Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса `Веселый мяч`
рабочая программа (5 класс) на тему
Кружок по изучению Лапты и Настольного тенниса в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа»
Залегощенского района Орловской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
________/Зубова Л.А./ _______/Хорошилова Н.С./ ________/Брылева Н.В./
Протокол № _______ ______________ 201_ г. _____________201_ г.
от ___________201_г.
спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа
внеурочной деятельности по физической культуре
кружок «Веселый мяч»
5 класс
Программу разработала:
Швыряева С.Л.
учитель физической культуры МБОУ «Нижнее-Залегощенская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Физическая культура и спорт являются одним из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья. Учебная программа по физической культуре достаточно обширная, но в полной мере не дает возможности обучающимся в урочное время познакомиться и попробовать себя в некоторых видах спорта и играх. Это восполняется за счет внеурочной деятельности, где преподаватель, анализируя интересы и особенности детей, предлагает им проявить себя в кружках и секциях.
Одним из самых эффективных путей познания ребёнком окружающего мира, источником положительных эмоций являются различные игры. Игры вызывают активизацию мыслительной деятельности обучающихся, способствуют расширению их кругозора, совершенствованию всех психических процессов, развитию физических способностей, стимулируют естественное развитие организма детей. Систематические занятия физическими упражнениями в виде различных подвижных и спортивных игр, осуществляемых в кружках и секциях для школьников, не только формируют у них необходимый фонд двигательных умений и навыков, но и создают необходимые условия для укрепления здоровья, повышения устойчивости к учебным нагрузкам, создают базу для дальнейших занятий игровыми видами спорта.
Настоящая программа предназначена для изучения обучающимися материала по теории и практике таких игр как русская лапта и настольный теннис. Игры, представленные в данной программе, развивают быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, волю, терпение, настойчивость, а эти качества необходимы выпускникам при социальной адаптации и осознании собственной индивидуальности.
С учетом времени года и климатическими условиями, часть программы, отведенной на лапту, изучается в осеннее-весеннее время, т.к. предполагается проведение занятий на открытой площадке (стадиона). В зимний период обучающиеся заняты изучение настольного тенниса.
Цель программы:
- овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков, участие в играх и в организации самостоятельных занятий.
- привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой.
Задачи:
Образовательные:
- обучение технике и тактике русской лапты и настольного тенниса;
- обучение правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- формировать навыки самостоятельных занятий во время игрового досуга;
- дать необходимые знания в области настольного тенниса и русской лапты.
Развивающие:
- содействие гармоничному физическому и психическому развитию;
- пропаганда здорового образа жизни;
- развивать умение контролировать свое поведение.
Воспитательные:
- воспитание силы воли;
- воспитание коммуникабельности, коллективизма и взаимопомощи.
Методы обучения: объяснение, показ, игровой метод, повторное выполнение упражнений, метод круговой тренировки.
Ожидаемый результат: в конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей; овладение основами техники рассматриваемых видов спорта, умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий; формирование здорового образа жизни обучающихся, уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей; сформировать интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию; участие в общешкольных и районных соревнованиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Срок реализации программы - 1 год.
Возраст занимающихся в кружке – 10-12 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 за год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Сроки реализ. программы | Наименование темы | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | I четв. | Русская лапта | 2 | 7 |
2. | II-III четв. | Настольный теннис | 3 | 14 |
3. | IV четв. | Русская лапта | 1 | 7 |
Всего часов | 6 | 28 | ||
Итого | 34 |
Содержание программы:
Теоретическая часть программы
Правила безопасности. Гигиена мест занятий. Причины травм и их профилактика на занятиях.
Культурно-исторические основы. История зарождения игр.
Лапта. Место и роль народных игр в жизни человека. Влияние народных подвижных игр на развитие двигательных качеств. Правила игры, варианты, требования к технике безопасности во время игры.
Настольный теннис. Физическая культура и спорт в России, состояние и развитие настольного тенниса в России, воспитание волевых качеств спортсмена, профилактика травм, специальные термины.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью. Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием.
Практическая часть программы
Русская лапта: основы техники игры: стойка игрока, техника ударов битой по мячу, перебежки, осаливание, самоосаливание, переосаливание; ловля и передача мяча; выбор биты, удары битой по мячу сверху; комплексные упражнения, комбинации; командные игры и соревнования.
Настольный теннис: правильная хватка ракетки, техника перемещений, тренировка упражнений с мячом и ракеткой; тренировка ударов «накат» справа и слева; изучение подач; свободная игра; игра на счёт; соревнования.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Для реализации рабочей программы по разделу «русская лапта» используются:
- набор мячей (теннисные, резиновые, поролоновые, хоккейные и мячи для метания (150-250 г.) для каждого занимающегося или для пары;
- лапта (бита) для каждого занимающегося или для пары, соответствующая их возрасту;
- веревки для разметки площадок;
- тара (приспособления) для переноски инвентаря;
- флажки для установки на площадке и для судей;
- учебно-методическая литература по русской лапте.
Приложение 1 (история игры)
Приложение 2 (разметка площадки)
Приложение 3 (правила игры)
Для реализации рабочей программы по разделу «настольный теннис» используются:
спортивный инвентарь:
- секундомер электронный
- скакалки
- мячи теннисные
- мячи набивные
- теннисные столы
- учебно-методическая литература по настольному теннису.
