мотивацию к познанию и творчеству;
- осуществлять регулятивные действия самоконтроля во время обсуждения;
- получить представление о целостном полиязычном, поликультурном мире.
Планируемые знаниевые образовательные результаты
Учащиеся:
- анализируют текст и определяют жанр текса;
- определяют особенности различных жанров;
- анализируют и определяют языковые выразительные средства;
- анализируют и определяют стилистические приемы, используемые автором.
Планируемые компетентностные образовательные результаты
Учащиеся:
- умеют работать с англоязычными текстами различных жанров;
- умеют находить и определять различные выразительные средства (фонетические и языковые) в тексте;
- умеют проводить стилистический анализ текста;
Характеристика личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
В ходе реализации программы учащиеся формируют универсальные учебные действия.
Личностные:
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание уважения к культуре другого народа;
развитие внимания,
- творческого переосмысления задания;
- развитие опыта социальных отношений при ведении дискуссии;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- осознание своего творческого потенциала;
Регулятивные:
- определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности, на уроке под руководством учителя и самостоятельно;
- выполнять задание согласно намеченному плану и корректировать (редактировать) его в ходе выполнения.
Познавательные:
- ознакомиться с основными вопросами и понятиями стилистики,
- ознакомиться с классификацией английского языка;
- ознакомиться с различными функциональными стилями;
- ознакомиться с различными видами выразительных средств и стилистическими приемами;
- овладеть навыками стилистического анализа англоязычного текста;
- творчески осмысливать языковой материал.
Качества личности, которые могут быть сформированы в результате реализации программы «Основы стилистики английского языка»:
- познавательная и творческая активность;
- уверенность в правильности выбора будущей профессии и успешности в будущем;
- самостоятельность и уверенность в своей языковой компетентности;
- уважение к своей языковой культуре и культуре стран изучаемого языка.
Форма учета знаний:
- практические работы;
- итоговая проектная работа;
- зачет (презентация самостоятельного анализа текста).
Тематическое планирование
Тематика курса представлена шестью разделами:
1. Основные вопросы: Понятие «стиль» и «стилистика»; Выразительные средства и стилистические приемы; Понятие «функциональный стиль», Основные этапы развития английского литературного языка. (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся работают с различными литературными источниками. (1 час)
2. Стилистическая классификация английского языка (лексики): Общие вопросы; нейтральный, литературный и разговорный язык (термины, архаизмы, поэтическая лексика, заимствования); Специальный разговорный язык (сленг, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы). (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, выполняют самостоятельную работу по определению языковых средств, переводят предложения, микротексты. (1 час)
3. Фонетические выразительные средства: Общие вопросы, Ритм, Рифма, Аллитерация. (2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, выполняют самостоятельную работу - переводят предложения, микротексты. (1 час)
4. Лексические выразительные средства и стилистические приемы: Метафора, Метонимия, Ирония, Зевгма, Включения, Эпитет, Оксюморон, Антономазия, Сравнение, Эвфуизмы, Гипербола, Аллюзия, Пословицы и поговорки. (5,5 часов)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют выразительные средства, выполняют самостоятельную работу, переводят предложения, микротексты. (5,5 часов)
5. Синтаксические выразительные средства: Стилистическая инверсия, Параллельные конструкции, Повторы, Перечисления, Умолчание, Антитеза, Кульминация, Риторические вопросы, Литота.(3 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют выразительные средства, выполняют самостоятельную работу, переводят предложения, микротексты. (3 часа)
6. Функциональные стили: Литературный стиль, Публицистический стиль, Научный стиль.(2 часа)
Практическая деятельность: учащиеся анализируют предложенные учителем тексты, определяют функциональный стиль. (1 час)
Кроме того, программой курса предусматривается выполнение учащимися самостоятельной итоговой работы в форме проекта. На ее выполнение отводятся два часа, на презентацию и анализ работ – 3 часа. Презентацию рекомендуется проводить в медиатеке.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Аудитор ных | Внеауди торных | В т.ч. на практич. деятель ность | |||
1 | Основные вопросы: Понятие «стиль» и «стилистика»; Выразительные средства и стилистические приемы; Понятие «функциональный стиль», Основные этапы развития английского литературного языка. | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
2 | Стилистическая классификация английского языка (лексики): Общие вопросы; нейтральный, литературный и разговорный язык (термины, архаизмы, поэтическая лексика, заимствования); Специальный разговорный язык (сленг, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы). | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
3 | Фонетические выразительные средства: Общие вопросы, Ритм, Рифма. Аллитерация. | 2 | 2 | 1 | Практическая работа | |
4 | Лексические выразительные средства и стилистические приемы: Метафора, Метонимия, Ирония, Зевгма, Включения, Эпитет, Оксюморон, Антономазия, Сравнение, Эвфуизмы, Гипербола, Аллюзия, Пословицы и поговорки. | 11 | 11 | 5,5 | Практическая работа | |
5 | Синтаксические выразительные средства: Стилистическая инверсия, Параллельные конструкции, Повторы, Перечисления, Умолчание, Антитеза, Кульминация, Риторические вопросы, Литота. | 6 | 6 | 3 | Практическая работа | |
6 | Функциональные стили: Литературный стиль, Публицистический стиль, Научный стиль. | 3 | 3 | 1 | Практическая работа | |
7 | Зачет | 5 | 5 | 5 | Презентация и защита проекта | |
8 | Рефлексия | 1 | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 | 19,5 |
Список литературы
- Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников «Звездный английский». 10-11 классы: для учителей общеобразоват. организаций: углубл. уровень\Р.П. Мильруд, Ж.А. Суворова. - М. : Просвещение, 2014. – 159с.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования): Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 300с.
- Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. Изд.2-е, испр. И доп. М., «Высш. школа», 1977. 332с.
- Отрывки из неадаптированных художественных и поэтических и публицистических текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Программа внеурочной деятельности "Быт наших далеких предков" 6 класс
Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный курс должен пом...
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Разработки уроков английского языка в 10 классе по учебнику Английский с удовольствием», 10 класс, М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко, Титул, 2010г.
Разработки уроков английского языка в 10 классе по учебнику Английский с удовольствием», 10 класс, М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко, Титул, 2010г. с самоанализами....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»
Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...