Список литературы для учителя:
- Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
- Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
- Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев А.Ю. Русская лапта в школе: Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2000 — 94с.
- Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР, школ высшего спортивного мастерства. — М.: Советский спорт, 2004 — 80с.
- Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
- Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г.
- Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
Список литературы для детей:
- Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988 — 208с.
- Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая лапта. — М.: ФиС, 1961 — 40с.
- Валентинов В. «150 весёлых игр» 2002г.
- Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол. гвардия. 1984. – 126 с.
- Григорьев В.М. Играйте в лапту. – М.: ФиС, 1988 — 32с.
- Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
- Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
- Павлов Н.Г. «300+1» (игры для детей) 2003г.
- Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
Приложение1
Русская лапта: история и этапы развития
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.
Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине.Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. Одной из таких игр является «Лапта»-старинная русская игр. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»...
Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. Норвежские археологи при раскопках находят биты, для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
Действительно, похожие на лапту игры есть у многих народов, они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол также ее «братья и сестры» из других республик: таджикская «тулуфбо-зи», каракалпакская «кошамаран», башкирский «уральский мяч».
В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.
Еще во времена Петра I лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. Начиная с 17-го года 20 века лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта. И напрасно, ведь, как писал Куприн: " Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…»
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.
Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: “… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность”.
И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г. К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах. С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России. И вот уже тринадцать лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях регионах.
Лапта – динамичный вид спорта, считает вице-президент Российской федерации Дмитрий Дорош. И, как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях.
«Вот эту большую русскую игру мы перенесли на ограниченные площади, чтобы можно было играть во дворах, спортзалах, на хоккейных коробках… Это называется мини-лапта. У нее упрощенные правила: чем проще – тем доступнее игра для самых разных категорий игроков, а значит, тем более широкие слои населения могут быть к ней приобщены. В отличие от традиционной русской лапты, которая строится как классический «спорт высоких достижений» и постепенно превращается в профессиональный вид деятельности, мини-лапта призвана статья массовым явлением, способствующим возрождению русских национальных игровых традиций», - говорит Дорош.
Интересно отметить, что среди доступных разновидностей этой игры, помимо мини-лапты, существует пляжная лапта. Более того, именно в Ульяновской области зародился такой достаточно экзотических вид этой игры, как лапта на коньках.
Правила игры постоянно упрощаются, что делает ее более доступной и для понимания зрителями, следовательно, привлекательной для телевидения.
Приложение 2
Размеры поля для игроков с 14 лет и старше – 50-60м х 30-40м, штрафная линия на расстоянии 12-15 м (9-11-й класс).
Для игроков 10-13 лет (5-8-й класс)- 30-40 м х 15-20 м, штрафная – 6-9 м.
Для игроков 9 лет (3-4 класс) – 18х11 (спорт зал), штрафная - дуга радиусом 6 м.
Глубина зон города и кона – 3-5 м. ширина линий - 4-5 см
Приложение 3
Правила игры в русскую лапту
Продолжительность игры
Игра состоит из двух таймов по 30 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними.
Разминка
За 15–30 мин. до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5–10 мин. до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая – левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии «кона».
Жеребьевка. Начало игры
Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.
После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.
Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды встает с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников подающий игрок встает так же у круга подачи.
По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а нападающий – первый удар по мячу.
Подача и удары по мячу
Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над кругом подачи на высоту 1,5–2 м или на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.
Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии, или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начать.
Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку из «пригорода» только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.
В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, такой удар засчитывается, при промахе удар также засчитывается.
В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, удар засчитывается как промах.
Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правами игрока защиты.
Если игрок выполняет подачу с нарушением требований, то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.
В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявке, сохраняя очередность. Пред началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.
Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии «дома». В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно удары по мячу проводятся согласно расстановке игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в «пригороде» находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.
Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию «кона» и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они также получают очко и имеют право на удар, возвращаясь в «дом».
Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.
Возвращение мяча в «дом»
Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в «дом», если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию «дома» между флажками. Обратно из-за линии «дома» мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры.
Перебежки
Каждый игрок нападения, который совершил после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из «пригорода» или площадки подающего за линию «кона» и обратно за линию «дома» и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.
Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в «дом».
Если до пересечения мячом линии «дома» игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из «дома» за линию «кона», может при необходимости остаться там и возвратиться в «дом» после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию «дома» или «кона». Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию «дома» или «кона» и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию «дома» или «кона», а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию «кона» или «дома» по воздуху после финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией «кона», то защитники обязаны доставлять мяч без задержки в «дом» для продолжения игры.
Осаливание
Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля.
С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию «кона» или «дома».
При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.
Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией «дома», имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.
Самоосаливание
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию «дома» или «кона». В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.
Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.
Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в «дом», то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией «кона», при возвращении в «дом» также очков не приносят.
Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию «дома» или «кона» вместе со своими игроками.
Умышленное самоосаливание.
Ловля мяча с лета
Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.
Очки
Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», а также игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом неосаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.
Результат игры
Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.
При равном количестве очков фиксируется ничья.
При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительностью 10 мин., или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин., в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.
Поражение
Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.
Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.
Окончание игры
Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...